Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социально-педагогическая помощь детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП)




Отмечаются следующие виды патологий опорно-двигательного аппарата:
- заболевания нервной системы: детский церебральный паралич; полиомиелит;
- врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное уродство);
- приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли кистей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).

ДЦП — это тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования (внутриутробном, в период родов или в период новорожденности). Основным клиническим симптомом при ДЦП является нарушение двигательных функций, но, кроме того, у детей с ДЦП имеют место нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта.

Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются: оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер (согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции). В комплексное восстановительное лечение ДЦП включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, ЛФК, ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.
Основные принципы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом:
1. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы. Это означает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка.

2. Ранняя диагностика Д ЦП. Несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни можно выявить патологию доречевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, коррекционно-педагогическая, и в частности логопедическая, работа с детьми нередко начинается после 3—4 лет. В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреждение. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а учетом того, на каком этапе психоречевого развития находится ребенок. Организация работы в рамках ведущей деятельности.
3. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития.
4. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка.
В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие.
Условно всю работу психолого-педагогических служб можно разделить на четыре блока: 1) работа с ребенком; 2) работа с семьей ребенка; 3) совместная работа со всей семьей одновременно; 4) работа с социальным окружением ребенка (школа, друзья, одноклассники и т.д.).
Направления работы по оказанию психолого-педагогической помощи детям (подросткам) с ограниченными возможностями и их родителям: социально-бытовая адаптация; развитие учебных навыков; развитие умений и навыков общения; эстетическое воспитание и развитие эмоционально-волевой сферы; просветительская работа с родителями и детьми.

Вопрос 31. Термин «умственная отсталость» по отношению к индивидуальным особенностям человека имеет два значения, которые должны рассматриваться в соотношении с биологическим возрастом и соответствующим социокультурным фоном: -интеллектуальная недостаточность, которая диагностируется в процессе пролонгированного наблюдения и фиксируется в раннем возрасте; - интеллектуальная недостаточность наряду с традиционным комплексом отставаний в различных областях развития ребенка, она обязательно означает значительное ослабление умения приспосабливаться к социальным требованиям общества.

Работа социального педагога с умственно отсталыми людьми должна быть направлена в первую очередь на их развитие. Ее содержание заключается в том, чтобы организовать компетентное сопровождение развития человека с умственной отсталостью на всех возрастных этапах жизни. Это касается посредничества социального педагога в создании соответствующих условий и привлечении всех социальных институтов помощи для. развития у человека с интеллектуальными проблемами социально значимых навыков, способностей, личностных качеств, умения приспосабливаться к требованиям общества, в котором он живет.

Социально-педагогическая деятельность призвана обеспечить действенную поддержку в создании соответствующих условий в социуме как в техническом, так и в психологическом отношении каждому человеку с умственной отсталостью.

Если признать, что потребности лиц с умственной отсталостью связаны с проблемами развития, то отсюда следует, что главной задачей социального педагога должна стать организация комплексного обслуживания каждого человека с умственной отсталостью на обслуживаемой территории или в учреждении таким образом, чтобы создать все условия для развития его способностей, для уменьшения его зависимости от других людей и повышения возможности действовать самостоятельно.

Организация социально-педагогической деятельности с категорией лиц, имеющих выраженные отклонения в развитии интеллекта, предусматривает наибольший объем работы именно с детьми и подростками. Но и люди более старшего возраста также должны иметь возможность развития в зависимости от их потребностей.

Социально-педагогическая деятельность по социальному обслуживанию человека с умственной отсталостью складывается из следующих направлений: - взаимодействие с медицинскими учреждениями и службами, осуществляющими выявление и учет случаев рождения детей с органическими поражениями мозга, генетическими нарушениями и «группы риска»; - контроль за предоставлением родителям адекватной информации о перспективах развития нетипичного ребенка и долгосрочных мер помощи ребенку и родителям в условиях семьи и специальных учреждений с целью предотвращения случаев отказа от ребенка; - организация психологической поддержки матери в отделениях для новорожденных; - организация взаимодействия семьи со службой ранней по мощи или медико-психолого-социальным центром, психолого-медико-педагогической консультацией, реабилитационным центром или иным учреждением, проводящим раннюю диагностику и оказывающим раннюю комплексную помощь, включая налаживание семейно-соседского микроклимата; - участие в составлении индивидуальной программы абилитации ребенка с привлечением всех необходимых социальных институтов помощи; - организация медико-социально-педагогического патронажа семей, имеющих детей с нарушениями интеллектуального развития: формирование педагогической среды в условиях семьи, обучение родителей, помощь в составлении образовательного маршрута, конструирование процесса пролонгированного сопровождения ребенка в образовательном пространстве, в том числе за рамками образовательного учреждения, помощь в преодолении кризисных ситуаций; - подготовка среды для посещения ребенком дошкольного образовательного учреждения (специализированного или массового) в зависимости от уровня развития ребенка и его возможностей; - организация подготовки к обучению и курирование процесса обучения в школе; помощь в налаживании взаимоотношений со сверстниками, учителями, в семейно-соседском окружении; - помощь в профориентации и профессиональном обучении;- помощь в трудоустройстве; - помощь в организации независимой жизни в обществе: содействие в получении жилплощади, ведении домашнего хозяйства, организации досуга, дополнительного образования, самостоятельной семейной жизни.

 

32. Социально-педагогическая работа с детьми и молодежью с диагнозом «Синдром Дауна»

Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения – одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а так же семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.

В результате вышеизложенного, можно определить особенности речи больных с синдромом Дауна, подлежащим коррекции:

- дети с синдромом Дауна часто говорят быстро или отдельными последовательностями слов, без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга;

- в возрасте 11-13лет у этих детей возникает заикание;

- темп медленный темп усвоения речи окружающих, слабое развитие фонематического слуха;

- замедленный темп артикулирования;

- дизартрия.

Дети, которым присуща дизартрия со всеми движениями рта и лиц. Им сложно не только произносить звуки, но жевать, глотать, управлять голосом, обеспечивать нужные резонансные характеристики и плавность речи;

- словарный запас очень мал, пассивный словарь превышает активный.

Таким образом, глубокие ограничения возможностей, естественно, сопровождаются значительным снижением качества жизни. Тяжелые заболевания ребенка отражаются на общении со сверстниками, обучении, трудовой деятельности, способности к самообслуживанию.

Все вышеперечисленное определяет значимость проблемы, социальной адаптации и коррекции соответствующих контингентов детей.

Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.

Достижением поставленных целей обеспечивается решение следующих основных задач:

- Развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков;

- Воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения. Основное внимание направлено на воспитание привычек. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Большое необходимо уделить внешним формам поведения;

- Трудовое обучение. Выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно- бытового труда. Необходимо вырабатывать навыки самообслуживания;

- Сенсорное воспитание является одним из направлений коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна. Сенсорное восприятие развивает у ребенка ориентировочную деятельную деятельность в окружающем мире, так как ребенок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна. В рамках сенсорного воспитания осуществляется первый этап адаптации ребенка с синдромом Дауна в социум.

Коррекционная работа в рамках сенсорного воспитания ведется по нескольким направлениям – формирование различных эталонных систем.

Коррекционное обучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в развитии ребенка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшую судьбу.

Да, с такими детьми нужно постоянно, упорно заниматься, изо дня в день повторять, закреплять изученный материал. Но усилия не пропадут даром. Нужен только толчок, опытный педагог и родные люди со своей безграничной любовью и преданность! При таких условиях обязательно вырастет ребенок, который не будет отставать в развитии от сверстников.

Специалисты убеждены, что Даунят можно научить практически всему, главное – заниматься ими, верить в них, искренне радоваться их успехам. Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна – не лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в «обычную «жизнь – общение с близкими и сверстниками, учеба и занятия в кружках

Основные направления работы социального педагога по адаптации детей с синдромом Дауна.

Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна - их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.

Достижением поставленных целей обеспечивается решение следующих основных задач:

1. Развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков.

2. Воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на воспитание привычек. У детей необходимо развить навыки культурного поведения в общении с людьми, научить их коммуникабельности. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Большое внимание необходимо уделить внешним формам поведения.

3. Трудовое обучение, выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно - бытового труда. Необходимо выработать навыки самообслуживания.

Коррекционное обучение глубоко отсталых детей может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка, что должно повлиять на его дальнейшую судьбу [8. С. 56.].

Сенсорное воспитание является одним из направлений работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна.

Сенсорное воспитание - начальная ступень обучающего процесса и направлено на воспитание полноценного восприятия у ребёнка с аномалиями развития, это основа познания окружающего мира. В основе сенсорного восприятия лежит развитие чувственного ощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка. Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающую действительность через свою практическую деятельность,

Сенсорное восприятие развивает у ребёнка ориентировочную деятельность в окружающем мире, т. к. ребёнок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна.

33..Ранний детский аутизм (РДА) в соответствии с международны­ми стандартами характеризуется как общее расстройство развития или как обширное нарушение развития человека. Главная особен­ность интеллектуального развития детей с аутизмом — парциальность. По различным данным зарубежных и отечественных ученых, от двух третей до трех четвертей людей, страдающих аутизмом, име­ют снижение интеллектуальных возможностей от умеренных до тя­желых и глубоких степеней умственной отсталости. Многие иссле­дователи доказали, что аутизм вызывается нарушениями развития мозга, которые могут быть спровоцированы различными причина­ми (врожденные аномалии структуры мозга, нарушения обмена веществ, генетические нарушения, эпилепсия и т.д.).

Основой социально-педагогической помощи детям и взрос­лым с РДА является выбор индивидуального образовательного маршрута, который должен быть динамичным, корректировать­ся в соответствии с возрастными и личностными особенностями индивидуума, потребностями, обусловленными в первую оче­редь глубиной аутических расстройств.

Специфика организации социально-педагогической помощи аутичным детям состоит в том, что прежде всего она направлена на развитие их коммуникативной деятельности. Развитие умения общаться с разными людьми в разных ситуациях и на разных уров­нях социума помогает аутичному ребенку не только научиться кон­тролировать свое поведение, но и по возможности преодолевать диспраксические явления.

Самым важным в работе социального педагога с аутичными детьми является умение преодолевать неконтактность ребенка, принимать стереотипии в его поведении не как проявления бо­лезни, а как защитную реакцию и отчасти как своеобразную психотехнику, с помощью которой снимается внутреннее на­пряжение и облегчается реакция на изменения в привычном ок­ружении.

Начиная работу с аутичным ребенком, необходимо быть гото­вым к патологическим проявлениям агрессии и самоагрессии, страха, тревоги, неадекватных поведенческих реакций. Очень важно подчеркнуть значимость первого контакта социального педагога с ребенком, которому обязательно должен предшествовать пролон­гированный период наблюдения за его поведением в разных ситу­ациях и во взаимоотношениях с разными людьми. В этот период социальный педагог должен выяснить пристрастия ребенка, его коммуникативные и моторные особенности, игровые возможнос­ти, уровень развития навыков самообслуживания и социальных навыков. Необходимо исследовать, какие обстоятельства могут выз­вать у ребенка состояния сенсорного и эмоционального диском­форта и, наоборот, удовольствия, релаксации.

Очень важным в период знакомства с ребенком является об­щение с родителями. Педагогу надо знать мельчайшие подробно­сти раннего детства: какие навыки, умения, привязанности, при-

вычки сохранились, а какие исчезли или деформировались. Прак­тики отмечают, что уже освоенные в прошлом навыки легче вос­станавливаются и могут стать отправными точками при формиро­вании новых умений.

При установлении первичного контакта с аутичным ребенком важно избегать любых ситуаций, предполагающих давление на него. Контакт устанавливается на уровне эмпатии, но даже такие фор­мы эмпатийного общения, как зрительный или тактильный кон­такт, должны быть использованы лишь по инициативе самого ре­бенка. Атмосфера общения должна вызывать у ребенка интерес, чувство защищенности и положительные эмоции.

Социальное воспитание аутичных детей строится исходя из ин­дивидуальных возможностей каждого из них и определяется фак­торами, характерными для социально-педагогической работы с любой категорией детей, имеющих отклонения в развитии:

- тяжесть и глубина психофизических расстройств;

- максимально ранняя диагностика;

- активная коррекционно-развивающая среда, организованная на основе комплексного мультидисциплинарного подхода;

- динамика в выборе методов и средств социально-педагоги­ческой деятельности;

- включение в активную работу родителей в качестве параспециалистов, соответствующее их обучение.

Наиболее известными в практике западных стран являются про­грамма ТЕАССН (Treatment Education of Autistic Children and Child­ren with relative Handicap), а также методика оперантного обуче­ния и ряд других.

методика комплексной медико-психолого-педагогической коррек­ции (К.С.Лебединский, О.С.Никольская).

Социальный педагог должен внимательно относиться ко всем проявлениям нарушений поведения и неудач в учебе детей и под­ростков, и вовремя подключить специалистов соответствующего профиля к организации действенной структуры социально-педа­гогической помощи на основе индивидуального дифференциро­ванного подхода к проблемам каждого отдельного ребенка и его семьи.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных