ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Внутрихозяйственный (внутрифирменный) финансовый контрольВнутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую собственником или собранием акционеров, руководителем и специализированными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделом планирования и нормирования заработной платы), трудовым коллективом и др. Он защищает интересы предприятия и его коллектива от злоупотреблений и бесхозяйственности, обеспечивает повышение эффективности его финансово-хозяйственной деятельности. В процессе внутреннего контроля решаются задачи: 1) систематическое наблюдение за сохранностью и эффективным, расчетливым и бережным использованием всех видов ресурсов; 2) предотвращение возможных фактов нецелевого использования, разбазаривания, хищения, порчи, разукомплектования, незаконного изъятия; 3) законность различных выплат; 4) изыскание внутренних резервов, в том числе роста производительности труда; 5) контроль за соблюдением установленной технологии производства, порядка и правил поведения персонала. Внутренний финансовый контроль - независимая от внешнего влияния деятельность хозяйствующего субъекта или органа управления по проверке и оценке своей работы, проводимая им в собственных интересах. Внутренний контроль подчиняется создавшему его руководителю, но он должен быт по возможности функционально и организационно независим. В любом случае организация эффективно функционирующей системы внутреннего контроля — это сложный многоступенчатый процесс, включающий следующие направления: 1. Критический анализ и сопоставление определенных для прежних условий хозяйствования целей функционирования организации, принятого ранее курса действий, стратегии и тактики с видами деятельности, размерами, оргструктурой, а также с ее возможностями. 2. Разработка и документальное закрепление новой (соответствующей изменившимся условиям хозяйствования деловой концепции организации (что собой представляет организация, каковы ее цели, что она может, в какой области имеет конкурентные преимущества, каково желаемое место на рынке), а также комплекса мероприятий, способного привести эту деловую концепцию к развитию и совершенствованию организации, успешной реализации ее целей, укреплению ее позиций на рынке. Такими документами должны быть положения о финансовой, производственно-технологической, инновационной, снабженческой, сбытовой, инвестиционной, учетной и кадровой политике. Данные положения должны разрабатываться на основе глубокого анализа каждого элемента политики и выбора из имеющихся альтернатив наиболее приемлемых для данной организации. Документальное закрепление политики организации в различных сферах ее финансово-хозяйственной деятельности позволит осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль всех аспектов ее функционирования. 3. Анализ эффективности существующей структуры управления, ее корректировка. Необходимо разработать положение об организационной структуре, в котором должны быть описаны все организационные звенья с указанием административной, функциональной, методической подчиненности, направления их деятельности, функции, которые они выполняют, установлен регламент их взаимоотношений, права и ответственность, показано распределение видов продуктов, ресурсов, функций управления по этим звеньям. То же относится и к положениям о различных структурных подразделениях (отделах, бюро, группах и т.д.), к планам организации труда их работников. Необходимо разработать (уточнить) план документации и документооборота, штатное расписание, должностные инструкции с указанием прав, обязанностей и ответственности каждой структурной единицы. Без такого строгого подхода невозможно осуществлять четкую координацию функционирования всех звеньев системы внутреннего контроля организации. 4. Разработка формальных типовых процедур контроля конкретных финансовых и хозяйственных операций. Это позволит упорядочить взаимоотношения работников по поводу контроля финансово-хозяйственной деятельности, эффективно управлять ресурсами, оценивать уровень достоверности (качества) информации для принятия управленческих решений. 5.Организация отдела внутреннего аудита (или другого специализированного контрольного подразделения). При организации такого отдела необходимо учитывать основные требования к эффективности его функционирования. Собственник (акционеры) осуществляет контроль за правильностью образования, распределения и использования прибыли, выплаты девидентов и процентов. Руководитель организации осуществляет контроль лично (соответствие наличных денег данным учета, своевременность и полноту оприходования наличных денег, полученных в учреждении банка, соблюдение кассовой дисциплины и др.), а также через своих заместителей, главного бухгалтера, руководителей структурных подразделений наличие и сохранность активов, находящихся в их ведении. Внутрихозяйственный контроль во многом зависит от главного (старшего) бухгалтера, который: ü несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности; ü обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств; ü контролирует соблюдение кассовой, штатно-тарифной, договорной и расчетной дисциплины, состояние дебиторской и кредиторской задолженности и др. При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия (учреждения), чьим приказом он назначается и освобождается от должности. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению только с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций. Главный (старший) бухгалтер осуществляет предварительный контроль за правильностью и законностью расходования средств. В последние годы российские компании большое внимание уделяют развитию и повышению роли службы внутреннего аудита. На сегодняшний день такая служба особенно актуальна для открытых акционерных обществ с разветвленной сетью филиалов и структурных подразделений, холдингов. Необходимость развития внутреннего аудита продиктована целым рядом факторов: 1) желание собственников упорядочить организацию бизнес-процессов компании; 2) планы выхода в перспективе на международные рынки капитала. Известно, что правилами крупнейших фондовых бирж предусмотрено наличие в компании внутреннего аудита как обязательного условия внесения ценных бумаг компании в котировальные списки биржи; 3) собственники компаний, которые не принимают непосредственного участия в оперативном управлении, передавая его в руки наемных профессиональных менеджеров, хотят иметь объективный источник информации о состоянии дел в компании. Кроме того, наличие в корпорации службы внутреннего аудита повышает инвестиционную привлекательность компании. Согласно определению международного Института внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors), под внутренним аудитом понимается деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|