ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
АВСТРО-АЗИАТСКАЯ КУЛЬТУРАТермин «Юго-Восточная Азия» получил широкое распространение во время второй мировой войны. Так обозначается совокупность территорий восточной части азиатского материка, которая охватывает полуостров Индокитай и огромный архипелаг, включающий Индонезию и Филиппины. ………………………………………………………….………………………… Территория, которая является объектом настоящей работы, охватывает Бирму, Таиланд, Индокитай, Малайю и острова, протянувшиеся от Андаманских и Никобарских островов до Новой Гвинеи. За рамками книги остаются Ассам и Филиппины, поскольку эти области, расположенные соответственно на крайнем западе и крайнем востоке Юго-Восточной Азии, оказались вне основного потока исторического развития этого района, который издавна был сферой перекрестного влияния Индии и Китая. В Аннаме и Кохинхине, например, на протяжении многих веков культуры Индии и Китая в напряженной борьбе оспаривали право первенства. Поэтому история культуры Юго-Восточной Азии вызывает большой интерес, особенно культура эпохи, соответствующей средним векам в Европе, когда архитектура и искусство, получив мощный толчок под влиянием индийской культуры, достигли таких высот, что могли выдержать сравнение с лучшими образцами архитектуры и искусства других стран мира. В конце средних веков, в ту пору, когда на исторической арене появились португальцы, Юго-Восточная Азия в отношении культуры была разделена на две главные области. В одной из них, которую французские ученые называют «Внешней Индией», преобладало индийское влияние, в другой – Тонкине, Аннаме и Кохинхине – после падения в XV веке «индуизированного» царства Тямпа утвердилось китайское влияние (речь идет о территории приблизительно современного Вьетнама – shus). Надлежит, однако, предостеречь читателя против вредной тенденции преувеличения роли чужеземных культур и принижения значения культур местных. Следует поэтому безоговорочно отвергнуть такие термины, как «Дальняя Индия», «Большая Индия», «Малый Китай». И даже такие столь примелькавшиеся названия, как Индонезия и Индокитай, дают основание для серьезных возражений, поскольку они затушевывают тот факт, что эти области отнюдь не являются «культурными придатками» Индии или Китая, а всегда сохраняли свою собственную и при этом чрезвычайно своеобразную индивидуальность. Искусство и архитектура, которые достигли столь пышного расцвета в Ангкоре, Пагане, центральной Яве и в древнем царстве Тямпа, поразительно резко отличаются от искусства и архитектуры индуистской и буддийской Индии. Чтобы овладеть ключом к их познанию, необходимо обратиться к изучению местных культур народов, их создавших. Но при этом необходимо помнить, что все эти народы развивались особыми и совершенно своеобразными путями. Индийское влияние, которое, не в пример китайскому, непосредственно не проявилось в Юго-Восточной Азии в политической сфере, было в процессе освоения индийской культуры точно так же преобразовано туземным обществом, как культура древней Греции в Западной Европе, ибо народы, как отмечал Ж. Кёдэ, которые испытывали на себе влияние индийской культуры, не были «дикарями», а представляли собой общества с самобытной и относительно высоко развитой цивилизацией. И даже вьетнамцы, которые с 111 года до н. э. до 939 года н. э. находились под властью Китая и в ханьскую эпоху подверглись основательной китаизации, создали культуру, которая, будучи во многом обязанной Китаю, тем не менее сохранила свой оригинальный облик; корни этой культуры уходят далеко в глубь веков, в «докитайское» прошлое народов Вьетнама. Основную причину недооценки значения местных культур народов Юго-Восточной Азии легко понять. И в культурном и в политическом отношениях Юго-Восточная Азия была превзойдена Индией и Китаем — великими странами, чья цивилизация сформировалась задолго до того, как народы азиатского юго-востока вступили в период собственного исторического бытия. Кроме того, культура этих народов начала развиваться и достигла величественных образцов, получив благотворный толчок от древних цивилизаций Индии и Китая. Европейские ученые по вполне понятным причинам, узнав об этом влиянии, сосредоточивают свое внимание на истории правителей, царских дворов и храмов, где внешнее влияние сказывалось наиболее сильно; причем в своих исследованиях они в силу необходимости основывались на китайских и санскритских источниках. Сведения же о жизни простого народа добыть оказывается гораздо труднее, а поэтому до сих пор в этой области открыто очень немного. А между тем разве не бросается в глаза тот неоспоримый факт, что в так называемых «индуизированных» государствах огромные массы народа либо вовсе не были затронуты индийской культурой, либо в процессе освоения этой культуры преобразовывали ее и приводили в соответствие со своими идеями и обычаями. Так, например, общественный строй в странах Юго-Восточной Азии не был в сильной степени затронут индийским влиянием. Кастовая система — основа основ индуизма — оказала весьма небольшое воздействие на местный уклад, и женщина, как правило, сохранила то высокое положение, которое отводилось ей в древнем обществе, еще не затронутом индийским влиянием, причем, насколько известно, положение ее было гораздо более высоким, чем положение индийской женщины на протяжении всей истории Индии. Более того, и после распространения в Юго-Восточной Азии индуизма и буддизма религиозные представления и обряды более древней эпохи продолжали сохранять огромную жизненную силу и оказали глубокое влияние на обе эти религиозные системы. Для антропологов Юго-Восточная Азия представляет собой необъятную область для исследования. Здесь, в горах и джунглях, еще и поныне живут остатки племен разнообразных представителей человеческого рода, соответствующие наиболее ранним стадиям его этнологической истории. Тут пигмеи негритосы еще ведут жизнь первобытных бродячих племен; здесь обитают племена, родственные аборигенам Австралии, и здесь же проживают народы, которые, возможно, являются индонезийцами, какими они были на ранних ступенях развития. Здесь, очевидно, происходило смешение ранних обитателей с поздними пришельцами, и вообще вся эта область в целом представляет картину хаотического смешения рас и языков. ………………………………………………………………………………………………… Таким образом, к тому времени, когда Юго-Восточная Азия впервые ощутила влияние индийской культуры, ее народы уже создали свою собственную цивилизацию. Кёдэ, суммируя наиболее существенные особенности этой цивилизации, отмечает, что: в сфере производства она характеризовалась: 1) возделыванием риса на орошаемых землях, 2) приручением быков и буйволов, примитивным использованием металлов, 3) развитием мореходного дела; в области общественного строя: 1) главенствующей ролью женщины и счетом родства по материнской линии, 2) социальной организацией, сложившейся в условиях ирригационного хозяйства. В сфере религиозной Кёдэ подчеркивает такие характерные черты этой цивилизации: 1) анимизм, 2) культ предков и бога плодородия, 3) обычай помещать гробницы на высоких местах, 4) кувшинные или дольменные погребения, 5) мотивы космического дуализма в мифологии (горы против моря, духи воздуха против духов воды, люди гор против людей побережья). И, наконец, последняя характерная особенность этой цивилизации: в отдельных языках Юго-Восточной Азии отчетливо проявляется способность к словообразованию путем прибавления префиксов, суффиксов и инфиксов. Народы, приобщенные в большей или меньшей степени к этой культуре, хотя и имели пестрый этнический состав и обитали почти на территории всей Юго-Восточной Азии, однако главными районами их расселения были прибрежные области и речные долины. Далее в глубь материка и в горах жили отсталые племена, стоящие на разных ступенях развития. Кром, характеризуя яванскую цивилизацию до проникновения индийского влияния, отмечает следующие особенности, дополняющие список Кёдэ: 1)кукольно-теневой театр (вайанг), 2) оркестр особых музыкальных инструментов (гамелан), 3) специальные приемы окраски тканей (батик). Разумеется, кое-где в пределах столь обширной территории эти культуры отличали местные особенности. Но весьма показательно, что у древних китайцев, очевидно, уже сложилось представление о Юго-Восточной Азии как о культурном единстве, так как различные народы и языки этой области они обозначали собирательным термином кунь-лунь, если, конечно, правы те ученые, которые склонны придавать этому термину слишком широкий смысл. В последнее время разгорелась одна из наиболее интересных дискуссий о связях культур Юго-Восточной Азии и «доарийской» Индии. Согласно одной гипотезе, «одна или несколько этнических волн, зародившихся в Индокитае или на островах Малайского архипелага, достигли Индии до завоевания ее ариями (во времена написания книги ТАВ – теория арийского вторжения – была общепринятой – shus)». Согласно другой теории, дравиды или арии, явившись в в Индию, вынудили ее коренных жителей к массовому переселению в Юго-Восточную Азию и именно этим притоком доарийских элементов индийской культуры объясняется та общность культур Юго-Восточной Азии и Индии, которая проявляется в языке и орудиях труда. В то время как Кёдэ склонялся к тому, что проблема эта еще не разрешена, возникла третья гипотеза, которая, кажется, заслуживает серьезного внимания. Сторонники этой гипотезы считают, что те западнокитайские области, на которые указывал Гейне-Гельдерн как на прародину индонезийской культуры, были также и колыбелью древнеиндийской культуры; обе культуры, несомненно, восходят к одному источнику. Первоначально общий поток в своем движении к югу разветвился: одна или, быть может, несколько его струй, следуя в западном направлении, достигли Индии; другие же проникли в Индокитай и Индонезию. Согласно этой теории, арии, придя в Индию, застали там смешанную дравидийско-мундскую культуру, которая находилась по крайней мере на столь же высоком уровне развития, как культуры Египта, Ассирии и Вавилона. И действительно, индуизм исторических времен сохраняет элементы дравидийского или мундского происхождения. Исследования элементов мундской культуры, проведенные Сильвеном Леви и Пжилуцким, показали, сколь значителен был вклад, который народы мунда внесли в индийскую культуру. Сильвен Леви и Пжилуцкий подчеркнули, что в культе Шивы и его супруги Умы имеются черты, которые отсутствовали у ариев. Эти исследователи отмечали, что культ линги имеет частично дравидийское и частично мундское происхождение и восходит к эпохе неолита, когда поклонялись камням. На основе изучения языков мунда Сильвен Леви также отмечал, что не только ряд этнических названий, приводимых в санскритской литературе, имеет мундское происхождение, но что многие санскритские слова, и в частности названия таких растений, как перец, лук, гвоздика, алоэ, бетель и т. д., имеют «австроидное» происхождение (термин «австроидный» Сильвен Леви применял в соответствии с тем значением, которое придавал ему его создатель патер Шмидт, подчеркивая единство двух великих языковых групп — австро-азиатской и австронезийской, область распространения которых простирается от Гималаев до острова Пасхи и от Мадагаскара до Гавайских островов). Представляется также несомненным, что в Индонезии еще до того, как она столкнулась с индуистской культурой, были распространены в устной форме произведения такого же характера, как санскритские сказания. И возможно, что позже, после того как Индонезия ознакомилась с письменными памятниками индийской литературы, здесь появились литературные произведения, выдержанные в индонезийском духе, причем эти произведения вовсе не обязательно являлись чужеземными, переделанными на индонезийский лад, а представляли собой народные легенды и мифы, восходящие к столь же древнему источнику, как и индийские сказания, сохранившие в более чистом виде свои первоначальные особенности. Таким образом, можно предполагать, что с внедрением индуистской культуры сказания австроидного происхождения были облечены в индийские одежды и что отклонения от чисто индуистских форм в яванско-индуистских сказаниях нередко вызывались возрождением древних австроидных традиций. На связи австроидных языков и языков мундав Индии (ныне в большей части утраченные) первым обратил внимание австрийский исследователь Кун, но их лексикографическое родство убедительно доказал патер Шмидт, который разработал теорию о культурной и антропологической общности народов обеих языковых групп. И хотя теория Шмидта не получила всеобщего признания, его соображения о связях, которые в очень древнюю эпоху существовали между Индией, Индокитаем и островным миром Индийского и Тихого океанов, представляются совершенно бесспорными. И если теория разветвления единого потока культур западнокитайского происхождения пока еще остается недоказанной, то совершенно доказан факт, что индуистским элементам отводили слишком большое место по сравнению с древними культурами Юго-Восточной Азии. К тому времени, когда индийская культура стала оказывать свое влияние, эпоха великих доисторических переселений уже закончилась. На островах Индонезийского архипелага основную массу населения составляли индонезийцы, которые обосновались здесь еще в эпоху неолита. Это население распадалось на две группы. К первой, сохранившей до некоторой степени чистые расовые черты, относились батаки на Суматре, даяки на Борнео и алафуры на Целебесе и на Молуккских островах. Во вторую группу входили малайцы прибрежных областей — многочисленные этнические разновидности и смешанные подгруппы на Суматре, сундские племена, яванцы, мадурцы и балийцы. Это были народы, которые в той или иной степени были приобщены к австроазиатской культуре и которых китайцы называли общим наименованием кунь-лунь, а индийцы — двипантара, «островным народом». Ту часть материка, которую занимает теперь центральный и южный Аннам, район дельты Меконга, заселяли тямы, Камбоджу и область среднего течения Меконга — кхмеры; монские народности, тесно связанные с кхмерскими племенами, занимали долину Менама и территорию, которая ныне называется Нижней Бирмой; племена пью, возможно авангард тибетско-бирманских народов, осели в бассейнах Иравади и Ситтанга; на территории Малаккского полуострова располагались малайцы. Таким образом, если и не все, то многие из главных этнических групп занимали в те времена области, примерно соответствующие современным районам их расселения. Наиболее существенные исторические перемены произошли на материке. Мы увидим, что тямы были изгнаны из центрального Аннама вьетнамцами, монов в долине Менама покорили таи, а в долине Иравади их одолели бирманцы. Племена пью исчезли совершенно. «Продвижение на юг», которым был отмечен доисторический период, повторился в исторические времена, и этим именно объясняется современная этническая картина Индокитая и в известной мере и островов. В общем миграционные потоки следовали вдоль узких долин рек, берущих начало в Китае и на окраинах Тибета, к заманчивым землям речных дельт и побережья. Следует, однако, отметить, что из этого правила встречались порой существенные исключения. Впрочем, миграций в том смысле, как обычно понимают этот термин, в историческое время не было. Речь идет о медленном и постепенном продвижении, сопутствуемом интенсивной ассимиляцией завоевателей и побежденных, в процессе которой старожилы усваивали язык и обычаи пришельцев. Факты истребления коренного населения или массового перемещения его были чрезвычайно редки. Таким образом, на территории индокитайского материка основным этническим ядром и по сей день остаются индонезийцы (в работах антропологов термин «индонезийцы» применяется не только к населению Индонезии, но и к древнейшему населению всей Юго-Восточной Азии, прим.ред.). История народа таи на позднем ее этапе дает наглядный пример исторического процесса, который происходил повсюду в другие периоды, и Кёдэ следующим образом выразил его сущность: «воинственной аристократии удалось навязать свой язык, который, словно масляное пятно, расплывался в языках других этнических групп». ГЛАВА II Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|