Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Культурологоческие и историческая типология




КУЛЬТУРА Латинской Америки

Культурологоческие и историческая типология

То, что сегодня называется Латинской Америкой, явление исторически сравнительно молодое Дата ее зарождения - 1492 год, когда в ходе великих географических открытий на землю Америки впервые ступили европейцы появление которых положила начало формированию новых этнических групп, возникших в результате метисации и смешивания культур Это было не открытие и даже не встреча, а столкновение трех не похожих друг с другом св и теів.

Коренными предками современных латиноамериканцев прежде всего следует считать индейцев Кроме того, предшественниками тех, кто живет там сегодня, стали европейцы и африканцы Европейцы прибыли как завоеватели и колонн низатор, африканцев же завезли туда, где, как правило, не осталось индейцев, которые были уничтожены захватчиками или бежали от угнетенияня.

С началом завоевания Америки (конкисты) господствующее положение в обществе занимала меньшинство, сложилась исключительно из европейцев и их потомков, родившихся в Америке их называли креолами Многочисленные цели исни варианты европейцев и креолов с индианки и негритянками оказывались в неравноправном, угнетенном положении Новые расово-этнические образования - метис *, самбо **, мулат *** - получили название \"Скрещенные х \"и множество уничижительных прозвищ, отражавшие сложную этносоциальной ситуации в Латинской Америке в колониальный пеіод.

Выдающийся руководитель борьбы за независимость испанских колоний Южной Америки Симон Боливар так охарактеризовал сложность культурно-этнической самоидентификации нового человека, который сформировался в кол лоне Испании и Португалии: \"Невозможно с точностью определить, к какой семьи

* Метис - потомок европейца и индианки

** Самбо - потомок негра и индианки

*** Мулат - потомок белого и негритянки

человеческой мы принадлежим Большая часть индейского населения уничтожена, европейцы смешались с американцами и африканцами, а последние - с индейцами и европейцами Рожденные в лоне одной матери, но разные по крови и по происхождению, наши родители-иностранцы, люди с разным цветом кожи Наши проблемы таким образом, чрезвычайно запутанные и исключительныекові".

В XIX и XX веках эти проблемы стали еще более сложными Это во многом обусловило прибытия в Латинскую Америку \"новых европейцев\", а также иммигрантов с Ближнего Востока - арабов, евреев, индейцев, ки итайцив и японцев, их потомки стали \"латиноамериканцами\", такими же, как потомки индейцев, \"старых европейцев\" и негров Ни одна из прежних и новых американских колоний не осталась без пополнения Чисел ьнисть испанцев, португальцев, итальянцев, немцев, англичан, французов, евреев постоянно увеличивалась Иммиграция 1850-1930-х годов достигла 15 млн человек Далеко не все знают о драме итальянских ИММ игрантив, которые заменили на кофейных плантациях Бразилии черных рабов Такой же стала судьба 80 тыс. китайцев, вывезенных в Перу, где их использовали на уборке сахарного тростникаростини.

Можно сказать, что ни одна часть мира не видела такого гигантского смешение рас, как Латинская Америка и Карибский регион после 1492 года Здесь прямым путем или через посредство промежуточных носителей смешались все расы и немало этносов человечества.

Известно, что в культуру Северной Америки, которая включает США и Канаду, не входит составляющая, которую принято называть латиноамериканской Однако в обеих странах латинское население представлено в осить полно Кроме того, граница между двумя Америками не является ни расовым, ни лингвистическим, ни религиозным Его признаком не может быть и политический строй Не совпадает она и с границами, установившиеся в о процессе столкновения между европейскими колонизаторами и конкистадорами нового типа - янки - в Мексике, Пуэрто-Рико, Канаде и США Граница этот проходит по контуру, что проведенный экономическими различиями, вы призвана конкисты и европейской колонизацией Они-то и определили последующее развитие новых американских обществ \"Северная Америка началась с сохой, а испанский - из охотничьего пса\", - метко в говорил на эту разницу видный общественный деятель Латинской Америки Хосе Марти на Панамериканской конференции 1889-1890 годов Он сумел удивительно точно охарактеризовать сущность европейского суспильс тва XVI-XVII веков, в результате которого на севере Америки сформировались британские колонии, а на юге - португало-испанскийспанські.

К северу прибыл фермер-буржуа и протестант Это был представитель Европы, уже ставшей на путь капиталистического развития А на юге с появился авантюрист, который вышел из рыцарских романов, захваченный нес конечным междоусобными войнами - характерный представитель Европы, погруженной в прошлое и занятой инквизиционными преследованиями Плуг и охотничий пес - два разных пути колонизации Они и определили вы исходные точки, из которых и берет свое начало границу между Северной Америкой и Югонною.

Романская Европа в лице Испании и Португалии, а позднее и Франции, усилиями своих прелатов способствовала культурному объединению и европеизации Нового Света Сначала этот процесс имел поверхностный характер: п угнетенная масса индейцев, метисов и бедных креолов, а позже и негров-рабов, завезенных из Африки, была фактически отлучена от культуры колонизаторов Это дало ей возможность сохранить в своих недрах х народные формы общественного и эстетического сознания, богатый фольклор Этот фольклор - словесно-мифологический, песенно-танцевальный, скульптурно-живописный, ритуальный • - оказался жизнеспособным, что И в условиях колониального режима начал проникать в романскую культуру своим мироощущением, своей эстетикой, создавая новые культурные ценности Даже католическая церковь, приспосабливаясь к условиям не избежала определенных индейских воздействий не только в декоративном оформлении храмов, но и в самой литургийргії.

Завоевание независимости, знаменовало переход Латинской Америки на путь капиталистического развития, и связанное с этим постепенное, но неизбежно привлечение к общественной жизни народных масс, способствовало фор рмуванню самобытной национальной и континентальной самосознания латиноамериканцев В наше время понятие \"Латинская Америка\", который применили французские географы и политические деятели в середине XIX сто летия, символизирует не только территориально-географическую совокупность, но и определенное единство в общественно-историческом и культурном плані.

Латинская Америка с момента своего возникновения имела культурные и другие связи с Европой, Африкой, а позже англосаксонской Америкой В ходе исторического развития эти контакты способствовали обогащению местно й культуры, добавляя к ней все новые и новые элементы Так латиноамериканская культура постепенно приобретала личное лицо Процесс этот усиливался в связи с развитием средств массовой информации и зала нием к общественной жизни широких слоев населения, которое представляет весь расово-этнический спектр континента Сохраняя свою собственную неповторимость, эта культура одновременно имеет черты многочисленных народов и п лемен, которые жили, боролись и творили на землях Латинской Америки Именно поэтому, говоря о единстве Латинской Америки, мы не должны забывать о ее многообразие, пестрота конкретных форм сплошь ной и этнического сознания Нельзя забывать также, что речь идет о далеко не завершен процесс становления этой культуры Когда-то Латинская Америка и ее культурные проявления вообще рассматривались как провинций ийни, а вернее, колониальные, которые воспроизводили только культурные достижения метрополий - Испании, Португалии, а также ФранцФранції.

Европа протяжении длительного периода рассматривала заокеанские экзотические страны сквозь лорнет духовного колониализма Это пренебрежительное отношение к Латинской Америки отражало культурный евроцентризм Его бага ато многом поддерживали и сами латиноамериканцы: большинство писателей, музыкантов, артистов, особенно ориентированных на привилегированные слои, считали своей alma mater Испанию, а духовной Меккой - Па риж; их учителями действительно были главным образом европейцы И в наши дни наряду с очень распространенной тезисом о полностью автономный характер духовных проявлений в Латинской Америке, можно, хотя и изредка, услышать, что \"Америка - это Европапа".

Не соглашаясь с этим утверждением, следует, однако, внимательнее посмотреть на проблему с другой стороны: существует латиноамериканская культура вообще национальные культуры стран региона?

О национальной культуре можно говорить там, где есть нация, на Латиноамериканском континенте же неравномерность формирования наций очевидна Она проявляется и в неравномерности развития культуры отдельных стран Латинской Америки Одни государства значительно продвинулись по пути создания национальных культур (Мексика, Бразилия, Аргентина), другие, имея общность языка, территории, экономики, в культурном отно нарушениями тяготеют к более развитых соседей (Уругвай); третьи хотя и разделены границами и экономическими барьерами, однако объединенные общими чертами в сфере культуры (страны Центральной Америки) Есть и ише интересные случаи - наличие в пределах одной или нескольких стран двух разных культурных традиций, которые еще не успели окончательно переплавиться в ходе национального формирования (Перу, Боливия, Эквадор) иначе е говоря, современная политическая карта Латинской Америки совершенно не совпадает с ее культурным географией, отражает, с одной стороны, более постоянную обусловленность отдельных культурных зон, с другой - вопреки ность и незавершенность общественных процессов на континенте Почти все южноамериканские нации имеют политические границы, которые не согласуются с их этнической конфигурацииацією.

Какие же факторы способствуют латиноамериканской единства и являются общими для всего региона? на отсталость Естественно, что эти факторы действуют в различные периоды неодинаково: они могут ослабевать и даже превращаться в свою противоположность Так, неравномерность экономического развития может привести и приводит к постепенному отставанию менее развитых стран от более развитых Даже в языке происходят изменения, проявляя определенную тенденцию к дезинтеграции, несмотря на то, что она выступает одним из главных факторов единствасті.

Общая история, общие враги в прошлом и угрозы в современности были и остаются мощными стимуляторами единства латиноамериканских народов В период войны за независимость (1800-1826рр) общей во орогом сепаратистов, в каком бы районе колониальной империи они жили, была испанская корона, испанский абсолютизм не только как военно-административная сила, но и как носитель чужих Новом Мировые идет ологии и культуры Посему господствующим течением общественного мнения был антииспанизм Идеи антииспанизму, обще-континентальной единства были не просто выражены в творчестве многих деятелей культуры Латинской Америки, но и стали той плодотворной основой, возможной их появление Хотя многие из этих деятелей в силу различных обстоятельств оказались причастными к культуре не одной, а нескольких стран региона: автор первой испаноамериканского грамматики А Бельйо (1781-1865гг) был венесуэльцем и чилийцем, выдающийся поэт * X Ольмедо (1780-1847рр) - перуанцы и эквадорцем, ВТОРОЙ выдающийся поэт В Идальго (1788-1822рр) - арге нгинцем и уругвайцем, а выдающийся художник XX Хиль де Кастро (1790 -1850 гг) принадлежит Чили и Перть Чилі й Перу.

Среди факторов, которые объединяют Латинскую Америку, мы упоминали язык как основу единства латиноамериканского региона То обстоятельство, что, наряду с наиболее распространенной испанском языке, Латинская Америка го оворить португальском (Бразилия) и французской (Гаити, Гваделупа, Мартышка, Французская Гвиана), не нарушает ее загальнороманськои единства А поскольку язык - один из важнейших инструментов передаваемой ния и распространения культуры, все ее проявления, прошедших через однородный языковой \"трансформатор\", приобретают родственных риис.

Языковая единство Латинской Америки проявляется не всегда равномерно на территории региона: есть значительные зоны столкновения и взаимной диффузии романомовнои и англоязычной Америки Важнейшая из них - бассейн Кары ибського моря, где наряду с романомовнимы странами расположены и англоязычные государства и зависимые территории (Барбадос, Гренада, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго, Ямайка и др..).

С многочисленными индейскими языками Латинской Америки, которых, по некоторым данным, насчитывается более 1500 и которыми обладают 28 млн человек, дело обстоит еще сложнее Жизненная сила этих языков смогли выстоять в процессе многовековой европеизации Америки, обусловила, как уже отмечалось, формирование самобытных черт в национальных культурах латиноамериканских стран в отличие от английского языка (и культуры) исп анська, португальский и французский языки (и культуры) оказались в Америке более \"уязвимыми\" и восприимчивыми к усвоению лучшей части духовной, в том числе языковой, наследия Нового Света Именно поэтому индейский элемент в целом в Латинской Америке, органично переплетаясь с романским и взаимодействуя с ним, в конечном итоге не привел к культурной дезинтеграции региона Наряду с единством тер итории, исторической судьбы и речи, объединяющим фактором в культурном развитии Латинской Америки есть религия Значительное большинство населения континента (90%) исповедует католицизм Со времен завоевания Америки и в колониальную эпоху, когда католицизм насаждался \"огнем и мечом\" среди местного населения и негров-рабов, культура, нарождающейся была тесно связана с церковью По сути, культура колонизаторов, которая существовала в определенной обособленности от эксплуатируемой массы, имела религиозный и полурелигиозный характер (литература, преимущественно в виде хроник, живопись, музыка, архитектура, резьба по дереву и т.п.) и в определенной степени подвергалась воздействию условиям Именно к этому периоду относится появление многих талантливых самоучек из народа - креолов, индейцев, метисов, мулатов, - творчество которых поддерживалась и вы использовалась религиозными конгрегациямегаціями.

И в наши дни роль церкви, особенно католических учебных и культурных заведений, в формировании общественного сознания народных масс продолжает оставаться весьма значительной Новым самобытным явлением латиноамерика анського католицизма следует считать зарождение в нем заметных антиимпериалистических и патриотических тенденций, которые затронули не только низовые цепи церковной иерархии, но и представителей епископат в Известны случаи, когда священнослужители вступали в ряды партизан или поддерживали их В сфере идеологии также произошли существенные изменения, на что указывает возникновения \"теологии освобождения\" Иными словами, г елигийний фактор в условиях современной Латинской Америки следует рассматривать как фактор, обеспечивающий единство регионіону.

Но в регионе действуют факторы, которые способствуют появлению локальных особенностей в культуре каждой отдельной страны Именно поэтому взгляд на культуру Латинской Америки как на единое целое вовсе не снимает вопрос о ее й разнообразие Во-первых, это проявляется в естественных условиях: преимущественно степные Аргентина и Уругвай с их бескрайней пампой; тропический гигант Бразилия со значительными неосвоенными территориями; окружат карманы Андского хребтами Перу, Боливия и Эквадор; Чили протянулась вдоль тихоокеанского побережья; государства-жемчужины Карибского моря; строгая, обожженная солнцем Мексика Континентальная единство в приро дном отношении вращается большим разнообразием Быт, фольклор, архитектура, музыка, живопись, литература не могут так или иначе отражать это разнообразие Пестрая мозаика этнических и пс ихологичних особенностей, богатство и разнообразие Латинской Америки повсеместно впадают в очв очі.

Политическая карта региона также не совпадает с его культурной карте: последняя менее измельченная Посему культурно-исторические зоны, или субрегионы, шире и старше во времени Зональный принцип при изучении кул льтуры так же присущ Латинской Америке, как в Европе, где мы выделяем славянский, романский, германский,-скандинавский регионы Правда, в Европе один из главных дифференциальных принципов - м ова, в то время как в Латинской Америке особое значение приобретают этнический (индейский, европейский, негритянский) состав той или иной национальной общности и природные условия ее существования, хотя и язык также играет свою рололь.

Существует несколько схем общего членения Латинской Америки соответственно разным признакам, лежащие в основе такого членения Одна из них предложена известным доминиканским филологом П Е Уренья В свои ей труда \"Шесть эссе в поисках нашего самовыражения\" (1928 г) он предложил сгруппировать страны только \"испанской\" Америки в восемь зон, или субрегионов Некоторые из них совпадают с границами государств, другие объединяют несколько стран: 1) Мексика, 2) государства Центральной Америки (Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика, Панама, Сальвадор, Гватемала), 3) антильские страны (Куба, Доминиканская Республика, Пуэрто-Рико), 4) Венесуэла, 5) Колумбия, 6) андские государства (Перу, Боливия, Эквадор); 7) Чили, 8) страны Ла-Платы (Аргентина, Уругвай, Парагвайагвай).

Зональный разделение, предложенный Энрикес Уренья более полвека назад, требует дополнений и уточнений Во-первых, это необходимость выделить в отдельный субрегион Бразилию, а к Антильских региона Добавить ты франкоязычные страны - Гаити, Гваделупе, Мартиника, Французскую Гвиану Во-вторых, такие государства, как Парагвай и Коста-Рика, трудно вписываются в зональные рамки, другие страны можно было по некоторым признакам объе соединить в целостную зону, как, например, Венесуэлу и Колумбию Но при всей условности зонального деления он все же позволяет подходить к вопросам культуры более избирательно, отбрасывать несущественное, выделять главное, грунтовать общемьне.

Культурно-исторические субрегионы Латинской Америки является продуктом длительного взаимодействия целого ряда объективных факторов: историко-экономического, этнического, географического, политического Историко-экономический чин нник связанный прежде всего с характером колонизации Различные районы Нового Света осваивали испанцы и португальцы в разные сроки и ставили различные экономические цели Это зависело и от уровня развития страны Нап риклад, если в начале XVII века на территориях современной Мексики и андских государств возникла культура феодализма с сильным, влиятельным дворянством и католической церковью, то на территории с участниками стран Ла-Платы (Аргентина, Уругвай, Парагвай) и Бразилии не было ничего, кроме небольших военных поселений и патриархальных иезуитских миссииісій.

Что касается социального состава испанцев и португальцев, которые отправились в Америку после ее открытия, то и здесь есть существенные различия между югом и севером Считается, что колонизация осуществлялась двумя ми илямы, различными по времени, социальному положению и целью Первая волна приходится на XVI века и охватывает территорию современных Антильских стран, Мексики, Центральной Америки, Колумбии, андских государств; к стеклу ду завоевателей принадлежали, главным образом, обедневшие дворяне-идальго, различные деклассированные элементы, множество священников и монахов, которых влекло только жажда наживы Очень метко охарактеризовал представителю в этой волны X К Мариатеги: \"Испанский колонизатор направился не на поля, а в шахту Поэтому его психология является типичной психологией золотоискателя Он, таким образом, не был создателем богатства\"тства"1.

Вторая волна колонизации была позднее по времени Она приходится на XVII века и охватывает преимущественно юг континента - современные Уругвай, Аргентину, Чили, Бразилию Здесь преобладает уже другой тип колониста, принадлежавшего к более демократических, трудовых слоев, которые сложились в результате разложения феодализма и искали в Америке не легкой наживы, а земли, возможности применить свой труд и коммерческие ВВИ бностті.

Этнический фактор является более сложным Необходимо учитывать различные для отдельных регионов этнические, а следовательно, и культурные субстраты и суперстратом Если в Мексике, Центральной Америке, андских странах, некоторой мер отделения в Колумбии испанский культура в ходе колонизации накладывалась на значительное достояние высокоразвитых индейских цивилизаций, взаимодействуя с ними и создавая синтетические формы, также сплавы, то на ю нет, в странах Ла-Платы, в центральных районах Чили и в Бразилии культурный процесс проходил в условиях практического отсутствия субстрата и значительно бильщои удаленности от метрополии (не забывайте, что прям и контакты, даже с метрополией, осуществлялись через колониальные центры, расположенные в Карибском бассейнеі).

Так продолжалось довольно долго В дальнейшем (конец XIX в), в эпоху \"иммиграционной волны\", в Аргентине и Уругвае возник значительный европейский (преимущественно итальянский) суперстрат - явление, которое не наблюдалось ся на полв-

1 Мариатегы X К Семь очерков истолкования перуанской действительности Москва, 1963 С 100

ночи, зато наложило отпечаток на характер культурного развития этого района

Другим примером суперстратних этнических влияний может быть африканский (негритянский) вклад в культуру и литературу Антильских стран, прежде Кубы и Гаити, а

также Бразилии

Если говорить в целом о роли этнического фактора в формировании латиноамериканских наций и их культур, то все страны Латинской Америки могут быть разбиты на три большие группы Во-первых, нации, где д достаточно сильные автохтонные, т.е. местные индейские элементы в области культуры: Мексика, Центральная Америка (кроме Коста-Рики) и особенно андские страны Это так называемая Индоамерика Во-вторых, нации, где в сф эре культуры разной степени проявляются африканские влияния, создающих афроамериканской культуре: Гаити, Куба, Пуэрто-Рико и другие острова Карибского моря, Бразилия, частично Венесуэла и Колумбия (у двух последних афроамериканский и мулатський этнические элементы представлены меньше) и, наконец, нации, где преобладает население европейского происхождения: Аргентина, Уругвай, Коста-Рика, Чили; эти страны с творюють своего рода Евроамерику Что касается этнических вкраплений азиатского происхождения, то они сравнительно небольшие, рассеянные по многим странам, но особенно заметны в так называемой Карибском Америке - регионе, географическое положение которого между двумя Америками, Европой и Африкой сделало его местом столкновений различных рас, цивилизаций, интересов и устремленийивань.

Индоамерика до сих пор сохраняет генетическую связь с доколумбовых американскими цивилизациями, из которых главными считаются цивилизации майя-киче, инков, ацтеков, чибча-муискив Материальная культура a американских индейцев была значительно насильственно разрушена, религия, вытеснена католицизмом путем евангелизации, а духовная культура изолирована в узкой сфере быта и семейной жизни Однако a боригенна культура не исчезла, а тот факт, что ее носителем была значительная часть коренного населения, обусловил впечатляющую жизнеспособность индейской традиции перед лицом культуры завоевателей Более того, мало место взаимное проникновение этих культур В пяти основных странах Индоамерикы - Гватемале, Мексике, Эквадоре, Перу и Боливии, вместе взятых - индейцы и метисы, по некоторым данным, составляют 87% населения я Этот многочисленный этнос, особенно те его слои, которые не испытали влияния современной технической цивилизации, сохраняет особое мироощущение и этническую психологию; их материальным выражением становится обще ька мнение, произведения литературы и искусства, объединенные под названием \"индианизм\" Это течение проявляется не только в экономике, где выражается в сохранении и идеализации индейской общины как основы сельского хозяйства, но также во внутренней политике, в литературе и искусстве стран, где преобладают индейское и метисная населенныхелення.

Индейская литература Латинской Америки удивительно богата и, конечно, связана с прогрессивной революционной идеологией Одним из выдающихся идейных проводников индианизму был перуанский общественный деятель ч, писатель и публицист Мануэль Гонсалес Прада (1848-1918 гг,) Индейская тематика и элементы художественной практики, дошедшие до наших времен в остатках материальной культуры доколум-бовых цивилизаций и в изделиях народных мастеров, нашли широкий отражение в изобразительном искусстве, особенно в монументальной живописи, оформлении интерьеров, архитектуре Особенно яркий влияние индейских мотивов и индейской техники дает себя знать во всемирно известном монументальной живописи выдающихся представителей латиноамериканского изобразительного искусства Диего Риверы (1886-1957 гг) и Давида Альваро С икейроса (1898-1974 гг), которые сделали элементы художественного наследия индейцев достоянием всемирной культуры Индейские музыкальные формы также сохранились, и сегодня профессиональные композиторы обращаются к м ческого фольклора, который не испытал европейского влияния, пытаясь создать национальную музыку, основанную преимущественно на индейских первоисточникаерелах.

Понятие \"Евроамерика\" обычно связывают со странами, которые имеют наибольший процент населения, которое прибыло в разные времена из Европы К ним относятся Аргентина, Уругвай, Чили и Коста-Рика, где потомки выход дцив из Европы и белые иммигранты составляют 80-90% населения Следует, однако, заметить, что эти данные весьма условны В эпоху колоний и борьбы за независимость все белое население делилось на две неривнопр Авни группы: правящая колониальная элита метрополии и креолы-европейцы, родившиеся на землях Америки Однако понятие \"креол\" предусматривает определенную долю метисации, культура же креолов не может считаться су то европейскоькою.

Так называемый \"креолизм\" можно сравнить с индианизмом, но последний значительно шире течению Креолизм также

общенациональный характер, однако он затрагивает только интеллектуальные слои белого населения, сосредотачиваясь прежде всего в сфере искусства и литературы стран с преимущественно европейским населением На п начальном этапе креолизм питался антииспанское настроениями белой части населения колоний Позднее под креолизмом начали понимать художественные явления (\"креольский литература\", \"креольский живопись\", \"крео льська музыка \"и др.), которые пытались уловить и отразить\" чистую \"своеобразие латиноамериканского менталитета Характерной чертой этой этнической течения был повышенный интерес к местного пейзажа, людс ьких типов, быта и традиций родной землимлі.

Музыка Латинской Америки также оказывает особые креольские формы, как в фольклоре, так и в области профессионального творчества Эти формы являются наиболее распространенными почти по всему континенту (но \"частые\" в крае инах традиционного креолизму) и ведут свое начало от европейской, главным образом испанского и португальского музыки, занесенной конкистадорами и первыми переселенцами Креольская фольклорная музыка сохраняя единство художественных признаков в масштабе всего региона, характеризуется большим разнообразием местных форм сложным является положение с креольским живописью, у истоков которого стояли не испанском ки, а иностранные мастера, прежде французов и итальянцевйці.

Если по испанско-португальского наследия древние культуры Америки можно считать субстратом, то африканский вклад, хронологически позже, представляет собой культурный суперстрат Его влияние в современных сном духовной и культурной жизни многих стран Латинской Америки достаточно весомый время \"значительными странами с большой долей негритянско-мулатського населения является Бразилия, Куба, Доминиканская Р еспублика, Пуэрто-Рико, Ямайка Вполне негритянской стала франкоязычная Республика Гаити Через многовековое рабство у африканцев Америки связь с прародиной совсем лопнуло В то же время в Америке особенно на Ангелах, культурные ценности в литературе, музыке, изобразительном искусстве создавались словно заново, что стало результатом слияния, а не переноса старых культурных традиций Африки но ный грунтаовий ґрунт.

Другой особенностью исторической судьбы африканской культуры в Латинской Америке было достаточно позднее признание ее роли в латиноамериканском культурном процессе Долгое время после завоевания независимости в глазах креольской верхушки большинства стран континента (за исключением Гаити, где изначально давал о себе знать негритянский национализм) все культурные проявления афроамериканского населения считались я эхо дикости и не заслуживали внимания, хотя и были повседневной реальностью значительной части негров и мулатов и афроамериканская культура, главным образом в виде фольклора и религиозных веру ний, жила только на плантациях и в трущобахях.

В латиноамериканских французских колониях накануне и после Второй мировой войны сформировалась философская и политическая доктрина, выработанная мелкобуржуазной негритянской интеллигенцией - \"негритюда д \"Она сложилась в результате сочетания растущей самосознания африканцев с иррациональными философскими концепциями конца прошлого века негритюда сочетал в себе протест против белого расизма и колониализма с идеей реабилитации черной расы Начатая как прогрессивная и революционная течение, доктрина негритюда выродилась в концепцию культурного национализма, что допускает возможность расистськог в толкованииння.

Основные постулаты негритюда о необходимости реабилитации культурных ценностей негритянских народов, самобытность их культуры - еще раньше были распространены в Антильских странах и Бразилии, на Гаити и они официально пропагандировались Однако не следует смешивать идеологию негритюда с тем реальным вкладом, который внесли негры в культуру региона Большой вклад народов Африки в латиноамериканскую культуру сего дни является общепризнанным фактом Африканская наследие проявляется в фольклоре - музыкально-танцевальном, поэтическом и религиозной, все шире проникает в профессиональное искусство бильщости стран Карибского А мерикы и Бразиллії.

В латиноамериканской поэзии XX века одним из самых самобытных явлений стал негризма - поэтическая школа, расцвет которой приходится на конец 20-х - начало 40-х годов Поэты-негристы использовали в своей т творчества как специфическую негритянскую тематику, включая тему древней прародины - Африки, так много формальных элементов народной афроамериканской поэзии Негритянская тематика и фольклор ет ной мере отразились и в латиноамериканской прозе, хотя и не нашли в ней такого яркого выражения, как в Поэзиії.

 


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных