Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Географические знания в средневековой Руси по сочинениям иностранных авторов.




 

4. Путешествие «за три моря» Афанасия Никитина.

«Хожение за три моря» («Хождение за три моря»)[1] — памятник литературы в форме путевых записей (жанр хожения), сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в 1468—1474 (датировка Л. С. Семёнова[2], ранее И. И. Срезневским датировалось 1466—1472 годами).

Сочинение Никитина было первым русским произведением, точно описывающим торговое и нерелигиозное путешествие. Автор посетил Кавказ, Персию, Индию и Крым. Однако большая часть записок была посвящена Индии: её политической структуре, торговле, сельскому хозяйству, обычаям и традициям. Произведение полно лирическими отступлениями и автобиографическими эпизодами.

В 1475 году рукопись оказалась в Москве у правительственного чиновника Василия Мамырева. Позже, в 1489 году, она была воспроизведена в летописном своде, к которому восходят тексты Львовской и Софийской летописей.

Известный русский историк Н. М. Карамзин открыл «Хожение за три моря» в Троицком списке (конца XV или самого начала XVI века[3]) и опубликовал отрывки из него в 1818 году в примечаниях к VI тому «Истории государства Российского». Полностью сочинение опубликовал П. М. Строев в 1821 году в издании Софийской II летописи. Никитин Афанасий Никитич

Тверской купец. Год рождения неизвестен. Место рождения – тоже. Скончался 1475 под Смоленском. Точная дата начала путешествия тоже неизвестна. По мнению ряда авторитетных историков, это скорее всего 1468 год.

Цель путешествия:

обычная коммерческая экспедиция по Волге в составе каравана речных судов из Твери до Астрахани, налаживание экономических связей с азиатскими купцами, ведущими торговлю по Великому Шелковому пути, проходящему через знаменитую Шемаху. А. Никитин с товарищами снарядили 2 судна, нагрузив их разным товаром для торговли. Товаром Афанасия Никитина, как видно из его записей, была рухлядь, то есть пушнина. Очевидно, что в караване плыли суда и других купцов.

Путешествие А. Никитина можно условно разделить на 4 части:

1) путешествие от Твери до южных берегов Каспийского моря;

2) первое путешествие по Персии;

3) путешествие по Индии и

4) обратное путешествие через Персию на Русь.

Путешествие Афанасия Никитина началось летом 1466 г. В низовьях Волги на караван напали татары и ограбили его. Дербент. Дограбили их.

Из Дербента он приехал в Баку, где, по его словам, "огнь горит неугасимый". В Баку он сел на корабль и, переплыв Каспийское море, прибыл в Амоль, откуда направился через всю Персию, на юг, к берегам Персидского залива.

Весну 1468 г. Афанасий Никитин встретил в Мазендаране (северная провинция Персии). Он двигался дальше на юг, проходя один за другим опустошённые войной города Персии. Пройдён Демавей, Рея (недалеко от современного Тегерана), Кашан, Иезд, Керман, Тарун и Бендер. Иногда он задерживался в городах и жил в них по месяцу и больше. Но цель его была не здесь. В дневнике он мало писал о Персии, сухо перечисляя пройдённые города.

После двухлетнего путешествия по Персии Афанасий Никитин добрался до берегов Персидского залива и остановился в г. Бендере. Из Бендера он переправился в Ормузд. Здесь был выход в Индийское море, здесь были ворота в Индию. Ормузд поразил его своим богатством и многолюдьем. Отсюда начинались караванные пути в Персию и Ширван и дальше на Русь, в Среднюю Азию, к берегам Чёрного моря. Сюда свозились индийские пряности и жемчуг.

В апреле 1469 г., купив жеребца для продажи в Индии, Афанасий Никитин пошёл "за море Индийское в таве с коньми". Шесть недель длилось путешествие до индийского берега. По пути корабль заходил в Маскат - большой город на аравийском берегу, останавливался в Диу - порт на южном берегу полуострова Катьявар. Из Диу корабль заходил в Камбай - самый богатый город мусульманского царства Гуджерат ("Кузрят" - по написанию Афанасия Никитина), расположенного в северо-западной части Индийского полуострова. В Индии Он рассказывает о людях, о религии и войнах, о рынках и обычаях.

Афанасий Никитин приехал в Бидар 15 сентября 1469 г. В Бидаре Афанасий Никитин сблизился с индусами. Он научился говорить на махратском наречии индусов

Разъезжая по городам Декана, Афанасий собирал сведения о далёких и неизвестных ему странах, портах Индийского океана и морских путях из Индии в другие страны Востока. Много городов и стран перечислил он в своих записках, рассказал, как далеко до этих стран, что там родится и как живут там люди, какой там климат, бывают ли дожди или "парище лихо". В свой дневник он занёс сведения о пути в Каликут (самый большой порт средневековой Индии), на остров Цейлон, в Малакку и Китай.

Потом путь домой.

дошёл до большой пристани Дабуль.1472 год. Видел эфиопские горы, Маскат, Ормузд, он прошёл через Лар, Шираз, Иезд, Исфагань и Кашан. Отсюда он свернул на Султанию и остановился в стане Узун-Хасана, рискнул идти (во время войны) в трапезунд, там его грабят турки. Балаклава, кафа, "Преидох же три моря: первое море Хвалынское, второе море Индийское, третье море Чёрное", Днепр, Смоленск, Смерть. Спутники Афанасия Никитина понимали всю важность его тетрадей. Они привезли их к великокняжескому дьяку Мамыреву. Василий Мамырев в Московском правительстве был человеком известным. Он был государевым дьяком 18 лет и имел отношение к летописному делу.

Московский летописец включил тетради Афанасия Никитина в летопись. Он поместил "Хожение за три моря" в летописный текст наряду с другими важнейшими историческими памятниками. Так дневник Афанасия Никитина попал в официальную летописную историю Русского государства. Его переписывали несколько раз и включили в другие летописи.

Найдены Карамзиным, изданы русским археографом П. Строевым в 1821 г. во 2-й части Софийского "Временника". В 1835 г. они были напечатаны в "Ежегоднике" Дерптского университета.

Археографическая комиссия в 1853 г. издала записки Афанасия Никитина в VI томе полного собрания русских летописей, а спустя 4 года известное Гаклюйтовское общество в Лондоне поместило их в книге, посвящённой Индии XV века.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных