Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






По способу регулирования




1. Жесткофиксированные (твердые, назначаемые) — государство закрепляет законодательно. Затратный прин­цип расчета (сумма затрат на производство и обращение единицы продукции + нормативная прибыль или «—» го­сударственная ценовая дотация).

2. Регулируемые — косвенное воздействие государства на спрос и предложение через установление: а) верхнего или нижнего предела (товарный дефицит); б) предельно­го уровня рентабельности для предприятий-монополистов.

3. Договорные — особый раздел контракта (диапазон цен и их изменений).

4. Свободные (рыночные) — либерализация, переход от жестких цен, отсутствие государственного вмешательства.

Цена является важнейшим критерием принятия по­требительских решений и традиционным элементом кон­курентной среды. Исходя из экономической политики го­сударства, можно сформулировать основные цели государ­ственного регулирования цен:

■ контроль уровня инфляции;

■ ограничение деятельности предприятий-монополистов;

■ содействие формированию конкурентной среды;

■ создание социально ориентированной системы ценово­го регулирования применительно к товарам и услугам первой необходимости. Меры воздействия государства на вопросы ценообразо­вания могут быть различными. Традиционно выделяют две формы государственного вмешательства: прямое и кос­венное.

К методам прямого регулирования цен относят: общее замораживание цен; установление фиксированных цен и тарифов; установление предельного уровня цен; регламен­тацию уровня рентабельности; установление нормативов для определения цен; декларирование цен; установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.

К косвенным методам относят: налогообложение; ре­гулирование денежного обращения; регулирование уров­ня минимальной заработной платы; кредитную полити­ку; регулирование государственных расходов; установле­ние норм амортизации.

На федеральном уровне осуществляется регулирование цен и тарифов: в электроэнергетике; в газораспредели­тельной сети; на железнодорожном транспорте; на основ­ные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей; на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством.

Органами исполнительной власти субъектов РФ и орга­нами местного самоуправления осуществляется регулирова­ние цен и тарифов на продукцию, товары и услуги локаль­ных, то есть местных естественных монополий, таких как: электро- и теплоэнергия, отпускаемые региональными энергоснабжающими предприятиями; газ природный и сжижен­ный, реализуемый населению; перевозка пассажиров и ба­гажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщениях; услуги водоснабжения и кана­лизации; услуги почтовой и электрической связи; по утвер­жденному перечню торговые надбавки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

В Законе «О защите конкуренции» Федеральная анти­монопольная служба (ФАС) наделяется правом отменять необоснованные тарифы. Понятийный аппарат в законе существенно обновлен. Так, доминирующей на рынке при­знается компания, доля товара которой на рынке превы­шает 50%, за исключением случаев, когда хозяйствующий субъект докажет обратное. Доминирующим считает­ся положение каждой из 3 компаний, если их доли на рынке превышают 50% (кроме случая, когда доля хотя бы одной из них менее 5%), каждой из 5 компаний, «зах­вативших» более 70% рынка.

Доминирующим признается положение субъекта есте­ственной монополии. Однако вопреки мировой практике ФАС решила отказаться от уголовных наказаний, введя взамен довольно жесткие оборотные штрафы: до 2% от оборота — за доминирование; от 1 до 4% — за согласо­ванные действия (картельный сговор).

II. Функция денег как средства обращения — день­ги являются посредником обмена, где стоимость прохо­дит два превращения: продажу и покупку.

Особенности функции: ее выполняют реальные день­ги. Движение товаров является исходным, а движение денег — производным; деньги выступают как мимолет­ный посредник, и поэтому данную функцию могут вы­полнять неполноценные деньги (знаки стоимости).

Эта функция позволяет преодолеть индивидуальные, временные, пространственные границы непосредственно­го обмена товара на товар. В то же время разрыв акта купли-продажи закладывает первую возможность эко­номических кризисов. Деньги обслуживают различные формы капитала, и их обращение можно представить как Д—Т—Д в отличие от обращения при простом товарном производстве Т—Д—Т.

Процесс товарного обращения порождает потребность в деньгах как средстве обращения. Деньги выступают посредниками обмена товаров (Т—Д—Т). Внутренне еди­ный акт товарного обмена (Т—Д) распадается на два внеш­не самостоятельных акта: продажа (Т—Д) и купля (Д—Т). Эти акты разделены во времени и пространстве, что обус­ловливает возможность самостоятельного движения де­нег и товаров. Здесь заложена возможность разрыва куп­ли и продажи. Собственник товара, продав его, не обя­зан сразу же покупать другой товар. Получив за свой товар деньги, он может их придержать у себя, купить товар в другом месте. Но если товаропроизводитель не купит товар, значит, собственник последнего не сможет его реализовать.

Обособление двух дополняющих друг друга актов то­варного обращения заключает в себе формальную возмож­ность экономических кризисов, ведет к дальнейшему уг­лублению противоречий товарного производства.

Деньги, выполняя функции средства обращения, вы­ражают цену товаров. При этом деньги переносят товар из рук продавца в руки покупателя, а сами в то же время удаляются из рук покупателя в руки продавца с тем, что­бы повторить этот процесс с другими товарами.

Эмиссия денег (от лат. emissio — выпуск) — выпуск в обращение денежных знаков во всех формах. Эмиссион­ная система — составная часть денежной системы, зако­нодательно установленный порядок выпуска в обращение денежных знаков. Основа эмиссии — эмиссионное право, которое имеет двоякое значение:

а) это совокупность правовых норм, определяющих по­рядок эмиссии;

б) это предельный размер выпуска денежных знаков, установленный на определенный период.

Основа каждого конкретного случая эмиссии — эмис­сионное разрешение. Это документ, дающий право под­креплять оборотную кассу расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка (ЦБ).

В коммерческих банках создаются не оборотные, а опе­рационные кассы. Их обслуживают РКЦ по договору с банком, по операционной кассе также устанавливается ли­мит остатка по согласованию с ГУ ЦБ.

Правовая основа выпуска наличных денег в обраще­ние — Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Цен­тральном банке РФ (Банке России)».

В соответствии со ст. 29 настоящего Закона «эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исклю­чительно Банком России».

Эмиссия имеет и безналичную форму — это депозит­ная (кредитная) эмиссия, которая осуществляется через кредитование ЦБ коммерческих банков под залог векселей, под залог государственных ценных бумаг, под залог прав требований по кредитным договорам с предприяти­ями. Это необходимо для восстановления ресурсов этих банков, регулирования их ликвидности. Налично-денежная и безналичная эмиссия взаимосвязаны и взаимообус­ловлены. Часть денег, эмитированных ЦБ, перераспре­деляется в качестве кредитных ресурсов между коммер­ческими банками, используется на кредитные операции и для образования новых депозитов. То есть эмиссия во­обще — это прирост денежной базы. Она представляет собой наличные деньги в обращении и деньги на счетах коммерческих банков в Банке России, обязательные ре­зервы.

Денежная база в узком определении включает выпу­щенные в обращение Банком России наличные деньги (с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций) и остатки на счетах обязательных резервов по привлечен­ным кредитными организациями средствам в националь­ной валюте, депонируемых в Банке России.

III. Функция денег как средства накопления и сбе­режения — деньги временно прекращают обращаться и оседают в руках товаропроизводителей.

Деньги являются всеобщим эквивалентом, всеобщим воплощением общественного богатства, следовательно, люди стремятся к их накоплению и сбережению. Но при их изъя­тии из обращения они должны обладать способностью со­хранять стоимость на определенный период, т. е. быть пол­ноценными и обязательно одновременно реальными.

Накопление денег — необходимое условие непрерыв­ного развития товарного производства. В этой функции отражается способность денег использовать стоимость того, что было продано сегодня для будущей покупки.

Неразменные кредитные деньги утратили роль сти­хийного регулятора денежного обращения, а сокровища рассматриваются как своеобразный страховой фонд в условиях экономической и политической нестабильнос­ти. Кредитные деньги выполняют эту функцию путем мобилизации временно свободных денежных средств и пре­кращения их в ссудный капитал. Аккумуляция временно свободных средств — необходимое условие кругооборота капитала, а также основа ссудного капитала.

Основой накопления является ВВП (валовой внутрен­ний продукт) — стоимость конечных товаров и услуг, про­изведенных резидентами страны на ее территории за год. Если прибавить чистые доходы от собственности за гра­ницей, то получится ВНП (валовой национальный про­дукт).

При исключении из ВВП фонда возмещения потреб­ленных средств производства получается национальный доход — вновь созданная стоимость, главный источник денежных фондов. Национальный доход включает необ­ходимый и прибавочный продукты. Первый идет на вос­становление рабочей силы (оплата труда), а второй — это чистый доход общества. За счет необходимого продукта формируется фонд потребления, а за счет прибавочного — фонд накопления. Причем часть прибавочного продукта также используется на текущее потребление.

Денежные накопления — часть чистого дохода обще­ства, в основе которого лежит прибавочный продукт, в свою очередь представляющий разность между новой сто­имостью, созданной трудом наемных работников, и зат­ратами на оплату этого труда.

То есть источники денежных накоплений — это зарп­лата, пенсии, стипендии, пособия, выручка от подсобных хозяйств, индивидуальных предпринимателей и т. д.

Основные формы денежных накоплений: прибыль; цен­ные бумаги; банковские вклады и депозиты; налоги, сбо­ры, взносы во внебюджетные фонды.

Функция денег как средства накопления и сбережения является следствием их абсолютной ликвидности.

Ликвидность — это:

а) относительная легкость превращения активов в на­личные деньги;

б) способность заемщика своевременно выполнить свои долговые обязательства, его платежеспособность;

в) способность рынка поглощать ценные бумаги без су­щественного изменения цен на них;

г) в широком смысле — эффективность, действенность.

Активы могут быть материальными (оборудование, строения, товарно-материальные запасы) и нематериаль­ными (долговые обязательства, патенты, лицензии, тор­говые марки и т. д.). А также текущими и фиксирован­ными, в зависимости от того, будут ли они превращаться в наличные деньги в течение года.

Ликвидные активы: сами деньги, золото, краткосроч­ные государственные ценные бумаги, средства на теку­щих счетах до востребования, акции, облигации, прода­ваемые векселя, имущественные ценности, которые мож­но быстро продать, векселя с наступившим сроком оплаты.

В условиях инфляции реальная стоимость денег, т. е. их покупательная способность, резко падает, и сохранять богатство в виде наличных*денег не имеет смысла. Начи­нается погоня за менее ликвидными или вообще нелик­видными, но реальными ценностями — земля, здания, ан­тиквариат, нумизматика и т. д.

Этот подход к функции денег как средства накопления называется портфельным. Он необходим для предотвра­щения издержек упущенных возможностей. В то же вре­мя для непредвиденных платежных обязательств люди стремятся постоянно иметь определенный запас налич­ных денег.

IV. Функция денег как средства платежа. К момен­ту появления товара на рынке покупатели могут не иметь наличных денег из-за различной продолжительности пе­риодов производства товаров и периодов их обращения, сезонного характера производства и сбыта.

Следовательно, возникает необходимость купли-продажи товаров в кредит, т. е. с отсрочкой уплаты денег. В этом случае средством обращения служат не сами деньги, а выра­женные в них долговые обязательства. При погашении дол­говых обязательств деньги выполняют функцию как сред­ства платежа и их движение делится на этапы: Т — долго­вое обязательство; долговое обязательство — Д.

При таком обмене нет встречного движения денег и товаров, погашение обязательства деньгами завершает куп­лю-продажу через определенное время. К моменту исте­чения срока долгового обязательства заемщик может оказаться неплатежеспособным, то есть здесь заложена вто­рая возможность экономических кризисов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных