Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






у учащихся здорового образа жизни




 

Основными направлениями работы общеобразовательных учреждений по сохранению, укреплению здоровья учащихся и формированию здорового образа жизни являются учебно-воспитательная, диагностическая, профилактическая, коррекционная работа (рис. 67).

Одним из традиционных направлений (средств) воспитательной работы школы по укреплению здоровья детей являются занятия физическими упражнениями. Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания. К ним относятся гимнастика, игры, туризм, спорт.

Различают гимнастику основную, гигиеническую, спортивную, художественную, производственную, лечебную. В соответствии с учебной программой по физической культуре учащиеся занимаются преимущественно основной гимнастикой (построения и перестроения, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (мячами, палками, скакалками, флажками), лазание и перелезание, равновесие, ходьба, бег, прыжки, метание, элементарные акробатические упражнения).

В игре развиваются физические силы ребенка, а также сообразительность, находчивость, инициатива. Удовлетворяя естественную тягу детей и подростков к двигательной деятельности, игры вызывают коллективные переживания, радость совместных усилий, содействуют укреплению дружбы. В начальных классах школы в основном проводятся подвижные игры, в средних и старших — спортивные.

 

Рис. 67. Основные направления работы общеобразовательных учреждений
по формированию здорового образа жизни

Туризм — это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, природными, историческими и культурными памятниками нашей страны. В туристских мероприятиях школьники приобретают физическую закалку, выносливость, прикладные навыки ориентирования и передвижения в усложненной обстановке, опыт коллективной жизни и деятельности, руководства и подчинения, на практике усваивают нормы ответственного отношения к природной среде. Школьные туристские отряды участвуют в походах, соревнованиях, слетах. Во время походов проводится воспитательная работа по охране природы.

В отличие от физической культуры спорт всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений. Для выявления спортивно-технических результатов и определения победителей проводятся соревнования.

В совокупности средств формирования здорового образа жизни школьников особая роль принадлежит естественным силам природы (солнце, воздух, вода), а также гигиеническим факторам. В едином комплексе с физическими упражнениями они усиливают оздоровительное воздействие на учащихся. Солнечные лучи, воздух, вода должны быть по возможности неотъемлемым компонентом всех видов двигательной деятельности и действенным фактором специально организованных процедур солнечных и воздушных ванн, обтираний, обливаний.

Воспитание валеологической культуры предполагает гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна, строгое соблюдение ряда санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к строительству, реконструкции, благоустройству и содержанию школьных зданий, спортивных залов, рекреационных и вспомогательных помещений (оптимальная площадь, световой и тепловой режим, регулярное проветривание, влажная уборка).

Школьникам в свою очередь необходимо выполнять некоторые нормы и правила, связанные с гигиеной быта и спортивных занятий. Сюда относятся уход за телом, горячее питание и полноценный сон, наличие спортивной обуви и одежды.

Нормативной основой жизни и деятельности учащихся является режим дня, который приводит затраты учебного, внеучебного и свободного времени в соответствие с гигиеническими нормами, определяет строгий распорядок и целесообразное чередование труда и отдыха. Тщательно составленный и систематически выполняемый режим дня помогает сохранить баланс между расходом и восстановлением затраченных сил, укрепляет здоровье, создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает аккуратность, точность, организованность, дисциплинированность, чувство времени, побуждает к самоконтролю.

Режим дня дифференцируется в зависимости от состояния здоровья, уровня работоспособности, конкретных условий жизни и индивидуальных особенностей учащихся. Общими для всех учащихся должны быть такие режимные моменты, как утренняя гимнастика, туалет, учебные занятия в школе, обед, послеобеденный отдых, приготовление домашних заданий, общественная работа, пребывание на свежем воздухе, спорт, занятия по интересам, умеренное посещение зрелищных мероприятий, ужин, вечерняя прогулка, подготовка ко сну.

Очевидно, что формирование здорового образа жизни, валеологической культуры учащихся не может осуществляться без активной поддержки и помощи родителей.

Основными формами воспитания культуры здорового образа жизни в школе являются уроки физической культуры, гимнастика до занятий, физкультминутки, организованное проведение перемен, а также формы внеклассной воспитательной работы. В системе внеклассной воспитательной работы школы осуществляются санитарно-гигиеническое просвещение (лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактика вредных привычек, тематические информационные стенды, выставки рисунков и плакатов, лекторские группы, дни и недели здоровья, конкурсы, праздники), формирование соответствующих умений и навыков (здорового питания, закаливания, самооздоровления); внутришкольные проекты по тематике здоровьесбережения; организация и проведение спортивно-массовых мероприятий, подвижных перемен для учащихся начальной школы; спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах спорта; использование естественных сил природы для укрепления здоровья учащихся.

В инновационной педагогической практике реализуются модели школ здоровья, цель которых — защита здоровья детей, формирование у них умений и навыков здорового образа жизни. Применяются также методы лечебной педагогики: разъяснение, убеждение, психическая саморегуляция, изотерапия, ландшафтотерапия, игровая терапия; «психологические» паузы лечебно-профилактического характера на уроках в форме точечного массажа, упражнений по развитию мелкой моторики рук, упражнений по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, органов дыхания, зрения, опорно-двигательной системы; создание ситуаций успеха, сообщение детям валеологических знаний и др.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Докажите, что экологическое воспитание — одно из приоритетных направлений воспитательной работы с детьми и учащейся молодежью. Каковы цель и задачи экологического воспитания в общеобразовательной школе?

2. Раскройте сущность понятия «экологическая культура личности». Охарактеризуйте ее структурные компоненты.

3. Назовите формы и методы воспитания экологической культуры учащихся, которые применяются в педагогической практике.

4. Раскройте особенности экологического воспитания учащихся разного возраста.

5. Определите понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «валеологическая культура». Какие пути и условия формирования здорового образа жизни выявлены в педагогике?

6. Охарактеризуйте основные направления и средства работы школы по формированию здорового образа жизни учащихся.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 30.12.2006 г. № 8/15613) // Зборнік нарматыўных дакументаў МА Рэспублікі Беларусь. — 2007. — № 2. — С. 9—40.

2. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. — М.: Прометей; Юрайт, 1999. — С. 287—291; 355—362; 367—371.

3. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — С. 246—269.

4. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика / [под ред. В. А. Сластенина]. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 314—315; 322—323; 325—328.

5. Степаненков Н. К. Педагогика школы: учеб. пособие. — Минск: Адукацыя і выхаванне, 2007. — С. 329—360.

6. Харламов И. Ф.Педагогика. — Минск: Універсітэцкае, 2000. — С. 445—453.

 

Глоссарий

Экологическая культура личности — компонент культуры личности, уровень сформированности системы научных знаний о взаимодействии человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил; нравственного и эстетического отношения к природе; умений и навыков по изучению природы и ее охране.

Культура безопасной жизнедеятельности — степень усвоения учащимися правил безопасного поведения в обществе, уровень сформированности умений выполнять нормы и правила поведения в социальной и природной среде, неприятия поведения, характеризующегося несоблюдением правил безопасности.

Здоровье детей — состояние их организма, характеризующееся уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Здоровый образ жизни — такой способ жизнедеятельности, который дает возможность человеку эффективно выполнять профессиональные, общественные, семейные и бытовые функции в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность его усилий в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Валеологическая культура личности –— компонент культуры личности, уровень сформированности здорового образа жизни, выражающийся в ценностном отношении к своему здоровью и здоровью окружающих, в знании средств поддержания и совершенствования физической формы, потребности в разумной физической активности как основы умственного, нравственного, эстетического развития, в сформированности умений и навыков сохранения, укрепления здоровья, навыков личной гигиены.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных