ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ 2 страницаИногда родители, не желая взвалить на свои плечи бремя воспитательных проблем, пытаются отстаивать идею обособленности мира ребенка от мира взрослых. Нередко под это подводится педагогический фундамент — пусть растет самостоятельным, независимым, раскованным, свободным. Свое участие в жизни ребенка они ограничивают лишь формально, от случая к случаю задаваемыми вопросами о том, как обстоят дела, не дожидаясь, что ребенок поделится с ними своими переживаниями и попросит совета в решении какого-то волную'-щего его вопроса. В данном случае причина гипоопеки более чем серьезна — это равнодушие к судьбе ребенка. При этом равнодушные родители пытаются замаскировать свое социально осуждаемое отношение к ребенку показными жестами. Нередко это дорогие подарки, которыми они как бы откупаются от ребенка, не занимаясь его проблемами по существу, демагогические рассуждения об избалованности детей, осчастливленных реальной родительской заботой. Подчас такие рассуждения служат не только внешней маскировкой, но являются и психологической защитой от собственной совести, средством самооправдания. Родителям всегда трудно найти «золотую середину» в вопросах воспитания собственных детей: сохранить хрупкое равновесие между излишней заботой и преждевременным Трудности семейного воспитания эованием от ребенка самостоятельности, наказывая за намеренно совершенный проступок, не переступить ту грань, которая отделяет заслуженное наказание от проявления насилия. Вторая группа педагогических ошибок родителей — недостаточная психологическая компетентность в области возрастного развития ребенка. Наиболее часто это проявляется неумении учитывать изменения в психике ребенка в обраще- с ним по модели предыдущего возрастного этапа. Такая 1ертность родителей вызывает у детей различные формы не-|тивизма. Особенно ярко негативизм проявляется в подрост-!>вом возрасте. В начале младшего подросткового возраста у детей форми-рется чувство «взрослости», представление о себе как о человеке, имеющем право на собственное суждение, инициативу, независимость. Переход от младшего школьного возраста к подростковому столь стремителен, что родителям нелегко уловить изменения в психике ребенка и они продолжают его опекать и контролировать так, как будто он остался прежним. Родители пытаются ограничить активность, самостоятель-зть подростка, подчас в авторитарной форме высказывают аения о его друзьях, интересах, пытаются влиять на его ув-рчения. Естественно, что неуважение к личности подростка (юсобствует отчуждению от родителей, приводит к раздражи-Ьльности и непослушанию. Если родители не знают потребностей детей, не хотят анализировать их поступки, приписывают несуществующие мотивы и судят ребенка по ним, тогда между родителями и детьми возникает барьер. Так, родители считают, что сын убежал |урока, потому что не хочет учиться, а не из солидарности ___ Раздел 3 штшш^^^^^^^^тттшшяш1^ш^^^^^——штшшшшттш с одноклассниками; скрыл проступок товарища из трусости, а не потому, что таков его кодекс чести. Родители должны знать, что дети живут не только в соответствии с нормами взрослых, но и в соответствии с нормами, которые сложились внутри класса или группы, с которой ребенок контактирует, что в детском мире нормы уже и строже, чем в мире взрослых, что дети предпочитают — даже зная, что будут осуждены родителями — жить в соответствии с этими нормами. Родители считают, что наказание ребенка за нарушение общепринятых моральных норм пойдет ему на пользу, но результат будет обратным, если не учитывать, по каким законам живет детская группа и какие сложившиеся в ней представления в первую очередь определяют поведение ребенка. К типичным ошибкам относится нетерпимость родителей к разнице в темпераментах между ними и детьми. Родители жалуются на медлительность детей. Чаще всего такие жалобы исходят от матерей с динамичной и сильной нервной системой. Если ребенок унаследовал флегматичный темперамент отца (у взрослого мужчины он является признаком основательности), то для матери-сангвиника, подвижной и быстрой, это может быть причиной постоянного раздражения. Такие динамичные матери норовят увлечь сына-флегматика в поход, на длительную прогулку, в путешествие — и безуспешно. Флегматик предпочитает узнать о путешествиях, лежа на диване или посмотрев их по телевизору. Как правило, у таких мам не хватает терпения и понимания позволить ребенку то, что ему хочется, и в семье возникают ссоры, взаимное недовольство. Среди родителей встречается еще одно заблуждение, которое препятствует полноценному воспитательному процессу. Существует мнение, что в ребенке все от природы — и с этим ничего не поделаешь. Проявления характера у детей они замечают уже в раннем возрасте и склонны считать, что особенности личности и характер ребенка развиваются помимо их влияния: дети якобы от рождения могут быть ленивыми, злыми, агрессивными, обидчивыми. Свои убеждения родители подкрепляют аргументами, что в одной и той же семье растут совсем разные дети: один ребенок трудолюбивый, чуткий, заботливый, а другой — ему полная противоположность. В подобной аргументации скрывается очень серьезная ошибка. Несмотря на то что дети растут в одной семье, отношение к ним Трудности семейного воспитания и позиции взрослых могут быть разными. Например, одного воспитывала бабушка, а другого — мать, первый был кумиром семьи, а другого родители воспитывали сами, уже будучи более зрелыми. Или, наоборот, старший опекал младшего и заботился о нем, а того баловали. Характер ребенка действительно складывается очень рано, и его развитие определяется и отношением родителей к ребенку, и особенностями их собственной личности, и внутрисемейными взаимоотношениями. Мысль о генетической предопределенности характера ребенка опасна тем, что снимает с родителей ответственность за воспитание. Третья группа педагогических ошибок родителей — недооценка ими личного примера и единства предъявляемых требований в воспитании ребенка. Как известно, процесс первичной социализации ребенка начинается в семье, и первыми людьми, у.которых заимствуется опыт социального поведения, являются родители. Подражая им и другим взрослым членам семьи, ребенок учится строить свои взаимоотношения не только с родственниками, но и с теми, кто находится за пределами семейной группы, перенося на общение с ними правила и нормы, которые были усвоены им в родительском доме. Поэтому очень важно, какой пример поведения демонстрировали родители своим детям. Если мальчик подражает пьянице и дебоширу отцу, а девочка имитирует поведение капризной, склочной и грубой матери, ребенок берет пример с циничных, жестоких и злых людей, разве что-нибудь, кроме вреда, это может принести? Подавляющее большинство людей с асоциальным и антисоциальным поведением стали таковыми потому, что выбрали для себя не те объекты для подражания. ш—— Раздел 3 шшт „.„„^ ^шшшштшшшш^ш^ __—„,____. Родители зачастую недооценивают этот аспект воспитательного влияния и требуют от детей того, чего не делают сами. В результате такого воздействия у ребенка появляется протест, затем — неуважение к родителям. Обычно тяжелую, напряженную обстановку в семье создает неумение родителей «поделить» собственного ребенка, их неспособность предъявлять единые требования. Жизненная значимость требований состоит в том, чтобы побуждать ребенка к хорошим поступкам и вместе с тем тормозить проявление отрицательных черт. Есть две группы требований: прямые и косвенные. Прямые — требование-приказ, требование-угроза, требование-запрет — рассчитаны преимущественно на подчинение детей родителям. Эти требования нередко звучат как команда, окрик и вызывают протест, внутреннее сопротивление детей. Глубоко заблуждаются родители, которые понимают требование как средство давления на ребенка с целью добиться беспрекословного повиновения. Жесткая требовательность, лишенная уважения к личности ребенка, превращается в принуждение, сковывает его активность и самостоятельность. Применение прямых требований таит в себе опасность подавления личности. Нередко отцу и матери легче заставить ребенка выполнить то или иное требование, чем вызвать у него желание поступать так всегда. Родители считают, что для достижения воспитательной цели все средства хороши, забывая о том, что суть воспитания не в том, чтобы принудить, а в том, чтобы побудить ребенка сознательно поступать так, как подобает. В процессе воспитания целесообразнее использовать косвенные требования, в которых нет волевого нажима и принуждения. Благодаря косвенным требованиям устанавливаются доверительные отношения в семье, у детей не остается тягостного ощущения, что их воспитывают. Косвенные требования обладают зарядом стимулирующего воздействия, рассчитаны на положительное начало в представлениях ребенка. Требование-совет, требование-просьба, требование-доверие, требование-намек, требование-одобрение основаны на использовании разумных доводов и на вере в силы и возможности ребенка, поэтому с помощью косвенных требований можно добиться не слепого повиновения, а сознательного послушания. Трудности семейногЩрЬ оспитания Родители должны помнить еще об одном правиле: в воспитании нужна единая разумная линия и последовательность действий родителей. Непоследовательность предъявления требований в значительной мере подрывает авторитет родителей. Так, в некоторых семьях между родителями наблюдаются разногласия в понимании должного и допустимого: мать считает, что ребенок может не пойти в школу, сказавшись больным («дитя устало»), а для отца это нарушение, дезорганизующее ребенка, и к тому же ложь. И если родители обсуждают свои позиции при ребенке, это обесценивает для него мнение того, на чьей стороне безусловная правда. Если справедливые требования и замечания отца встречают поддержку матери, то создаются благоприятные предпосылки для воспитания. И наоборот, несогласованность действий родителей подрывает их престиж, приучает ребенка приспосабливаться к противоположным. Иной раз разногласия между родителями возникают при выборе наказания за проступок ребенка: один требует строгого или даже жестокого наказания, другой предлагает более мягкое и необидное. При столкновении с некоторыми особенностями детского развития, которые вызывают недоумение родителей и служат источником противоречивых суждений о характере детей, матери и отцы ведут себя по-разному. Отцы, более суровые и жесткие по натуре, склонны складывающиеся трудности во взаимоотношениях с детьми объяснять строптивостью и безволием. Усматривая выход в спартанском подходе к воспитанию, они нередко надеются на большой эффект наказаний, в том числе физических. Как ни парадоксально, отцовские средства силового воспитания действительно дают определенный результат — послушание ребенка, что служит для отцов подтверждением верности их линии. Их, как правило, трудно убедить в нежелательности постоянного использования таких методов воздействия, ведь эффект налицо. Однако послушание, которого родители так добивались посредством наказаний, является лишь внешним, послушанием из-за страха, которое не способствует созреванию личности, развитию ее инициативы и творческому росту. Поэтому, наказывая детей, родители, во-первых, должны быть едины в поиске способа выхода из затруднительной ситуации, и, во-вторых, ребенок тш^т Раздел 3 и__„„^__^ тя. __^_ должен чувствовать, что каким бы ни был его проступок, любовь родителей он не утратит ни при каких обстоятельствах, что наказание вызвано отношением не к его личности, а только к его конкретному проступку. В-третьих, воспитательные методы и средства не должны унижать достоинство ребенка, т. е. необходимо сочетать обоснованную требовательность с тактичной формой ее предъявления. Только при этих условиях родителям удастся сохранить свой авторитет в глазах детей, а справедливость и согласованность предъявляемых ими требований будут расцениваться как норма поведения и руководство к действию. Мы выделили лишь незначительную часть трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибок, которые они допускают в своей воспитательной практике. Тем не менее знание даже этих типичных особенностей семейного воспитания поможет избежать многих недоразумений во взаимоотношениях с собственными детьми. Психология семейного воспитания выдвинула представление об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании детей является оптимальной, если они принимают ребенка таким, каков он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и воспитывают на основе этой оценки, если они способны изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменением обстоятельств жизни ребенка, если их воспитательные усилия нацелены в будущее и соотносятся с требованиями, которые поставит перед ребенком его дальнейшая жизнь. Оптимальная родительская позиция направлена на благо ребенка, она предполагает также критичное отношение родителей к своим ошибкам и разумное проявление ими своей любви к детям. I III
от личности РОДИТЕЛЕЙ — К ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Все хорошее и плохое закладывается в человеке с первых дней его пребывания в этом сложном и противоречивом мире. Приобщение к жизни складывается главным образом из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Поэтому влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. Испокон веков отцы и матери выполняли в семье разные функции, и отцовское воспитание значительно отличалось от материнского. Традиционно отец являлся главой семьи, что обусловливало его взаимоотношения с детьми. Именно непререкаемый авторитет отца в семье был главной силой, самым действенным средством мужского воспитания. Отец нес ответственность за всю сферу домашнего труда, которая требовала большой физической силы; кроме того, на нем лежала обязанность финансово-экономического обеспечения семьи. Мужчина в семье отличался немногословностью, сдержанностью, скупостью в проявлении чувств. Мать была хранительницей домашнего очага и эмоциональным ядром семьи, передавала и прививала своим детям те качества, которые поэт Н. Заболоцкий прекрасно назвал «грацией души». Поэтому дети, вырастая в отчем доме и под материнским крылом, впитывали все то доброе и светлое, что старались им передать отец и мать. Своеобразный синтез материнского и отцовского воспитания был и остается важнейшим условием нормального развития детей в семье. Не существует полноценного дома без отца или матери, и не может быть сформирована полноценная личность ребенка без гармоничного сочетания мужского и женского воспитания в семье. Психологи считают, что это две половины единого целого, что своеобразие отцовского воспитания заключается в передаче детям достоинств мужчины и в блокировании женских недостатков, штя^ Раздел 3 _^■■—■ а своеобразие материнского воспитания состоит в том, чтобы предохранять детей от наиболее типичных мужских недостатков, передавая им лучшее, что есть в женской натуре. Вопросы, касающиеся специфики воспитательного воздействия отца и матери, привлекают внимание отечественных и зарубежных специалистов. При этом отмечается, что не только личность родителей и особенности их поведения, но и стиль родительской речи по-разному сказываются на языковом и личностном развитии ребенка, так как обращения к ребенку матери и отца существенно различаются. В частности, американская исследовательница Дж. Глисон обратила внимание на то, что отцы меньше, чем матери, склонны подстраивать свою речь под уровень понимания ребенка. Они употребляют менее знакомую ребенку лексику и более сложные грамматические построения, что предъявляет к нему более высокие когнитивные требования. В развитии языковых возможностей отец играет роль мостика между узким семейным окружением и внешним миром, расширяя лингвистический и практический опыт ребенка. Речь отца, адресованная сыну, характеризуется более строгим контролем активности ребенка, что выражается в более частом употреблении повелительного наклонения и вопросов, требующих ответа «да» или «нет», в то время как речь матери, обращенная к сыну, менее директивна и приспособлена к восприятию ребенка. Матери имеют тенденцию разговаривать с дочерьми больше и иначе, чем с сыновьями. В частности, матери в своих обращениях к сыновьям больше, чем в разговоре с дочерьми, стимулируют когнитивное развитие мальчиков, задавая вопросы, используя числа и более подробные объяснения. Вместе с тем, как отмечают исследователи, в последние годы наметилась тенденция смещения ролей в семье в сторону лидерства женщины, что не может не отразиться на семейной атмосфере в целом и на воспитательных функциях семьи. Наиболее часто в современной российской семье наблюдается рассогласование между социальным положением и эмоциональным настроем родителей: отец по традиции продолжает считать себя главой семьи, хотя фактически управляет ею мать, которая вынуждена брать в свои руки не только экономические бразды правления, но и воспитательные, в то время как современный отец зачастую полностью самоустраняется от воспитательных обязанностей. Трудности семейного воспитания Это обусловлено рядом объективнных и субъективных обстоятельств. В частности, потеря мужчиной роли единственного кормильца семьи привела к ослаблению, а порой и к утрате специфических форм и методов мужского воспитания. Способствовали тому и изменения, которые претерпели представители сильного пола в связи с кризисными явлениями, наблюдающимися в нашем обществе. В начале 90-х гг. многие мужчины потеряли работу. Некоторые из них начали метаться, менять непривычные ранее занятия, но не всем удалось начать жизнь заново. Невозможность для определенной части мужчин самоутвердиться на работе повлекла за собой проявление у них таких негативных черт характера, как чрезмерная обидчивость, раздражительность, агрессивность, мелочная придирчивость. Вместе с тем для современных мужчин стали присущи такие индивидуальные и социально-психологические особенности, которыми они не обладали еще несколько лет тому назад. К их числу можно отнести снижение волевой активности, утрату чувства ответственности за воспитание трудовых навыков у детей, за выбор ими профессии и уменьшение затрат свободного времени на детей. Мужчины стали более раздражительны, рефлексивны, импульсивны и тщеславны; у них усилился интерес к своей внешности, к развлекательным видам досуга в ущерб самообразованию и занятиям с детьми. Ребенок, видя все это, начинает понимать, что отец только мнит себя главой семьи. Пропадает уважение к отцу, появляются реакции протеста против отцовского слабоволия и отстраненности от семейных проблем. Подобные реакции могут возникать и против деспотизма матери, которая определяет уклад семьи, формы досуга, ведет хозяйство, распределяет бюджет и одна занимается воспитанием детей. Пытаясь выполнять в семье функциональные обязанности обоих родителей, мать обычно стремится следовать в своем поведении соответственно тем социально-психологическим ролям, которые обычно разделены между мужчиной и женщиной. Поэтому она зачастую, руководствуясь искаженным представлением о ролевом поведении настоящего мужчины в семье, становится негибкой, излишне принципиальной, авторитарной и властолюбивой личностью, не склонной к компромиссам, принимает на себя единоличную ответственность за ребенка. В результате подобного ролевого замещения она утрачивает исконно женские Ук 1} R;.V „__ Раздел 3 —____._______и-^—^—i^_ черты, которые ассоциируются с добротой, состраданием и эмоциональной отзывчивостью. Авторитарные матери приучают детей к беспрекословному повиновению, полагая, что воспитание — это возможность добиться абсолютного послушания детей. Подобный конфликт между социально-психологическими ролями матери и отца в современной семье чутко улавливается детьми и отражается на особенностях формирования их личности. Родители зачастую даже не подозревают, что своим поведением вносят разлад в детские души, мешают становлению личности и правильной половой идентификации.
Каждый ребенок ждет участия родителей в своих проблемах и трудностях
Каждый ребенок с самого раннего возраста нуждается в эмоциональном соучастии взрослого. Он ждет участия родителей в своих проблемах и трудностях, рассчитывая на их поддержку, понимание и любовь. Однако родительскую любовь взрослые понимают по-разному. Для одних это неусыпный контроль, для других — постоянное выражение нежности, для третьих — материальное обеспечение, для четвертых — предоставление неограниченной свободы. Поэтому многие родители не могут понять, почему, несмотря на любовь, у них нет контакта с детьми и все их воспитательные усилия оборачиваются поражением. Очень редко родители задумываются о том, такой ли любви ждет от них ребенок. В понимании детей чрезмерная строгость и требовательность родителей, особенно матери, чаще всего ассоциируется с равнодушием и отвержением, что может породить у них чувство неполноценности и ожидание того, что кто-то их все-таки поймет и полюбит («комплекс феи»). Проблема родительской любви в неблагополучных семьях является одной из самых острых. Она нередко связана Трудности семейного воспитания _,_„_ ^особенностями личности отца или матери, с их отношением друг к другу и к самим себе. Как уже отмечалось, довольно часто взрослые члены семьи, в первую очередь супруги, используют ребенка в качестве своеобразного орудия для разрешения своих собственных проблем, демонстрируя либо чрезмерную любовь к нему, либо равнодушие и неприятие. Последнее встречается в неблагополучных семьях гораздо чаще, чем поддержка, одобрение, утешение. Для равнодушного или отрицательного отношения родителей к ребенку может быть несколько причин: он напоминает им самих себя (если родители не принимают себя), супруга, причинившего душевную боль (особенно это касается разведенных супругов); они не удовлетворены его успехами, а бывает, что пол ребенка не соответствует их ожиданиям. И неуверенные в себе, и самоуверенные родители способны отрицать в ребенке значимость его личности: «ни ты, ни я ничего хорошего не заслуживаем и ничего хорошего у нас с тобой быть не может» или «чтобы сравниться со мной, тебе многое надо совершить, еще неизвестно, получится ли из тебя что-нибудь». Если ребенок начинает понимать, что родители могут полюбить его только за что-то — за успехи, похвалу окружающих, что сам по себе он никакой ценности не представляет, возникает неуверенность, самоотрицание, пессимистическое отношение к жизни. Для ребенка могут быть также характерны болезненная стеснительность и социальная пассивность, поскольку он не решается проявлять себя, боясь неудач, критики или наказания. Таким образом, у него формируется предубежденность против самого себя, возникает чувство собственной ма-лоценности, слабости и зависимости. Наряду с характерологическими особенностями, присущими большинству современных российских родителей, многие отцы и матери из неблагополучных семей отличаются рядом неблагоприятных личностных черт, которые осложняют отношения в семье и негативно сказываются на процессе воспитания. Под воспитанием в данном случае понимается не столько целенаправленное педагогическое воздействие родителей на своих детей, сколько непосредственное обращение с ними, которое зачастую оказывается более действенным, чем система специальных образовательных и воспитательных мер. На это —__ Раздел 3 — яя _—_.__„.._____,.„.„^ г^тя^тя ^—_ обстоятельство указывал А.С. Макаренко, предостерегая родителей от необдуманных поступков, подчеркивая, что никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть недостатки. Дети очень наблюдательны и чувствительны к малейшим изменениям в настроении и поведении взрослых, хотя сами взрослые обычно этого не замечают. А.С. Макаренко отмечал, что поведение родителей — самая решающая вещь, и не надо думать, будто воспитание происходит только тогда, когда с ребенком разговаривают, поучают его, приказывают ему; родители воспитывают ребенка в каждый момент своей жизни; как они одеваются, как разговаривают с другими людьми, как относятся к друзьям, — все это имеет большое значение. Среди особенностей, которые могут стать причиной личностной деформации и даже неирогенного нарушения у ребенка, выделены прежде всего направленность личности родителей и некоторые черты их характера, со временем приобретающие патологизирующие формы. В направленности личности родителей отмечается их гиперсоциальность: излишняя принципиальность, требовательность и нетерпимость, завышенный уровень притязаний в отношении возможностей детей. Принципиальное сдерживание родителями своих положительных эмоций, чрезмерная рационализация оборачиваются недостатком теплых и непосредственных чувств к детям, недоучетом их темперамента, эмоциональности и половых предпочтений. Что касается характера, то это родительский эгоцентризм, внутренняя конфликтность, неприятие себя, тревожная мнительность. Вследствие этого они чрезмерно настойчиво, бескомпромиссно и претенциозно пытаются создать идеального
Излишняя принципиальность, требовательность и нетерпимость оборачиваются недостатком теплых и непосредственных чувств к детям
Трудности семейного воспитания ребенка, ожидая и требуя от него то, в чем сами оказались личностно несостоятельными. Но как раз поэтому воспитание теряет свою прочность, устойчивость, естественность и последовательность. В то же время родители аффективно болезненно реагируют на несоответствие своим требованиям и ожиданиям, усиливают психологическое давление на детей, прибегая к различным санкциям и наказаниям. На начальном этапе взросления ребенка особенно велико значение в формировании его личности материнской любви и привязанности, которые не должны, однако, помешать взрослеть. Мать должна верить в жизнь, не должна быть постоянно обеспокоенной, чтобы не передать ребенку своей тревоги. У нее должно быть твердое желание, чтобы ребенок стал независимым, самостоятельным и в конце концов отделился от нее. К сожалению, многие матери, подсознательно ощущая неправильность своего отношения к ребенку, не всегда способны конструктивно изменить это. В одних случаях это обусловлено личностными и семейными проблемами, которые невольно проецируются на обращение с детьми, в других — патологическими чертами характера матери. Среди неблагоприятных черт характера матери, которые непременно скажутся в личностном облике детей, психологи выделяют сензитивность, аффективность, тревожность, противоречивость личности, доминантность, эгоцентрич-ность и гиперсоциальность. Сензитивность обычно проявляется как повышенная чувствительность, склонность все принимать близко к сердцу, легко огорчаться и часто волноваться. Аффективность — неустойчивость настроения или возбудимость. С аффективностью тесно связана такая личностная характеристика, как тревожность — склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний, которые делают личность противоречивой по причине трудносовместимости этих ее характеристик со стремлением играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими (доминантность) и фиксации сознания исключительно на собственной точке зрения, отсутствии гибкости суждений (эгоцентричность). При этом личность может отличаться повышенной принципиальностью, утрированным чувством долга, трудностью компромиссов (гиперсоциальность), что граничит с упрямством, мелочной пунктуальностью и педантизмом. Все это так или иначе будет сказываться на отношениях с детьми: .14" ___ Раздел 3 ___—_______— ят _____^__1^_1_ возникнут крайности в воспитании, ребенок станет источником нервного напряжения. Психологи выделяют несколько психологических типов (образов) матерей, личностные черты которых неблагоприятно отражаются на взаимоотношениях с детьми, что делает полноценное развитие ребенка невозможным. ■1 Царевна Несмеяна Всегда чем-то озабочена и обеспокоена, повышенно принципиальна и честолюбива, сдержанна в выражении чувств и эмоций, доброты и отзывчивости. Не признает детской непосредственности, шума и веселья, считает это пустым времяпрепровождением. Никогда не смеется, любит иронизировать, делать замечания, стыдить, читать мораль, выискивать недостатки. Больше всего боится избаловать ребенка, часто поступает подчеркнуто правильно, без учета реальных обстоятельств, бездушно. ■ Снежная Королева Любит повелевать, держит всех на расстоянии, жестока и непреклонна, внутренне холодна, неотзывчива, расчетлива и эгоистична, равнодушна к страданиям других, считает ошибки заблуждениями, недостатки — пороками, а любую критику в свой адрес — злым умыслом. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|