Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ 4 страница




Раздел 3

If

л I

\ 1

Иногда упрямство является косвенным отражением воспитательных ошибок родителей: непоследовательности или непомерности требований взрослых к ребенку, его утомлению вследствие нарушений режима дня, грубости взрослых. Определенную роль в проявлении упрямого поведения младшего школьника может сыграть пример негибкого поведения старших в семье.

Для предупреждения упрямства младших школьников необходимо разумно сочетать родительскую любовь, заботливость с требовательностью. Важно также приучать ребенка считаться с мнением и интересами окружающих, воспитывать умение при необходимости поступаться собственными желаниями.

Нередко упрямство проявляется в неразумном стремлении добиться чего-либо сию же минуту вопреки всем разумным g доводам окружающих. В подобном случае лучшим средством! преодоления упрямства может стать отвлечение внимания. Это! поможет ребенку забыть о своем желании, а взрослым — сохранить с ним дружеские отношения.

В подростковом возрасте, когда происходит переоценка нравственных ценностей и усвоение их на новом, более сложном уровне, вновь возникает опасность проявления упрямства. | Стремясь к реальной самостоятельности и независимости, под-| росток жаждет противодействовать чужой воле, непременно! настоять на своем, не разобравшись, кто прав, а кто нет. При-1 чем многие подростки склонны положительно оценивать уп-| рямство как черту, формирующую волю. Задача родителей -тактично и умело вести беседы о воле и характере, настойчивости" и их антиподе — упрямстве, разъяснять суть этих понятий, учить подростка адекватно оценивать свое поведение.

Причина упрямства как складывающейся черты характера и как формы поведения связана прежде всего с неправильным воспитанием. Чаще всего упрямство — это привычная форма поведения избалованного ребенка, выросшего в атмосфере неразумной любви, захваливания, отсутствия требовательности со стороны взрослых, привыкшего к тому, что все его желания, прихоти беспрекословно выполняются. Но упрямство может быть и своеобразной формой протеста ребенка, выражением недовольства необоснованным подавлением его развивающейся самостоятельности и инициативы, чрезмерно

Трудности семейного воспитания

строгим режимом, муштрой, множеством необоснованных запретов, несправедливостью взрослых. Кроме того, упрямство может быть следствием подражания соответствующему поведению родителей.

Упрямство, если своевременно не обратить на него внимания и не принять меры к его преодолению, может стать чертой характера. Оно является социально опасной чертой личности, так как порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности, склонности к скандалам, легкой возбудимости. И если реактивные проявления упрямства при попустительстве родителей еще в дошкольном возрасте из реактивных переходят в хроническое состояние, то деформация личности неизбежна.

Основной путь предупреждения упрямства — правильная организация жизни и деятельности ребенка, здоровая атмосфера и правильные взаимоотношения в семье, спокойная требовательность и устранение избытка внимания к ребенку. Большую роль играют меры, направленные на укрепление нервной системы, — соблюдение режима сна, питания, занятий и отдыха, устранение обилия впечатлений. Надо всегда искать причины проявляемого упрямства и устранять их. Ни в коем случае нельзя подавлять волевые усилия формирующейся личности: прибегать к угрозам, грубому насилию, физическим мерам воздействия. Попытка сломить упрямство ребенка, как правило, не приводит к цели: ребенок либо оказывается победителем в этой борьбе, либо, сломленный и подавленный, тяжело переживает свое поражение, у него возникает озлобленность по отношению к взрослому. Ни в коем случае нельзя прибегать к упрашиваниям и уговорам, заканчивающимся уступками со стороны взрослых.

Существуют специальные методы и приемы преодоления упрямства. Прежде всего спокойное игнорирование и отсроченное наказание за проступки, когда взрослые перестают обращать внимание на упрямого ребенка, воздерживаются от всяких действий (при условии, если упрямство ребенка не наносит серьезного ущерба его здоровью и не вредит окружающим). Возможно отвлечение внимания ребенка в момент проявления упрямства и переключение его на какое-либо другое занятие. Иногда бывает полезен метод естественных последствий, когда ребенок на собственном опыте убеждается

15-

^^_ Раздел 3 _„^^^„^^^„^^„^^^^^„^^^^^^^^^„«^^

в неприятных результатах своего упрямства, страдает от непослушания и своеволия. Можно воспользоваться отсрочкой выполнения требуемого от ребенка действия: заранее предупредить о необходимости сделать что-либо, давая тем самым время и возможность психологически подготовиться к тому, что от него требуется.

