Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ 1 страница




 

Семья — это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь детей. Тем не менее существует и ряд объективных социальных факторов, которые так или иначе сказываются на всех без исключения семьях. Среди таковых можно отметить разрыв соседских, а нередко и родственных связей, все большая включенность женщины в производственную деятельность и ее двойная нагрузка — на работе щ. в семье, дефицит времени на воспитание и внутрисемейное <4>бщение, жилищные и материальные затруднения. Все это |В той или иной степени обусловливает трудности в осуществлении семьей ее воспитательных функций. Однако при всей..Значимости перечисленных факторов не они играют решающую роль в возникновении отклонений в развитии личности •ребенка, отчуждения родителей и детей. Наибольшую опасность представляют те ошибки, которые (вольно или неволь-лю) допускаются родителями в построении взаимоотношений с собственными детьми, забывая о том, что эти взаимоотношения всегда имеют воспитательный характер. ; При анализе родительского отношения к детям многими йрсихологами выделяются два психологических измерения: 'форма контроля за поведением ребенка и характер эмоционального отношения к нему. Нарушение родительского отношения к ребенку или родительских установок в рамках С^любого из этих измерений или одновременно в обоих приводит к серьезнейшим дефектам в развитии личности ребенка. Так, отсутствие должного контроля за поведением ребенка в сочетании с излишним эмоциональным сосредоточением на нем, обстановка изнеженности, заласканности, беспринципной уступчивости, беспрерывное подчеркивание существующих

Раздел 3

I

Ч

и несуществующих его достоинств формируют истерические черты характера. Те же последствия вызывает и безразличное отношение, своего рода отвержение. Чрезмерный контроль, предъявление слишком строгих нравственных требований, запугивание, подавление самостоятельности, злоупотребление наказаниями, в том числе и физическими, ведут, с одной стороны, к формированию у ребенка жестокости, а с другой — могут подтолкнуть его к покушению на самоубийство. Отсутствие эмоционального контакта, теплого отношения к ребенку в сочетании с отсутствием должного контроля и незнанием детских интересов и проблем приводит к бегству из дома, к бродяжничеству, во время которого часто совершаются серьезные проступки.

Исследования психологов по проблемам семьи свидетельствует о том, что искаженные родительские установки в подавляющем большинстве случаев не являются конечной причиной аномалий семейного воспитания и нарушений родительско-детских отношений. Родительские установки довольно часто оказываются связанными с супружескими отношениями, с отношениями к собственным родителям, с личными особенностями взрослых членов семьи и детей.

Как уже отмечалось, дети могут становиться ареной соперничества взрослых, средством влияния или давления, способом наказания или мести. На детей могут распространяться негативные эмоции, испытываемые к другим членам семьи — к супругу, его родителям. К тому же родители могут быть эмоционально или нравственно не подготовлены к выполнению родительских функций, у них может отсутствовать родительская мотивация, чувство ответственности за воспитание ребенка может быть не развито или, напротив, гипертрофировано; они могут испытывать дефицит уважения к себе и вследствие этого не чувствовать себя вправе контролировать ребенка и направлять его развитие. Естественно, проблемы семейного воспитания могут быть обусловлены и целым рядом других причин, однако это не исключает, а лишь подтверждает то, насколько многообразны и сложны вопросы формирования личности ребенка в семье и как важно представлять те трудности, с которыми может столкнуться каждый родитель, чтобы по возможности избежать подстерегающих его в этом деле ошибок.

Г

Трудности семейного воспитания

Наиболее верный путь совершенствования воспитания детей в семье — предупреждение педагогических ошибок родителей. А это в свою очередь предполагает осознание и правильное истолкование наиболее типичных из них. Причины ошибок в семейном воспитании условно можно разделить на три группы:

■I неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств;

■ недостаточность психологических знаний родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методах воспитательного воздействия;

I недооценка роли личного примера родителей и единства

збований, предъявляемых к ребенку.

Самой распространенной ситуацией во многих нынешних

элагополучных семьях является неумение, а иногда и неже-гние родителей строить свои взаимоотношения с детьми ■ основе разумной любви. Щ Рассматривая ребенка как личную и частную собственность, такие родители могут либо чрезмерно опекать его, стремясь немедленно удовлетворять любую прихоть, либо посто-jfljHHO наказывать, испытывая на нем самые жестокие средства щ)здействия, либо всяческими способами уклоняться от восстания, предоставляя ребенку полную свободу. При этом они щогут искренне верить в то, что делают это исключительно для щро же блага, помогают ему в жизненном становлении. Осознание ошибок может прийти очень поздно, когда исправить $|го-либо в деформированной личности ребенка бывает невозможно.

jj Наиболее часто встречающийся тип неправильного семейного воспитания — гиперопека («потворствующая гипер-Щротекция», или воспитание по типу кумир семьи). Гиперопека ||ыражается в стремлении родителей окружить ребенка повышенным вниманием, всегда защищать его (даже если в этом Яет необходимости), следить за каждым его шагом, охранять щг предполагаемых опасностей, беспокоиться о нем по любому Доводу и без повода, удерживать детей около себя, «привязывать» к своему настроению и чувствам, обязывать поступать Определенным образом.

.;. Ограждая от любых трудностей и скучных, неприятных дел, потворствуя прихотям и капризам, родители по сути не

„,,,_ Раздел 3 ---11|^ шшш^шш^штш^^штттштшш^ш^шшштшт

воспитывают детей, а прислуживают им. Все это может сопровождаться преувеличением способностей и талантов детей, и они растут в атмосфере безудержного восхваления и восхищения. Так прививается желание быть всегда на виду, ни в чем не знать отказа, воспитывается их уверенность в своем блестящем будущем. Когда этого не случается, кризис неизбежен. Одни пытаются взять все желаемое силой, любыми незаконными средствами. Другие сникают и считают себя несчастными, обманутыми, ущемленными. В результате длительной гипер-S опеки ребенок теряет способность к мобилизации своей энер-;; гии в трудных ситуациях, ждет помощи от взрослых, и преж-" де всего от родителей. У ребенка развивается так называемая выученная беспомощность — условнорефлекторная реакция воспринимать любые препятствия как непреодолимые. Возможен и печальный исход: мелочный контроль, стремление родителей взять все заботы и принятие ответственных решений на себя могут со временем озлобить детей- Возмужав, они поднимают бунт против притеснения, а если не добиваются послабления, то могут покинуть родной дом.

Гиперопека — неестественный, завышенный уровень заботы. Она нужна прежде всего не детям, а самим родителям, восполняя у них нереализованную и нередко заостренную потребность в привязанности и любви. Важную роль в данном случае играют факторы, связанные с детством самих родителей, и в первую очередь матерей (согласно исследованиям психологов и врачей матери больше склонны опекать детей), многие из которых выросли лишенными тепла и любви. Они бывают полны решимости дать своим детям то, что недополучили сами, но когда «перегибают палку», возникает чересчур заботливое отношение к ребенку.

Стремление матери привязать к себе ребенка имеет в своей основе и выраженное чувство беспокойства или тревоги по поводу состояния его здоровья, особенно если его появление на свет сопровождалось какими-либо осложнениями или в младенчестве он страдал хроническими, а иногда и опасными для жизни заболеваниями. Гиперопека в период болезни является. разумной мерой, трудности же возникают в результате того, | что она продолжается и после выздоровления.

Нередко в основе гиперопеки лежит нравственное за-\ блуждение: в сознании родителей ребенок превращается

Трудности семейного воспитания

в сокровище — мерило родительского престижа, хрупкую и бесценную вещь, которую надо хранить от всех заведомо вредных воздействий внешнего мира.

Важным фактором, способствующим возникновению гиперопеки, являются семейные отношения. Отцы гиперопека-емых детей обычно бывают покорными людьми и почти не принимают участия в жизни семьи. Неудовлетворенная своими отношениями с мужем мать может искать какую-то компенсацию того, что не дает ей брак, в подчеркнуто близкой связи с ребенком, выливая на него всю свою энергию. Доминирующая в семье мать непроизвольно стремится к созданию у детей зависимости от нее. Здесь срабатывает психологический механизм не столько привязывания, сколько обязывания детей действовать определенным, раз и навсегда заданным образом.

За гиперопекой часто скрывается сильная враждебность по отношению к ребенку. Поскольку чувство это неприемлемо и связано с переживанием вины, оно вытесняется в подсознание. Некоторые неудовлетворенные и разочарованные родители боятся, что их враждебность или неприятие ребенка может привести к тому, что с ним случится что-то ужасное. Когда мать неосознанно борется против чувства антагонизма по отношению к собственному ребенку, она может реагировать на это гиперопекой, как бы доказывая себе, как сильно она на самом деле его любит. Это особенно вероятно, когда чувства любви и ненависти сосуществуют. В таких случаях родители не могут признать в себе возможность существования ненависти к тому, кого они любят. Подобного рода неоднозначность является очень распространенной формой переживаний и сама ВО себе совершенно нормальна. Именно реакция на эти чувст- Ш ведет к нарушеннию адаптации, что и проявляется в форме йкперопеки.

& Иногда гиперопека родителей мотивирована тревогой из-Ща собственного одиночества и навязчивой потребностью ^психологической защите скорее себя, чем ребенка. щ Гиперопека может возникать в результате каких-то пси-Щических нарушений у матери. Такие нарушения приводят Щ аномальной потребности матери в зависимом положении ре-венка. Описан пример подобного рода гиперопекающего поведения матери. Она спала в одной постели с сыном, держа его

__ Раздел 3 ^^«^^„_^_.^^

за руку, и мысль о том, что он когда-нибудь вырастет, была для нее невыносимой. Такое поведение развилось в результате нарушений ее мышления и других психических функций.

Каждый ребенок рано или поздно должен вступить в самостоятельную жизнь, и если его до этого чрезмерно опекали, он окажется не подготовленным к этой жизни, ему будет трудно справиться с множеством сложных жизненных явлений.

К негативному результату в развитии личности ребенка приведет и другая педагогическая позиция родителей, противоположная гиперопеке, — строгая до жестокости власть над детьми. Уже в раннем детстве ребенок познает все виды наказания: за малейшую шалость его бьют, за недомыслие наказывают. Порой не только наказывают, а испытывают на нем самые жестокие средства воздействия: ставят в угол на колени, грозят милицией, бьют. Жестокое обращение с детьми является довольно распространенным, особенно в социально неблагополучных семьях, где насилие по отношению к детям становится нормой. Как определить само понятие «жестокость»? Ни в отечественной, ни в зарубежной психологии до сих пор нет единого мнения относительно механизмов жестокого поведения и насилия. Эти понятия до сих пор являются скорее житейскими, т. е. интуитивно ясными, нежели научными. В современной психологической литературе жестокость считается одним из видов агрессивного поведения и понимается как агрессивное поведение, наносящее большой ущерб жертве без переживания жалости или сочувствия со стороны субъекта этого поведения. Жестокость рассматривается также как черта характера, бесчеловечность, отсутствие гуманности. Агрессия присуща и животным, и человеку, но жестокость — только человеку. Жестокостьэто также насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками объекта, унижение его или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям.

Различают несколько наиболее ярко выраженных форм жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие (развращение), психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).

Физическое насилие — преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их замещающими, физических

Трудности семейного воспитания ^

повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные, требующие медицинского вмешательства нарушения физического или психического здоровья, ведущие к отставанию в развитии.

К физическому насилию относятся и телесные наказания.

j;e всего от них страдают дети из неблагополучных семей, осо-1но в семьях с открытой формой неблагополучия. Остановимся ^некоторых психологических моментах этого средства дисцип-

шрования ребенка.

К наказаниям родители чаще всего прибегают в тех слу-|ях, когда хотят добиться от детей беспрекословного послу-шия и следования предъявляемым требованиям, полагая,

i это самое действенное средство воспитания и контроля за |сциплиной. И попадают в ловушку собственных заблуж-|ний.

Телесное наказание приводит ребенка к деградации. Он может почувствовать, что порка — это наказание, достаточное само по себе. Если его наказывают часто и сурово, у ребенка не вырабатывается необходимое чувство вины, что препятствует развитию у него полноценного осознания себя как личности.

Многие считают культивирование чувства вины нежелательным и забывают, что у него есть и важный положительный аспект. Когда чувство вины слишком угнетает человека, это вредно, но в разумной степени оно является жизненно важным в формировании и поддержании в норме здорового сознания. Нормальное, здоровое самосознание, позволяющее ребенку разумно ограничивать свое поведение, гораздо эффективнее палочной дисциплины, вызывающей страх, гнев и возмущение.

Одним из негативных последствий телесных наказаний является отождествление себя с агрессором. Это также психологический механизм, позволяющий избежать чувства вины. Ребенок становится на сторону карающего родителя, и у него появляется ощущение, что быть агрессивным и карающим правильно. Потом, когда ребенок вырастет и у него появятся собственные дети, не исключено, что он будет обращаться с ними так же, как обращались с ним в детстве. Использование телесных наказаний (или угроза их применения) в качестве основного средства воспитания детей переходит из поколения в поколение.

ятшшт Раздел 3 ш^ятшшаа^шяятя^шя^ят^тт.^^шят^^шт.^ш^ш^^т

Родителям не следует забывать, что физическое наказание действенно только в формировании отношения к наказывающему: ребенок начинает бояться именно его, старается вести себя хорошо только в присутствии этого человека, не соблюдая правил поведения по отношению к другим людям.

Сексуальное насилие (развращение) — вовлечение ребенка в сексуальные действия с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли, находясь в зависимом положении от взрослого, и не может предвидеть негативные для себя последствия сексуальных действий.

Многие дети и даже подростки, становясь объектом сексуального домогательства кого-либо из родственников, не считают это насилием. Психологи объясняют подобное детское заблуждение тем, что в условиях семейного неблагополучия ребенок чувствует себя никому ненужным и нелюбимым. Проявление сексуального интереса к нему со стороны более старших членов семьи расценивается им как благосклонность, он чувствует свою значимость, потому что взрослый делит с ним секрет, нуждается в нем. Его растлевают — он же думает, что его любят.

Наиболее часто встречаются проявления психического (эмоционального) насилия, которое характерно для семей как с явной (открытой), так и скрытой формой неблагополучия. Этот вид внутрисемейного насилия отличается длительным, постоянным или периодическим, психологическим воздействием, приводящим к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающим развитие его личности. К этой форме насилия относятся открытое неприятие и критика, оскорбление и унижение достоинства, угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме, без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, предъявление к нему требований, не соответствующих его возрасту и возможностям, ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, обман доверия ребенка. Однократное психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму, также входит в этот вид насилия.

Трудности семейного воспитания

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) — нередкое явление в неблагополучных семьях. При этом со стороны родителей отсутствует элементарная забота о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для его здоровья и развития.

Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия по отношению к детям) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, развитие его как личности.

В основе жестокости родителей могут лежать самые разные причины социального и психологического порядка, но чаще всего жестокие родители являются жертвами собственных представлений.

Плохое отношение к детям в семье происходит на определенном фоне. Исследователи в области позитивной семейной психотерапии считают, что обычно жестоко обращаются с детьми родители, которым не под силу воспитание своих детей. Если проследить цепь событий, ведущую к жестокому обращению, можно обнаружить такие типичные эпизоды: ребенок делает что-то, что родители считают проступком, он может пла-

§.ть в то время, когда отец смотрит телевизионную передачу, бенок учиняет беспорядок в своей комнате, тогда как мать рдится идеальным порядком в доме, малыш всего лишь Ш:пачкал брюки, в то время как мать приравнивает это к непо-<30(ушанию и нечистоплотности, или он играет на улице с друзь-&|ш и приходит домой позже назначенного срока. ? Во всех этих ситуациях ребенок совершает «преступления» только против системы ценностей его родителей. Стороннему наблюдателю то или иное нарушение может показаться мелким, но в представлении родителей оно представляет большую опасность, и они считают необходимым реагировать с применением физической силы. Родители пытаются защитить свои ценности (уважение, послушание, порядок, учтивость и т. д.) от предполагаемого посягательства со стороны ребенка. Они хотят внушить ему эти ценности, но в своих гиперреакциях заходят дальше поставленной цели. Результатом становится жестокое обращение с ребенком. Драматизм ситуации в том, что родители имели лучшие намерения, но оказались в плену бвоих ригидных представлений. Между тем достаточно было

^^ ят Раздел 3 тя _^_^_—-^—^—i^—■■»«■———

бы освободить их от мысли, что их ценности находятся под угрозой, и тогда они не прореагировали бы на свои тревоги битьем. Бить детей — значит проявлять свою беспомощность, которую родители не хотят признавать.

Проблема насилия в семье в последнее время попала в центр внимания многих международных организаций, которые обращаются к специалистам: психологам, социологам, работникам правоохранительных органов — с призывом остановить семейное насилие, которое подрывает основы не только семьи, но и общества в целом. За закрытыми дверями квартир каждый день ломаются судьбы, унижается человеческое достоинство, калечатся души.

С момента возникновения цивилизации дети считались собственностью родителей, чем в некоторой степени и объясняется жестокое отношение к ним. Детоубийство для многих поколений было общепринятой практикой. От нежеланных детей и младенцев с врожденными пороками отказывались в Вавилоне, Древней Греции и Древнем Риме, в Англии законы оправдывали детоубийство, если оно совершалось в первые дни после рождения ребенка.

Во второй половине XX в. во многих странах стали приниматься законы, обязывающие сообщать о фактах жестокого обращения с детьми, чем было подтверждено, что жестокость по отношению к ребенку — это серьезная социальная проблема.

Как свидетельствуют исследования зарубежных ученых, случаев жестокого обращения с детьми в крупных городах гораздо больше, чем в небольших городках, пригородах или в сельской местности. Среди родителей, занятых физическим трудом, уровень применения насильственных действий по отношению к детям на 45% выше, чем среди служащих. Люди, имеющие более высокий уровень образования, более агрессивны по отношению к детям, при этом формы их насилия своеобразны.

Жестоко относящиеся к своим детям люди настолько эмоционально неустойчивы, что не в состоянии удовлетворить их потребности. Во многих случаях родитель, плохо относящийся к ребенку или не заботящийся о нем, оказывается не столько жестоким и отчаявшимся, сколько введенным в заблуждение, беспомощным в вопросах воспитания или страдающим от какой-либо патологии. Тем не менее существует ряд типичных

Трудности семейного воспитания ^^_

психологических причин родительской жестокости, на которых остановимся более подробно.

В семьях, где принято жестокое отношение к детям, часто есть ребенок-мишень, на которого другие члены семьи проецируют все свои проблемы. Его считают особенным, отличающимся от других: либо слишком активным, либо чересчур пассивным, и он становится объектом агрессии членов семьи. Ребенок эжет напоминать о ненавистном родственнике, являться эбимчиком одного из родителей, может иметь недостаток, ко-[ раздражает, считаться злым, иметь физические или ум-венные недостатки или появиться на свет вопреки желанию.

 

!семьях, где принято

жестокое отношение

к детям, часто есть

ребенок-мишень, на

которого другие члены

семьи проецируют все

свои проблемы

I I I I I I I ■ Г

Часто вспышки жестокого поведения бывают вызваны кри-|ческой ситуацией в семье или стечением трудных семейных |стоятельств. К ним можно отнести потерю работы, разлуку иобимым человеком, смерть кого-либо из близких, нежела-|льную беременность, эмоциональную подавленность или да-; любое незначительное событие, принципиально важное для ррослого, который отчаянно нуждается в утешении. Многие родители эмоционально не готовы к ответственно-, которую налагают на них материнство и отцовство, поэтому либо принимают слишком близко к сердцу трудности, связанные с выполнением родительских обязанностей, либо попросту их игнорируют. В детском возрасте у таких родителей не были сформированы навыки межличностного общения. Дефицит эмоционального воспитания, который они испытывали в столь значимые для их личностного развития годы, ограничил

-1283

Раздел 3

их способность относиться к себе с уважением и взаимодейс вовать с другими.

Очень часто причиной жестокого отношения к ребенку я^ ляется недостаток элементарных знаний о детском развитш Необходимо знать, что в раннем и дошкольном возрасте дет не могут сразу выполнить любое требование. Это происходи не от непослушания, а из-за вялости реакций, замедленност| осознания необходимости новых действий, инертности време! ных нервных связей. А родители ждут сиюминутного подчин^ ния, беспрекословного выполнения требования, оказывая ребенка непосильное для него давление. Основные психич^ ские напряжения и «трудное» поведение появляются у ребеш чаще всего в так называемые критические (кризисные) пери<| ды его развития, когда возникают и начинают активно щ ляться новообразования в физической и духовной структур формирующейся личности. Чем раньше родители разберутс в этой обстановке, тем будет меньше вероятность возникнои^ ния напряжений и деформаций в психическом и нравственно! развитии ребенка, необходимости в силовых методах воет тания.

Модель домашнего насилия, как правило, передается от о^ ного поколения к другому. Строгие наказания обычно не с* таются насилием по отношению к детям, а рассматриваю^ в качестве семейной традиции. Как полагают психологи, 90% родителей, проявляющих жестокость по отношению к; тям, хотя и заботятся о них, тем не менее имеют ограниче^ ный круг навыков семейного воспитания, поскольку следу» той модели, которую они получили в наследство.

Весьма типична для семей, в которых царит семейное Hacd лие, изоляция от внешнего мира. Многие из них живут замя нуто. Присущее им недоверие ведет к отказу от попыток сося дей наладить с ними сотрудничество.

В современном обществе во многих семьях физическое ни силие приобретает систематический и хронический характер Каждый год по крайней мере один ребенок из 100 страдает <ч побоев родителей, не менее 40% детей хотя бы раз испыта.пн побои, 3 из 100 детей пострадали от применения родителями огнестрельного и холодного оружия.

Нельзя не упомянуть и о подростковой беременности Причины, побуждающие многих подростков иметь ребенкл

Трудности семейного воспитания

чно бывают связаны с отсутствием эмоциональной при-анности в семье, где наблюдается трагическая ситуация зрыва поколений, которые психологи называют «семьями с напряжением». Атмосфера в них неблагоприятна, часто накалена, там царит нездоровый психологический климат, там ice вместе и каждый в отдельности чувствуют себя неуютно, если не хватает дома, дети бегут искать любовь на стороне.!одростки либо ищут в беременности предлог, чтобы уйти из ма, либо надеются, что ребенок удовлетворит их потребно-в любви и эмоциональной поддержке.

Не менее пагубным для формирования личности ребенка яется эмоционально безразличное отношение к нему роди-»лей, предоставляющих ему с раннего возраста свободу, которой он еще не умеет пользоваться. Такая неправильная

I и щительская позиция, проявляющаяся в недостатке внимания к ребенку, получила название гипоопеки или гипопротекции.

В результате гипопротекции ребенок переживает дефицит лащиты (протекции) перед незнакомым и пугающим внешним миром, одиночество и беспомощность в преодолении трудностей, даже тех, с которыми он, при поддержке со стороны родителей, легко бы справился.

Крайней формой проявления гипоопеки является отсутст-ние всякого ухода за детьми (чаще всего встречается в алкоголь-

I1 их семьях). Особого внимания заслуживают семьи, в которых доти материально обеспечены, но их эмоциональные потребности и душевные переживания игнорируются: ребенка никогда не ласкают, не ведут с ним задушевных бесед, не интересуются ни его огорчениями, ни обидами, ни успехами. Это свидетельствует об эмоциональном отвержении ребенка, о том, что родители не только не любят его, но и тяготятся им. Ребенок не получает одобрения, зато замечаются все его недочеты и на него сыплется град замечаний и упреков, иногда родители прибегают к физическому насилию. Когда детям постоянно напоминают, что они плохие, неумелые, несообразительные, ленивые, противопоставляют их другим, они могут вырасти робкими, забитыми, неуверенными в себе, с пониженной са-

юоценкой, это помешает им впоследствии раскрыть свои спо-бности.

При недостатке родительского тепла и внимания могут страдать интеллектуальные возможности детей, может

Ft-,.

Л

^—— Раздел 3 ^^ят^^^шяш^^^ш^^^^ттт^^тш^^^штш^^^т.

замедлиться их психическое развитие. Кроме того, если ребенку в раннем детстве не удалось установить эмоциональные связи со взрослыми, то в более старшем возрасте он встретится на этом пути со значительными трудностями. Способность к эмоциональному отклику формируется с первых месяцев жизни, и, естественно, особая роль в этом принадлежит родителям, которые должны научить ребенка радоваться и огорчаться, сочувствовать и сопереживать.

С чем могут быть связаны особенности гипоопекающей позиции родителей? Причин здесь несколько. В одних случаях родителям просто никакого дела нет до детей, они заняты своими проблемами и напрочь забывают о родительских обязанностях. Подобное возможно в криминальных и криминально-аморальных семьях (социальное сиротство детей). В других случаях некоторые родители, пытаясь приучить ребенка с ранних лет к самостоятельности, избежать гиперопеки, впадают в крайность гипоопеки.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных