ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
По способу регулирования1. Жесткофиксированные (твердые, назначаемые) — государство закрепляет законодательно. Затратный принцип расчета (сумма затрат на производство и обращение единицы продукции + нормативная прибыль или «—» государственная ценовая дотация). 2. Регулируемые — косвенное воздействие государства на спрос и предложение через установление: а) верхнего или нижнего предела (товарный дефицит); б) предельного уровня рентабельности для предприятий-монополистов. 3. Договорные — особый раздел контракта (диапазон цен и их изменений). 4. Свободные (рыночные) — либерализация, переход от жестких цен, отсутствие государственного вмешательства. Цена является важнейшим критерием принятия потребительских решений и традиционным элементом конкурентной среды. Исходя из экономической политики государства, можно сформулировать основные цели государственного регулирования цен: ■ контроль уровня инфляции; ■ ограничение деятельности предприятий-монополистов; ■ содействие формированию конкурентной среды; ■ создание социально ориентированной системы ценового регулирования применительно к товарам и услугам первой необходимости. Меры воздействия государства на вопросы ценообразования могут быть различными. Традиционно выделяют две формы государственного вмешательства: прямое и косвенное. К методам прямого регулирования цен относят: общее замораживание цен; установление фиксированных цен и тарифов; установление предельного уровня цен; регламентацию уровня рентабельности; установление нормативов для определения цен; декларирование цен; установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. К косвенным методам относят: налогообложение; регулирование денежного обращения; регулирование уровня минимальной заработной платы; кредитную политику; регулирование государственных расходов; установление норм амортизации. На федеральном уровне осуществляется регулирование цен и тарифов: в электроэнергетике; в газораспределительной сети; на железнодорожном транспорте; на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей; на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством. Органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления осуществляется регулирование цен и тарифов на продукцию, товары и услуги локальных, то есть местных естественных монополий, таких как: электро- и теплоэнергия, отпускаемые региональными энергоснабжающими предприятиями; газ природный и сжиженный, реализуемый населению; перевозка пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщениях; услуги водоснабжения и канализации; услуги почтовой и электрической связи; по утвержденному перечню торговые надбавки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. В Законе «О защите конкуренции» Федеральная антимонопольная служба (ФАС) наделяется правом отменять необоснованные тарифы. Понятийный аппарат в законе существенно обновлен. Так, доминирующей на рынке признается компания, доля товара которой на рынке превышает 50%, за исключением случаев, когда хозяйствующий субъект докажет обратное. Доминирующим считается положение каждой из 3 компаний, если их доли на рынке превышают 50% (кроме случая, когда доля хотя бы одной из них менее 5%), каждой из 5 компаний, «захвативших» более 70% рынка. Доминирующим признается положение субъекта естественной монополии. Однако вопреки мировой практике ФАС решила отказаться от уголовных наказаний, введя взамен довольно жесткие оборотные штрафы: до 2% от оборота — за доминирование; от 1 до 4% — за согласованные действия (картельный сговор). II. Функция денег как средства обращения — деньги являются посредником обмена, где стоимость проходит два превращения: продажу и покупку. Особенности функции: ее выполняют реальные деньги. Движение товаров является исходным, а движение денег — производным; деньги выступают как мимолетный посредник, и поэтому данную функцию могут выполнять неполноценные деньги (знаки стоимости). Эта функция позволяет преодолеть индивидуальные, временные, пространственные границы непосредственного обмена товара на товар. В то же время разрыв акта купли-продажи закладывает первую возможность экономических кризисов. Деньги обслуживают различные формы капитала, и их обращение можно представить как Д—Т—Д в отличие от обращения при простом товарном производстве Т—Д—Т. Процесс товарного обращения порождает потребность в деньгах как средстве обращения. Деньги выступают посредниками обмена товаров (Т—Д—Т). Внутренне единый акт товарного обмена (Т—Д) распадается на два внешне самостоятельных акта: продажа (Т—Д) и купля (Д—Т). Эти акты разделены во времени и пространстве, что обусловливает возможность самостоятельного движения денег и товаров. Здесь заложена возможность разрыва купли и продажи. Собственник товара, продав его, не обязан сразу же покупать другой товар. Получив за свой товар деньги, он может их придержать у себя, купить товар в другом месте. Но если товаропроизводитель не купит товар, значит, собственник последнего не сможет его реализовать. Обособление двух дополняющих друг друга актов товарного обращения заключает в себе формальную возможность экономических кризисов, ведет к дальнейшему углублению противоречий товарного производства. Деньги, выполняя функции средства обращения, выражают цену товаров. При этом деньги переносят товар из рук продавца в руки покупателя, а сами в то же время удаляются из рук покупателя в руки продавца с тем, чтобы повторить этот процесс с другими товарами. Эмиссия денег (от лат. emissio — выпуск) — выпуск в обращение денежных знаков во всех формах. Эмиссионная система — составная часть денежной системы, законодательно установленный порядок выпуска в обращение денежных знаков. Основа эмиссии — эмиссионное право, которое имеет двоякое значение: а) это совокупность правовых норм, определяющих порядок эмиссии; б) это предельный размер выпуска денежных знаков, установленный на определенный период. Основа каждого конкретного случая эмиссии — эмиссионное разрешение. Это документ, дающий право подкреплять оборотную кассу расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка (ЦБ). В коммерческих банках создаются не оборотные, а операционные кассы. Их обслуживают РКЦ по договору с банком, по операционной кассе также устанавливается лимит остатка по согласованию с ГУ ЦБ. Правовая основа выпуска наличных денег в обращение — Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)». В соответствии со ст. 29 настоящего Закона «эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно Банком России». Эмиссия имеет и безналичную форму — это депозитная (кредитная) эмиссия, которая осуществляется через кредитование ЦБ коммерческих банков под залог векселей, под залог государственных ценных бумаг, под залог прав требований по кредитным договорам с предприятиями. Это необходимо для восстановления ресурсов этих банков, регулирования их ликвидности. Налично-денежная и безналичная эмиссия взаимосвязаны и взаимообусловлены. Часть денег, эмитированных ЦБ, перераспределяется в качестве кредитных ресурсов между коммерческими банками, используется на кредитные операции и для образования новых депозитов. То есть эмиссия вообще — это прирост денежной базы. Она представляет собой наличные деньги в обращении и деньги на счетах коммерческих банков в Банке России, обязательные резервы. Денежная база в узком определении включает выпущенные в обращение Банком России наличные деньги (с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций) и остатки на счетах обязательных резервов по привлеченным кредитными организациями средствам в национальной валюте, депонируемых в Банке России. III. Функция денег как средства накопления и сбережения — деньги временно прекращают обращаться и оседают в руках товаропроизводителей. Деньги являются всеобщим эквивалентом, всеобщим воплощением общественного богатства, следовательно, люди стремятся к их накоплению и сбережению. Но при их изъятии из обращения они должны обладать способностью сохранять стоимость на определенный период, т. е. быть полноценными и обязательно одновременно реальными. Накопление денег — необходимое условие непрерывного развития товарного производства. В этой функции отражается способность денег использовать стоимость того, что было продано сегодня для будущей покупки. Неразменные кредитные деньги утратили роль стихийного регулятора денежного обращения, а сокровища рассматриваются как своеобразный страховой фонд в условиях экономической и политической нестабильности. Кредитные деньги выполняют эту функцию путем мобилизации временно свободных денежных средств и прекращения их в ссудный капитал. Аккумуляция временно свободных средств — необходимое условие кругооборота капитала, а также основа ссудного капитала. Основой накопления является ВВП (валовой внутренний продукт) — стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны на ее территории за год. Если прибавить чистые доходы от собственности за границей, то получится ВНП (валовой национальный продукт). При исключении из ВВП фонда возмещения потребленных средств производства получается национальный доход — вновь созданная стоимость, главный источник денежных фондов. Национальный доход включает необходимый и прибавочный продукты. Первый идет на восстановление рабочей силы (оплата труда), а второй — это чистый доход общества. За счет необходимого продукта формируется фонд потребления, а за счет прибавочного — фонд накопления. Причем часть прибавочного продукта также используется на текущее потребление. Денежные накопления — часть чистого дохода общества, в основе которого лежит прибавочный продукт, в свою очередь представляющий разность между новой стоимостью, созданной трудом наемных работников, и затратами на оплату этого труда. То есть источники денежных накоплений — это зарплата, пенсии, стипендии, пособия, выручка от подсобных хозяйств, индивидуальных предпринимателей и т. д. Основные формы денежных накоплений: прибыль; ценные бумаги; банковские вклады и депозиты; налоги, сборы, взносы во внебюджетные фонды. Функция денег как средства накопления и сбережения является следствием их абсолютной ликвидности. Ликвидность — это: а) относительная легкость превращения активов в наличные деньги; б) способность заемщика своевременно выполнить свои долговые обязательства, его платежеспособность; в) способность рынка поглощать ценные бумаги без существенного изменения цен на них; г) в широком смысле — эффективность, действенность. Активы могут быть материальными (оборудование, строения, товарно-материальные запасы) и нематериальными (долговые обязательства, патенты, лицензии, торговые марки и т. д.). А также текущими и фиксированными, в зависимости от того, будут ли они превращаться в наличные деньги в течение года. Ликвидные активы: сами деньги, золото, краткосрочные государственные ценные бумаги, средства на текущих счетах до востребования, акции, облигации, продаваемые векселя, имущественные ценности, которые можно быстро продать, векселя с наступившим сроком оплаты. В условиях инфляции реальная стоимость денег, т. е. их покупательная способность, резко падает, и сохранять богатство в виде наличных*денег не имеет смысла. Начинается погоня за менее ликвидными или вообще неликвидными, но реальными ценностями — земля, здания, антиквариат, нумизматика и т. д. Этот подход к функции денег как средства накопления называется портфельным. Он необходим для предотвращения издержек упущенных возможностей. В то же время для непредвиденных платежных обязательств люди стремятся постоянно иметь определенный запас наличных денег. IV. Функция денег как средства платежа. К моменту появления товара на рынке покупатели могут не иметь наличных денег из-за различной продолжительности периодов производства товаров и периодов их обращения, сезонного характера производства и сбыта. Следовательно, возникает необходимость купли-продажи товаров в кредит, т. е. с отсрочкой уплаты денег. В этом случае средством обращения служат не сами деньги, а выраженные в них долговые обязательства. При погашении долговых обязательств деньги выполняют функцию как средства платежа и их движение делится на этапы: Т — долговое обязательство; долговое обязательство — Д. При таком обмене нет встречного движения денег и товаров, погашение обязательства деньгами завершает куплю-продажу через определенное время. К моменту истечения срока долгового обязательства заемщик может оказаться неплатежеспособным, то есть здесь заложена вторая возможность экономических кризисов. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|