Немаловажное значение имеет форма обращения к ребенку — тактичная рекомендация, совет, указание на несколько возможных вариантов действия с их сравнительной оценкой, создающие у него иллюзию действия «по собственному желанию». Родители должны помнить, что запретов в воспитании должно быть как можно меньше. Когда слово «нельзя» употребляется излишне часто, это вызывает упорное желание не подчиняться. Доброта и доверие к ребенку, обстановка творческой деловитости в семье — главные условия успешного преодоления упрямства.

Своеволие

Разновидностью негативизма является своеволие, отличающееся от упрямства тем, что его основу составляют прихоть ребенка, его произвол, который бывает разумным и неразумным. Проявляется произвол большей частью как действие, идущее вразрез или не согласующееся с требованиями, советами, указаниями старших, в отсутствии послушания.

Своеволие возникает как результат развивающейся самостоятельности и волевого элемента в поведении младшего школьника, его стремления самоутвердиться и неумения избрать для этого адекватные средства. Движущей силой своеволия может быть неправильно реализуемое стремление младшего школьника к взрослости. Вместе с тем своеволие может выступать и как протест ребенка против несправедливости взрослых, прежде всего родителей. Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым могут возникать и как результат ложного стыда проявить нежность, ласку, послушание. Нередко причинами своеволия бывают несдержанность, слабоволие, неумение владеть собой, особенно в состоянии физического или умственного переутомления. Определенную роль в проявлении своеволия играет неправильное воспитание,

 

Трудности семейного воспитания

эгоизм ребенка, потакание его прихотям, непоследовательность в требованиях к нему.

При отсутствии эффективного педагогического влияния своеволие может стать чертой характера, а ребенок — дезорганизатором учебной деятельности в школе. Основной путь профилактики этого поведенческого отклонения — создание благоприятных условий в среде, окружающей ребенка, обстановки доброжелательности и доверия, а также преодоление педагогических ошибок, допущенных ранее в семейном воспитании.

Довольно распространенной ошибкой многих молодых родителей в преодолении детского своеволия является чрезмерность, неадекватность силы их воздействия, в результате чего они не только подавляют своеволие ребенка, но и, добиваясь абсолютного, слепого послушания, уничтожают в самом зародыше его волю, способность к инициативным, самостоятельным действиям. Следствием подобной педагогической тактики родителей может стать конформное поведение ребенка, который бездумно следует за сверстниками и легко поддается влиянию различных неблаговидных компаний. Первое детское «я сам!» должно служить сигналом для родителей о необходимости уважительного отношения к зарождающейся личности, потому что одной из главных психологических причин, порождающих негативные проявления у детей, чаще всего бывает невнимание к их нуждам и потребностям, отсутствие заботы о них, несправедливое к ним отношение (незаслуженные обвинения, подозрения, оскорбления и т. п.).

Недисциплинированность

По мере взросления ребенка отклонения в его поведении могут приобретать социально опасный характер. Среди таковых в первую очередь следует назвать недисциплинированность. Она больше свойственна мальчикам. Недисциплинированность проявляется как сознательное нарушение общепринятых социальных норм и правил поведения, игнорирование просьб, советов, указаний и увещеваний взрослых. В зависимости от форм проявления и последствий, которые могут отражаться на благополучии других людей, недисциплинированность может быть

15*

Раздел 3

двух видов: злостной и незлостной. К незлостным ситуативным нарушениям дисциплины, как правило, приводят озорство, шалость, наиболее часто встречающиеся у детей дошкольного и младшего школьного возраста. У подростков причиной таких проявлений являются повышенный уровень общественной активности и инициативности, не нашедших разумного выхода в общественно приемлемых видах деятельности и формах социального поведения. Специфическими для данного возраста могут быть причины, связанные с неправильным пониманием подростками таких нравственных категорий, как мужество, риск, отвага, смелость, выносливость, решительность.

Социально более опасными являются злостные нарушения дисциплины. Они уже не ситуативны и имеют стереотипный характер, их дезорганизующая роль значительнее. Праздность, безделье, безнадзорность, озлобленность являются причинами ярко выраженной асоциальной направленности поведения. Таким образом, детская недисциплинированность является своеобразной формой перехода от проблемного поведения к социально опасным его нарушениям. Наиболее распространенными асоциальными поведенческими отклонениями являются девиантные, делинквентные и криминальные действия и поступки детей и подростков.

Девиантно-делинквентные формы поведения

Девиантное поведение — это система поступков, отклоняющихся от общепринятых, будь то сфера психического здоровья, права, культуры или морали, т. е. это поведение, нарушающее какие-либо социальные нормы.

Девиантное поведение, устойчиво проявляющееся в нарушениях социальных норм, может иметь различные формы, одни из которых выливаются во внешне выражаемые реакции негативного отношения к окружающим, а другие выступают как психологические состояния, вызывающие эти внешние негативные проявления. К числу таких состояний можно отнести внутреннюю психическую напряженность и противоречивость желаний и чувств, длительные конфликтные отношения

Трудности семейного воспитания

с окружающими, эгоистическую жизненную позицию, крайнюю неустойчивость интересов и стремлений, резкие перемены в настроениях и желаниях, противодействие воспитательным влияниям. Среди поведенческих девиаций выделяют лживость, употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных средств (аддиктивное поведение), побеги детей и подростков из дома, уход в религиозные культы; бродяжничество как следствие детской безнадзорности, аутоагрессив-ное поведение (т. е. покушение на собственный организм, вплоть до крайних появлений — самоубийства).

Аддиктивное поведение

Девиантные формы поведения больше всего характерны для Подростков, которые в силу возрастных особенностей отличаются выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям. Поэтому и поведение их также неустойчиво, спонтанно и ситуативно. Подросток нередко совершает проступок просто потому, что внешнее давление референтной группы в определенной ситуации оказывается доминирующим (так, он присоединяется к сверстникам в асоциальных поступках из чувства товарищества или боязни показаться трусом). Иной характер приобретает у подростков лживость. Если дошкольник и младший школьник, обманывая старших и товарищей, не преследует таких целей, которые ущемляли бы интересы окружающих, а чаще всего фантазируют в силу особого склада своей психики, то в подростковом возрасте и на подходе к нему ложь становится сознательным уклонением от истины в неблаговидных целях.

В основе лжи, по мнению психологов, чаще всего лежит страх перед наказанием и правдой, выяснение которых может скомпрометировать подростка. Иногда причинами лжи являются хвастливость, стремление компенсировать возникшую или имеющуюся уже нравственную ущербность, а также круговая порука, неправильное понимание дружбы.

Преодолевается лживость главным образом педагогическими мерами: доверием, внушением неизбежности разоблачения

Раздел 3

V

обмана, устранением боязни расплаты за допущенные проступки, разъяснением асоциальной сущности лжи.

Часто лживость проявляется у подростков, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ. У подростков, начинающих пить спиртное, большую роль в этом играют механизмы подражания и просто любопытство. Немаловажное значение при этом имеют такие психологические особенности, как повышенное стремление к самостоятельности, самоутверждению. Нередко пьянство у подростков служит проявлением реакции оппозиции, эмансипации. Девочки чаще пьют тайком или в компании старших подростков. Выпивая, подросток стремится погасить характерное для него состояние тревожности и одновременно избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости. Важную роль играют также стремление к экспериментированию и особенно нормы молодежной субкультуры, в которой выпивка традиционно считается одним из признаков мужественности и взрослости. И само собой разумеется, действует отрицательный пример родителей.

Подростковая наркомания, как и пьянство, связана с психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и переживаний. Согласно наблюдениям врачей-наркологов две трети молодых людей приобщаются к наркотическим веществам из любопытства, желания узнать, что там, за гранью запретного. Иногда первую дозу им навязывают обманом, под видом сигареты или напитка. Вместе с тем это групповое явление, связанное с влиянием группы и подражанием старшим. В настоящее время влияние алкоголизма, наркомании родителей на потомство признано неоспоримым. У детей, чьи родители больны алкоголизмом или наркоманией, как считают специалисты, повышен биологический риск развития химической зависимости. Кроме того, у этих детей могут быть выявлены повышенная возбудимость, агрессивность, депрессии, психопатия. Попытка справиться с эмоциональными и психическими проблемами может подтолкнуть этих детей к поиску и употреблению наркотика, что замыкает круг. В состоянии алкогольного или наркотического опьянения подростки часто проявляют жестокость и агрессивность. Нередко изощренная жестокость проявляется также у жертв гиперопеки, у избалованных подростков, не имевших в более раннем

Трудности семейного воспитания

возрасте возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки. Жестокость для них — своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки («меня все считают слабым, а я вот что могу»).

Уход из дома

С самого начала употребления спиртных напитков или нар-котических препаратов у подростков на фоне двигательной расторможенности отмечается неожиданное, непрогнозируемое поведение, внешне напоминающее импульсивные действия. Социальная дезадаптация у них наступает быстрее, чем у взрослых. Прием психоактивных веществ обычно сопровождается уходами из дома, прогулами, бродяжничеством, пра-ig вонарушениями, постепенно усиливаются и нарастают кон- {'< фликты со сверстниками и взрослыми. Уход из дома может,•' носить демонстративный характер или отражает боязнь нака-•{* зания. В таких случаях беглецы стараются находиться неда- леко от дома, в тех местах, где их будут искать или наверняка 1' обратят на них внимание. Но если этого не случится, если под-ч{ ростку придется провести ночь вне дома или последует не- <\ правильная реакция взрослых на его уходы, наказания, то -'; в дальнейшем эти формы поведения могут закрепиться и ста-,, нут проявляться при незначительных поводах. В дальнейшем подобные уходы могут быть связаны с асоциальным поведе-* нием подростков.

Л

4< • Уход в религиозные

•\ общины

1'Г

$} Одной из форм отклоняющегося поведения детей является

*, их разрыв с родительской семьей и уход в религиозные общи-Ч ны. Подобная форма протеста детей против стремления ро-',• дителей ограничить их самостоятельность появилась сравни-? тельно недавно, с начала 90-х гг., когда на территории нашей ', страны активизировали свою деятельность не только отечественные, но и многие зарубежные религиозные организации. В последние годы уход детей и подростков в религиозные

Раздел 3

 

общины приобретает массовый характер. Чаще всего они связывают свою судьбу с так называемыми альтернативными религиями, оказываются вовлеченными в нетрадиционные религиозные культы.

Человек, связывающий свою жизнь с какой-либо религиозной организацией, исходит из ряда потребностей, присущих ему как личности, сформированной в конкретных социальных условиях. Основная часть взрослых людей, приходящих в общество верующих, ощущает бессмысленность своего существования и надеется обрести здесь конкретную и определенную цель жизни. Что касается детей, то их стремление в религиозную организацию зачастую обусловлено семейным неблагополучием, порождающим у них неудовлетворенность своим существованием. Во-первых, это может быть связано с так называемой авторитарной моделью внутрисемейных отношений, когда активность детей ограничивается разного рода запретами (на собственное мнение, на неугодные родителям увлечения, на выбор друзей и пр.). Возникающий в таких условиях протест подавляется внешней властью, порой с применением силы и оскорблений. До поры до времени ребенок мирится с этим положением, однако рано или поздно конфликт выходит на поверхность в той или иной форме. Попытка порвать со своей семьей в этом случае расценивается как стремление самостоятельно решить свою судьбу или как желание отомстить родителям.

Во-вторых, уход детей в религиозные общины является их реакцией и на такой тип семейных отношений, когда родители любят своих детей, однако любовь эта проявляется исключительно в тех случаях, когда дети играют удобные для родителей роли: заботливый сын, прилежный ученик, хозяйственная дочь, талантливый музыкант и т. д. В таких семьях власть родителей превращается в скрытые (чаще всего неосознанные) манипуляции, цель которых — заставить детей решать психологические проблемы родителей (например, страх одиночества, боязнь потерять опору, разочарование в собственных способностях). Суть манипулирования заключается в том, что желаемое поведение ребенка всячески поощряется, а другое, противоречащее личным потребностям родителей, подавляется разными способами. Это могут быть апелляции к чувству долга, упреки и обиды, жалобы на плохое здоровье и т. д.

 

Трудности семейного воспитания

в Чаще всего такие манипуляции прекрасно действуют, и ре-

чи бенок может долгое время отказывать себе в желаниях, * противоречащих родительским потребностям. Когда же внут- j ренний конфликт становится невыносимым, возникает угроза «срыва. При этом желание жить своей жизнью неизбежно щ сопровождается гипертрофированным чувством вины, вну-| шенным родителями. Религиозные общества в этом случае sf предоставляют ребенку возможность освободиться от влияния ?1 родителей и избавляют его от внутренней ответственности | за свой выбор, поскольку оправдывают его священными це- Ц лями.

I Конечно, помимо желания бежать из домашнего плена су-

| ществует множество других причин, приводящих к разрыву ] отношений между родителями и детьми. Но суть их одна: непонимание и неприятие потребностей друг друга. В противопо- 1 ложность этому в религиозных обществах, где все члены объ- \ единены общим делом, царит атмосфера доброжелательности '. и сплоченности, создаваемая пониманием человека и его по-» пыток реализовать свои способности; здесь человека принима-< ют и приветствуют таким, каков он есть.

f Следует заметить, что неприятие родителями религиозных

увлечений своего ребенка — зачастую лишь частный случай того непонимания, которое существует в их отношениях уже давно. Поэтому драматические ситуации, разыгрывающиеся в семье на религиозной почве, в глубине своей скрывают 1 межличностный конфликт, существующий уже давно и ожи-, дающий своего выражения. В одном лагере находятся дети, стремящиеся расширить знания о себе и окружающем мире, а в другом — родители, навязывающие собственные представления и ограничивающие активность детей рамками своих потребностей. Желание подчинить детей, игнорирование их I чувств только обостряют конфликт и вызывают у детей стремление освободиться от власти родителей и бежать туда, где есть ' взаимопонимание и поддержка. Не секты отлавливают детей, j а дети находят их для реализации своих потребностей., Пребывание в религиозной общине не проходит бесследно для

любого человека, тем более для подростка, чей душевный мир чрезвычайно хрупок и отличается особой чувствительностью и ранимостью.'Исследования специалистов в области влияния религиозных организаций, и прежде всего нетрадиционных, на

Раздел 3

I

психическое состояние и личность вовлеченных в них детей показали, к каким негативным последствиям может привести пребывание сознания человека под культовым контролем. Даже непродолжительное пребывание в религиозной общине приводило к выраженным изменениям в физическом и психическом состоянии, личностном становлении и поведении молодых людей. Эти изменения заключались в следующем:

— отчуждение от родителей и других родственников, сопровождающееся нередко враждебным отношением к ним, уходы из родительского дома на короткое или длительное время;

— частые отказы от учебы или работы и при этом полное погружение в деятельность религиозной организации;

— отказ от радио и телевидения, от чтения газет, журналов, художественной литературы;

— ограничение себя в питании, исключение из него продуктов, содержащих животные белки, что во многих случаях приводило к физическому истощению, повышенной утомляемости;

— ограничение сна до 3—5 часов в сутки, что вызывало нервное и психическое истощение;

— развитие замкнутости, отход от друзей, утрата прежних интересов;

— появление отрешенного взгляда, бесстрастного тона, почти полного безразличия к своей внешности;

— убежденность в правоте религиозного учения с недопущением каких-либо разубеждений.

У многих детей и подростков, втянувшихся в деятельность религиозных общин, впоследствии обнаружено расстройство личности, связанное с развитием психологической зависимости от проповедников, крайним нарушением личностной идентичности. У большинства из них проявлялись социальная дезадаптация, инфантильность (задержка достижения зрелости). Наряду с этим отмечены также психические расстройства: галлюцинации, искаженное восприятие реальности, расщепленность личности, нервные срывы, эпизоды психопатии, паранойя, мания величия, суицидальное мышление, приступы паники, тревожности.

Трудности семейного воспитания

i •I

Аутоагрессивное поведение

Наряду с уходом в религиозные культы в поведении подростков довольно распространенными стали такие формы пассивного протеста против семейной тирании, как суицидальное мышление (мысли, высказывания о самоубийстве) и суицидальные действия. Подростки так часто совершают суицидальные попытки, что многие исследователи считают такое поведение типичной подростковой девиацией. В основе суицидальных действий детей и подростков часто лежат сильное чувство обиды, желание отомстить обидчикам, напугать их (что в свою очередь является следствием внутрисемейных конфликтов). В некоторых случаях попытки самоубийства носят демонстративный характер, но чаще всего суицидальное поведение представляет собой реакцию детей на внутрисемейное насилие. Главная характеристика семейной атмосферы несовершеннолетнего суицидента — наличие психического насилия: запугивания, унижения, оскорбительные наказания, подкуп, злоупотребление оказанным доверием, чрезмерный контроль, отсутствие заботы. Во многих случаях причиной такого поведения стала жестокость, т. е. физическое насилие: в некоторых неблагополучных семьях дети были доведены до суицида побоями и устрашающими наказаниями (изоляция в темной комнате, лишение пищи и воды).

К сожалению, в последнее время все чаще фиксируются случаи покушения на самоубийство среди детей в возрасте до 8 лет. Эти дети, как правило, выбирают наиболее травматичные способы совершения суицида: падение с высоты, самоудушение и самоутопление. В отличие от подростков, они совсем не боятся боли и нисколько не озабочены тем, как будут выглядеть после смерти, поэтому редко прибегают к наиболее распространенному среди подростков способу самоубийства — самоотравлению лекарствами. Чувствуя себя ненужными и нелюбимыми, дети, совершая попытку самоубийства, надеются, что тем самым вынудят родителей перемениться, что их смерть будет способствовать воцарению в семье мира и любви, а когда эта самая смерть закончится, можно будет продолжать жить в своей родной семье по-настоящему счастливо.

Раздел 3

%

&

Что касается подростков, то суицидальные попытки и намерения возникают у них в ответ на систематическое словесное унижение, игнорирование их мнения близкими, ущемление самостоятельности, конфликты с семьей, незаслуженное. наказание, унижение, оскорбление их чувства собственного достоинства.

Предупреждение детских самоубийств заключается не в том, чтобы вообще избегать конфликтных ситуаций (это невозможно), а в создании такого психологического климата, при котором дети не чувствовали бы себя в семье одинокими, непризнанными, неполноценными. Психологи считают, что в девяти случаях из десяти покушения детей на самоубийство — это не желание вести счеты с жизнью, а крик о помощи. О подобных намерениях дети часто говорят и предупреждают о них заранее; большая часть суицидных попыток совершается дома, когда кто-то может вмешаться, многие из них откровенно демонстративны, адресованы кому-то конкретному, иногда можно даже говорить о суицидальном шантаже. Тем не менее все это чрезвычайно серьезно и требует чуткости и внимания родителей и всех, кто по роду своей деятельности соприкасается с детьми из неблагополучных семей.

По мере взросления подростков в условиях семейного неблагополучия и связанной с ним прогрессирующей педагогической запущенности возможен переход от девиантного поведения к делинквентному, еще не влекущему за собой уголовной ответственности, и к криминальным правонарушениям, наказуемым в судебном порядке. Среди правонарушений преобладают две группы: совершенные из корыстных побуждений, т. е. связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (кражи, жульничество, мошенничество, грабежи), и преступления против личности, ее достоинства, здоровья и жизни (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилования и убийства).

Специалисты с тревогой констатируют, что в последние годы подростковая преступность достигла очень высокого уровня. По оценкам отечественных криминологов, доля преступлений, совершенных несовершеннолетними, в общей структуре преступности колеблется от 15 до 20%.

Основную часть несовершеннолетних преступников составляют представители мужского пола (90—95%). Почти во всех

Трудности семейного воспитания

преступных группах имеются девушки, однако они сравнительно редко совершают грабежи, разбойные нападения, нанесение телесных повреждений и убийства, чаще — кражи. Вместе с тем не только юноши втягивают девушек в преступное поведение, но и девушки стимулируют антисоциальные поступки юношей и групповые правонарушения и преступления. Более того, отмечены случаи создания стабильных, чисто женских преступных группировок, осуществляющих кражи и грабежи. Опасность подобного поведения заключается в том, что негативные воззрения, усвоенные в подростковом возрасте, закрепляются и впоследствии становятся одной из основных причин рецидивного преступного поведения.

Определенные деформации происходят и в личностной сфере делинквентных подростков. У них ослабляются чувства стыда и вины, появляется равнодушие к страданиям других, несамокритичность и желание видеть только в окружающих причину собственных безнравственных поступков, многие становятся несдержанными, жестокими, эмоционально неуравновешенными.

Причины подростковой преступности

Подростковая преступность обусловлена рядом причин, среди которых условно можно выделить чисто психологические и причины социального характера. По мнению психологов, подросткам в возрасте от 14 до 16 лет присущи два основных вида криминальной мотивации: корыстная и насильственно-эгоистическая.

Корыстные мотивы носят незавершенный, детский характер. Большинство правонарушений совершается из озорства, любопытства или желания развлечься, показать силу, ловкость и смелость, утвердить себя в глазах сверстников, получить их признание. Иногда играет роль стремление к чему-то необычному, жажда приключений и острых ощущений. На незрелость корыстных мотиваций указывает и тот факт, что большая часть подобных правонарушений носит групповой характер

Раздел 3

и совершается в ситуативно-импульсивной форме. Мотивация в этом возрасте обычно имеет предметную определенность: подростков интересуют в основном предметы молодежной моды, радиоаппаратура, музыкальные инструменты, спортивные принадлежности, сладости, вино, табачные изделия, небольшие суммы денег. В последние годы появились случаи хищения наркосодержащих медицинских препаратов и увеличилось число случаев угонов автомобилей и мотоциклов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных