Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос №3. Общие закономерности роста и развития детей и подростков




Возрастная анатомия, физиология - их значение для понимания процессов роста, развития, формирования здоровья. Связь с другими науками.

Анатомия человека - наука о форме и строении человеческого организма в связи с развитием и функциями отдельных его органов и систем и взаимодействием с окружающей средой. Раздел анатомии, изучающий изменения формы и строения органов, закономерно возникающие в различные возрастные периоды жизни человека, называют возрастной анатомией.

Физиология человека изучает частные процессы и общие закономерности жизнедеятельности организма человека в изменяющихся условиях внешней среды. Возрастная физиология - часть общей физиологии, изучающая закономерности и особенности жизнедеятельности организма человека в процессе его онтогенеза от зачатия до смерти.

Значение ВАиФ:

· раскрывает особенности функционирования нервной системы и ВНД детей и подростков, дает объяснение возрастным и индивидуальным особенностям речи, мышления, двигательной функции детей и подростков, особенностям темперамента. Позволяет установить этапы, наиболее чувствительные к педагогическим воздействиям, направленным на развитие восприятия информации, внимания, познавательных потребностей.

· Знание механизма образования условных рефлексов, которые составляют основу всех индивидуальных знаний, умений и навыков.

· Дает возможность педагогам на практике эффективно использовать профилактические гигиенические мероприятия, направленные на укрепление и сохранения здоровья. Позволяет создавать оптимальные условия для воспитания гармонично развитого, физически и психически здорового, образованного молодого поколения.

Связь с другими науками:

· анатомией и физиологией и базируются на знаниях эмбриологии (изуч. развитие зародыша), гистологии (изучение тканей живых организмов) и биологии.

· возрастная педагогика и психология. Приемы преподавания строятся на знании педагогов особенностей высшей нервной деятельности, т.е. должны учитывать психофизиологические особенности детей и подростков.

· гигиена детей и подростков, основываясь на знании ВАиФ разрабатывает гигиенические требования, направленные на предупреждение возникновения болезней и создание условий для сохранения и укрепления здоровья.

· педиатрия

Вопрос 2. Возрастная периодизация. Показатели физического и психического развития

Общепринятой классификации возрастных периодов нет. Одни исследователи за основу классификации возрастных периодов берут созревание половых желез, скорость роста и дифференцировки тканей и органов, другие - уровень созревания костей или степень развития ЦНС. Существующая в настоящее время периодизация с выделением периодов новорожденности, ясельного, дошкольного и школьного возрастов отражает скорее систему детских образовательных учреждений, нежели системные возрастные особенности.

Любая возрастная периодизация довольно условна, но она необходима для учета меняющихся в процессе онтогенеза физиологических и морфологических свойств организма детей, разработки научно обоснованной системы охраны здоровья детей, создания таких приемов воспитания и обучения, которые соответствовали бы каждой возрастной группе.

Распространена также схема возрастной периодизации, рекомендованная Симпозиумом по проблеме возрастной периодизации в Москве (1965 г.). Данная классификация основана на половых особенностях развития человека, а также связи календарного возраста с биологическим.

Календарный (паспортный) возраст - это возраст, измеряемый по стандартному календарю. В большинстве стран этот возраст регистрируется с момента рождения. В странах Востока дополнительно учитывается и период развития человека до рождения.

Биологический возраст отражает степень биологического и социального развития человека на каждом возрастном этапе. В разные периоды онтогенеза применяют разные методики определения биологического возраста:

· до 1 года о степени развития ребенка косвенно судят по увеличению массы тела;

· по количеству прорезавшихся постоянных зубов;

· по пропорциям тела;

· филиппинский тест (для дошкольников);

· формирование вторичных половых признаков (дети 11-17 лет);

 

Возрастной период. Критерии Показатели развития
Внутриутробный (40 недель). Оплодоворение, образование зиготы. Формирование организма из зиготы. Быстрый рост и дифференцировка клеток и тканей, органов и систем. Питание за счет материнского организма.
1. Эмбриональный (8 недель). Питание за счет слизистой матки, формирование плаценты Критические периоды: 7-12 день - период имплантации; 3-6 неделя - образование зачатков органов; 8 недель - начало функционирования сердца.
2. Плацентарный (32 недели). Питание через плаценту и из околоплодных вод Критические месяцы: 3 мес. - формирование плаценты и костно-мозгового кроветворения, образуются зачатки коры головного мозга; 6 мес. - все органы в основном сформированы; Конец 9 мес. - плод занимает постоянное положение.
Внеутробный период (о рождения до смерти).
1. Новорожденный (0-10 дней). Формирование легочного газообмена. Вскармливание молозивом. Адаптация к новым условиям существования сопровождается физиологической потерей веса, желтухой, заживлением пупочной ранки. Начинает функционировать дыхательная система, изменяется характер питания. Включаются механизмы терморегуляции. Взаимосвязь с окружающей средой на основе безусловных рефлексов. Образование условных рефлексов на время кормления и положение при кормлении.
2. Грудной (10 дней - 1 год). Молочное питание. Реализация и закрепление сидения и стояния. Интенсивный рост. Формирование изгибов позвоночника. Прорезывание молочных зубов. Развитие органов чувств. Формируются положительные эмоции, развитие внимания, памяти, мышления на основе условных рефлексов. Высокая ранимость и низкая сопротивляемость к различным острым заболеваниям.
3. Раннее детство (1-3 года). Освоение локомоторных навыков (ходьба, бег).Овладение речью Интенсивное развитие систем организма, совершенствование движений. Формируется большое количество условных рефлексов и динамических стереотипов, но они не достаточно устойчивы из-за большой активности подкорковых отделов. Совершенствуется ВНД, увеличивается работоспособность, быстро развивается речь. Сопротивляемость к болезнетворным воздействиям внешней среды остается пониженной. Дети чувствительны к нарушению режима дня и питания.
4. Первое детство (4-7 лет) интенсивное развитие. Интенсивное развитие и высокая пластичность коры головного мозга. Замедление темпов роста, а в 6-7 лет усиление. Повышение координации движений. Начало смены зубов. Высокая пластичность анализаторных систем, обеспечивающая возможность обучения, эстетического воспитания. Особая прочность динамических стереотипов. Дальнейшее развитие речи и становление абстрактного мышления.
5. Второе детство (Д. 8-11, М. 8-12). Адаптация к школьному обучению. Развитие абстрактного мышления. Заканчивается смена зубов. Проявляются половые особенности в развитии (Д развиваются интенсивнее, у Д развивается грудной тип дыхания, у М - брюшной). Повышение силы и уравновешенности нервных процессов под воздействием учебной нагрузки. Высокий уровень + и - условных рефлексов. Развитие внутренней речи, абстрактно-логического мышления. Эмоциональные, умственные и физические перегрузки приводят к снижению надежности организма, неврозам и другим нарушениям здоровья.
6. Подростковый период (Д-12-15, М 13-16). Половое созревание, развитие вторичных половых признаков В начале периода - интенсивный рост. Выраженные эндокринные сдвиги и изменения в деятельности нервной системы, связанные с половым созреванием, усиление деятельности половых желез, вегетативные расстройства, повышение возбудимости ЦНС, активности подкорковых структур, ослабление тонуса коры головного мозга, ухудшение образования условных рефлексов, особенно торможения, преобладание конкретного мышления по сравнению с абстрактным; лаконичность, замедленность речи, обеднение словарного запаса.
7. Юношеский (Д 16-20, Ю - 17-21). Завершение развития организма и всех его систем Замедление роста. Завершение полового развития. Гармоничное развитие коры и подкорковых отделов. Возрастание роли абстрактного мышления.

 

Вопрос №3. Общие закономерности роста и развития детей и подростков

Онтогенез - процесс индивидуального развития организма.

Осуществляется в соответствии со следующими закономерностями:

v Целостность и фазность - объективное разделение онтогенеза на этапы, которые различаются задачами, решаемые организмом и свойствами физиологических систем (возрастная периодизация)

v Непрерывность и неравномерность (скачкообразность) - рост и развитие организма протекает непрерывно с чередованием периодов ускоренного роста (вытягивания) или интенсивного развития (округления).

v 1скачок-на 1году жизни, 2 скачок - подростковый, пубертатный скачок роста.

v Гетерохронность – разновременное созревание отдельных функциональных систем организма, т.е избирательное созревание органов, необходимых именно на данном этапе развития органов.

v Гетеросенситивность -различная чувствительность (восприимчивость) развивающихся систем организма к внешним воздействиям на отдельных этапах онтогенеза

v Нарастающая гетерогенность - усложнение организации всех систем организма за счет специализации элементов, т.е. увеличение неоднородности клеток и повышение специфичности их функционирования.

v Дифференциация - по мере созревания периферических структур организма происходит передача контроля функций от центра на периферию и местный уровень. С возрастом увеличивается роль и вклад местных (тканевых и клеточных) процессов в регуляции функционирования организма.

v Экономизация функций - уменьшение функционального ответа биологической системы на внешние воздействия. С возрастом у человека понижается уровень функциональной активности организма в условиях покоя, за счет чего возрастает объем резервных его возможностей при напряжении функций.

v Биологическая надежность организма. Под надежностью понимается такой уровень функционирования организма, когда обеспечивается оптимальное протекание всех функций в нормальных условиях и экстренная мобилизация всех резервных возможностей при действии чрезмерного раздражителя (экстренных условий).

Пример: женщина поднимает грузовик, под которым лежит ее ребенок. Мужчина убегает от тигра быстро-быстро.

Выделял механизмы биологической надежности:

  • взаимозаменяемость органов и структур;
  • дублирование многих процессов (и почки и кожа имеют выделительную функцию.);
  • парность ряда органов (глаза, почки, легкие);

v Адаптивность - согласованность возрастных особенностей строения и функционирования организма с параметрами среды обитания. В адекватных условиях даже незрелый организм успешно справляется с задачей адаптации к внешним условиям.

v Увеличение жесткости (стабильности) гомеостатических констант в онтогенезе - при действии внешних факторов показатели гомеостаза изменяются в меньшей степени у взрослых, чем у детей. Поэтому при любых воздействиях на организм его жизнеспособность выше у взрослых, чем в раннем детстве.

v Обусловленность процессов роста и развития полом;

Различия в телосложении мужчины и женщины (мужчина- «треугольник, смотрящий вниз», женщина- «треугольник, смотрящий вверх»).

Типы мышления разные. У мужчин быстрее обмен веществ, разная мышечная сила, скорость мышления.

v Обусловленность процессов роста и развития факторами наследственности и среды;

Например, рост обусловлен наследственностью.

Акселерация; ускорение темпов развития по сравнению с предыдущим поколением.

Ретардация – замедление темпов развития по сравнению с предыдущим поколением.

 

Вопрос 4. Биологические и социальные константы. Принцип саморегуляции орагнизма человека.

Все процессы жизнедеятельности организма могут осуществляться только при условии сохранения относительного постоянства внутренней среды организма. К внутренней среде организма относят кровь, лимфу и тканевую жидкость, с которой клетки непосредственно сопри­касаются. Способность сохранять постоянство химического состава и фи­зико-химических свойств внутренней среды называют гомеостазом. Это постоянство поддерживается непрерывной работой систем ор­ганов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения и др., выделением в кровь биологически активных химических веществ, обеспечивающих взаимодействие клеток и органов.

Показатели гомеостаза - биологические константы, к числу которых относят температуру тела, состав крови (клеточный и биохимический), частоту сердечных сокращений, величину артериального давления, содержание сахара в крови и т.д.

Существуют также социальные константы - это те законы, по которым живет общество.

Нарушение гомеостаза всегда вызывает потребность к его восстановлению. Процесс восстановления связан с мобилизацией механизмов гуморальной и нервной регуляции.

Гуморальная (лат. humor — жидкость ) регуляция — один из механизмов координации процессов жизнедеятельности в организ­ме, осуществляемой через жидкие среды организма (кровь, лим­фу, тканевую жидкость) с помощью биологически активных ве­ществ - медиаторов и гормонов, оказывающих значительное влияние на ход процессов жизнедеятельности в организме. При гуморальной регуляции активные вещества разносятся по всему организму и меняют деятельность многих органов независимо от того, имеется ли у них в этом потребность в данный момент или нет.

Медиаторы - вещества-посредники, принимающие участие практически во всех жизненных процессах и осуществляющие передачу нервного импульса с одних нервных клеток на другие или на клетки периферических органов. Гормоны вырабатываются в железах внутренней секреции и поступают непосредственно во внутреннюю среду организма. Основная их функция - поддержание гомеостаза путем ликвидации биологической потребности, т.е. адаптации организма к окружающей среде.

Для более точной и целесообразной реакции организма в дополнение к гуморальной регуляции в процессе эволюции сформировалась нервная система, обеспечивающая наиболее адекватные и быстрые реакции на любые внешние воздействия, т.е. нервную регуляцию. Нервная система объединяет и связывает все клетки и органы в единое целое, изменяет и регулирует их деятельность, осущест­вляет связь организма с окружающей средой. Центральная нерв­ная система и ее ведущий отдел — кора больших полушарий го­ловного мозга, весьма тонко и точно воспринимая изменения окружающей среды, а также внутреннего состояния организма, своей деятельностью обеспечивают развитие и приспособление ор­ганизма к постоянно меняющимся условиям существования. Нервный механизм регуляции более совершенен. Нервный и гуморальный механизмы регуляции взаимосвязаны. Активные химические вещества, образующиеся в организме, спо­собны оказывать свое воздействие и на нервные клетки, изменяя их функциональное состояние. Образование и поступление в кровь многих активных химических веществ находится, в свою очередь, под регулирующим влиянием нервной системы.

В этой связи пра­вильнее говорить о единой нервно-гуморальной системе регуляции функций организма, создающей условия для взаимодействия от­дельных частей организма, связывающей их в единое целое и обе­спечивающей взаимодействие организма и среды. Нервно-гуморальная регуляция направлена на поддержание постоянства внутренней среды организма, т.е. на его адаптацию к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Существует 2 принципа (уровня) регуляции процессов жизнедеятельности организма человека:

· Саморегуляция

· Поведенческая деятельность

Уровень саморегуляции - низший уровень регуляции процессов жизнедеятельности на основе врожденных безусловных рефлексов.

Принцип саморегуляции подразумевает такую регуляцию, при которой отклонения показателей гомеостаза от физиологической нормы (температура, артериальное давление, уровень сахара в крови) вызывают потребность восстановления биологической константы. Единая нервно-гуморальная регуляция функций организма обеспечивает способность к саморегуляции жизнедеятельности. Именно саморегуляция поддерживает гомеостаз. Без нее была бы невозможна стабилизация жизненных процессов и само существование организма.

Постоянное и обязательное условие жизни - это взаимодействие с окружающей средой, оно осуществляется благодаря процессам саморегуляции. Внешняя среда - это источник воды, питательных веществ, кислорода и энергии, необходимых для жизнедеятельности. Во внешнюю среду организм выделяет продукты своей жизнедеятельности и энергию.

Принцип саморегуляции действует непрерывно на протяжении всей жизни. При любых изменениях гомеостаза организм, его ЦНС самостоятельно (рефлекторно), без участия нашего сознания включает механизмы нервной и (или) гуморальной регуляции, организуя так называемую функциональную систему саморегуляции, деятельность которой направлена на восстановление константы и ликвидацию биологической потребности в целях адаптации к окружающей среде. Результатом деятельности функциональной системы саморегуляции является ликвидация потребности, т.е. адаптация.

Поддержание постоянства внутренней среды организма сначала осуществляется за счет внутренних резервов организма и происходит без участия нашего сознания, т.е. без включения поведенческой регуляции. Например, поддержание сахара в крови. Когда оно снижается в результате мышечной деятельности, происходит его мобилизация и печени и уровень глюкозы восстанавливается. Это происходит без целенаправленного поведения, т.е. без употребления сахара из внешней среды.

С помощью механизма саморегуляции у человека поддержи­вается относительно постоянный уровень кровяного давления, температуры тела, физико-химических свойств крови и др.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных