Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие и основные направления адаптации промышленных предприятий к рыночной среде




В условиях рыночной экономики организация самостоятельно организует текущую деятельность, разрабатывает планы социально-экономического развития, изучает конъюнктуру рынка, распоряжается трудовыми, материальными, финансовыми ресурсами. Она вступает в договорные отношения с другими субъектами рынка, осуществляет внешнеэкономическую и совместную предпринимательскую деятельность. Организация сама определяет формы управления и самоуправления, источники самофинансирования и самообеспечения, отвечает за обеспечение интересов общества, своего трудового коллектива и каждого его члена, за выполнение принятых на себя договорных обязательств.

По мере преодоления кризисных явлений стратегия выживания на предприятии изменяется. Выделяют два вида адаптации: пассивную и активную. Пассивную адаптацию характеризуют такие меры, как:

− сокращение расходов и потребления ресурсов путем сворачивания производства и поддержания его на самом низком уровне;

− снижение технологического уровня производства вследствие примитивности производимой продукции;

− сокращение работающих и заработной платы, применение системы скрытой безработицы;

− неплатежи всем видам кредиторов, максимальное затягивание расчетов по долгам с целью обесценения этих долгов под влиянием инфляции;

− ориентация на получение субсидий и дотаций, заключение невыгодных и стратегически неоправданных договоров с иностранными партнерами.

− активное выживание, которое все больше развивается по мере выхода из кризиса, сопровождается следующими действиями:

− поиск новых рыночных ниш, обновление ассортимента продукции, активная маркетинговая деятельность;

− снижение затрат на материалы, комплектующие изделия и энергоносители путем тщательного учета расходуемых ресурсов и повышения ответственности работников за их расход, внедрение рациональных технологий и снижения отходов;

− наиболее полное использование имеющегося имущественного комплекса, продажа лишнего оборудования, сдача имущества в аренду и другие меры;

− работы по сокращению дебиторской и кредиторской задолженности;

− поиск новых способов внешнего взаимодействия, налаживание партнерских отношений с поставщиками сырья и материалов, потребителями продукции;

− сокращение затрат на управление путем внедрения прогрессивных организационных структур и информационных технологий.

Активное выживание становится, по существу, активной адаптацией к новым рыночным условиям деятельности и во все большей степени содержит признаки стратегии развития.

В управлении изменениями выделяют следующие основные принципы:

− обязательное проведение предварительного анализа подготовленности компании к внедрению новых методов управления;

− составление специальной целевой программы по реорганизации.

Важно не только определить, обладает ли предприятие достаточными финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами для нововведения, но и выявить основные организационные и психологические барьеры на го пути. Так, в организационном плане такими препятствиями могут стать:

− конфликты между подразделениями;

− недостаточно развитая сеть коммуникаций между подразделениями;

− слабая поддержка нововведений руководством;

− противоречие между сложившейся системой стимулирования и новыми требованиями к организации работы;

− бюрократическое сопротивление любым нововведениям из соображений сохранения сложившихся отношений взаимоподчиненности.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Бабук, И. М. Экономика предприятия: учебное пособие для студентов технических спец. вузов / И. М. Бабук. – Минск: ИВЦ Минфина, 2006. – 327 с.

2. Бабаджанов, С. Г. Экономика предприятий швейной промышленности: учебник / С. Г. Бабаджанов, Ю. А. Доможиров. – Москва: Академия, 2003. – 320 с.

3. Волков, О. И. Экономика предприятия: курс лекций / О. И. Волков, В. К. Скляренко. – Москва: ИНФРА-М, 2004. - 280с.

4. Головачев, А. С. Экономика предприятия: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим спец. В 2-х ч. Ч. 1 / А. С. Головачев. – Минск: Выш. шк., 2008. – 447 с.

5. Жиделева, В. В. Экономика предприятия: уч. пособие для студентов высших учебных заведений / В. В. Жиделева, Ю. Н. Каптейн. - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Инфра-М, 2008. – 133 с.

6. Зайцев, Н. Л. Экономика промышленного предприятия: учебник / Н. Л. Зайцев. – 3-е изд., перераб.и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2000. – 358 с.

7. Ильин, А. И. Экономика предприятия: краткий курс / А. И. Ильин. – Москва: Новое знание, 2007. – 236 с.

8. Калинка, А. А. Экономика предприятия: учеб. пособие для учащихся ср. спец. учеб. завед. / А.А. Калинка. – Минск: Ураджай, 2001. – 250 с.

9. Карпей, Т. В. Экономика, организация и планирование промышленного производства: учеб. пособие для учащихся сред. спец. учеб. заведений / Т. В. Карпей. – 4-е изд., испр. и доп. – Минск: Дизайн ПРО, 2004. – 328 с.

10. Кейлер, В. А. Экономика предприятия: курс лекций / В. А. Кейлер. – Москва: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. – 132 с.

11.Крум, Э. В. Экономика предприятия: учебно-методическое пособие для повышения квалификации и переподготовки преподавателей и специалистов системы образования / Э. В. Крум. – Минск: РИВШ, 2005. – 152 с.

12. Милгром, П. Экономика, организация и менеджмент. В 2 т. Т.2 / П. Милгром, Д. Робертс. – Санкт-Петербург: Экономическая школа, 1999. – 422 с.

13. Сенько, А. Н. Экономика предприятия. Практикум: учебное пособие / А. Н. Сенько, Э. В. Крум. – Минск: Выш. шк., 2002. – 224 с.

14.Сергеев, И. В. Экономика предприятия: учеб.пособие для экон. спец. вузов / И. В. Сергеев. – 2-е изд.,перераб.и доп. – Москва: Финансы и статистика, 2000. – 304 с.

15.Суша, Г. З. Экономика предприятия: учебное пособие / Г. З. Суша. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2005. – 470 с.

16. Шепеленко, Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: учебное пособие для студентов вузов / Г. И. Шепеленко. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов на/Д: МарТ, 2002. – 544 с.

17. Экономика отрасли: рабочая тетрадь для выполнения лабораторных работ для студентов специальности 1-36 08 01 «Машины и аппараты легкой, текстильной промышленности и бытового обслуживания» дневной формы обучения / сост.: ст. преп. М. В. Жук, доц. Н. И. Горюшкина. – Витебск: УО «ВГТУ», 2011. – 30 с.

18. Экономика предприятия / под ред. В. Я. Хрипача. – Минск: Экономпресс, 2000. – 464 с.

19. Экономика предприятия и отрасли промышленности: учеб. пособие для экон. спец. вузов / под ред. А.С. Пелиха. - 4-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 544 с.

20. Экономика предприятия. Практикум: уч. пособие для студентов технич. спец. / И. М. Бабук, С. Н. Матвеева, Н. В. Комина; под ред. проф. И. М. Бабука. – Минск: ИВЦ Минфина, 2006. – 158 с.

21.Экономика предприятия: курс лекций. Ч. 1 / УО «ВГТУ»; сост.: А. А. Кахро, Л. В. Демко. – Витебск: УО «ВГТУ», 2003. – 45 с.

22. Экономика предприятия: курс лекций. Ч. 2 / УО «ВГТУ»; сост.: А. А. Кахро, Л. В. Демко. – Витебск: УО «ВГТУ», 2003. – 67 с.

23.Экономика предприятия. Практикум: учебное пособие для студентов экономических спец. вузов / Л. Н. Нехорошева [и др.]; под общ. ред. Л. Н. Нехорошевой, Л. А. Лобан. – Минск: БГЭУ, 2004. – 368 с.

24. Экономика предприятия: учеб. для экон. спец. вузов / Л. Я. Аврашков [и др.]; под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2000. – 742 с.

25. Экономика предприятия: учеб. пособие / В. П. Волков [и др.]; под общ. ред. А.И. Ильина. – 2-е изд., испр. – Москва: Новое знание, 2004. – 672 с.

26.Экономика предприятия: учеб. пособие / В. Я. Хрипач [и др.]; под ред. В.Я. Хрипача. – Минск: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 1997. – 448 с.

27.Экономика предприятия: учебник для вузов: пер.с нем. / под ред. Ф. К. Беа [и др.]. – Москва: ИНФРА-М, 2001. – 928 с.

28.Экономика предприятия: учебник для экономических вузов / под общ. ред. А.И. Руденко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Выш. шк., 1995. – 470 с.

29.Экономика предприятия: учебно-методич. комплекс / сост. и общ. ред. Л. Н. Галушковой. – Новополоцк: ПГУ, 2007. – 240 с.

30. Экономика предприятия: учебное пособие для студентов вузов / А. И. Ильин [и др.]; под общ. ред. А. И. Ильина. – 4-е изд., стер. – Москва: Новое знание, 2006. – 698 с.

31. Экономика предприятия: учебное пособие для студентов вузов / под ред. А. С. Пелиха. – Ростов на/Д: Феникс, 2002. – 416 с.

32. Экономика предприятия: учебное пособие для учащихся средних специальных учебных заведений экон. спец. / под общ. ред. Л. Н. Нехорошевой. – 3-е изд. – Минск: Выш. шк., 2005. – 383 с.

Нормативная

1. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями). – Минск: «Беларусь», 2006. – 35с.

2. Комментарии к Гражданскому кодексу Республики Беларусь: в 2-х кн. Кн.1. – Минск: «Амалфея», 2000. – 544с.

3. Налоговый кодекс. Общая часть. Особенная часть // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информации. – Минск, 2015.

4. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. – Минск: «Беларусь». – 2004. – 200 с.

5. Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты: Закон Республики Беларусь от 29.02. 1996 № 138-ХШ (с изм. и доп.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информации. – Минск, 2015.

6. О республиканском бюджете Республики Беларусь на 2015 г.: Закон Республики Беларусь // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информации. – Минск, 2015.

7. Об экономической несостоятельности (банкротстве): Закон Республики Беларусь от 18.07.2000 г. № 423-3 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информации. – Минск, 2015.

8. Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции: Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 30.10.2008 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информации.- Минск, 2015.

9. О хозяйственных обществах: Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020- XII (с изм. и доп.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информации. – Минск, 2015.

12. Трудовой кодекс Республики Беларусь // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информации. – Минск, 2015.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных