Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Русские путешественники на Ближнем и Дальнем Востоке в средние века.




Русский народ внёс в великие географические открытия XVI — первой половины XVII в. значительный вклад. Русские путешественники и мореплаватели совершили ряд открытий (преимущественно на северо-востоке Азии), обогативших мировую науку.

Причиной усиленного внимания русских к географическим открытиям являлось дальнейшее развитие товарно-денежных отношений в стране и связанный с этим процесс складывания всероссийского рынка, а также постепенное включение России в мировой рынок. В указанный период отчётливо наметились два основных направления: северо-восточное (Сибирь и Дальний Восток) и юго-восточное (Средняя Азия, Монголия, Китай), по которым двигались русские путешественники и мореходы.

Большое познавательное значение для современников имели торгово-дипломатические поездки русских людей в XVI—XVII вв. в страны Востока, обследование кратчайших сухопутных маршрутов для сообщения с государствами Средней и Центральной Азии и с Китаем.

К середине XVII в. русскими были основательно изучены и описаны пути в Среднюю Азию. Обстоятельные и ценные сведения этого рода содержали посольские отчёты («статейные списки») русских послов И. Д.Хохлова (1620—1622 гг.), Анисима Грибова (1641—1643 и 1646—1647 гг.) и др.

Пристальное внимание вызывал у русских людей далёкий Китай. Ещё в 1525г., будучи в Риме, русский посол Дмитрий Герасимов сообщил писателю Павлу Иовию о том, что из Европы в Китай можно проехать водным путём через северные моря. Таким образом, Герасимов высказал смелую мысль об освоении Северного пути из Европы в Азию. Эта идея благодаря Иовию, опубликовавшему специальную книгу о Московии и посольстве Герасимова, стала широко известной в Западной Европе и была воспринята с живейшим интересом. Возможно, что организация экспедиций Уиллоуби и Баренца была вызвана сообщениями русского посла. Во всяком случае поиски Северного морского пути на восток уже в середине XVI в. привели к установлению непосредственных морских связей между Западной Европой и Россией.

Первым достоверным свидетельством о путешествии в Китай являются сведения о посольстве казака Ивана Петлина в 1618—1619 гг. Петлин из Томска через территорию Монголии прошёл в Китай и побывал в Пекине. Вернувшись на родину, он представил в Москве «чертёж и роспись про Китайскую область». Собранные в результате поездки Петлина сведения о путях в Китай, о природных богатствах и экономике Монголии и Китая способствовали расширению географического кругозора современников.

6. Освоение побережья Северного Ледовитого океана и Приуралья в XIV–XVI вв.

1032 год. Поход новгородцев под предводительством посадника Улеба за «Железные ворота» (пролив Югорский шар) в Карское море. Первое упоминание в русских летописях об общении европейцев с хантами и манси.

XII — XVI века. Поморы на кочах регулярно ходили по северным морям, торгуя с местными племенами и изучая побережье. Им отлично были известны острова Шпицберген (они называли его Грумант), Новая Земля (Матка), Кильдин, Колгуев.

1493 год. Нюрбергский врач Иероним Мюнцер в письме к португальскому королю Жуану II писал, что русские не только часто посещают Грумант (Шпицберген), но и основали там большое поселение.

1525 год. На основании практического опыта поморов и новгородцев, русский книжник и дипломат Дмитрий Герасимов в беседе с итальянским географом Паоло Джовио впервые высказал идею о существовании сквозного морского пути вдоль северного побережья Евразии. Рассуждения Герасимова и схема северного побережья, составленная с его слов, вошли в «Книгу о посольстве Василия, великого князя Московского, к Клименту VII», написанную Джовио.

1572–1620 годы. В 180 км к югу от впадения реки Таз в Северный Ледовитый океан, в месте впадения в неё реки Мангазейки был основан первый русский город в Арктике — Мангазея. Сначала это была торговая фактория, в которой был речной порт. В 1600 году по указу царя Бориса Годунова из Тобольска к Мангазее был отправлен отряд из 100 стрельцов и служилых казаков во главе с воеводой Мироном Шаховским и письменным головой Данилой Хрипуновым. Несмотря на постоянные нападения «воровской самояди», им удалось дойти до места и поставить там острог.

К XII веку Русский Север был хорошо известен новгородцам. Они организуют военные походы на Печору и Югру, собирая дань с северных народов. Жизнь тех времен идет неспешно, налаженным кругом, но события проникновения в арктические просторы следуют одно за другим. Факты говорят о вовлечении Севера в экономику Великого Новгорода. На Северной Двине появляется Архангельский монастырь. Новгородские суда тревожат своим появлением варяжские побережья. Установленные границы - не преграда. Набеги обоюдны и разорительны, противостоять им могут только православные твердыни, вырастающие в Поморье - Николо-Корельский, Печенгский, Соловецкий монастыри. У полярных морей твердая корка, да сладкий плод - борьба за владения идет нешуточная, и средневековая дипломатия уже вовсю корпит над демаркацией земель: "По се - мое, а по се - ваше"… Города континента растут, ремесленные цехи крепчают и ширятся, требуя все больше сырья. А полярные владения - это рыба, шкуры и жир морскогозверя, драгоценная пушнина! Стратегические ресурсы в пору средневековья прирастали Арктикой. Поморский народ, выкованный суровыми условиями природы и постоянного риска, испокон веков был активен и работящ.

В XV веке поморы совершают первые промысловые плавания на Грумант (Шпицберген), основывая там становища.

Не дают покоя сумеречные моря и мореходам Европы. В середине XVI века стартует история открытия и исследования Северного морского пути. Короткую дорогу морем в Китай и Индию вдоль арктических берегов ищут англичане, надеясь открыть северо- восточный проход в теплые страны. Снаряжение экспедиций - дорогое дело, но купцы кооперируются, вкладываясь в географию.

В 1553 году Ричард Ченслер, обогнув мыс Нордкап, после драматического плавания достиг окрестностей Архангельска. Три года спустя Стивен Барроу добрался до Новой Земли. В исследовании этого района большую роль сыграл голландец Виллем Баренц, совершивший в 1594-1596 годах подряд три легендарных плавания. В поисках пути в Тихий океан он поднялся под парусами до 78 градуса северной широты. Отважный и напористый командор умер в Арктике, навек успокоившись в ней, а море, им исследованное, спустя триста лет стало носить его имя.

Русские мореходы штурмовали полярные моря и числом и умением, выводя в дальний путь свои кочи и лодьи. В конце XVI века поморы, освоившие уже и Гусиную Землю (архипелаг Новая Земля), проникли в Обскую и Тазовскую губы, оставив потомкам немногочисленные, но подробные описания открытых ими мест.

7. Картография России XVI–XVII вв.: «дорожники», «чертежи» и зарубежные карты.

В конце XV-начале XVI вв. в Русском государстве накапливается обильный и многообразный географический материал, составивший три основные группы источников: писцовые книги, описания порубежных земель и дорожники. В отделе рукописей Российской государственной библиотеки хранится древнейший русский картографический памятник, выполненный на бумаге и относящийся к 1530-м гг. Это вклеенный в рукописную книгу из библиотеки Троице-Сергиевой лавры Чертеж земель по реке Солонице, схематично изображающий небольшой участок правобережья Волги несколько выше Костромы.

Составление чертежей в центральных органах управления и на местах стало обычным делом в практике Российского государства XVI-XVII вв.

Почти все западное порубежье государства от Ледовитого океана до Путивля и Чернигова было представлено рядом локальных чертежей. Б. А. Рыбаков считал, что некоторые из этих чертежей могут быть датированы самым началом XVI в.

Относительно крупномасштабные картографические материалы, создававшиеся для решения конкретных практических задач и отраженные в сохранившихся описях чертежей, были редки и фрагментарны. Текстовые описания покрывали почти сплошь европейскую часть страны и представляли собой главный материал для обзорного картографирования. Во второй половине XVI в. подобным описаниям подверглись почти все земли, входившие в состав государства, а некоторые по нескольку раз. Описания проводились даже по берегам Белого моря, в Ливонии, Полоцке, Пскове, Новгороде, Олонце, Вятке, Чердыне и Соли-Камской.

Имеется множество иностранных карт России, содержание которых свидетельствует об использовании при их составлении русских описаний и карт. Детальный анализ источников зарубежных карт на базе глубокого изучения истории их создания и историко-географического содержания позволил Б. А. Рыбакову выдвинуть смелую гипотезу, заключающуюся в установлении даты и реконструкции содержания первой карты всего Русского государства, которую он условно назвал Чертеж Московских земель 1496-1497 гг.. Б. А. Рыбаков утверждал, что этот гипотетический чертеж был одним из главных источников карты Московии Антония Дженкинсона, известной в то время по изданиям Ортелия 1570 г. и Де Йоде 1578 г. Таким образом, Антоний Дженкинсон использовал русские картографические документы.

Следующей по времени создания общероссийской картой, по мнению Б. А. Рыбакова, является несохранившийся чертеж, созданный в 1514-1535 гг. (наиболее вероятно - в 1523 г.) и позже послуживший царевичу Федору Годунову основой его чертежа 1600 г., а также использованный в 1525 г. Б. Аньезе и в 1613 г. Гесселем Герритсом.

В 1525 г. Д. Герасимов, который ходил с посольством в Данию из устья Северной Двины, был направлен московским посланником в Рим. В беседе с итальянским историком Пауло Джиовио Д. Герасимов высказал мысль о возможном существовании пути из Европы в Китай по северным морям и показал Джиовио свой чертеж. Итальянский картограф и гравер Баттиста Аньезе воспроизвел его, и сейчас чертеж Д. Герасимова в переработке Б. Аньезе считается первой, самой древней картой Северного Ледовитого океана. В 1525 г. Джиовио в Риме издал книгу, в которой, со слов русского посла, подробно описывалась Московия, в том числе и идея Д. Герасимова. Первой по времени создания европейской картой Московии, для которой имеется прямое упоминание об участии в ее составлении русского человека, является карта Антония Вида, вычерченная с помощью боярина И. В. Ляцкого в 1542 г. с латинскими и русскими надписями. Это произведение издано в 1555 г.

Первые документальные свидетельства создания обзорной карты Российского государства относятся ко второй половине XVI в. Таким образом, начало большим картографическим работам в общегосударственном масштабе положил Иван Грозный.

При Иване Грозном на восток направляются многочисленные служилые люди и купцы, первые землепроходцы. Из своих путешествий они привозили подробные росписи пути и чертежи - схематичные рисунки-планы, на которых наносили путь, указывали расстояния.

В самом конце XVI в. в Разрядном приказе (высшем правительственном учреждении Москвы, ведавшим военными делами) был составлен так называемый Большой чертеж всего Московского государства по все соседние государства. Автором Чертежа был некто А. Мезенцов, а работа над этой картой была предположительно завершена им в 1598 г. Размер чертежа был 3 аршина (2 м 14 см), масштаб - 75 верст в одном вершке (1:1 850 000).

Большой чертеж, так же, как и его копия, выполненная в 1627 г. с дополнением южных территорий вплоть до Крыма, не сохранились до наших дней. Однако о содержании этих произведений можно судить по известной во многих экземплярах Книге Большому чертежу, представляющей собой пояснительный текст, созданный в том же 1627 г. к копии Большого чертежа и его дополнению. Судя по Книге, географический охват Большого чертежа был весьма значительным: на востоке на нем показана территория до Оби, на западе - до Днепра и Западной Двины, на северо-западе - до реки Тана в Лапландии, а на юге он охватывал территории Бухары, Грузии и Крыма, а также отдельные территории Ирана и Турской земли.

В Книгу Большому Чертежу входила Роспись по морским рекам берегу Ледовитого океана. Ее составители внесли большой вклад в географические знания своего времени, описав морское побережье от Норвегии до устья Оби.

Администрация царя Алексея Михайловича в 60-х гг. XVII в. проводила интенсивные работы по обзорному картографированию Московского государства и отдельных его частей. По свидетельству В. Н. Татищева, при царе Алексее Михайловиче сделана ландкарта генеральная русская и несколько партикулярных, а по генеральной видно, что сочинитель латинский язык разумел, ибо много слов латинских положил и градусами разделил... В этот же период по распоряжению царя Алексея Михайловича были положены на карту Каспийское море и река Волга. Самым ярким свидетельством обширных картографических работ этого времени являются два тобольских чертежа Сибири, представляющие собой наиболее ранние из сохранившихся отечественных обобщающих карт XVII в.

Первый из них - Чертеж Сибири (1667) принято называть Годуновским, так как надпись к нему гласит, что составлен чертеж по высмотру стольника и воеводы Петра Ивановича Годунова со товарищи. На чертеже изображена огромная территория к востоку от Волги и Печоры, включая всю Сибирь и Дальний Восток.

Второй Сибирский чертеж многими исследователями датируется 1672-1673 гг. Он называется Чертеж всей Сибири до Китайского царства и до Никаского. Составитель его неизвестен, а сам чертеж имеет много общего с Годуновской картой 1667 г., но несколько подробнее ее по содержанию. Описание к нему содержит исключительно ценные историко-географические сведения, подтверждающие, в частности, что плавание С. И. Дежнёва 1648 г. в обход Чукотского полуострова повторялось русскими мореходами.

До наших дней сохранился еще целый ряд отечественных картографических произведений, свидетельствующих о широком географическом охвате и тематическом разнообразии картографирования в Российском государстве в тот период. Хорошо известны и детально исследованы: Чертеж украинским и черкасским городам от Москвы до Крыма (около 1670 г.); Карта русским и шведским городам (около 1656 г.), покрывающая северо-западную часть России и Балтийское море; большая дорожная карта Европейской России примерно к югу от параллели Москвы (около 1685 г.) и некоторые другие.

Подавляющее большинство русских картографических произведений XVII в. представлено относительно крупномасштабными региональными географическими чертежами, посвященными отдельным городам и крепостям, путям сообщения и земельным владениям. В указе 1670 г. об описании, измерении и межевании земель города Богородицка впервые было предписано законом составлять чертеж на межуемые земли (до этого чертежи составлялись только на спорные владения).

Особым типом древнерусских картографических изображений являются географические сюжеты в произведениях иконописного искусства. Практически все изображения так называемых местных святых, в именах которых присутствуют географические названия (Зосима и Савватий Соловецкие, Макарий Желтоводский и т. п.), содержат и картографические элементы, представленные, как правило, перспективным видом основанного святым монастыря или пустыни, иногда сочетавшимся с планом, имеющим подчас названия различных объектов местности.

Первые отечественные печатные карты были опубликованы в замечательном памятнике русской православной литературы Патерик или отечник Киево-Печерский (Киев, 1661). Карты выполнены гравером Ильей по оригиналам, составленным в 1652-1665 гг., и и0меют названия: Изображение пещеры преподобного отца нашего Феодосия и Изображение пещеры преподобного отца нашего Антония. Помимо этих чертежей к первым печатным русским картам относится план Москвы на фронтисписе Библии, изданный Московским печатным двором в 1663 г.

Итогом развития отечественной картографии допетровского периода явились выдающиеся труды талантливого сибирского ученого, автора работ по географии, этнографии и истории Сибири, одаренного картографа, архитектора и художника С. У. Ремезова. Он составил три замечательных сборника карт, рисунков и чертежей: Чертежную книгу Сибири (1697-1711), Хорографическую чертежную книгу (1697-1711) и Служебную чертежную книгу (1702-1730), законченную его сыновьями.

С. У. Ремезовым в 1697-1698 гг. составлен Большой всей Сибири чертеж. К 1701 г. были готовы региональные чертежи и планы городов, которые С. У. Ремезов объединил в Чертежную книгу Сибири. Он продолжал работу по картографированию Сибири всю свою жизнь, и два последующих атласа, составленные им, во многом дополнили и детализировали историко-географическую характеристику восточной части нашего государства. Общее представление о разнообразии ремезовских чертежей можно получить из рассмотрения карты Чертеж земли Иркутского города.

Русские карты до XVIII в. не имели единых математических оснований, принятых в западноевропейской картографии. Однако отдельные чертежи составлялись с соблюдением масштаба и были относительно точны.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных