Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конституция Республики Беларусь о форме государственного правления и территориального устройства страны.




В данный момент в Республике Беларусь действует Кон­ституция от 15 марта 1994 г. с изменениями и дополнения­ми, принятыми на республиканских референдумах 24 но­ября 1996 года и 17 октября 2004 года. На референдуме 1996 г. за Конституцию проголосовало более 5 млн граж­дан Беларуси. В Беларуси было принято пять Конституций: 1919, 1927, 1937, 1978 гг. - они принимались не народом, а законодательными органами.

Конституция (Основной закон) — это приведенная в единую научную систему совокупность юридических норм, выражающих волю народа, наделенных высшей юридиче­ской силой, закрепляющих устои общества, государства, правовой статус человека и гражданина. По своему содер­жанию, назначению и юридической силе Конституция отличается от всех нормативных актов. Это основной по­литический, юридический документ государства и обще­ства — это Основной закон.

Юридические свойства Конституции: 1) основной за­кон страны; 2) обладает высшей юридической силой; 3) ядро правовой системы государства; 4) определяет сте­пень важности других юридических актов. Назначение Кон­ституции — определяет весь уклад политического обще­ственного строя, органов государства, формы власти и их взаи­модействие, развитие демократических процессов. Она опре­деляет правовой порядок функционирования общества, го­сударства и роль граждан в этом процессе.

Основные функции Конституции: учредительная — за­крепляет определенные устои общества; систематизирую­щая — определяет систему государственных органов, норм права и других государственно-правовых институтов; по­литическая — определяет внутреннюю и внешнюю поли­тику государства; охранительная — защищает интересы государства, права граждан, основы общественного строя; социальная — воздействует на структуру общества, обще­ственный порядок; идеологическая — закрепляет основ­ные идеи; формирования государственных органов, демо­кратические формы правления, многопартийность, плю­рализм и др.; экономическая — определяет формы собст­венности, экономические, финансовые формы хозяйст­вования; воспитательная — влияние на формирование взглядов и поведение граждан и должностных лиц.

Конституция Республики Беларусь состоит из преамбу­лы, 9 разделов, 8 глав, 146 статей. Преамбула закрепляет основы Конституции, ее юридическую силу как Основно­го закона; цели ее принятия.

Раздел 1. Основы конституционного строя. Этот раздел определяет внешнюю и внутреннюю политику государст­ва, принципы народовластия, правовой режим собствен­ности, язык, символику государства.

Раздел 2. Личность, общество, государство. Определен правовым статусом гражданина.

Раздел 3. Избирательная система. Референдум.

Раздел 4. Президент, Парламент, Правительство, суд. Государственная власть осуществляется на основе разде­ления властей: законодательной, исполнительной и судеб­ной.

Раздел 5. Местное управление и самоуправление. Мест­ное управление и самоуправление состоит из следующих субъектов: Советов депутатов, местной администрации (т.е. исполнительной власти на местах), органов территориаль­ного общественного самоуправления. Раздел 6. Прокуратура, Комитет государственного кон­троля. Деятельность прокуратуры, которая осуществляет надзор за соблюдением законности в целях обеспечения прав и свобод граждан, интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций.

Раздел 7. Финансово-кредитная система Республики Бе­ларусь. Описывает бюджетную и банковскую системы, а также финансовые средства внебюджетных фондов, орга­низаций и граждан.

Раздел 8. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения. Разделы 1, 2, 4, 8 могут быть изменены только путем референдума.

Раздел 9. Заключительные и переходные положения от­ражают порядок вступления в силу Конституции после вне­сения изменений и дополнений в 1996 г.

39. Политическое поведение: основные характеристики и типология.

Политическое поведение — это совокупность реакций социальных общностей, личностей на деятельность поли­тической системы. Под политическим поведением также понимается совокупность действий различных субъектов (акторов), реализующих свои внутренние установки и ста­тусные позиции. Политическое поведение можно подраз­делить на политическое участие и абсентеизм.

Политическое участие рассматривается как вовлечен­ность членов определенной общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиоз­ной или другой основе в процесс политико-властных от­ношений.

Участие в политике — это конкретные практические действия, включенность индивида в политическую жизнь. Причем, речь идет о целенаправленных действиях, созна­тельно совершаемых. Например, сознательно спланирован­ный поход на митинг расценивается как политическое участие, а случайное появление там — не относится к уча­стию.

Политическое участие выражается в двух основных фор­мах: прямой (непосредственной); опосредованной (предста­вительной).

Прямое участие характерно для небольших политиче­ских общин, для местного самоуправления, референду­мов, собраний, когда граждане непосредственно прини­мают участие в решении государственных и общественных дел. При опосредованном участии граждане выбирают своих представителей для осуществления политической власти.

Английский ученый А. Марш предложил следующую классификацию типов политического участия:

· ортодоксальное, обеспечивающее стабильность, ус­тойчивость политической системы;

· неортодоксальное — несанкционированные действия, связанные с выражением требований или направленные против политической системы (протестное поведение);

· политические преступления — деятельность, связан­ная с использованием нелегитимного насилия (захват за­ложников, убийства, похищения, войны, революции, са­ботаж и др.). Политическое участие подразделяют также на автоном­ное (свободная добровольная деятельность инвалидов) и мобилизационное (имеет принудительный характер, стиму­лами становятся страх, принуждение).

Особое значение для государства имеют протестные формы политического участия граждан. Политический про­тест - это проявление негативного отношения к полити­ческой системе в целом, ее нормам, ценностям; негатив­ное воздействие индивида (группы) на сложившуюся си­туацию или конкретные действия властей.

К протестным формам относятся митинги, демонстра­ции, шествия. Факторами недовольства могут быть эконо­мический спад, рост налогов и цен, утрата привычного социального статуса.

В любом государстве политический протест протекает в конвенциональных (разрешенных властями) акциях и некон­венциональных формах (запрещенных действиях). Крайней формой неконвенционального протеста является полити­ческий терроризм, цель которого убийства, провоцирова­ние взрывной ситуации в стране, захват заложников. Ядро террористических организаций составляют лица в возрасте от 20 до 30 лет, зачастую с завышенными притязаниями, агрессивные, обвиняющие других в собственных неудачах.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных