Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ 5 страница




Насильственно-эгоистическая мотивация у подростков характеризуется высокой эмоциональностью и ситуативностью. Главное в структуре побуждений этого вида — потребность в самоутверждении. Самоутверждение через насилие — типично подростковая мотивация. Нередко такая мотивация сочетается с жестокостью поведения.

Истоки преступности несовершеннолетних связаны главным образом с семейным неблагополучием, которое выражается не только и не столько в антисоциальном поведении родителей, сколько в отчуждении детей в родительской семье с первых этапов развития их личности. Это отчуждение означает, что родители, особенно мать, не устанавливают эмоционального контакта с ребенком, не включают его в свои эмоциональные отношения. Такое может иметь место даже в случае гиперопеки (внешнего проявления заботы и попечения, без внутреннего эмоционального тепла). В результате ребенок не приобретает ощущения защищенности, испытывает постоянную тревожность, иногда доходящую до страха смерти.

Тревожность, постоянное ощущение враждебности среды, развивающие соответствующие черты личности, лежат в основе мотивации насильственных преступлений, хулиганских действий, которые генетически связаны с психологическим отчуждением личности в детстве. Психическая депривация, изоляция от эмоционально значимых контактов в семье затрудняют усвоение подростком позитивных ценностей общества и способствуют восприятию негативных норм и представлений антисоциальных малых групп, в которых он, как правило, восполняет отсутствие взаимопонимания в семье.

Подобных взглядов на природу детских правонарушений и подростковой преступности придерживаются и зарубежные психологи, которые связывают подобные формы отклоняющегося поведения детей с отсутствием эмоциональной защищенности

/•

Трудности семейного воспитания

в семье. Ученые исходят из того, что каждый член семьи естественным, спонтанным образом выполняет определенную роль в удовлетворении жизненных потребностей ребенка. Первые интенсивные эмоциональные стимулы предоставляет ребенку мать, роль отца осознается им в более позднем возрасте. Мать, как правило, является основным объектом привязанности, которая затем распространяется на отца и других родственников. Доказано, что чем благополучнее отношения между ребенком и матерью, тем прочнее связь между ребенком и другими объектами привязанности, тем меньше его стремление к другим социальным контактам. Именно альтруистическое отношение матери к своему ребенку создает у него ощущение защищенности и безопасности, что становится базой для расширения его позитивных контактов с другими лицами, а отсутствие материнской любви порождает ощущение угрозы, исходящей из среды.

Криминогенные последствия может иметь семейное воспитание, направленное не на нравственное становление личности ребенка, а на удовлетворение любых его потребностей, капризов, если с первых лет жизни его не приучают к выполнению простейших обязанностей, соблюдению нравственных правил и норм. Подобное часто встречается в семьях со скрытой формой неблагополучия.

Наряду с особенностями отклонений в поведении детей и подростков, обусловленными неблагоприятной семейной атмосферой и педагогическими ошибками родителей, не менее важными являются также трудности поведения, связанные с возрастными и половыми различиями. Так, не всем родителям известно, что в процессе развития детской психики существуют три пика агрессивности и упрямства, которые совпадают с периодами возрастных кризисов: от 2 до 4, от 7 до 8 и от 14 до 17 лет. Это связано с рядом физиологических и социальных особенностей развития ребенка (а позднее — подростка), которые влияют на осознание им своего места в жизни — в семье, школе, обществе. Каждый ребенок проходит через эти пики, и не исключено, что при определенном сочетании обстоятельств возможно формирование у него различных социальных отклонений, которые проявляются во внешней, поведенческой стороне, а также ведут к деформации ценностных ориентации и ценностно-нормативных представлений, т. е. к деформации

Раздел 3

.4

П

 

 

системы внутренней регуляции. При этом немаловажное значение имеет и пол ребенка. Так уж сложилось в обществе, что с детства мальчикам противопоставляют девочек как послушных и трудолюбивых. Девочки раньше осваивают нравственные и социальные нормы, они в большей степени, чем мальчики, ориентированы на взрослого. Воспитательное давление на девочек меньше, чем на мальчиков; к поведению девочек взрослые более терпимы, мальчиков наказывают строже.

По данным психологов и психиатров, родители мальчиков обращаются за помощью гораздо чаще, чем родители девочек. Для этого есть и психологические, и биологические причины. Нервная система мальчиков более уязвима, они больше страдают от нестабильности семьи, травмирующей обстановки. Изоляция отцов от воспитания для мальчиков опасна: если мальчик не находит в отце эталона мужского поведения и при этом зависим от сильной и энергичной матери, он вырастает психологически беспомощным, нерешительным, боящимся жизни. Девочки же в этих условиях, наоборот, становятся агрессивными и драчливыми. У них развиваются мужские черты характера: они рвутся в лидеры, стремятся руководить др\ -гими детьми. Иногда у них появляются мужские привычки: склонность к курению и сквернословию.

Ни маскулинизированных девочек, ни робких мальчиков нельзя критиковать и высмеивать. Родителям следует очень серьезно отнестись к психологическому формированию пола у детей. От этого зависит их психическое здоровье и будущее счастье.

Ни поведенческие, ни личностные деформации не возникают у ребенка спонтанно. Но бывает и так, что он просто перенимает от родителей или других взрослых неправильные взгляды. Детей надо постоянно учить правильному поведению, причем учить в доступной форме, не забывая о том, что моральные нормы должны стать для ребенка лично значимыми. А дл и этого недостаточно лишь сформулировать нравственные требования; они должны быть предъявлены так, чтобы тот, к кому они обращены, принял их. Это отправной момент.

Борьба против слабых и дурных сторон в человеке будет успешной, если удастся открыть в нем силы, которые при соответствующем управлении ими смогут послужить доброй цели. За шалостями и баловством нередко скрываются силы. не находящие должного применения.

. 144"

НРг

Трудности семейно

оспитания

Вступая в борьбу с человеческими недостатками, надо самого человека сделать союзником в этой борьбе. Это правило действенно для воспитания детей любого возраста. Воспитание проходит легче и успешней, если оно осуществляется совместно с детьми, если родители видят в детях своих союзников. Совместные занятия родителей и детей приводят к совместным переживаниям и впечатлениям. Совместно преодоленные критические ситуации развивают доверие и взаимопонимание. Воспитание человека и человечности во многом определяется той психологической атмосферой, которая существует в семье.

16-':

Раздел 3

ЛИТЕРАТУРА

Авдеева Н.Н.

Алексеева Л.С.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных