Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности формирования крупных национальных компаний




В ходе экономического развития НИС Юго-Восточной Азии вынуждены были находить оптимальное соотношение между капитало - и трудоінтенсивними видами производства. А поскольку использование последних присуще мелким предприятиям, а капіталоінтенсивних - крупным фирмам, которые обладают достаточными средствами для развития производства, то это так или иначе и решает вопрос о соотношении в экономике крупных и мелких предприятий.

Разумеется, НИК заинтересованы в создании крупных современных фирм, которые имеют больше возможностей для использования современных средств производства, это обусловливает и более высокий уровень производительности труда, а следовательно - повышение эффективности общественного производства, быстрое развитие экономики. Но создание крупных компаний требует значительных инвестиционных ресурсов, предусматривает использование высококвалифицированной рабочей силы, а в случае ее отсутствия - соответствующую подготовку резервов, что на начальном этапе экономического развития трудно реализовать.

Ориентация же на мелкое производство означает, как правило, ориентацию на замедленное развитие производительных сил, хотя помогает определенным образом решать такие важные проблемы, как безработица и дефицит капиталовложений. Для создания нового рабочего места на крупном предприятии, например в Индонезии, нужно дополнительно потратить почти 50 тыс. долл., а среднему предприятию для этого достаточно 5 тыс. долл., мелкой фирме - лишь 500 долл.

Конечно, на начальном этапе индустриализации у государств, которые рассматриваются, отсутствовали условия для развития крупных капиталоемких производств, в результате чего неизбежным было содействие широкому развитию мелкого предпринимательства как основы для становления крупного национального промышленного производства.

Государственная политика, выразившаяся в 60-е, а особенно в 70-е годы, предусматривала систему разнообразных мер для стимулирования развития мелкой промышленности: предоставление льготных кредитов, государственных заказов, помощь в реализации продукции, разработку необходимых технологий и организацию консультаций по налаживанию производства. Вследствие этого масштабы мелкого предпринимательства в экономике стран Юго-Восточной Азии возросли (табл. 4).

Но, несмотря на значительные масштабы мелкого предпринимательства, главная часть стоимости в промышленности приходилась на крупные предприятия. Например, на Филиппинах - 71,2%. При этом на них было занято примерно 20% общего количества работающих в промышленности.

 

С конца 70-х годов в НИС Юго-Восточной Азии начали способствовать Интеграции мелкой и крупной промышленности на условиях субподряда. В 70-е годы мелкое предпринимательство с его малопроизводительной техникой удовлетворяло прежде всего потребительский спрос, а в 80-е годы оно было переорієнтоване на удовлетворение производственного спроса, который предъявлял государственный сектор и большое частное предпринимательство, щ0 стремились использовать его потенциал для повышения стабильности роста и прибыльности своих предприятий.

Но даже в тех странах, где в 60 - 70-е годы поощрялось мелкое предпринимательство, стратегии развития не предусматривали его изолированного развития, поскольку индустриализация все-таки связывалась с созданием крупных предприятий. Поэтому налоговое стимулирование зависело от объема капиталовложений и очень мало касалось мелких предприятий, что вело к перераспределению средств в пользу крупной и средней промышленности. Основную часть кредитов в начале 80-х годов также получали крупные предприятия: в Малайзии - 97%, Таиланде - 79%.

В процессе промышленного развития НИС Юго-Восточной Азии ускорилась концентрация производства как на уровне предприятий, так и на уровне фирм, компаний. Концентрация на уровне предприятий проявлялась в росте их размеров, производственных мощностей, сосредоточении на них рабочей силы, производства отдельных видов промышленной продукции. Вследствие этого, например, в Индонезии изменился критерий определения мелкого бизнеса: в 1973 г. к нему принадлежали предприятия, где работало девять рабочих и не было двигателя, или был двигатель и работало до четырех человек, а после 1973 г. определение мелких предприятий по признаку использования энергии не проводилось; к ним относили только те, где работало до 19 рабочих.

Концентрация производства на уровне отдельных предприятий стала объективной основой концентрации на уровне компаний, что постепенно ведет к господству относительно небольшого количества компаний в производстве отдельных товаров, либо целых отраслей экономики НИС ЮВА. Крупные компании, как правило, преобладают в наукоемких отраслях, поскольку именно они имеют больше возможностей осуществлять научно-исследовательские работы, разрабатывать современную технику и технологии. Так, в электронной промышленности Малайзии одна только компания "Малайзіан-америкэн электроник индастри" контролирует более половины производства и экспорта электронных компонентов.

Концентрация распространилась и на банковскую сферу. Увеличение масштабов банковских операций, концентрация капитала в этой сфере превратили НИК ПСА в крупные финансовые центры. В конце 80-х годов до самых крупных коммерческих банков развивающихся стран, входили пять таиландских, четыре сингапурских и пять малайзийских банков.

Значительное влияние на рост и структуру образования национальных компаний в НИК оказал иностранный капитал. ТНК ведущих промышленно развитых стран и НИС Дальнего Востока принимают участие в акционерном капитале большей части крупнейших национальных компаний, которые часто являются совместимыми или дочерними или ассоциированными компаниями. Так, в Малайзии в середине 80-х годов в общем объеме акционерного капитала действующих предприятий часть иностранного капитала составляла примерно 25%. В Таиланде из 50 самых крупных национальных фирм половина контролировалась также ним.

Среди других особенностей формирования крупных компаний в НИК ПСА надо отметить активную роль национального государства и влияние капитала китайцев, сконцентрирован в субрегионе. Например, в Малайзии китайцам принадлежит почти 50% совокупного акционерного капитала, что вдвое превосходит часть иностранных предпринимателей.

В последнее время крупные национальные компании НИК ПСА начинают играть более значительную роль не только во внутренней экономике, но и мировом хозяйстве в целом. Правда, по результатам хозяйственной деятельности (стоимость продаж в 1990 г.) в список 500 крупнейших компаний мира входила лишь одна компания стран Юго-Восточной Азии - это "Петронас-Малайзия", которая занимала 322 место (1989 г. - 364), объем продаж которой составлял 4279,6 млн долл., прибыли - 1119,9 млн. долл. и в которой было занято - 8107 рабочих.

Вообще же практика создания крупных промышленных компаний экспортной ориентации накапливает опыт решения одной из основных противоречий экономики стран, с которыми столкнулись во многих бывших социалистических странах, - противоречия между монополизацией хозяйства и необходимостью создания крупных предприятий - главных двигателей экономики. Эффективность работы крупных компаний НИС Юго-Восточной Азии обеспечивалась их ориентацией на мировой рынок, где национальные гиганты становились обычными конкурентами и тем самым сохраняли внутренние импульсы качества и эффективности, присущие хозяйственному укладу этих стран.

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЬЕТНАМА И ЛАОСА

В последние десятилетия азиатские социалистические страны попали в трудные экономические условия. Главные причины трудностей специалисты видели в серьезных теоретических ошибках, которые привели к негативным практическим последствиям. Прежде всего имеется в виду представление о социализме как післякапіталістичну стадию развития, перейти к которой можно, минуя промежуточную стадию развития рыночных отношений. Это привело к серьезным ошибкам при определении содержания и направлений индустриализации, ее осуществление предполагалось проводить не с помощью экономических, а административно-командных методов управления. Большой удельный вес натуральных отношений в экономике стран обусловила негативное отношение к рыночным методам регулирования. Вследствие этого казалось удобным и эффективным принудительно-централизованно конфисковать продукт у производителя (прежде всего крестьянина), а потом его принудительно перераспределить с помощью государства. Для обеспечения жесткого контроля за производством национального продукта и его перераспределением проводилось огосударствление экономики, что нанесло большой ущерб азиатским социалистическим странам, потому разрушило относительно жизнеспособные традиционные и те частные структуры, которые рождались.

Индустриализация осуществлялась прежде всего через развитие тяжелой промышленности. Поскольку во внешней политике проводился курс на блоковость и конфронтацию, проблема выживания, защиты национального суверенитета требовала развития оборонной промышленности. Это сопровождалось пренебрежением социальными факторами роста, структурными перекосами, абсолютизацией индустриализации. Ускоренное развитие тяжелой промышленности, на продукцию которой еще не возник реальный спрос сельских хозяйств и легкой промышленности, привел к тому, что ограниченные ресурсы этих стран использовались для создания новых дефицитов, распространение спроса на потребительские товары со стороны рабочих тяжелой промышленности и получения предложения.

Азиатские социалистические страны втянулись в жесткое противостояние двух блоков в регионе, вследствие чего они были практически изолированы от региональных экономических процессов. Это стало причиной проведения покровительственной политики, негативное отношение к иностранным капиталовложениям, иностранного опыта управления. Крупные предприятия в промышленности, с созданием которых связывались надежды на достижение высоких темпов экономического развития, надежно защищались государством от внутренней и внешней конкуренции. Сначала это казалось эффективным использованием ресурсов на главных направлениях развития. Однако со временем стало понятно, что главные субъекты хозяйственной деятельности - крупные предприятия - потеряли рыночные стимулы к инновациям и борьбы за качество, в результате чего они превратились в недееспособных монополистов.

Кооперация, которая создавалась на селе, фактически поставила крестьян в напівфеодальну зависимость от государственных и партийных чиновников.

Негативное влияние оказала и необміркована помощь более развитых партнеров по социалистическому лагерю, которая, по сути, была направлена на воспроизведение в Азии экстенсивной модели государственного социализма образца 30 - 50-х годов.

Эти признаки характеризуют общую модель экономического развития, которую пытались было создать социалистические государства Азии. Она реализовывалась в отдельных странах в различные времена и имела свои особенности. Концепция индустриализации во Вьетнаме была принята в 1960 г. на III съезде КПВ, но главные направления структурной политики не были конкретизированы. А на V съезде в 1982 г. партия признала ошибочным курс на ускорение темпов экономического развития и преимущественное развитие отраслей тяжелой промышленности, поскольку ухудшение состояния в промышленности наблюдалось уже в конце 70-х годов, что было связано прежде всего со значительными диспропорциями между уровнем развития энергетических, сырьевых и обрабатывающих отраслей, в зависимости промышленности от импорта сырья и оборудование и от импортных возможностей страны. В 1979 - 1980 гг. из-за недостатка государственных материально-технических ресурсов не работало 50% оборудования предприятий, более 30% рабочих государственных предприятий лишились работы.

Иной была политика индустриализации, которая начала осуществляться в Лаосе со второй половины 70-х годов. В решениях НРПЛ делался вывод, что в Лаосе нет условий для ускоренной индустриализации, потому что страна не может обеспечить строительство и промышленность оборудованием, квалифицированной рабочей силой и управленческими кадрами. Промышленность давала в это время только 3% ВВП, а занято в ней было почти 3% экономически активного населения. Поэтому на первом этапе индустриализации было решено развивать главным образом легкую промышленность и начать создание отдельных промышленных предприятий, которые производили бы сельскохозяйственную технику, цемент и другие строительные материалы. Предполагалось укрепить электроэнергетическую базу страны. На втором этапе планировалось создать производственную базу тяжелой промышленности. Но уже реализация задач первого этапа индустриализации заставила пересмотреть экономическую стратегию в отношении использования рыночных механизмов.

В течение 80-х годов социалистические страны Юго-Восточной Азии продолжали испытывать серьезные хозяйственные проблемы. Практически все они страдали от недостатка продовольствия, недогрузка мощностей, дефицита экспортных возможностей и перепроизводства ненужной обществу продукции. Стало очевидным глубокое техническое отставание не только от ведущих государств, но и от соседей по региону - НИС Восточной и Юго-Восточной Азии.

Процесс перестройки, который начался в бывшем СССР стимулировал поиски азиатскими социалистическими странами нового курса экономического развития. Как результат, был выбран более спокойный, китайский вариант обновления экономики, который предусматривает проведение радикальных реформ для развития экономики, при условии хранения в целом традиционного политического механизма. Осуществление хозяйственной реформы по этому варианту включает:

- создание равных условий для развития всех укладов с передачей большинства нерентабельных государственных предприятий в частную или смешанную собственность;

- передачу земли в долгосрочную аренду;

- отмена дотационного механизма и переход к управлению главным образом за счет использования налоговых, финансово-кредитных методов, отказ от директивного планирования;

- общую либерализацию внутреннего рынка и внедрение политики содействия иностранным инвестициям.

Разрабатывая новые концепции социально-экономического развития, социалистические страны Юго-Восточной Азии пытались использовать опыт новых индустриальных государств Азии, особенно Южной Кореи, которая достигла значительных результатов в социально-экономическом развитии за довольно короткий исторический срок.

Перестройка хозяйственной системы во Вьетнаме и Лаосе началась в 1988 г. И уже через три-четыре года было достигнуто заметных результатов. Особенно это касается Вьетнама, где за это время удалось сократить темпы инфляции с 1000% во второй половине 80-х лет до 16 - 17% в 1992 г. За два года насытили рынок разнообразной потребительской продукцией (национальной и импортной).

В 1992 г. прирост ВНП составил 6% промышленного производства, - 12,2, сельскохозяйственного - 4,2%. Особенно быстро росло производство продовольственных культур: 1985 г. оно равнялось 18 млн т, а в 1991 г. - 21,7 млн т. Это позволило обеспечить внутренние потребности и впервые за 50 лет экспортировать рис, в среднем 1,5 млн т ежегодно, а в 1992 г. было экспортировано - 2-2,5 млн т. В результате этого Вьетнам занял третье место по экспорту риса. Для сравнения скажем, что в конце 70-х годов было импортировано 5 млн т риса. Вьетнам стал перспективным торговым партнером - в 1991 г. экспорт составил 2 млрд долл. И такие темпы роста экспорта - 40 - 50% в год были присущи Вьетнама в течение пяти лет. В 1992 г. экспорт на 15% превосходил импорт, то есть впервые внешнеторговый баланс был сведен с дефицитом.

Будучи богатыми на природные ресурсы, Вьетнам и Лаос экспортировали в первую очередь именно их. Вьетнам - сырую нефть (нефть начали добывать во Вьетнаме в 1986 p., а в 1991 - ее добывали уже 4 млн т, что превосходило внутренние потребности). По прогнозам, в 2000 г. суточная добыча нефти будет составлять до 100 тыс. т, что выведет Вьетнам в число средних по общемировым критериям производителей нефти. Иногда Вьетнам называют вторым "Кувейтом": натуральный каучук, уголь, чай, натуральный шелк, олово - его богатство. Природные богатства Лаоса - это черные и цветные металлы, уголь, нефть, драгоценные камни, а самое главное - лес.

В социалистических странах Азии принимают меры для стимулирования инвестиций. 1987 г. во Вьетнаме, в частности, был принят закон об иностранных инвестициях - по оценкам специалистов, наиболее благоприятный для вкладчиков капитала, потому что дает возможность даже создавать предприятия, которые полностью принадлежат вкладчикам.

До 1991 г. Вьетнам подписал соглашения с 30-ю странами о создании совместных предприятий с уставным фондом в 2,3 млрд долл. Если такая тенденция сохранится, то объем иностранных инвестиций во Вьетнаме может достигать до 2000 г. 12 млрд долл., что по счетам МВФ будет достаточно для того, чтобы приблизиться к уровню экономического развития стран АСЕАН. Иностранные инвестиции вкладываются в основном в отрасли, которые требуют высокого технического оборудования и выпускают продукцию, которая экспортируется. А это - добыча и разведка нефти, газа, строительство нефтеперерабатывающих заводов, предприятий по производству азотных удобрений, фармацевтических фабрик, добыча железной руды, бокситов, производству натурального каучука, чая, кофе.

1988 г. был принят достаточно либеральный инвестиционный закон в Лаосе. Иностранные инвестиции по этому закону должны идти в лесное хозяйство, некоторые отрасли легкой промышленности, сфере обслуживания. Правда, существуют препятствия для притока иностранных капиталовложений в Лаос, потому что ощущается нехватка рабочей силы, особенно квалифицированной, слабость инфраструктуры и транспорта, недостаточность правовых гарантий, "плавающие" ставки налогов, засилье бюрократии. Но все-таки до марта 1991 г. в Лаосе одобрено 116 инвестиционных проектов на общую сумму 157,5 млн долл., хоть и не все они реально функционируют.

Одним из наиболее приоритетных направлений экономической политики становится создание свободных экономических зон. Первая уже появилась на юге Вьетнама, в районе Хошимина, планируется создание их в Ханое, Хайфоне, Донангу.

Главными инвесторами экономики Вьетнама в 1992 г. были Тайвань, Сингапур, Франция, Германия, экономики Лаоса - Таиланд.

Именно эти достижения позволили специалистам говорить о "вьетнамское экономическое чудо", оптимистично оценивать перспективы развития Лаоса, прогнозировать, что осуществление индустриализации, которая повторяет путь, пройденный странами АСЕАН, поможет им войти в систему международного разделения труда.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных