Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Географические представления в Древней Руси.




В XI–XIII вв. на Руси развиваются знания об устройстве мира, окружающей природе, животных и растениях. Этому способствовал перевод с греческого языка на славянский естественно-научного сборника "Физиолог", а также распространение "Христианской топографии" Козьмы Индикоплова и "Шестоднева" экзарха болгарского Иоанна. Подробное изложение библейской истории сотворения мира заключала "Толковая палея", составленная в XI–XII вв. В "Изборнике Святослава 1073 г." содержатся астрономические, астрологические и календарные данные. В переведенной в XIII в. с греческого языка на славянский "Книге святых тайн Енохова" представлена картина мироздания, состоящего из семи небес, расположенных этажами одно над другим.

Значительного развития на Руси достигли географические знания. Судить о них в достаточно полной мере можно на основании летописных известий. Так, «Повесть временных лет» много внимания уделяет географическим описаниям. Особенно ярко географические познания в XII в. видны при перечислении стран и земель, доставшихся трем сыновьям легендарного Ноя. Главнейшие из них на востоке: Персия, Бактрия, Индия, Сирия, Вавилон, Месопотамия, Аравия, Финикия; на юге: Египет, Эфиопия, Кириния, Мармария, Нумидия, Мавритания, Киликия, Фригия, Ликия, Вифиния; острова: Сардиния, Крит, Кипр; реки: Ефрат, Нил; на севере: Мидия, Албания, Армения, Каподокия, Пафлагония, Босфор, Меотий,

Сарматия, Таврида, Скифия, Фракия, Македония, Далматия, Пелопонес, Аркадия, Адриатическое море; острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Итака, Корсика, часть Азии, называемая Ионией; народы: русские, чудь, меря, мурома, весь, мордва, емь, угра, литва и др.

Летопись подробно рассказывает о расселении славянских племен, место их проживания часто связывается с реками: Дунаем, Днепром, Моравой, Припятью, Двиной, Десной, Сулой и др. Поляне, по словам летописца, жили на горах у Днепра, где проходил путь из «Варягъ въ Греки» и «от Грек» по Днепру. Он хорошо знает этот путь по Днепру, Ловати, Ильменскому озеру, Волхову и далее в море Варяжское. Он замечает также, что из Варяжского моря можно «ити до Рима, а от Рима прити в Понт море, въ не же втечет Днѣпръ рѣка». Летописец знает и то, что из Оковского леса берут свое начало реки: Днепр, Двина и Волга. По Волге, пишет он, идет торговый путь на Восток, по нему можно достичь Хвалисы (т. е. Хорезма) и Хвалынского (Каспийского) моря. Географические познания Древней Руси, таким образом, охватывали всю Европу, южную часть Азии и Северную Африку. Знаменательно, что мы находим чрезвычайно точные географические данные даже в русских поэтических произведениях того периода, особенно в знаменитом "Слове". Понимание русскими важности точной информации в географических исследованиях демонстрирует измерение князем Глебом, в 1068 г., глубины Керченского пролива.

Из русских путевых заметок сохранились две работы, обе описывают паломничества в Святую землю. Первая - "Хождение отца Даниила Киевского", посетившего Иерусалим в 1106-1107 гг., вторая принадлежит Добрыне Новгородскому, который совершил паломничество в 1200-1201 гг. Даниил начинает свое повествование с Константинополя, а не с Киева, что огорчительно, с точки зрения изучающего русскую историю и географию. Он прошел через Мраморное море и пролив Дарданеллы к острову Родос, затем двигался вдоль берегов Ликии к Кипру и Яффе и так достиг Иерусалима. На обратном пути у берегов Ликии он подвергся нападению пиратов, но спасся, возвратился в Константинополь и затем на Русь.

Хотя во многих случаях подход Даниила типичен для паломника, его описание, в целом, точное и честное. Когда он повторяет слова других, то говорит об этом. Он пишет: " Если я и написал что, не зная, то нигде не лгал; потому что я не описывал того, чего не видел собственными глазами ".Сравнивая повествования Даниила и англичанина Сивулфа, уроженца Вустера (1102-1103 гг.), Р. Бизли находит, что описание Даниила, " в целом, полнее, а также точнее и наблюдательнее. Особый интерес вызывает встреча Даниила в Иерусалиме с императором Балдуином. Показательно, что у путешественника нет какой-либо враждебности в отношении "латинян" - то есть римских католиков. С другой стороны, заметен его горячий русский патриотизм; он спрашивает и получает разрешение императора Балдуина поставить у Гроба Господня свечу "во имя всей Русской Земли ". Добрыня Новгородский больше известен под своим христианским именем Антоний. В его записках мы имеем, по правде говоря, просто краткое описание константинопольских церквей и хранимых в них реликвий. Они, однако, бесценны для археолога, поскольку Добрыня побывал в столице Империи за четыре года до ее захвата крестоносцами и был, таким образом, последним из путешественников, видевших Св. Софию и другие византийские церкви во всем их блеске.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных