ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Финансовый контроль: понятие, виды, формы, методыФинансовый контроль - это реализация контрольной функции финансов, как регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и иных хозяйствующих субъектов по проверке соблюдения законности, хозяйственной целесообразности, эффективности финансово-хозяйственных операций, своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования. Виды финансового контроля: 1. По контролирующим субъектам финансовый контроль может бытьгосударственным и муниципальным, внутрихозяйственным, финансово-кредитных органов, общественным и независимым (аудиторским). 2. По направлениям (объектам) финансового контроля он подразделяется на: бюджетный, налоговый, страховой, кредитный, банковский, инвестиционный, таможенный, валютный и др. 3. По временному признаку – предварительный и последующий. Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств, определять целенаправленность и эффективность использования фондов финансовых ресурсов. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от степени организации контрольно-ревизионной работы. Под формой финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют основные формы предварительного, текущего и последующего финансового контроля, которые осуществляются в соответствующих формах. Предварительный финансовый контроль производится до совершения финансово-хозяйственных операций в форме: проверки финансово-плановых документов, проверки приходно-расходных документов при их подписании руководителем и главным бухгалтером (оформления 1 и 2 подписи), регистрации и утверждения штатных расписаний, проверки и визирования договоров, проверки авансовых отчетов и др. Кроме того, предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии лимитов бюджетных назначений и перечислении бюджетных средств, оплаты расходных документов через территориальные органы федерального казначейства. Последующий контроль проводится после совершения финансово-хозяйственных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности, целесообразности и экономической эффективности. Контроль осуществляется в форме: ревизии, разнообразных проверок (тематических, оперативных, углубленных, кустовых и др.), анализа отчетов и балансов, а также с использованием других форм, непосредственно на месте — на предприятиях, в учреждениях и организациях (обследование и др.). По контролирующим субъектам виды внутрикорпоративного финансового контроля подразделяются на внутренний и внешний. Внутренний управленческий(оперативный) финансовый контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств, является разновидностью управленческого финансового контроля, осуществляемого на всех стадиях управленческих решений, связанных с образованием, распределением и использованием фондов финансовых ресурсов. К основным формам внутреннего управленческого(оперативного) контроля относятся: 1) проверка наличия денежных сумм и ценностей в кассе и сверка с данными учета, проверка соблюдения кассовой дисциплины; 2) контроль состояния дебиторской и кредиторской задолженности, сверка взаиморасчетов с торговыми и иными организациями, в том числе по налогам и платежам в бюджеты и внебюджетные фонды; 3) сверка остатка денежных средств на лицевом (текущем) счете, выведенного в Журнале операций с безналичными денежными средствами, с выпиской из лицевого (текущего) счета; 4) ежедневная сверка соответствия остатка по кассовой книге с фактическим наличием денег в кассе; 5) проверка своевременности и полноты оприходования денежных средств, полученных в учреждении банка; 6) сверка оборотов и остатков в регистрах аналитического учета с данными синтетического учета; 7) проверка наличия и обеспечения сохранности материальных и денежных средств; 8) непрерывный мониторинг всех управленческих решений руководителя организации, связанных с расходованием всех видов ресурсов и экс-мониторинг(оценки степени достижения управленческого решения). Внешний управленческий(оперативный) финансовый контроль осуществляется государственными органами в лице Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства, Счетной палаты, Федеральной службы финансово-бюджетному надзору. Отдельные виды финансового контроля выполняются Центральным Банком РФ, коммерческими банками, аудиторами, собственниками. Контроль осуществляется в форме: 1) проверок; 2) мониторинга; 3) анализа, а также с использованием других форм, непосредственно на месте — на предприятиях, в учреждениях и организациях (обследование и др.). На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения управленческий финансовый контроль помогаетпредотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски, обеспечивает достижение целей управления. Объектомуправленческого контроля является документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств, исполнением бюджетов и смет. Фактические затраты регулярно сопоставляются с действующими нормами по расходованию средств с целью оперативного выявления отклонений. Под методами контроля понимают приемы и способы его осуществления. Основные методы финансового контроля объединяются в 4 группы: Методы документального контроля основываются на проверке документов, подтверждающих совершение финансово-хозяйственных операций (проверка существа операции, счетная проверка документов и др.). Методы фактического контроля основываются на проверке фактического наличия денежных, материальных и иных средств (активов), установления их соответствия данным бухгалтерского учета (инвентаризация, контрольная закупка, контрольный обмер или вскрытие и др.). Расчетно-аналитические методы основываются на причинно-следственных взаимосвязях между событиями и явлениями, а также плановыми, учетными и отчетными данными (логическая оценка сведений, анализ бухгалтерской отчетности, выборка и группировка данных и др.) Информативные методы - получение дополнительной информации, подтверждающей вид и размер финансового нарушения, причины и виновных лиц, обстоятельства и иные факты его совершений (письменные объяснения, справки и др.). Основной формой финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности, целесообразности и экономической эффективности каждой финансовой операции и деятельности должностных лиц по их совершению, оценке состояния финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизий. Они проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами: ü проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов; ü проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы, кладовые; ü привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии; ü получать от должностных и материально-ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др. Ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах: министерствах, федеральных службах и агентствах. Плановые ревизии организаций, совершающих кассовые операции, проводятся не реже одного раза в год, а - не совершающих кассовые операции, - не реже двух раз в год. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|