Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Аудит расчетов с персоналом по оплате труда. Цели и задачи аудита. Целью аудита является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и




Цели и задачи аудита. Целью аудита является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом, действующей в Российской Федерации в проверяемом периоде, нормативным документам, для того чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.

Основные задачи аудита:

ü оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее эффективности;

ü оценка состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда и расчетов с персоналом организации в проверяемом периоде;

ü оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете;

ü проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда;

ü проверка соблюдения организацией законодательства по расчетам с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению.

План и программа аудита. Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Цель планирования – организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита.

Аудиторская организация при выполнении вышеуказанных работ должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности «Понимание деятельности экономического субъекта» и «Планирование аудита», которыми предусмотрено, что планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Подготовка рабочей документации аудита. Цель подготовки рабочих документов – это документальное подтверждение того, что проверка была должным образом спланирована, реализация плана аудиторами ежедневно контролировалась и в ходе аудита подвергалась рассмотрению, что при необходимости выполнялись соответствующие исследования.

Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Документирование аудита» (п. 2.1б) предусмотрено описание использованных аудиторской организацией процедур и их результатов.

Поскольку аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда весьма трудоемка, то для сокращения сроков ее проведения можно использовать схему аудита синтетического и аналитического учета при журнально-ордерной форме счетоводства и схему соответствия операций, отраженных в бухгалтерском учете, по совершенным хозяйственным операциям.

Проверенные аудитором первичные учетные документы организации записываются в рабочие документы аудитора:

а) документы, по которым выявлены нарушения и (или) у аудитора возникли в ходе аудита вопросы, записываются в рабочий документ аудитора по всем его графам;

б) документы, проверенные аудитором, по которым нарушения не выявлены и (или) у аудитора вопросов не возникло, записываются в рабочий документ аудитора единым пакетом однородных документов с указанием их наименования, номеров и даты составления. В последней графе рабочего документа аудитора производится отметка «Нарушений не выявлено».

Результаты нарушений, выявленных при проведении формальной и арифметической проверок, обобщаются в отчетных документах аудитора.

Методы получения аудиторских доказательств. При проведении аудита операций по соблюдению трудового законодательства и расчетов по оплате труда используют следующие методы и приемы:

ü проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);

ü проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, подтверждение;

ü устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны;

ü проверка документов, прослеживание, аналитические процедуры.

Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет) используется для подтверждения достоверности арифметических подсчетов сумм по оплате труда персонала и точности отражения их в бухгалтерских записях.

Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций позволяет аудиторской организации осуществлять контроль учетных работ, выполняемых бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по оплате труда.

Подтверждение используется для получения информации о реальности остатков на счетах расчетов по оплате труда бюджетом и внебюджетными фондами.

Устный опрос используется в ходе получения ответов на вопросник аудитора при предварительной оценке состояния учета расчетов с персоналом по оплате труда, а также в процессе их проверки, при уточнении у специалистов отдельных совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение.

Проверка документов позволяет аудитору убедиться в реальности определенного документа. Рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций в нем вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.

Прослеживание используется при изучении кредитовых оборотов по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в Главной книге, обращается внимание на нетиповые корреспонденции счетов.

Аналитические процедуры используются при сопоставлении фонда заработной платы отчетного периода с данными предыдущих периодов.

Оформление результатов аудита и предложения для аудиторского заключения. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности» определяет, что аудиторское заключение представляет собой мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности, выражающее оценку ее соответствия во всех существенных аспектах нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Соблюдая принцип существенности, используя вышеизложенные аудиторские процедуры и их результаты, можно выразить мнение для составления условно положительного аудиторского заключения.

Таким образом, аудиторской проверке расчетов с персоналом по оплате труда подвергаются следующие основные проводки:

дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общехозяйственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» кредит счета 70 - на сумму начисленной основной и дополнительной заработной платы соответственно: рабочих основного производства; рабочих вспомогательных производств; работников управления цехом и осуществляющих иную деятельность в интересах цеха в целом; работников аппарата управления организацией, а также обслуживающего персонала, занятого в центральном офисе организации и иных работах, имеющих общехозяйственное значение; работников, занятых в обслуживающих производствах и хозяйствах;

дебет счета 44 «Расходы на продажу» кредит счета 70 - на сумму начисленной заработной платы работников, занятых на работах, связанных с продажей продукции и продвижением ее на рынок (например, рекламных агентов). Ранее заработная плата таких работников списывалась в дебет счета 43 «Коммерческие расходы»;

дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» кредит счета 70 - на сумму начисленных пособий по социальному страхованию пенсий и других аналогичных сумм;

дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» кредит счета 70 - на сумму начисленных доходов от участия в капитале организации и т.п.;

дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» кредит счета 70 – на сумму заработной платы работников, занятых в деятельности, не связанной с обычными видами деятельности (например, занятых обслуживанием объектов основных средств, переданных в аренду);

дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов» кредит счета 70 – на суммы оплаты труда, начисленные за счет ранее созданного резерва (например, отпускные, вознаграждение за выслугу лет и т.п.);

дебет счета 97 «Расходы будущих периодов» кредит счета 70 – на сумму начисленной заработной платы работников, занятых при осуществлении расходов будущих периодов (например, ремонтом объектов основных средств);

дебет счета 99 «Прибыли и убытки» кредит счета 70 – на сумму заработной платы, начисленной работникам, занятым ликвидацией последствий чрезвычайных обстоятельств;

дебет счета 70 кредит счета 50 «Касса» – на сумму произведенных выплат;

дебет счета 70 кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» – на сумму налога с доходов физических лиц, удержанного с работника;

дебет счета 70 кредит счета 73 – на сумму произведенных удержаний в возмещение материального ущерба или в счет задолженности по выданному займу;

дебет счета 70 кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»– на сумму материального ущерба по недостачам, отнесенного на счет виновных лиц (без зачисления сумм ущерба на счет 73).

Проверке также подвергаются начисленные, но не выплаченные в установленный срок (из-за неявки получателей) суммы по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по депонированным суммам»).

Проверяется правильность ведения аналитического учета по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», который должен вестись по каждому работнику организации.

Таким образом, при проверке необходимо учитывать, что начисление заработной платы должно отражаться по кредиту счета 70, а корреспондирующий с ним счет должен выбираться исходя из того, в каком подразделении работает сотрудник, которому начисляется зарплата, и какие работы он выполняет.

Например, если начисляется заработная плата работникам основного (вспомогательного, обслуживающего) производства, должна быть сделана проводка:

дебет 20 (23, 29) кредит 70 - начислена заработная плата работнику основного (вспомогательного, обслуживающего) производства.

Если начисляется заработная плата работникам, обслуживающим основное (вспомогательное) производство, или управленческому персоналу, то:

дебет 25 (26) кредит 70 - начислена зарплата работникам, занятым в процессе обслуживания основного или вспомогательного производства (управленческому персоналу).

Заработную плату работникам, занятым в процессе продажи готовой продукции или товаров, необходимо начислять в корреспонденции со счетом 44 «Расходы на продажу»:

дебет 44 кредит 70 - начислена зарплата работникам, занятым в процессе продажи продукции (товаров).

Если организация осуществляет строительство для собственных нужд или проводит реконструкцию основных средств, то начисление заработной платы работникам, занятым на этих работах, необходимо отражает в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы»:

дебет 08 Кредит 70 - начислена заработная плата работникам, занятым в строительстве (реконструкции) объекта основных средств.

Аудит учёта выплат заработной платы. При аудиторской проверкенеобходимо учитывать, что заработная плата работникам может выплачиваться как в денежной, так и в натуральной форме.

При выплате заработной платы в денежной форме начисленные денежные средства, можно:

ü выплачивать наличными деньгами из кассы;

ü перечислять безналичным путем на счета сотрудников с рублевого или специального банковского счета организации.

В этом случае проверке подвергаются следующие проводки:

дебет 70 Кредит 50 (51, 55) - на суммы выплаченной заработной платы из кассы (перечисленной с расчетного или специального банковского счета).

дебет 70 Кредит 50 (51, 55) - на суммы, выплаченные из кассы (перечисленные с расчетного или специального банковского счета) премий (пособий, доходов (дивидендов) от участия в уставном капитале организации) работникам организации.

Если заработная плата на предприятии выдавалась в натуральной форме и сотрудники получали ее продукцией собственного производства (товарами или иными ценностями), то проверке подвергается проводка Дебет 70 Кредит 90-1 на суммы выданные сотрудникам организации продукцией собственного производства (товарами или иными ценностями) в счет погашения задолженности по оплате труда.

Если продукция была выдана работникам по льготным ценам (которые более чем на 20 % меньше цен, по которым организация обычно продает такую продукцию сторонним покупателям), то необходимо проверить обоснованность применения цен для целей налогообложения.

Если в результате этой проверки окажется, что льготная цена меньше рыночной цены на такую же продукцию более чем на 20 %, то необходимо пересчитать налоги исходя из рыночных цен.

Аудит расчетов с подотчетными лицами. При аудите хозяйственных операций по расчетам с подотчетными лицамипроверяются следующие проводки:

дебет счета 71 кредит счета 50 - на сумму наличных денег, выданных под отчет, включая суммы, выданные командированным работникам. Возможны также случаи, когда подотчетное лицо самостоятельно получает деньги с расчетного счета (51 «Расчетный счет») или аккредитива (55 «Специальные счета в банках»). Однако такие ситуации являются исключительно редкими;

дебет счета 10 «Материалы» кредит счета 71 - на сумму стоимости приобретенных материалов;

дебет счета 41 «Товары» кредит счета 71 - на сумму стоимости товаров, приобретенных за наличный расчет. При этом следует учесть, что чаще такой проводкой оформляется не приобретение товаров, а покупка комплектующих изделий в организациях, занятых промышленным производством;

дебет счета 20 (23, 25, 26, 29, 44) кредит счета 71 - на сумму стоимости работ и услуг сторонних организаций, выполненных или оказанных в интересах производства и оплаченных наличными деньгами. При проверке необходимо помнить, что такими же проводками отражается списание авансовых отчетов командированных работников;

дебет счета 94 кредит счета 71 - на подотчетную сумму (или ее часть), не погашенную вовремя (сумму, в оправдание которой не был представлен авансовый отчет, утвержденный руководителем организации);

дебет счета 73, субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» кредит счета 94 - на сумму, подлежащую взысканию с работника;

дебет счета 70 кредит счета 71 - на сумму, подлежащую взысканию с работника. Разница с предыдущей проводкой состоит в том, что всю непогашенную сумму можно без нарушения норм трудового законодательства (имеется в виду ограничение максимального размера удержаний с сумм оплаты труда, письменное согласие работника на удержание) удержать из сумм оплаты труда за текущий месяц, а сам срок выплаты заработной платы наступает весьма скоро.

Аудит расчетов с персоналом по прочим операциям. При проверке указанных расчетов следует учитывать, что к счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» могут быть открыты только два субсчета:

73-1 «Расчеты по предоставленным займам»;

73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

На субсчете 73-1 «Расчеты по предоставленным займам» должны отражаться расчеты с работниками организации по предоставленным им займам (например, на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство, приобретение или строительство садовых домиков и благоустройство садовых участков, обзаведение домашним хозяйством и др.). При этом правильными будут считаться проводки по дебету счета 73 в корреспонденции со счетом 50 или 51 на сумму предоставленного работнику организации займа и по дебиту счетов 50, 51, 70 (в зависимости от принятого порядка платежа) в корреспонденции со счетом 73 на сумму платежей, поступивших от работника-заемщика.

Таким образом, при аудите расчетов с персоналом по прочим операциям необходимо проверить правильность оформления следующих основных проводок:

дебет счета 73 кредит счета 50 - на сумму займа, выданного наличными деньгами через кассу организации;

дебет счета 73 кредит счета 51 - на сумму займа перечисленного с расчетного счета организации на вклад работнику в кредитном учреждении или перечисленного работнику почтовым переводом;

дебет счета 50 кредит счета 73 - на сумму задолженности по займу, погашенную работником посредством сдачи наличных денег в кассу организации по приходному кассовому ордеру. Данный порядок может быть использован в том случае, когда сумма удержаний в погашение займа превышает половину начисленных работнику сумм заработной платы;

дебет счета 51 кредит счета 73 - на сумму задолженности по вкладу, погашенную работником посредством зачисления ее на расчетный счет организации в банке (как правило, почтовым переводом). Следует учитывать, что такой порядок весьма эффективен в том случае, когда заем выдается через кассу или расчетный счет головной организации работникам структурных подразделений (филиалов или представительств), которые расположены в других населенных пунктах;

дебет счета 70 кредит счета 73 – на сумму задолженности по займу, удержанную с сумм начисленной оплаты труда работника. При проверке следует учитывать, что данная схема наиболее употребима, поскольку обычно заем выдается работнику с учетом его доходов и, прежде всего, заработной платы, получаемой в организации, что позволяет минимизировать риск непогашения задолженности по займу. Если работник увольняется до момента полного погашения задолженности по полученному займу, то сумма задолженности должна быть переведена на счет 76, так как счет 73 предназначен только для расчетов с работниками организации. В подобных случаях необходимо проверять проводку дебет счета 76 - кредит счета 73 и обоснованность зачтенных в ней сумм.

На субсчете 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» должны учитываться суммы, связанные с расчетами по возмещению материального ущерба, причиненного работником организации в результате недостач и хищений денежных и товарно-материальных ценностей, брака, а также по возмещению других видов ущерба.

В дебет счета 73 должны попадать (а, следовательно, и подвергаться проверке) суммы, подлежащие взысканию с виновных лиц, относятся с кредита счетов 94 и 98 «Доходы будущих периодов» (за недостающие товарно-материальные ценности), 28 «Брак в производстве» (за потери от брака продукции) и др.

По кредиту счета 73 проверяются записи в корреспонденции со счетами:

ü учета денежных средств – на суммы внесенных платежей;

ü расчета с персоналом по оплате труда - на суммы удержаний из сумм по оплате труда;

ü 94 – на суммы списанных недостач при отказе во взыскании ввиду необоснованности иска.

Таким образом, аудиторской проверке должны подвергаться следующие бухгалтерские проводки по удержанию с виновных лиц сумм нанесенного материального ущерба:

дебет счета 94 кредит счета 10 (41, 50 и т.д.) – на сумму недостачи или иного ущерба, причиненного организации неправомерными действиями работника;

дебет счета 73 кредит счета 94 – на сумму ущерба, подлежащего взысканию с работника, в размере суммы фактически нанесенного ущерба;

дебет счета 73 кредит счета 98 – на сумму, подлежащую взысканию с работника сверх сумм фактически нанесенного ущерба (в тех случаях, когда за недостачу отдельных видов имущества предусмотрена кратная материальная ответственность);

дебет счета 73 кредит счета 28 – на сумму производственного брака, отнесенного на счет виновных лиц;

дебет счета 50 кредит счета 73 – на сумму задолженности, погашенную работником посредством сдачи наличных денег в кассу организации по приходному кассовому ордеру. Данный порядок может быть рекомендован аудитором в том случае, когда сумма удержаний в погашение займа превышает половину начисленных работнику сумм заработной платы. При этом, однако, следует иметь в виду, что трудовое законодательство не предусматривает возможности требовать внесения в кассу организации сумм, превышающих установленные размеры (это может быть сделано только самим работником по собственному желанию);

дебет счета 51 кредит счета 73 – на сумму задолженности, погашенную работником посредством зачисления ее на расчетный счет организации в банке (как правило, почтовым переводом). Этот порядок также может быть рекомендован аудитором, когда ущерб должны возмещать работники структурных подразделений (филиалов или представительств), которые расположены в других населенных пунктах. При проверке необходимо учесть, что суммы в возмещение ущерба, поступившие на расчетный счет от уволенных работников, должны отражаться по дебету счета 76, так как такая задолженность на счете 73 числиться не может;

дебет счета 70 кредит счета 73 – на сумму задолженности, удержанную с сумм начисленной оплаты труда работника;

дебет счета 94 кредит счета 73 – на сумму задолженности (всей или части) во взыскании которой с работника отказано судом. Эта ситуация может возникнуть в том случае, когда решение о взыскании было принято руководителем организации, а впоследствии выяснилось, что при этом он превысил свои полномочия или соответствующие документы были оформлены с нарушениями, что дало работнику основание обратиться в суд, который принял решение в его пользу.

При проверке необходимо учесть, что если применяется кратная материальная ответственность, то одновременно с проводками, отражающими погашение задолженности, должна оформляться проводка по списанию части сумм доходов будущих периодов в состав прочих доходов организации - дебет счета 98 кредит счета 91.

Аудит счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» предполагает проверку правильности ведения и аналитического учета, который должен вестись по каждому работнику организации.

Страховые взносы во внебюджетные фонды. На заработную плату, выдаваемую работнику, начисляются страховые взносы во внебюджетные фонды. Ставки страховых взносов во внебюджетные фонды, действующие с 2013 года, представлены в табл. 4.

Но если эта продукция сельскохозяйственная, то страховые взносы начисляется по-особому. Об этом говорится в ст. 236 НК РФ. В этом случае в налоговую базу включается не вся зарплата, выданная в натуральной форме, а только сумма, превышающая 1000 руб. в расчете на одного работника в отчетном периоде. Напомним, что отчетным периодом по страховым взносам является календарный месяц. Поэтому лимит в 1000 руб. установлен на один месяц.

Страховые взносы во внебюджетные фонды нужно исчислять с рыночной стоимости продукции, выдаваемой в счет оплаты труда. В этом случае при проверке также необходимо помнить о требованиях статьи 40 НК РФ. Если же цены на сельскохозяйственную продукцию регулируются государством, то страховые взносы во внебюджетные фонды исчисляются исходя из регулируемых розничных цен.

Следует иметь в виду, что для сельскохозяйственных предприятий установлены пониженные ставки отчислений во внебюджетные фонды. Так, максимальная ставка составляет 27,1 процента. Это установлено статьей 241 НК РФ.

 

Таблица 4

Ставки страховых взносов во внебюджетные фонды, действующие с 2013 года

 

Пенсионный фонд ФФОМС ФСС
Для лиц 1966 года рождения и старше Для лиц 1967 года рождения и моложе
Страховая часть Страховая часть Накопи- тельная часть (индиви-дуальная часть тарифа страховых взносов)
соли- дарная часть индиви-дуальная часть соли- дарная часть индиви-дуальная часть
Общий режим
          5,1 2,9
Дополнительный тарифсвыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов(568000 руб.)
  -   - - - -
Плательщики, применяющие УСН и плательщики на ЕНВД
          5,1 2,9
Организации и ИП применяющие УСН с основным видом деятельности, для аптечных, некоммерческих, благотворительных организаций
          - -
Сельхозтоваропроизводители, Организации народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также Организации и ИП, производящие выплаты инвалидам I, II или III группы
          3,7 2,4
Организации и ИП, применяющие ЕСХН
          3,7 2,4
СМИ (телевидение, радиовещание, издательская, полиграфическая деятельность)
5,6   5,6     3,5 2,9
Инжиниринговые компании
          5,1 2,9
ИП, применяющие патентную систему налогообложения
        - - -

Для того чтобы была возможность применить пониженные ставки, доля сельхозпродукции в общем объеме продукции, производимой предприятием, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», должна быть более половины общего объема.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных