ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вопрос №3. Общие закономерности роста и развития детей и подростковВозрастная анатомия, физиология - их значение для понимания процессов роста, развития, формирования здоровья. Связь с другими науками. Анатомия человека - наука о форме и строении человеческого организма в связи с развитием и функциями отдельных его органов и систем и взаимодействием с окружающей средой. Раздел анатомии, изучающий изменения формы и строения органов, закономерно возникающие в различные возрастные периоды жизни человека, называют возрастной анатомией. Физиология человека изучает частные процессы и общие закономерности жизнедеятельности организма человека в изменяющихся условиях внешней среды. Возрастная физиология - часть общей физиологии, изучающая закономерности и особенности жизнедеятельности организма человека в процессе его онтогенеза от зачатия до смерти. Значение ВАиФ: · раскрывает особенности функционирования нервной системы и ВНД детей и подростков, дает объяснение возрастным и индивидуальным особенностям речи, мышления, двигательной функции детей и подростков, особенностям темперамента. Позволяет установить этапы, наиболее чувствительные к педагогическим воздействиям, направленным на развитие восприятия информации, внимания, познавательных потребностей. · Знание механизма образования условных рефлексов, которые составляют основу всех индивидуальных знаний, умений и навыков. · Дает возможность педагогам на практике эффективно использовать профилактические гигиенические мероприятия, направленные на укрепление и сохранения здоровья. Позволяет создавать оптимальные условия для воспитания гармонично развитого, физически и психически здорового, образованного молодого поколения. Связь с другими науками: · анатомией и физиологией и базируются на знаниях эмбриологии (изуч. развитие зародыша), гистологии (изучение тканей живых организмов) и биологии. · возрастная педагогика и психология. Приемы преподавания строятся на знании педагогов особенностей высшей нервной деятельности, т.е. должны учитывать психофизиологические особенности детей и подростков. · гигиена детей и подростков, основываясь на знании ВАиФ разрабатывает гигиенические требования, направленные на предупреждение возникновения болезней и создание условий для сохранения и укрепления здоровья. · педиатрия Вопрос 2. Возрастная периодизация. Показатели физического и психического развития Общепринятой классификации возрастных периодов нет. Одни исследователи за основу классификации возрастных периодов берут созревание половых желез, скорость роста и дифференцировки тканей и органов, другие - уровень созревания костей или степень развития ЦНС. Существующая в настоящее время периодизация с выделением периодов новорожденности, ясельного, дошкольного и школьного возрастов отражает скорее систему детских образовательных учреждений, нежели системные возрастные особенности. Любая возрастная периодизация довольно условна, но она необходима для учета меняющихся в процессе онтогенеза физиологических и морфологических свойств организма детей, разработки научно обоснованной системы охраны здоровья детей, создания таких приемов воспитания и обучения, которые соответствовали бы каждой возрастной группе. Распространена также схема возрастной периодизации, рекомендованная Симпозиумом по проблеме возрастной периодизации в Москве (1965 г.). Данная классификация основана на половых особенностях развития человека, а также связи календарного возраста с биологическим. Календарный (паспортный) возраст - это возраст, измеряемый по стандартному календарю. В большинстве стран этот возраст регистрируется с момента рождения. В странах Востока дополнительно учитывается и период развития человека до рождения. Биологический возраст отражает степень биологического и социального развития человека на каждом возрастном этапе. В разные периоды онтогенеза применяют разные методики определения биологического возраста: · до 1 года о степени развития ребенка косвенно судят по увеличению массы тела; · по количеству прорезавшихся постоянных зубов; · по пропорциям тела; · филиппинский тест (для дошкольников); · формирование вторичных половых признаков (дети 11-17 лет);
Вопрос №3. Общие закономерности роста и развития детей и подростков Онтогенез - процесс индивидуального развития организма. Осуществляется в соответствии со следующими закономерностями: v Целостность и фазность - объективное разделение онтогенеза на этапы, которые различаются задачами, решаемые организмом и свойствами физиологических систем (возрастная периодизация) v Непрерывность и неравномерность (скачкообразность) - рост и развитие организма протекает непрерывно с чередованием периодов ускоренного роста (вытягивания) или интенсивного развития (округления). v 1скачок-на 1году жизни, 2 скачок - подростковый, пубертатный скачок роста. v Гетерохронность – разновременное созревание отдельных функциональных систем организма, т.е избирательное созревание органов, необходимых именно на данном этапе развития органов. v Гетеросенситивность -различная чувствительность (восприимчивость) развивающихся систем организма к внешним воздействиям на отдельных этапах онтогенеза v Нарастающая гетерогенность - усложнение организации всех систем организма за счет специализации элементов, т.е. увеличение неоднородности клеток и повышение специфичности их функционирования. v Дифференциация - по мере созревания периферических структур организма происходит передача контроля функций от центра на периферию и местный уровень. С возрастом увеличивается роль и вклад местных (тканевых и клеточных) процессов в регуляции функционирования организма. v Экономизация функций - уменьшение функционального ответа биологической системы на внешние воздействия. С возрастом у человека понижается уровень функциональной активности организма в условиях покоя, за счет чего возрастает объем резервных его возможностей при напряжении функций. v Биологическая надежность организма. Под надежностью понимается такой уровень функционирования организма, когда обеспечивается оптимальное протекание всех функций в нормальных условиях и экстренная мобилизация всех резервных возможностей при действии чрезмерного раздражителя (экстренных условий). Пример: женщина поднимает грузовик, под которым лежит ее ребенок. Мужчина убегает от тигра быстро-быстро. Выделял механизмы биологической надежности:
v Адаптивность - согласованность возрастных особенностей строения и функционирования организма с параметрами среды обитания. В адекватных условиях даже незрелый организм успешно справляется с задачей адаптации к внешним условиям. v Увеличение жесткости (стабильности) гомеостатических констант в онтогенезе - при действии внешних факторов показатели гомеостаза изменяются в меньшей степени у взрослых, чем у детей. Поэтому при любых воздействиях на организм его жизнеспособность выше у взрослых, чем в раннем детстве. v Обусловленность процессов роста и развития полом; Различия в телосложении мужчины и женщины (мужчина- «треугольник, смотрящий вниз», женщина- «треугольник, смотрящий вверх»). Типы мышления разные. У мужчин быстрее обмен веществ, разная мышечная сила, скорость мышления. v Обусловленность процессов роста и развития факторами наследственности и среды; Например, рост обусловлен наследственностью. Акселерация; ускорение темпов развития по сравнению с предыдущим поколением. Ретардация – замедление темпов развития по сравнению с предыдущим поколением.
Вопрос 4. Биологические и социальные константы. Принцип саморегуляции орагнизма человека. Все процессы жизнедеятельности организма могут осуществляться только при условии сохранения относительного постоянства внутренней среды организма. К внутренней среде организма относят кровь, лимфу и тканевую жидкость, с которой клетки непосредственно соприкасаются. Способность сохранять постоянство химического состава и физико-химических свойств внутренней среды называют гомеостазом. Это постоянство поддерживается непрерывной работой систем органов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения и др., выделением в кровь биологически активных химических веществ, обеспечивающих взаимодействие клеток и органов. Показатели гомеостаза - биологические константы, к числу которых относят температуру тела, состав крови (клеточный и биохимический), частоту сердечных сокращений, величину артериального давления, содержание сахара в крови и т.д. Существуют также социальные константы - это те законы, по которым живет общество. Нарушение гомеостаза всегда вызывает потребность к его восстановлению. Процесс восстановления связан с мобилизацией механизмов гуморальной и нервной регуляции. Гуморальная (лат. humor — жидкость ) регуляция — один из механизмов координации процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемой через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость) с помощью биологически активных веществ - медиаторов и гормонов, оказывающих значительное влияние на ход процессов жизнедеятельности в организме. При гуморальной регуляции активные вещества разносятся по всему организму и меняют деятельность многих органов независимо от того, имеется ли у них в этом потребность в данный момент или нет. Медиаторы - вещества-посредники, принимающие участие практически во всех жизненных процессах и осуществляющие передачу нервного импульса с одних нервных клеток на другие или на клетки периферических органов. Гормоны вырабатываются в железах внутренней секреции и поступают непосредственно во внутреннюю среду организма. Основная их функция - поддержание гомеостаза путем ликвидации биологической потребности, т.е. адаптации организма к окружающей среде. Для более точной и целесообразной реакции организма в дополнение к гуморальной регуляции в процессе эволюции сформировалась нервная система, обеспечивающая наиболее адекватные и быстрые реакции на любые внешние воздействия, т.е. нервную регуляцию. Нервная система объединяет и связывает все клетки и органы в единое целое, изменяет и регулирует их деятельность, осуществляет связь организма с окружающей средой. Центральная нервная система и ее ведущий отдел — кора больших полушарий головного мозга, весьма тонко и точно воспринимая изменения окружающей среды, а также внутреннего состояния организма, своей деятельностью обеспечивают развитие и приспособление организма к постоянно меняющимся условиям существования. Нервный механизм регуляции более совершенен. Нервный и гуморальный механизмы регуляции взаимосвязаны. Активные химические вещества, образующиеся в организме, способны оказывать свое воздействие и на нервные клетки, изменяя их функциональное состояние. Образование и поступление в кровь многих активных химических веществ находится, в свою очередь, под регулирующим влиянием нервной системы. В этой связи правильнее говорить о единой нервно-гуморальной системе регуляции функций организма, создающей условия для взаимодействия отдельных частей организма, связывающей их в единое целое и обеспечивающей взаимодействие организма и среды. Нервно-гуморальная регуляция направлена на поддержание постоянства внутренней среды организма, т.е. на его адаптацию к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Существует 2 принципа (уровня) регуляции процессов жизнедеятельности организма человека: · Саморегуляция · Поведенческая деятельность Уровень саморегуляции - низший уровень регуляции процессов жизнедеятельности на основе врожденных безусловных рефлексов. Принцип саморегуляции подразумевает такую регуляцию, при которой отклонения показателей гомеостаза от физиологической нормы (температура, артериальное давление, уровень сахара в крови) вызывают потребность восстановления биологической константы. Единая нервно-гуморальная регуляция функций организма обеспечивает способность к саморегуляции жизнедеятельности. Именно саморегуляция поддерживает гомеостаз. Без нее была бы невозможна стабилизация жизненных процессов и само существование организма. Постоянное и обязательное условие жизни - это взаимодействие с окружающей средой, оно осуществляется благодаря процессам саморегуляции. Внешняя среда - это источник воды, питательных веществ, кислорода и энергии, необходимых для жизнедеятельности. Во внешнюю среду организм выделяет продукты своей жизнедеятельности и энергию. Принцип саморегуляции действует непрерывно на протяжении всей жизни. При любых изменениях гомеостаза организм, его ЦНС самостоятельно (рефлекторно), без участия нашего сознания включает механизмы нервной и (или) гуморальной регуляции, организуя так называемую функциональную систему саморегуляции, деятельность которой направлена на восстановление константы и ликвидацию биологической потребности в целях адаптации к окружающей среде. Результатом деятельности функциональной системы саморегуляции является ликвидация потребности, т.е. адаптация. Поддержание постоянства внутренней среды организма сначала осуществляется за счет внутренних резервов организма и происходит без участия нашего сознания, т.е. без включения поведенческой регуляции. Например, поддержание сахара в крови. Когда оно снижается в результате мышечной деятельности, происходит его мобилизация и печени и уровень глюкозы восстанавливается. Это происходит без целенаправленного поведения, т.е. без употребления сахара из внешней среды. С помощью механизма саморегуляции у человека поддерживается относительно постоянный уровень кровяного давления, температуры тела, физико-химических свойств крови и др.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|