Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие социального права и права социального обеспечения. Функции социального обеспечения.




Термином «социальные права» обычно обозначают совокупность определенных прав и свобод человека, обеспечивающих ему достойный уровень жизни и необходимую социальную защищенность. По мнению ученых, под социальным правом понимается признаваемый обществом и государством и закрепленный в нормативно-правовых актах комплект прав и свобод, которым должен обладать каждый человек для обеспече­ния и защиты своих определенных свойств, интересов и возможностей, не­обходимых ему для нормального физического, материального и духовного существования и развития, дня социально достойной жизни и общественно ценной деятельности.

Социальное право имеет своим предметом общественные отноше­ния, складывающиеся между гражданами и государственными органами социальной защиты (социального развития, социального обеспечения) или профсоюзами и представителями государственных органов.

В комплексе общественных отношений социальное право является более широким понятием, чем право социального обеспечения, и преду­сматривает целую систему социальной защиты населения. Социальное право представляет собой совокупность норм, посредством которых госу­дарство проводит свою социальную политику по социальной защите насе­ления [9, 23]. Обширный круг общественных отношений в социальной сфере регулируется нормами социального права. Предметом социального права, по мнению Т.С. Сулимовой, является:

7) правовое регулирование занятости;

8) охраны труда и здоровья населения;

9) социальное обеспечение;

10) социальное страхование и пенсионное обеспечение;

11) правовое регулирование социальной защиты отдельных категорий граждан (военнослужащих, ветеранов, граждан пожилого возраста, инва­лидов, граждан, имеющих детей, женщин и детей, беженцев, вынужденных переселенцев, должностных лиц разных категорий и других), проживаю­щих на территории России и нуждающихся в социальной защите;

12) правовое регулирование формирования и деятельности органов социальной защиты [9].

Социальное право выполняет различные функции, выделение кото­рых необходимо для понимания его специфики и социального назначения.

3. Экономическая функция социального права заключается в воз­действии права на создание средств жизнеобеспечения людей, процессы распределения, потребления, нормы охраны и оплаты труда.

4. Политическая функция заключается в том, что в нормах соци­ального права закреплены основные положения социальной политики го­сударства, что и способствует ее реализации.

5. Организационная функция выражается в сощании системы со­циальных служб социальной защиты населения, организации защиты от безработицы, социального обеспечения, социального страхования, обеспе­чения безопасных условий жизни и благосостояния людей, повышении культуры труда, быта и отдыха.

6. Воспитательная функция социального права заключена в повы­шении культуры взаимоотношений людей в процессе труда и быта, в ува­жении к интересам других, особенно социально неустроенных, в воспита­нии доброты к окружающим, в утверждении принципов терпимости, со­страдания, милосердия в обществе.

 

Право социального обеспечения представляет собой совокупность норм, регулирующих специальным методом общественные отношения, врзникающие в связи с материальным обеспечением в различных формах нуждающихся в социальной поддержке граждан (материальные правоот­ношения), а также связанные с ними отношения процедурного и процессу­ального характера.

Предметом права социального обеспечения являются обществен­ные отношения, возникающие в связи с обеспечением граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсации), а также в связи с предоставлением помощи в натуральной форме (конкретные товары или услуги, предостав­ляемые бесплатно или со скидкой) [3, 4]. Термин «социальное обеспече­ние» в специальной литературе употребляется в различных смыслах:

1) как особая форма распределительных отношений; 2) как функция госу­дарства; 3) как правовая категория, которая в свою очередь может высту­пать в значении субъективного права граждан; 4) как государственная сис­тема и форма материального обеспечения граждан в старости, при потере кормильца, нетрудоспособности и в других случаях; 5) как отрасль права и т.д.

Представляется, что социальное обеспечение можно определить как систему создаваемых государством правовых, экономических и организа­ционных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последст­вий изменения материального и (или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физи­ческих лиц, вследствие наступления обстоятельств, признаваемых госу­дарством социально значимыми (страховые риски) [8, 4].

Социальное обеспечение осуществляется за счет средств, специально предназначенных на эти цели. В зависимости от источника денежных средсгв необходимо различать два вида социального обеспечения:

1) го­сударственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных государственных социаль­ных фондов;

2) негосударственное социальное обеспечение, осуществ­ляемое за счет средств отдельных юридических и (или) физических лиц. В зависимости от порядка формирования денежных средств, государствен­ное социальное обеспечение может осуществляться в различных органи­зационно-правовых формах:

1) государственное социальное страхование, осуществляемое за счет страховых взносов, в размерах и порядке, определенных законода­тельством;

2) государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет бюджетных средств, в том числе государственная социальная помощь малоимущим гражданам, источником которой являются средства феде­рального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, средства местных бюджетов, или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Независимо от источника денежных средств, государственное со­циальное обеспечение может осуществляться в различных видах: 1 ) де­нежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, материальная помощь и т.д.); 2 ) натуральная помощь (одежда, обувь, медикаменты, продукты пи­тания, технические приспособления для инвалидов — слуховые аппараты, костыли, кресло-коляски и тл.); 3) льготы и услуги (содержание в домах- интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное об­служивание на дому и т.д.)

Социальное обеспечение, по мнению Л.Н. Анисимова, на совре­менном этапе можно определить как совокупность отдельных правовых актов, мероприятий и учреждений, целевым назначением которых является поддержание устойчивости имущественного положения определенных слоев населения, их социальная защита от возможных негативных послед­ствий в условиях перехода к рыночным отношениям. Оно представляет собой государственную систему материального обеспечения и обслужива­ния престарелых и нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи. Социальное обеспечение реали­зует конституционное право граждан на материальное обеспечение в ста­рости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца

Как отмечает Е.Е. Мачульская, сущность социального обеспечения наиболее зримо проявляется в его функциях:

1) Экономическая функция социального обеспечения заключается в полном или частичном замещении заработной платы для лиц, оказав­шихся по не зависящих от них причинам в трудном материальном положе­нии. и выражается а оказании им определенной денежной или натуральной помощи. Гарантированными финансовыми источниками для выполнения этой функции являются государственные внебюджетные фонды: пенсионный, занятости, обязательного мед. страхования, социального страхования, социальной поддержки.

2) Политическая функция способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, связанной с различным уровнем жизни разных слоев населения, улучшению социального климата.

3) Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения.

4) Социально-реабилитационная функция социальною обеспече­ния направлена на восстановление общественного cтатуca как нетрудоспособных, так и категории социально-неадаптированных граждан.

 

 

17. Характеристика и соотношение понятий «социальная защита», «социальное обеспечение», «социальная поддержка», «социальное страхование», «социальное обслуживание», «социальная политика»

По мнению профессора А.С. Сорвиной. под системой социальной защиты населения понимается «совокупность законодательно установ­ленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, соци­альных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и соз­дающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного суще­ствования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых».

Система социальной защиты населения дает долговременную защи­щенность населения и позволяет гражданам получить право на гарантированный доход в случае инвалидности, болезни, безработицы, а также в cтарости, тем самым, представляя собой неотъемлемую черту современной экономики.

В широком смысле система социальной защиты населения пред­ставляет собой многогранную систему взаимосвязанных с законодатель­ными. исполнительными решениями разных уровней власти, экономиче­ских, правовых и социальных гарантий, при которых соблюдены важ­нейшие социально-экономи-ческие права каждого человека, достижение им социально-приемлемого уровня жизни, а также система органов, уч­реждений, институтов и социальных служб, обеспечивающих их осуще­ствление.

В узком смысле социальная защита (или по-другому социальная помощь или социальная поддержка) рассматривается как система гаран­тированных постоянных и долговременных экономических, социальных, правовых услуг, а также реализующих их государственных и негосударст­венных структур по осуществлению поддержки наиболее незащищенных групп населения, предоставления социальных услуг и помощи, которые способствуют определенной гармонизации общества [2, 76]. Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий, внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказа­ния адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.

В социальной защите нуж дается все население. Меры, рассчитанные на зашшу всех членов общества, призваны обеспечить принципы социаль­ной справедливости, безопасности людей, а также социальные гарантии в области здравоохранения, образования, культурного обслуживания, защи­ту денежных доходов от инфляции, неприкосновенность жизни и жилища, право на труд, на своевременное получение заработной платы не ниже га­рантированного минимума и др.

Система социальной защиты населения должна быть ориентиро­вана на широкие слои населения, но ее реальное осуществление по отно шснию к различным социальным слоям и группам является дифференци­рованным. Здоровым, трудоспособным, активным членам общества, она должна помогать получать равные возможности в области образования, получения профессии, включения в систему социально-трудовых отноше­ний, бизнеса. А нетрудоспособным и социально уязвимым слоям и груп­пам населения (инвалидам, детям, неполным семьям и др.) — оказ ыват ь комплекс услуг (в зависимости от социальных проблем) за счет государст­ва, гарантировать получение установленных законом льгот и пособий, то есть обеспечить необходимые условия для жизнедеятельности.

Система социальной защиты населения включает в себя соци­альное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь). Осуществляется она за счет федерального и местного бюдже­тов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных