Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками. Разнообразие участников расчетных операций и форм расчетов между ними создают предпосылки для нарушений при осуществлении расчетных операций и поэтому требуют




Разнообразие участников расчетных операций и форм расчетов между ними создают предпосылки для нарушений при осуществлении расчетных операций и поэтому требуют постоянного контроля за их проведением и отражением в учете.

Цель аудита расчетных операций оценка правильности организации учета расчетов на предприятии, подтверждение законности образования различных видов дебиторской и кредиторской задолженности, ее достоверности и реальности погашения.

В процессе аудиторской проверки расчетных операций следует руководствоваться следующими нормативными документами:

1. Федеральным законом Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

2. Правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

3. Гражданским кодексом РФ, ч. 1 и 2.

4. Налоговым кодексом РФ, ч. 1 и 2.

5. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

6. Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

7. Методическими указаниями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации.

8. Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление договорной и расчетной дисциплины и улучшение финансового состояния. Кроме того, правильная (рациональная) организация расчетных операций, правильность постановки их учета предупреждают негативные последствия по этим операциям. Поэтому аудиторской проверке подвергаются все расчетные операции организации-заказчика различными приемами и методами контроля.

Проверка состояния законности и целесообразности включает расчеты с поставщиками и подрядчиками. Кроме того, проверке подвергаются субсчета и аналитические счета по указанным синтетическим счетам.

При проверке расчетных операций аудитор должен учитывать особенность организации, использующие рабочий план счетов.

Целесообразно сначала выявить наличие, соответствие данных бухгалтерского учета и отчетности остаткам той или иной задолженности, затем установить дату и характер ее возникновения. Законность и реальность, а также пути своевременного погашения задолженностей и укрепления расчетно-платежной дисциплины определяются посредством проведения фактического и документальных форм контроля.

Источником контрольных данных для проведения аудиторских проверок являются записи по соответствующим счетам бухгалтерского учета в учетных регистрах и первичных документах, а также в Главной книге и отчете. Поэтому аудитор должен установить:

ü имеется ли в организации нормативная база данных, которой должен пользоваться бухгалтер данного участка учета;

ü перечень применяемых первичных документов, порядок их возникновения, система нумерации, заполнения всех реквизитов в первичных документах, наличие регистрационных журналов;

ü наличие оборотных ведомостей, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций от приема до сдачи в архив;

ü как организован и насколько эффективен внутрихозяйственный контроль расчетных операций;

ü состояние системы бухгалтерского учета расчетных операций.

Проверку состояния расчетов с поставщиками и подрядчиками рекомендуется начинать (по мере необходимости) с инвентаризации, если они имеются к моменту проведения проверки. В процессе такой проверки необходимо установить:

ü нет ли пропуска сроков исковой давности по расчетам с поставщиками и подрядчиками, реальность, причины и виновность лиц в пропуске сроков исковой давности;

ü тождество расчетов с банками, вышестоящими органами, с бюджетом, внебюджетными фондами;

ü правильность и обоснованность списания сомнительных долгов, если таковые имеются, а также числящихся на балансе сумм других задолженностей;

ü достоверность предъявленных к дебиторам претензий, подтверждаются ли претензии договорными обязательствами, предъявлены ли иски на взыскание этих задолженностей в судебном порядке.

Аналитическое исследование материалов инвентаризации расчетов даст аудитору возможность сосредоточить внимание на более тщательной проверке расчетных операций, где выявлены: отсутствие внутреннего контроля; расхождения; неувязки; сомнительность в законности или реальности операций.

Источники информации для проверки и методы сбора аудиторских доказательств

Источниками информации для проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками являются:

ü договоры поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг);

ü накладные;

ü счета-фактуры;

ü акты сверки расчетов;

ü протоколы о зачете взаимных требований;

ü акты инвентаризации расчетов;

ü векселя;

ü копии платежных документов;

ü книга покупок;

ü книга продаж;

ü учетные регистры (журналы-ордера, ведомости) по счету 60;

ü главная книга;

ü бухгалтерская отчетность;

ü положение об учетной политике предприятия и др.

В ходе аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками должны быть решены следующие задачи:

ü проверка правильности оформления первичных документов по прибытию товарно-материальных ценностей и получению услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения кредиторской задолженности;

ü подтверждение своевременности погашения и правильности отражения бухгалтерского учета кредиторской задолженности;

ü проверка правильности оформления первичных документов по поставке и оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновение дебиторской задолженности;

ü подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности.

Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками предусматривает, прежде всего, изучение договоров поставки товаров и других хозяйственных договоров на оказанные предприятию услуги, выполненные работы. Эти договоры должны отвечать требованиям ГК РФ (часть 1, гл. 9 - 18). К числу важнейших требований при осуществлении сделок на поставку товаров (работ, услуг), помимо соблюдения формы договора, относятся также полнота и своевременность исполнения сторонами обязательств вне зависимости от срока договора. Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной ГК РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, считаются ничтожными (недействительными).

Аудитор устанавливает наличие договоров поставки по проведенным сделкам, правильность их оформления, дату возникновения и причину образования просроченной задолженности. Далее, как правило, выборочно проверяются расчетные операции с поставщиками по данным расчетно-платежных документов и учетных регистров по счету 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”. В состав выборки включаются поставщики, расчетные операции с которыми осуществляются систематически или суммы расчетов с которыми существенны. В процессе проверки выясняются: дата проведения и характер операций, правильность применения цен по поступившим ценностям, полнота их оприходования, обоснованность выделения НДС.

При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы (неотфактурованные поставки), устанавливается, не числятся ли эти ценности как оплаченные, но находящиеся в пути (дебиторская задолженность). Определяется также, проводилась ли инвентаризация и сверка расчетов, предъявлялись ли штрафные санкции к поставщикам при нарушении договорных обязательств, обоснованность начисленных или полученных сумм штрафных санкций. При необходимости может быть проведена контрольная инвентаризация ценностей и расчетов, встречная сверка документов и регистров учета на проверяемом предприятии и у поставщиков.

Следует проконтролировать правильность корреспонденции счетов, указанной в учетных регистрах.

Кредитовые записи по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» сверяют с дебетовыми записями по счетам 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу» и др.

Дебетовые записи по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» сверяют с кредитовыми записями по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и др.

Данные синтетического учета подтверждаются аналитическими данными. Итоговые записи по оборотам и остаток по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» сверяются с данными Главной книги и бухгалтерским балансом.

Полнота оприходования поступивших от поставщиков товарно-материальных ценностей, обоснованность возмещения по ним НДС контролируется с помощью таких приемов, как прослеживание, сопоставление и др.

На основе изучения данных первичных документов и регистров аналитического учета аудитор должен установить, погашается ли задолженность поставщикам и подрядчикам в пределах сроков, указанных в договорах, выявить случаи просроченной кредиторской задолженности и проверить обоснованность списания такой задолженности на счет 91/1 «Прочие доходы». Должно быть проверено, не списываются ли с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в затраты на производство суммы, не относящиеся к производственной деятельности предприятия.

Обнаруженные в ходе аудита ошибки и нарушения аудиторы регистрируют в рабочей документации и определяют их количественное влияние на показатели бухгалтерской отчетности.

Наиболее распространенный метод получения аудиторских доказательств, применяемый на конкретных участках аудита это проверка арифметических расчетов клиента (пересчет), заключающихся в проверке арифметической точности источников документов и бухгалтерских записей и в выполнении независимых подсчетов.

Как правило, пересчет осуществляется выборочно. При проведении аудиторской выборки аудиторская организация обязана следовать установленным правилом (стандартом) аудиторской деятельности “Аудиторская выборка” требованиям.

Программа проверки расчетов с поставщиками и подрядчикам

Основная цель проверки – установить правильность ведения расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и оказанные услуги. В соответствии с основной целью аудитору необходимо проверить наличие договоров на поставку продукции и правильность их оформления. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату ее возникновения и причину образования. Особое внимание должно быть обращено на задолженность с истекшим сроком исковой давности. Следует выяснить причины ее возникновения, а также уточнить, были ли приняты меры к взысканию задолженности.

При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками, при ведении учета на персональных компьютерах эти данные отражаются в ведомостях синтетического и аналитического учета.

Основные источники для проверки:

ü договоры на поставку товарно-материальных ценностей;

ü договоры на оказание услуг;

ü журнал регистрации счетов-фактур поставщиков;

ü журнал регистрации доверенностей на получение ТМЦ;

ü счета-фактуры поставщиков ТМЦ.

Исходя из этой цели вытекает задача аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками – проверка достоверности отчетов, подтверждение реальности приведенных в отчете данных, также бухгалтерского баланса и отчета о прибылях, законности хозяйственных операций.

Первый этап может включать правовую оценку договоров с позиций действующего законодательства. Это объясняется различными вариантами отражения в учете операций в зависимости от условий договора, разницей в принятии на учет затрат и налога на добавленную стоимость в зависимости от юридического статуса контрагента и его права заниматься определенными видами деятельности.

Существует ряд правовых форм поступления на предприятие товарно-материальных ценностей, работ, услуг, среди которых можно выделить основной: договор комиссии. Этот договор обладает своими особенностями, преимуществами и недостатками, и поэтому роль правовой оценки заключаемого хозяйственного договора и особенно анализ договора с точки зрения налогообложения в ходе аудита очень велика.

Следующим этапом при проведении аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками может быть инвентаризация (взаимная сверка) расчетов. Эту процедуру целесообразно проводить посредством запроса к контрагенту о состоянии расчетов на определенную дату, прилагая к запросу выписку - расшифровку задолженности, числящейся на аудируемом предприятии.
При пренебрежении проведением инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, как правило, происходит нарушение положений Методических указаний по инвентаризации расчетов и финансовых обязательств, в соответствии с которыми на предприятии ежегодно в сроки, установленные руководством организации, должна осуществляться инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами. В ходе инвентаризации устанавливаются сроки возникновения задолженности, реальность ее погашения, тождественность расчетов с различными организациями, правильность и обоснованность числящейся на балансе суммы задолженности по недостачам и хищениям, правильность и обоснованность числящихся по балансу сумм дебиторской и кредиторской задолженности, а также предъявлены ли иски на взыскание в принудительном порядке дебиторской задолженности.

Учитывая, что сами предприятия инвентаризацию расчетов, как правило, проводят некачественно или не проводят вовсе, эту работу должен организовать аудитор. Для этого можно использовать следующий этап проверки получение подтверждения от третьих лиц. Аудитор может запросить данные об остатках на счетах или данные о конкретных счетах-фактурах, если суммы в них значительны. Запросы-подтверждения или акты сверок (обычно используют именно их) могут быть оформлены на бланке предприятия. Предприятие, получившее запрос, проставляет сумму, которую оно подтверждает. Такой запрос отсылают поставщику в двух экземплярах, один из которых возвращается аудитору.

Результаты инвентаризации расчетов должны быть оформлены актом. В акте следует перечислить наименование проинвентаризованных счетов и указать суммы выявленной несогласованной дебиторской и кредиторской задолженности, безнадежных долгов, кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности.

По указанным видам задолженности к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена справка, в которой приводятся наименования и адреса дебиторов и кредиторов, сумма задолженности, за что числится задолженность, с какого времени и на основании каких документов.

По суммам дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности, в справках указываются лица, виновные в пропуске этих сроков. Анализ имеющихся на аудируемом предприятии материалов инвентаризаций расчетов или проведение инвентаризации самим аудитором дает возможность сосредоточить внимание на проверке тех расчетов, по которым установлены расхождения.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются, как правило, безналичным путем с применением следующих форм расчетов: платежными поручениями в порядке плановых платежей; в порядке зачета взаимных требований; с использованием векселей.

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором или соглашением. Аудитор должен обратить особое внимание на наличие всех оправдательных документов, а в отдельных случаях запросить в банках копии недостающих документов.

Результаты предварительной оценки действующих договоров системы расчетов с поставщиками и подрядчиками, результаты инвентаризации и анализ опроса служащих можно использовать в определении набора аудиторских процедур по проверке.

Разработка программы проведения аудита включает те же этапы, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она служит подробной инструкцией аудиторам и одновременно средством контроля сроков проведения работы для руководителя аудиторской организации и аудиторской группы.

Аудитору следует документально оформить программу аудита, присвоить номер (код) каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в рабочих документах.

При проверке полноты и достоверности расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитор может выявить нарушения, которые классифицируют следующие отклонения:

ü от действующего законодательства;

ü от нормативных актов, определяющих организацию и методологию учета;

ü вследствие несоблюдения в течение отчетного года принятой учетной политики отражения в бухгалтерском учете отдельных хозяйственных операций и оценки имущества;

ü из-за нарушения принципа отнесения доходов и расходов к своим отчетным периодам;

ü вследствие несоблюдения тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам аналитического учета.

Аудитор ответственен за выявление нарушений. Заключение аудитора должно гарантировать, что нарушений в отчетности предприятия нет, или они выявлены полностью, или что ошибки исправлены.

Для снижения риска нарушений аудитору следует знать типичные, традиционные нарушения. Зачастую при проведении аудиторской проверки нарушения могут быть обнаружены уже в самих документах. Недостоверность бухгалтерских документов имеет место при наличии следующих признаков:

ü неправильность оформления и заключения договоров комиссии, договоров поставки товаров (ГК РФ ч. 2);

ü неправильность оформления (использованы бланки неустановленной формы, не заполнены все необходимые реквизиты, использованы лишние или не надлежащие реквизиты);

ü отражение заведомо незаконных по содержанию операций;

ü отражение хозяйственных операций, которые в действительности на предприятии не выполнялись (полностью или частично);

ü наличие подложных документов (материальный подлог) и документов, содержащих заведомо ложные сведения (интеллектуальный подлог);

ü наличие документов, содержащих случайные ошибки.

Практически все нарушения, допускаемые бухгалтерами, можно классифицировать следующим образом:

ü ошибки в ведении учета (отсутствие системы в ведении учета, случайные ошибки);

ü повторяющиеся ошибки (незнание правил ведения бухучета, незнание налогового законодательства).

При накоплении опыта аудитор может набрать неограниченный перечень ошибок и с целью удобного пользования при проверках и составлении отчета закодировать их в соответствии с вышеупомянутой классификацией. Способы нарушения законности и совершения злоупотреблений в организациях весьма многообразны. К таким ошибкам, как правило, приводят дефекты в организации хозяйственной деятельности, облегчающие совершение злоупотреблений, а именно:

ü нарушение порядка хранения, получения и отпуска материальных ценностей и денежных средств;

ü учет посреднической деятельности должен вестись на отдельном субсчете (то есть должен быть обеспечен раздельный учет);

ü несоблюдение хозяйственной дисциплины и правил совершения операций, установленных действующими положениями и инструкциями;

ü неправильное оформление документов;

ü неудовлетворительная постановка учета (запущенность, отставание, недостоверность и т.д.);

ü неэффективность текущего контроля и недостаточная действенность внутреннего аудита.

Во многих случаях граница между нарушениями условна, не исключаются также случаи их возможного переплетения. Чтобы вскрыть нарушения или злоупотребления, совершенные в организации, в первую очередь нужно внимательно изучить первичные документы. Иногда хватает визуального исследования документа, чтобы выявить совершенное злоупотребление - исправления, следы подклейки, подчисток, травления, приписок и других изменений цифровых и иных записей. Особое внимание следует обращать на оттиски штампов и печатей. Чаще злоупотребления обнаруживаются при сверке записей в документах с фактическим состоянием и движением ценностей. Нарушения законности и договорной дисциплины нередко скрываются за внешне правильно оформленными документами.

Аудитор должен проверить причину нарушений, выяснить их подлинный характер и возможные последствия. Проведение проверки соответствия отраженных в документах операций установленным правилам позволяет выяснить правомерность хозяйственных операций и обнаружить факты нарушения правил отпуска материалов сторонним организациям и частным лицам, передачи ТМЦ другому материально-ответственному лицу без проведения инвентаризации, бестоварные операции по переброске материала с одного объекта на другой, нарушение сроков сдачи отчетов и др.

Используя метод встречной проверки, можно выявить злоупотребления, при которых двусторонние операции получают разное отражение у каждой из сторон (неоприходование полученных от поставщиков товарно-материальных ценностей, наличие бестоварных операций и др.).

Должник, просрочивший исполнение, отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой, и за последствия случайно наступившей во время просрочки невозможности исполнения (ГК РФ ч. 1).

Если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков.

Должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.

Просрочка должника имеет место, если должник не выполняет обязательство в установленный срок или по требованию кредитора, когда обязательство должно исполниться немедленно или досрочно.

Кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором, либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.

В условиях спада экономической активности и, как следствие этого, кризиса неплатежей достаточно распространенной является ситуация неполучения денег предприятием-кредитором за отгруженный заказчику товар, в результате этого на балансе предприятия образуется дебиторская задолженность, возможность погашения которой весьма сомнительна. Предприятие-кредитор должно принять все меры, которые могут способствовать погашению дебиторской задолженности. Можно говорить об истребованной и неистребованной дебиторской задолженности. Истребованная дебиторская задолженность подлежит списанию по истечении срока исковой давности (ГК РФ ч. 1, гл. 12), который составляет три года, при этом убыток от ее списания уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в общеустановленном порядке. Что касается неистребованной дебиторской задолженности, то поскольку предприятие-кредитор не предпринимает должных мер к взысканию оплаты с должника, то и требования законодательства к порядку ее отражения в бухгалтерском учете и списания гораздо жестче. В бухгалтерском учете это должно отражаться следующими проводками:

Д-т 62 - К-т 90.1 – отражается выручка от реализации товара.
Если по истечении 3 лет дебиторская задолженность не была погашена, то она должна быть списана на убытки.

Д-т 91.2 - К-т 62 – списана неистребованная дебиторская задолженность.
При этом сумма списанной дебиторской задолженности не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Также может быть и случай, когда предприятие-должник впоследствии погасило свою задолженность перед предприятием-кредитором уже после ее списания на убытки предприятием-кредитором.

Д-т 51 - К-т 91.1 погашена списанная ранее в убыток дебиторская задолженность.
Сумма денежных средств, полученная предприятием-кредитором в погашение списанной ранее на убытки дебиторской задолженности, рассматривается уже как внереализационный доход и должна быть включена в состав налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

При проверке хозяйственных операций с позиций соблюдения законности, финансовой и договорной дисциплины рассмотренные приемы документальной проверки аудитор может дополнить обследованием на месте, экспертной оценкой и другими приемами.

Приемы экономического анализа хозяйственной деятельности организации можно использовать не только для выявления внутренних резервов производства, но и для выявления нарушений.

При проверке у аудитора нет полной гарантии выявления всех отклонений и нарушений. Работа – аудитора это логическая работа, и он, естественно, имеет право на ошибки по разным причинам:

ü проверка не всех подряд документов;

ü разночтение нормативных актов;

ü невнимательность к проверке отдельных участков или документов и т.д.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных