ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Технологии, возрастные особенности воспитания экологической культуры школьников
Воспитание экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности учащихся. Экологическое сознание школьников формируется на уроках природоведения, биологии, географии, физики, химии, истории, литературы, трудового обучения и др. Вместе с тем воспитание экологической культуры учащихся невозможно без их участия в общественно полезной деятельности по изучению и охране природы. Эта деятельность организуется в разных формах (рис. 65, с. 155). Воспитание экологической культуры у младших школьников основано на «этике очеловечивания» природы. Занятия с детьми предполагают освоение простых нравственно-экологических правил и норм. В ходе этих занятий вводятся простые экологические понятия о природных взаимосвязях, взаимозависимости природы и жизни людей, о равноценности всех элементов природных систем, о социальных мотивах отношения человека к природе. Младшие школьники овладевают знаниями об окружающем мире, у них формируются научно-познавательное и эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде.
Рис. 65. Формы организации экологической деятельности учащихся
Для учащихся подросткового возраста характерно использование знаний экологического характера, формирование опыта социального взаимодействия и ответственного отношения к окружающей среде во всех видах деятельности. Воспитание экологической культуры в данном возрасте видоизменяется в связи с тем, что, во-первых, подростки способны осознавать личную ответственность за последствия своих действий по отношению к окружающей среде, во-вторых, они уже не удовлетворяются только эстетической радостью от общения с природой. Учащиеся включаются в такие формы организации экологической (природоохранной) деятельности, как экспедиции, походы, экскурсии, акции, практикумы, кружки, клубы и др. Педагогам при этом следует избегать преобладания форм экологического просвещения подростков. Эффективными формами воспитания этого направления являются конкретные коллективные дела, в ходе которых подростки осознают полезность результатов своей деятельности. К концу подросткового возраста учащиеся должны уметь озеленять участки, в пределах возможного уничтожать или правильно использовать бытовые, производственные отходы, очистить участок леса, луга, водоема от загрязнения, экологически грамотно вести себя в природе, на производстве, дома, в школе, действовать в тех случаях, когда ими замечены признаки экологической беды и т. д. Старшеклассники систематизируют знания о природе, об экологических проблемах индустриального и постиндустриального общества, реализуя эти знания в общественно полезной деятельности и профессиональной подготовке. Одновременно получают дальнейшее развитие их ценностные ориентации, определяющие отношение к природе. Формирование экологической культуры старшеклассников осуществляется как в учебно-воспитательном процессе, так и в ходе изучения курсов по выбору экологической направленности. Воспитание экологической культуры взаимосвязано с воспитанием культуры безопасной жизнедеятельности, которая характеризует степень усвоения учащимися правил безопасного поведения в обществе, сформированности умений выполнять нормы и правила поведения в социальной и природной среде, неприятия поведения, характеризующегося несоблюдением правил безопасности. Содержание воспитательной работы по формированию культуры безопасной жизнедеятельности включает: приобщение учащихся к соблюдению правил безопасности, приобретение ими знаний и навыков действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Важное значение имеет педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, созданных для выполнения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также практическая деятельность учащихся по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|