ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
А) Древнейшие связи Юго-Восточной Азии с ИндиейТермин «индуизация» обычно применялся исследователями для характеристики того воздействия, которое оказала на страны Юго-Восточной Азии индийская культура. Кёдэ зашел при этом столь далеко, что назвал «индуизированными» (les états hindouisés) государства, которые развивались под индийским влиянием, несмотря на то, что в процессе их развития весьма значительной была роль буддизма, и буддизм теравадского толка в конечном счете стал господствующей религией в Бирме, Аракане, в тайских государствах и Камбодже. И если на Малайском полуострове и в Индонезии индуизм исчез, вытесненный исламом в эпоху, соответствующую концу средних веков в Европе, то буддизму по-прежнему оставались стойко верны покоренные им страны. Применение в столь широком смысле термина «индуизм» чревато известными опасностями, поскольку в обычном применении терминов «индуист» и «буддист» имеется четкое разграничение, основанное на действительных различиях. Однако в истории обеих этих религий в Юго-Восточной Азии не всегда легко наметить линию раздела между ними, особенно в случае тантрийского буддизма, в котором отчетливо видны индуистские черты, а некоторые культы, в частности культ Шивы-Будды, который существовал в XIII веке на Яве, не поддаются точной классификации. Кроме того, даже в тех государствах, где преобладал буддизм хинаяны (тхеравады), брахманы играли важную роль в церемониях, особенно при дворе, и все еще продолжают играть в Бирме, Сиаме и Камбодже, хотя в этих странах брахманы резко отличаются от своих индийских собратьев. Возможно, что в настоящей работе будут неизбежны некоторые недоразумения при применении термина «индуизм». Следует, однако, надеяться, что придерживаясь контекста, можно легко предотвратить смысловую путаницу. Вероятно, связи Индии и Юго-Восточной Азии восходят к доисторическому периоду. Индийские купцы, возможно, уже в те времена посещали порты азиатского Юго-Востока, а в индийских портах вели торговлю выходцы из Юго-Восточной Азии. Возможно, что еще задолго до того, как стало сказываться влияние индийской культуры, в портах Юго-Восточной Азии существовали небольшие индийские торговые колонии. Можно также предположить, что то же самое наблюдалось и в индийских портах, поскольку в историческое время индонезийские торговые колонии были обнаружены как в Бен-галии, так и на Коромандельском берегу. Индонезийцы были преимущественно народом мореходов, и они могли добраться до Индии точно так же, как индийцы добирались до Юго-Восточной Азии. Это обстоятельство нужно особо подчеркнуть, так как слишком уж легко приходят к выводу, что торговые отношения, а затем проникновение индийской культуры следует объяснять деятельностью одних лишь индийцев. По-видимому, после весьма длительного периода торговых связей в Юго-Восточной Азии стали обнаруживаться значительные перемены. На Индокитайском полуострове и на островах Малайского архипелага возникли государства, в которых получили распространение индийские религиозные культы, индийское искусство и индийские обычаи, причем санскрит стал здесь священным языком. На вопрос о том, когда и как возникли эти государства, можно ответить лишь предположительно. Древнейшие археологические свидетельства относятся в большинстве случаев к значительно более позднему времени, а данные, взятые из индийских, китайских и европейских источников, едва ли позволяют сделать точные заключения. Новые государства вырастали вокруг тех поселений, которые с незапамятных времен посещались индийскими моряками. Перемены в этих государствах, должно быть, были вызваны появлением индийских жрецов и ученых, которые могли распространить индийскую культуру, хотя нельзя исключить и ту возможность, что в этом процессе значительную роль играли и сами индонезийцы, ознакомившиеся с Индией. Когда же с течением времени завеса несколько приподымается и становится возможным составить определенное представление об этих новых общинах, они предстают перед нами как организованные очаги культуры, в основе которой лежат следующие четыре особенности: а) монархическая концепция, характерная для индуистских и буддийских религиозных культов, б) памятники письменности на санскритском языке, в) мифологические мотивы, заимствованные из индийского эпоса, пуран и других санскритских литературных произведений, содержащих ядро монархических преданий и традиционные генеалогии царских фамилий области Ганга, и г) соблюдение дхармашастр, священных законов индуизма и, в частности, «Манава дхармашастры», или «Законов Ману». Было высказано предположение, что это явление представляет собой продолжение за морем процесса брахманизации Индии, очагом которого была Северо-Западная Индия. Заслуживает внимания тот факт, что древнейшие санскритские надписи Юго-Восточной Азии не намного моложе подобных же надписей, обнаруженных в Индии. Однако возможно, что культура, которую распространяли индийцы, не была полностью чуждой народам, ее воспринимавшим. Быстрое распространение индийской культуры частично объясняется тем, что народы Юго-Восточной Азии могли под индийской оболочкой разглядеть идеи и предания, имеющие много общего с их собственными идеями и преданиями. Чтобы пролить свет на этот весьма важный процесс, велись поиски индийских источников. Однако результаты оказались чрезвычайно неутешительными.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|