ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся в учебно-воспитательной работе.Все предметы учебного плана средней общеобразовательной школы обладают профориентационным потенциалом. В ходе их изучения при условии применения педагогами развивающих личностно ориентированных образовательных технологий развиваются профессионально значимые склонности, способности, интересы учащихся, раскрываются политехнические основы выбора и получения профессии. Средствами профессиональной ориентации школьников выступают изучение научных основ производства и формирование практических умений и навыков на уроках и факультативах естественно-математического цикла. Например, целенаправленное формирование расчетно-вычислительных, контрольно-измерительных, общетрудовых, конструктивно-экспериментальных и других умений, развитие технического мышления на практических и лабораторных занятиях будет способствовать сознательному и обоснованному выбору профессии финансово-экономического профиля, в сфере машиностроения или транспорта. Умения и навыки в области биологии и других естественнонаучных дисциплин могут использоваться школьниками в сельскохозяйственном труде или труде в сфере общественного питания. Наибольшими возможностями для практической подготовки к выбору профессии располагает трудовое обучение, в ходе которого учащиеся получают информацию и овладевают первоначальными трудовыми операциями по разным профессиям и специальностям. Логическим продолжением профориентационных возможностей учебного процесса является внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Наиболее распространенными ее формами являются кружки (предметные, межпредметные, тематические, теоретического или прикладного направления, художественного или технического творчества), научно-технические клубы, малые академии, ученические конструкторские бюро и др. Так, в ходе кружковых занятий учащиеся готовят рефераты, конструируют и собирают приборы и оборудование, чертят схемы, изготавливают модели, выполняют заказы промышленных или сельскохозяйственных предприятий. В качестве эффективных форм профессиональной ориентации школьников зарекомендовали себя смотры талантов, конкурсы профессионального мастерства и творчества, олимпиады, турниры смекалистых, выставки технического творчества или результатов трудового обучения. Профессиональному самоопределению учащихся содействует приобщение учащихся к традициям трудовых и творческих коллективов через совместные производственные дела, субботники, экскурсии, спортивные соревнования, туристические подходы и т. п. Многообразие занятий по интересам и трудовых дел позволит выявить и развить познавательные и профессиональные склонности, воспитать трудолюбие и творческое отношение к труду, развить техническое мышление, сформировать качества и умения будущих рационализаторов, изобретателей, исследователей. Во многих учреждениях образования оформляются уголки профориентации. В них подобраны разнообразные материалы, плакаты, альбомы, подготовлены монтажи, мультимедийные презентации профориентационного характера. Организуются выставки лучших работ участников конкурса о любимой профессии «Все о профессиях»; оформляются стенды «Куда пойти учиться» или «Куда пойти работать»; вывешиваются рекомендательные списки литературы и т. д. Практическая подготовка школьников к выбору профессии осуществляется во внеурочной деятельности учащихся (трудовой, игровой, организаторской, природоохранной, конструкторской, художественно-исполнительской и др.). Основными видами собственно трудовой деятельности школьников являются учебный (умственный и физический) труд, труд по самообслуживанию, общественно полезный труд, производительный труд. В этих видах трудовой деятельности при правильной их педагогической инструментовке (рис. 63) воспитываются положительное отношение к труду, трудолюбие, ответственность, стремление качественно выполнить трудовые действия, целеустремленность, предприимчивость, деловитость, творческий подход к трудовой деятельности, уважение к людям труда, бережливое отношение к результатам труда, взаимопомощь, коллективизм, умение организовать индивидуальную и совместную работу, навыки соблюдения техники безопасности и другие свойства личности.
Рис. 63. Технология (этапы) организации трудовой деятельности школьников
По мнению исследователей, в современной школе должна быть такая трудовая деятельность, которая развивала бы не только трудовые и физические, но и интеллектуальные, социальные, коммуникативные, эстетические и другие способности детей. Например, на базе школы могут осуществляться различные технические, природоохранные, производственные программы, программы восстановления и сохранения историко-культурных памятников, сохранения народных ремесел и промыслов, программы милосердия и благотворительности и т. п. Необходимы трудовые дела, связанные с заботой о людях, с облагораживанием условий жизни школы, ее ближайших районов. Важное направление профориентационной работы школы — координация деятельности и взаимодействие с центрами занятости и профориентации, с шефствующими предприятиями, внешкольными учреждениями, общественностью, а также с родителями учащимся. Нетрудно заметить, что экономическое, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся осуществляются в педагогическом процессе в единстве и взаимосвязи друг с другом.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Раскройте сущность понятий «экономической воспитание», «экономическая культура личности». Назовите цель и сформулируйте задачи экономического воспитания учащихся. 2. Определите понятие «экономическая позиция». Каковы показатели сформированности экономической позиции учащихся? 3. Охарактеризуйте пути, содержание и методы формирования экономической позиции учащихся с учетом их возрастных особенностей. 4. Установите взаимосвязь понятий «профессиональная ориентация» и «профессиональное самоопределение» учащихся. Назовите внутренние и внешние факторы профессионального самоопределения личности. 5. В чем заключается системный подход к профессиональной ориентации школьников? Охарактеризуйте ее этапы. 6. Каковы профориентационные возможности процесса обучения в школе? 7. Охарактеризуйте формы внеклассной и внешкольной воспитательной работы, содействующие профессиональному самоопределению школьников.
Рекомендуемая литература
1.Ботько А. В. Экономическое воспитание школьников в условиях развития рыночной экономики: методическое пособие: в 2-х ч. Ч. 1. — Гродно: УО «Гродненский ОИПК и ПРР и СО», 2003. — 94 с. 2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 30.12.2006 г. № 8/15613) // Зборнік нарматыўных дакументаў МА Рэспублікі Беларусь. — 2007. — № 2. — С. 9—40. 3. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. — М.: Прометей; Юрайт, 1999. — С. 283—287; 306—320. 4. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика / [под ред. В. А. Сластенина]. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 315—320. 5.Степаненков Н. К. Педагогика школы: учеб. пособие. — Минск: Адукацыя і выхаванне, 2007. — С. 284—305. 6. Харламов И. Ф. Педагогика. — Минск: Універсітэцкае, 2000. — С. 400—416.
Глоссарий Экономическое воспитание — целенаправленное взаимодействие педагога и воспитанников, направленное на овладение экономическими знаниями, умениями, навыками, на формирование экономических убеждений и качеств личности. Экономическая позиция личности — система отношений личности к социально-экономическим процессам, экономическим институтам общества, а также к разным видам экономической деятельности и к себе как субъекту экономических отношений (гражданину, потребителю, налогоплательщику и т. д.) и деятельности. Экономическую позицию составляют взгляды, представления, убеждения, установки личности, в которых проявляется ее отношение к экономической стороне действительности. Профессиональная ориентация — система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. Профессиональное просвещение — получение учащимся информации об отраслях народного хозяйства и о мире профессий, ознакомление с социально-экономическими и психологическими аспектами выбора профессии. Профессиональное самоопределение — процесс становления личности как субъекта трудовой и профессиональной деятельности, важнейшим этапом которого является выбор профессии.
Тема 21 Формирование экологической культуры и здорового образа жизни
Умеренность — союзник природы и страж здоровья. Абуль-Фарадж
Требования к компетентности по теме знать и уметь раскрывать сущность понятий «экологическая культура личности», знать и уметь охарактеризовать ее структурные компоненты, взаимосвязи между ними; знать и уметь обосновать приоритетность экологического воспитания, его цель, задачи, педагогические условия и пути осуществления; знать и уметь охарактеризовать технологии формирования экологической культуры школьников, уметь раскрывать возрастные особенности этого направления воспитательной работы; знать и уметь раскрывать содержание понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «валеологическая культура»; уметь обосновать пути и педагогические условия формирования здорового образа жизни; знать и уметь характеризовать основные направления и средства формирования здорового образа жизни школьников.
Основные вопросы
1. Экологическая культура личности: сущность, структура. 2. Технологии, возрастные особенности воспитания экологической культуры школьников. 3. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности. 4. Основные направления работы школы по формированию у учащихся здорового образа жизни.
1. Экологическая культура личности: сущность, структура Экологическое воспитание школьников является в настоящее время одним из приоритетных направлений воспитательной работы с детьми и учащейся молодежью. Это обусловлено тем, что на современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком переросли в глобальную экологическую проблему. Экология (от греч. oikos — дом, жилище; 1оgos — наука) — комплекс наук, исследующих различные аспекты отношений живых организмов и условий среды. Воспитание экологической культуры (экологическое воспитание) — это целенаправленная работа педагогов по формированию у школьников системы знаний о природе и о правилах взаимодействия с ней, созданию условий для осознания учащимися ценности природы для общества и человека, стимулированию, мотивации и организации экологической (природоохранной) деятельности учащихся, овладению ими опытом эмоционально-волевого, нравственно-эстетического отношения к природе. Цель экологического воспитания — экологическая культура личности. Экологическая культура личности — уровень сформированности системы научных знаний о взаимодействии человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил; нравственно-эстетического отношения к природе; умений и навыков по изучению природы и ее охране. В структуре экологической культуры выделяют (А. Н. Захлебный, Б. Т. Лихачев и другие): систему экологических знаний; экологическое сознание, ценностное отношение к природе; опыт (умения, навыки) экологической деятельности (рис. 64). Рис. 64. Структура экологической культуры личности
Экологические знания являются содержательно-смысловой основой экологической культуры. Их усвоение предполагает не только информирование учащихся о проблемах экологии, но и осознания ими самих себя как носителей экологических норм и ценностей. В системе современных экологических знаний реализуются следующие ключевые экологические идеи: целостность природы в биосфере и взаимосвязь всех ее компонентов; многообразие видов в природе и необходимость их охраны; зависимость здоровья человека от действия факторов окружающей среды; природа как фактор нравственно-эстетического развития личности. Экологическое сознание порождает установку личности на сохранение природной среды как условия благополучия будущих поколений. Экологические ценности, заключающиеся в эстетическом, познавательном, этическом и практическом отношении к природе, влияют на поведение личности. Ценностное отношение к природе означает осмысление личностью экологических проблем и готовность включиться в различные практические действия по сбережению и сохранению природной среды. Экологическая деятельность способствует осознанию школьниками своих возможностей по сохранению природы. Эта деятельность не только актуализирует имеющиеся у них экологические знания, но и вызывает потребность в приобретении новых. В соответствии со структурой экологической культуры личности определяются задачи воспитательной работы по ее формированию: помощь учащимся в усвоении системы знаний о природных явлениях и процессах, осознании последствий воздействия человека и общества на окружающую среду и свою жизнедеятельность; формирование ценностных ориентаций экологического характера, гуманного, ответственного отношения к природе; формирование готовности к природоохранной деятельности и соответствующих умений. В качестве условий воспитания экологической культуры школьников в теории воспитания выделены: сочетание разных форм, методов, средств экологического образования; повышение экологической культуры педагогов и родителей; практическая деятельность учащихся по охране природы; взаимодействие учреждений образования с предприятиями, научными учреждениями и общественными организациями, субъектами природоохранной деятельности; непрерывность экологического образования и воспитания. Определены также пути формирования экологической культуры: экологизация учебных предметов, факультативные занятия, внеклассное и внешкольное воспитание. Основными критериями сформированности экологической культуры учащихся являются: наличие представлений о взаимодействии в системе «человек — общество — природа», знаний о природе родного края, локальных, региональных и глобальных экономических проблемах; ответственность за сохранение природного окружения, соблюдение норм экологически безопасного поведения; участие в разнообразных видах деятельности в области природоиспользования и охраны окружающей среды.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|