Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государственный и муниципальный финансовый контроль в России




Государственный и муниципальный финансовый контрольосуществляется государственными органами зако­нодательной и исполнительной власти, органами местного самоуправления, в том числе подведомственными им контрольно-ревизионными органами.

Законодательно признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами ревизий и проверок в органах исполнительной власти всех уровней, а также на предпри­ятиях и в организациях, использующих бюджетные ассигнования и средства государственных внебюджетных фондов (Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспе­чению государственного финансового контроля в Российской Федера­ции» от 25 июля 1996 г.).

В Российской Федерации государ­ственный финансовый контроль включает в себяконтроль за исполне­нием федерального бюджета (бюджета субъекта РФ) и бюджета федеральных внебюджетных фондов (бюджета внебюджетных фондов субъекта РФ), организацией денежного обращения, использованием кредит­ных ресурсов и страховых фондов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и на­логовых льгот и преимуществ. Кроме того, государственный финансовый контроль распространяется на образование, распределение и использование всех бюджетных и внебюджетных средств, использование государственной и иной собственности и поступления за это арендной и иной платы, кругооборот этилового спирта и иной спиртосодержащей продукции.

Муниципальный финансовый контроль – это контроль органов местного самоуправления за процессами образования, распределения и использования бюджетных и внебюджетных денежных средств, использование муниципальной собственности и поступления за это арендной и иной платы,

Одновременно в соответствии с установленным законодательством Рос­сийской Федерации разграничением функций и полномочий указываются также конкретные субъекты государственного финансового контроля: Президент РФ через контрольно-ревизионное управление и своих представителей в субъектах РФ, Счетная палата Российской Федерации; Центральный банк Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации и подведомственные ему Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство; Федеральная таможенная служба; Федеральная служба по финансовым рынкам; Федеральная служба по тарифам; контрольно-ревизионные службы органов исполнительной власти; иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходовани­ем бюджетных и внебюджетных средств.

Субъектами муниципального финансового контроля являются органы местного самоуправления и создаваемые ими контрольные подразделения (счетные палаты и др.).

Для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за сво­евременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению была создана Счетная палата Российской Федерации - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ, к основным задачам которой отнесены:

ü организация и осуществление контроля за своевременным исполнени­ем доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов фе­деральных внебюджетных Фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

ü определение эффективности и целесообразности расходов государствен­ных средств и использования федеральной собственности;

ü оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета;

ü финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов Федеральных органов государственной власти;

ü анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений по их устранению;

ü контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке, уполномоченных банках и иных финан­сово-кредитных учреждениях;

ü регулярное представление палатам Федерального Собрания информации о ходе исполнения бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата осуществляет следующие виды деятельности:

ü контрольно-ревизионную: организация и проведение оперативного конт­роля за исполнением федерального бюджета в отчетном году; проведе­ние комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным раз­делам и статьям федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

ü подготовка и представление в Совет Федерации и Государственную Думу заключений по исполнению федерального бюджета в отчетном году;

ü экспертно-аналитическую: экспертиза проектов нормативных актов, меж­дународных договоров, федеральных программ и иных документов, зат­рагивающих вопросы федерального бюджета и финансов РФ;

ü подготовка заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ;

ü информационные и иные виды деятельности.

Счетная палата состоит из Председателя, заместителя председателя, аудиторов и аппарата Счетной палаты. Председателя Счетной палаты и шесть аудиторов Счетной палаты назначает Государственная Дума на шесть лет, а Совет Федерации также на шесть лет назначает заместителя председателя и еще шесть аудиторов.

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляю­щие основные направления деятельности Счетной палаты, которые ох­ватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или рас­ходных статей федерального бюджета, объединенных общим назначением. Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов и иных штатных со­трудников, в служебные обязанности которых входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправепроводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу. В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб и требующей пресечения, Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организа­ции предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократ­ного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять ре­шение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и рас­четных операций по счетам проверяемых организаций.

Счетная палата должнарегулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2004 г., является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим выработку единой финан­совой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование на основании Конституции РФ и законов и актов Президента РФ и Правительства РФ в финансовой сфере, координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб. Одна из основных функций - разработка и представление в Правительство РФ проектов законов по вопросам контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, а также разработка и утверждение порядка организации и осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, методологии противодействия легализации доходов, добытых преступным путем, коррупции и финансированию терроризма, контроля за исполнением федерального бюджета и др.

Министерству финансов РФ подведомственны федеральные службы непосредственно осуществляющие государственный финансовый контроль:

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет в соответствии с законодательством ниже­следующие функции:

ü проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тема­тические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;

ü контролирует в установленном порядке рациональное и целевое исполь­зование средств государственных внебюджетных фондов и других феде­ральных средств;

ü проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;

ü организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обраще­ниям органов государственной власти субъектов Российской Федера­ции и органов местного самоуправления.

Осуществляя государственный контроль, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право:

ü ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекра­щать в соответствии с законодательством Российской Федерации фи­нансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетно­сти о расходовании ранее полученных средств;

ü взыскивать в установленном порядке с организаций средства федераль­ного бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации при осуществле­нии государственного финансового контроля за использованием ассиг­нований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичны­ми правам Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Федеральная на­логовая служба, включающая территориальные органы - управления по субъектам федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспек­ций межрайонного уровня.

Главными задачами Федеральной на­логовой службыявляются:

ü государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками;

ü реализация налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государствен­ные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обяза­тельных платежей;

ü обеспечение государственного регулирования, межотраслевой коорди­нации и государственного контроля в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

Федеральная на­логовая служба выполняет следующие функция:

ü проводит непосредственно и организует работу государственных нало­говых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законо­дательства о налогах и других платежах в бюджет;

ü производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреж­дениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с ис­числением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

ü организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оцен­ке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешед­шего по праву наследования к государству, и кладов;

ü осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и дру­гих обязательных платежей в бюджет;

ü анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке ин­структивных методических указаний и других документов по примене­нию законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и дру­гие функции.

Государственные налоговые инспекции на территории субъектов Рос­сийской Федерации и городов с районным делением осуществляют функции, предусмотренные законодательством для Федеральной на­логовой службы.

Государственная налоговая инспекция выполняет следующие функции:

ü осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные фонды;

ü обеспечивает своевременный и полный учет плательщиков налогов и других платежей в бюджет, правильность начисления платежей гражда­нами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, а так­же поступление этих платежей в соответствующий бюджет;

ü контролирует своевременность представления плательщиками бухгал­терских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет; а также проверяет достоверность этих документов в части пра­вильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налога и других платежей в бюджет;

ü передает правоохранительным органам материалы по фактам наруше­ний, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

ü предъявляет в суд и в арбитражный суд иски;

ü приостанавливает операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в кредитных организациях и др.

Федеральная служба страхового надзора организует страховую деятельность в Российской Федерации, осуществляет выдачу лицензий страховым организациям на право заниматься страховой деятельностью и контролирует обоснованность установления ими страховых тарифов и соблюдение страхового законодательства.

Федеральное казначейство осуществляет исполнение федерального бюджета, в том числе кассовое (с 2005 г. исполнение всех бюджетов), осуществляет предварительный и текущий финансовый контроль за всеми операциями по использованию государственных бюджетных и внебюджетных средств.

Федеральная служба по финансовому мониторингу контролирует отмывание доходов, добытых преступным путем, проверяет законность всех банковских операций свыше 600 тыс. рублей и сомнительных операций по сведениям представляемых банками, осуществляет противодействие финансированию терроризма. Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по тарифам и Федеральная служба по финансовым рынкам выполняют функции государственного финансового контроля по своим сферам финансовой деятельности.

Государственный финансовый контроль осуществляется также банками и други­ми учреждениями кредитной системы.

Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кре­дитованию, финансированию и расчетам. Банковский контроль необходим для эффективного использования бан­ковских ссуд и направлен также на укрепление платежной дисциплины. Обеспечение возвратности кредита создает основу для банковского кон­троля в процессе кредитования, а контроль в свою очередь служит не­обходимым условием возвратности кредита.

Банки осуществляют предварительный и текущий контроль в ходе про­ведения денежных операций черезпроверку представленных докумен­тов, устанавливая право хозяйствующего субъекта на получение ссуды, проведение платежей ссудных счетов.

При оформлении кредита банк проверяет наличие у предприятия соб­ственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателя­ми хозяйственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обес­печение, то есть наличие у предприятия товарно-материальных ценностей, под которые она получается. Проверка осуществляется по данным бухгалтерского учета, отчетным балансам хозяйственных орга­нов, а также в натуре на месте с проверкой условий хранения кредиту­емых ценностей. Она не прекращается на протяжении всего срока пользо­вания кредитом. Обеспечение кредита позволяет контролировать также целевое использование заемных средств.

Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Принимая поручение хозяй­ствующего субъекта на перечисление денег другому предприятию или организации, банк проверяет законность этой сделки: платеж должен производиться за поставленный товар, произведенные работы в соответ­ствии с договором или на другом, указанном в нормативном акте, осно­вании. Объектом банковского контроля выступает оборачиваемость пла­тежных средств. Банки проверяют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки. Отказ плательщика от оплаты счетов должен быть обосно­ванным, иначе причитающиеся суммы списываются со счета заказчика. По сомнительным операциям банки обязаны сообщить в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Банк России является органом государственного валютного регулиро­вания и валютного контроля, органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Центральный банк РФ осуществляет надзор за деятельностью кредит­ных учреждений, организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки.

Банк России вправе назначить и осуществить проверку операций банков. Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров пред­ставителями Банка России и по его поручению - аудиторскими фирмами.

Уполномоченные Советом директоров представители Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных орга­низаций. Центральный банк вправе давать кредитным организациям и их филиа­лам обязательные для исполнения предписания об устранении обнару­женных нарушений. В случае неисполнения их Центробанк может предъя­вить кредитным организациям требования о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению, о реорганизации (ликвидации) банка, о замене его руководства.

За нарушение банковского законодательстваБанк России имеет право взыскивать денежный штраф; повысить нормы обязательных резервов для банков, нарушающих установленные экономические нормативы; отозвать лицензию на совершение банковских операций; назначить вре­менную администрацию по управлению банком на период, необходи­мый для его финансового оздоровления.

Муниципальный финансовый контроль осуществляют муниципальные органы власти и управления, их контрольно-ревизионные органы в пределах прав и полномочий, определенных законодательством.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных