Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ 3 страница




в Спящая Красавица

Склонная к мечтательности, депрессивному мироощущению и пессимизму, заторможенная, самовлюбленная натура, пребывающая в плену своих представлений, ждущая своего «принца», разочарованная и усталая, погруженная в свои мысли и переживания, отстраненная от ребенка и его потребностей, обращающаяся с ним, как с живой куклой.

Общее между тремя вышеприведенными психологическими типами матерей можно систематизировать по следующим пунктам: считает себя всегда молодой и прекрасной, много времени уделяет себе, имеет на все свою точку зрения, хочет покровительствовать, высокомерна, претенциозна по отношению к другим (считает всех ниже себя), стремится во что бы то ни стало господствовать или доминировать среди окружающих, не переносит невнимания к себе и больше всего на свете боится остаться одна, без восхищения и признания со стороны других.

Унтер Пришибеев

Недостаточно чуткая, часто грубая и безапелляционная, руководит детьми во всем, понукает, унижает, с недоверием

Трудности семейного воспитания

относится к их опыту, самостоятельности, легко раздражается и выходит из себя, гневлива и раздражена, придирчива и нетерпима к слабостям и недостаткам других, часто прибегает к физическим наказаниям, долго помнит плохое.

н Суматошная мать

Неустойчивая, взбалмошная, неугомонная, непоследовательная и противоречивая. В своих действиях и поступках бросается из одной крайности в другую, часто взрывается, кричит, любой пустяк превращает в трагедию, создает проблемы из ничего и бурно на них реагирует.

н Наседка

Жертвенная, тревожно-беспокойная, во всем опекает, не отпускает детей от себя ни на шаг, предохраняет от любых, в основном мнимых, трудностей, стремится заменить собой сверстников, все сделать за ребенка.

н Вечный ребенок

Мать, которая не стала взрослой, по-детски обидчива и капризна, драматизирует любые события, жизнь считает невыносимой, детей — обузой, себя — жертвой обстоятельств, постоянно ищет помощь и поддержку, рассчитывает на покровительство. Не может справиться с самыми обычными проблемами детей, охотно сдает их «на поруки», страдая при этом от собственного бессилия и беспомощности.

Приведенные в этих психологических портретах характеристики могут взаимодополнять образы матерей или их тенденции в отношениях к детям. Тем не менее можно с уверенностью утверждать, что рано или поздно все негативное, что так ярко проявлялось в личности матери, обязательно даст о себе знать в таких же отрицательных чертах характера и в поведении ее ребенка.

Однако не следует забывать и о том, что наряду с матерью существенное влияние на развитие ребенка оказывает и его отец. Отец имеет слабую связь с ребенком в первые годы его жизни. Но он представляет другой полюс человеческого существования: мир мысли, вещей, созданных человеческими руками, дисциплины, путешествий, приключений и т. п. Отец указывает ребенку дорогу в мир. И конечно, первостепенное значение при этом имеет личность отца.

Дети, особенно мальчики, во всем стараются подражать отцу, повторяют его привычки, манеру говорить, стиль общения,

14*

^__ Раздел 3 ^шш.т,^^^тш^^ш,^^^я^^^т^^^я^^тшя^.^^^шт

накапливая, таким образом, собственный опыт поведения и отношения к окружающему миру. Следует особо отметить, что если положительный пример родителей, и в первую очередь отца, не всегда является образцом для подражания, то отрицательное, как правило, быстро перенимается детьми (грубость, нецензурная брань, вспыльчивость, неряшливый внешний вид, курение, употребление спиртных напитков). Дети подражают не личности в целом, а ее определенным качествам, иногда только внешним признакам.

Подтверждением может служить такой пример. Отец всегда отличался мстительностью, злобой, злопамятностью. С начальниками был угодлив, подхалимничал, с подчиненными — груб, ехиден, изводил их мелкими придирками. Если что-то было не по нему, кричал, громко хлопал дверью, даже дрался (в тех случаях, когда был уверен в своей безнаказанности). В доме был тираном и деспотом, обстановка в семье была невыносимой, скандалы следовали один за другим, жена несколько раз уходила из дома, но потом, жалея детей, возвращалась. И поначалу детей действительно было жалко. Но с годами они стали драться по поводу и без повода, в драке норовили ударить побольнее, не прощали обид. Росли хмурыми, недовольными, подозрительными, улыбались редко. Соседские ребята старались держаться от них подальше, не связываться. А в школе мальчики учились неплохо: были усидчивы, добросовестны. Правда, изредка срывались, но уважали силу и поэтому с учителями не конфликтовали. Зато одноклассникам от них доставалось. Очевидно, что поведение сыновей стало ко-' пией поведения их отца.

В неблагополучных семьях нередко встречается прямое культивирование патологических форм поведения — еще один механизм формирования уродливого характера. Так, в семье, где отец злоупотребляет спиртным, он и сына приучает пить и драться, доказывая ему, что только так и должен вести себя настоящий мужчина.

Среди детей довольно часто встречается и такая личностная деформация, как лживость, вызванная также подражанием родителям. Дети лгут, а порой им нравится уличать во лжи своих родителей. Это является для детей самым веским оправдательным аргументом, если взрослые попытаются наказать их за обман. Некоторые родители неумышленно порождают

Трудности семейного воспитания

детскую ложь собственным примером, поэтому им не мешало бы более серьезно отнестись к таким вопросам детей: «Мама, зачем ты сказала по телефону неправду? Разве ты действительно собираешься уходить и очень торопишься?»

Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей обязательно отразятся на ребенке, и в первую очередь на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что сформированные черты его личности будут патологичными. Ребенок может стать носителем определенного симптома, который в явной или скрытой форме присутствует в семье, и это непременно скажется на свойствах его личности.

Педагоги выделяют несколько типов детей, закономерности формирования характера которых обусловлены особенностями семейного микроклимата и поведением взрослых, прежде всего родителей, которые своим примером оказывают деструктивное воздействие на становление личности ребенка.

Лицемерный тип воспитывается семьей, где за глаза говорят одно, а в глаза — другое, проявляя лицемерие, двойную мораль, хвастаются своей ловкостью в достижении собственной выгоды и демонстрируют пренебрежение к людям.

Честолюбивый тип формируется там, где семья видит в ребенке будущего гения, стимулирует соперничество, желание первенствовать, чувство тщеславия и превосходства над другими.

Добродушный тип спокоен, внимателен, не терпит зла и насилия, защищает других. Он не любит подарков, не обращает внимания на свою внешность и одежду. Там, где между супругами сложились отношения спокойной любви, где постоянно объясняют, почему следует поступать так, а не иначе, где приучают к посильному труду, и вырастает ребенок добродушного типа. Членам таких семей присущ альтруизм, гуманность, чувство сопереживания с другими людьми.

Мягкозабитый тип (заласканный) лишен инициативы, в нем сильно развито стадное чувство, как правило, он находится под влиянием сильного. Выдаст друга не из-за выгоды, а потому что спросили. Сам не может решить простой проблемы. Ребенок такого типа вырастает в семье, где все

Ч

V.

 

Раздел 3

делалось за него, удовлетворялись все его желания, где ребенка без конца ласкали, угождали ему, стараясь сделать тихим, смирным, послушным. У такого ребенка воля, инициатива подавлены, но сформирован эгоизм.

Злостнозабитый тип угрюм и подозрителен к старшим, на ласки отвечает резкими движениями. Движения вообще угловаты и резки. Друзей не выдаст, склонен мучить животных. Любит зрелища, связанные с дракой, травлей животных. Развивается в семье, где царит жестокость и отсутствует ласка, где оба родителя считают, что главный принцип воспитания — держать ребенка в строгости.

Угнетенный тип смирен и тих, озабочен и скромен, трудолюбив, стесняется похвалы. Стойко переносит лишения и преодолевает препятствия. Надежный товарищ. Нечестолюбив и, найдя дело, обязательно доводит его до конца. Спокоен и наблюдателен. Всегда стремится с лихвой оплатить услугу. Правдив и строг в исполнении обязанностей. Дети подобного типа растут в трудолюбивой, дружной семье.

Не все вышеназванные характерологические особенности детей того или иного типа следует воспринимать как непреложную истину. Тем не менее нельзя не согласиться с тем, что взаимоотношения в семье и личность родителей являются важными факторами формирования личности ребенка.

Известно, что социальному поведению дети обучаются путем моделирования ролей, т. е. программируют себя по образу и подобию взрослых, и в первую очередь родителей, что связано с рядом причин. Во-первых, основы личностного становления человека закладываются в раннем детстве, когда значимыми людьми для него являются родители, взаимодействие с которыми позволяет усвоить первые образцы социального поведения. Во-вторых, родители имеют возможность влиять на развитие ^-концепции ребенка, поскольку тот зависит от них физически, эмоционально и социально. Для подрастающего малыша в делах и словах его родителей отражается мир, лежащий вне семьи. Требования, предъявляемые к жизни родителями, форма, в которой эти требования реализуются, выбор слов, организация в семье досуга, отношения с друзьями и соседями и разговоры об этом, — все это воспитывает ребенка, запечатлевается у него в памяти, приобретает особое значение именно потому, что исходит от людей, которым он доверяет.

1!

Illlllllllllllll

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ

ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА

КАК СЛЕДСТВИЕ

НЕПРАВИЛЬНОГО

ВОСПИТАНИЯ

Illlllllllllllll

Неблагоприятная семейная атмосфера, жизненные усло-шя, а также ошибки в семейном воспитании формируют гротиворечивое отношение ребенка к окружающему миру i приводят к значительным отклонениям в его личности. Такие ■ уклонения, называемые личностными недостатками, внеш-I ie проявляются как нарушения поведения. Первоначально они ie очень заметны и не тревожат родителей, они не придают им >собого значения, полагая, что ребенок еще мал, чего-то не <■ юнимает, подрастет — исправится.

При таком отношении к воспитанию создаются условия, кода поначалу вроде бы незначительные недостатки ребенка, Повторяясь многократно, по мере его взросления перерастают t устойчивые привычки, проявляющиеся в виде различных отклонений в поведении. Произошедшие в ребенке перемены ро-щтели начинают замечать только тогда, когда он становится ie подддающимся педагогическим воздействиям не только i семье, но и за ее пределами, т. е. становится трудновоспи-пуемым.

Существующие в психологии и педагогике понятия откло-ения в поведении, антиобщественные поступки, аморальное введение, правонарушения, преступления — не что иное как азличные характеристики трудновоспитуемое™. Важно установить особенности ее развития на любой ступени, а наиболее эффективна эта работа на стадии возникновения первоначальных проявлений — личностных недостатков, которые обнаруживают себя в тех или иных формах неправильного поведения ребенка.

S

Раздел 3

Отклонения в поведении дошкольника, младшего школьника и подростка неодинаковы. Дело в том, что продолжительность накопления отрицательного опыта у подростка значительно больше, чем у младшего школьника и тем более у дошкольника. Поэтому отклонения в поведении подростка в результате многократного повторения приобретают устойчивость и преодолеваются труднее, чем у дошкольников и младших школьников. Чем раньше будут обнаружены отрицательные привычки, чем своевременнее они будут преодолеваться, тем вероятнее исправление недостатков в поведении.

Отклоняющееся поведение, или социальная дезадаптация,это социально неодобряемые формы поведения ребенка. Они различны по степени социальной опасности и зависят от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Наиболее характерными являются непослушание, выражающееся в шалостях, озорстве, проступках; детский негативизм, проявляющийся в упрямстве, капризах, своеволии, недисциплинированности и, наконец, девиантно-делинквентные формы поведения.

Непослушание и его разновидности

Непослушание — наиболее распространенная в дошкольном и младшем школьном возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам родителей, нравственным нормам общественного поведения. Чаще всего непослушание проявляется в виде шалости или озорства, но иногда может вылиться

Трудности семейного воспитания

в проступок. Поэтому очень важно знать отличительные особенности поведенческого выражения той или иной разновидности непослушания, чтобы правильно разобраться, как поступать в каждом отдельном случае и не допустить превращения отрицательных проявлений в привычку.

Шалость — разновидность непослушания, которая проявляется как веселая проказа, забава или проделка ребенка, свидетельствующие о его активности, инициативе, изобретательности. Чаще всего это краткий эпизод в поведении ребенка, в котором взрослые не усматривают ничего плохого, относятся к нему нисходительно, ибо шалости, как правило, социально безвредны. Обычно ребенок испытывает удовольствие от собственной шалости и не задумывается о ее последствиях для окружающих. Это игра, слегка переходящая границы нормы, игра «на грани», но сам ребенок этого не осознает. В этом активном действии проявляется его воля и самостоятельность, причем, как правило, азартно, с увлечением. Сдерживающие механизмы такого поведения часто бывают отключены, именно поэтому многие ша- • лости кончаются печально или перерастают во вредные при- ' Йет» вычки.. Pv'

Диапазон шалостей довольно широк: от вполне безобидных и невинных (спрятать игрушку, спрятаться самому, без спросу включить телевизор, побегать по комнатам) до злых и опасных i'Jf Ч (порча вещей, игра со спичками, с острыми предметами, недо- Ч*1** брые шутки над сверстниками). Первые попытки закурить, по- *ч Ч пробовать спиртное — тоже шалости, но опасные. Поводом для >. /Л шалости, выражающейся в подражании взрослым, может 't*J^.(стать недопитая бутылка вина. Опасными могут стать шалости у •. детей по отношению к младшим. Так называемые розыгрыши '■ -могут впоследствии перерасти в патологическую склонность,^ Ч издеваться над человеком. ■*'. ~-

И все-таки шалости следует отличать от явно хулиганских: поступков. Шалость, даже самая безудержная, не содержит.;. злого умысла. Но способность к нему может развиться, если, .&; оставлять все шалости без внимания. Поэтому необходимо объ- Ч' j яснять детям последствия их шалостей, а при необходимости [ __* прибегнуть к осуждению случившегося, предупредить его пов- ^' торение..■V'

Озорство тоже представляет собой эпизод в поведении lV''% ребенка, в нем также проявляются выдумка, инициатива, / г'щ

217 41

Раздел 3

I

активность, однако в отличие от шалуна озорник уже сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства — досадить, отомстить, получить выгоду для себя.

Детские шалости и озорство взаимосвязаны. Различие между ними состоит прежде всего в степени доброжелательности детей в отношении к другим людям.

Проступок — это уже социально опасное явление, хотя у него много общего с озорством (выдумка, инициатива, активность ребенка). Как и озорство, проступок — всегда намеренное нарушение требований взрослых если и без злого умысла, то с пониманием того, что этот поступок плох.

Основное отличие проступков от озорства — их повторяемость и продуманность. Если проступок совершен неоднократно, есть основания предположить формирование у ребенка отрицательных черт характера. Проступки следует отличать от ошибок, которые всегда случайны.

Детские проступки родители чаще всего объясняют возрастными особенностями высшей нервной деятельности ребенка, его неумением подавлять свои сиюминутные желания и управлять своим поведением. Подобные суждения ошибочны, потому что проступки есть не что иное, как внешняя форма проявления тех отрицательных черт характера, которые свидетельствуют об определенных деформациях личности. Поэтому родители не должны оставлять без внимания проступки детей. Следует пресекать действия ребенка, если в них усматривается проступочное поведение. В зависимости от сложившейся ситуации уместным может стать метод естественных последствий и метод отсроченного наказания. Первый заключается в том, что взрослые не торопятся устранять ущерб, причиненный детским проступком, чтобы содеянное само убедило ребенка в недопустимости подобного. Что касается второго метода, то ожидание неотвратимого наказания и связанные с ним переживания заставляют ребенка пересмотреть свое поведение и убедиться в том, что поступок был неблаговидным и придется отвечать за свои действия. Психологический механизм опережающего отражения, лежащий в основе этих методов воспитательного воздействия, позволяет ребенку прогнозировать последствия своего поведения, а нежелание испытать

Трудности семейного воспитания

нелучшие эмоциональные переживания побуждает его более обдуманно относиться к своим действиям и впредь не совершать подобных проступков.

Формы проявления детского негативизма

Немало проблем порождает и такая форма детского поведения, как негативизм — выраженное неприятие чего-либо, немотивированное и неразумное сопротивление воздействию окружающих. Негативизм возникает как форма протеста ребенка против реально существующего (или воспринимаемого как таковое) неблагоприятного отношения к нему взрослых или сверстников. Это может быть протест, отказ от выполнения действий, указаний, просьб и даже противодействие влиянию взрослых. Негативизм может выражаться пассивно (отказом от действия) и активно (поступками «наоборот»). В первом случае ребенок выражает свое нежелание выполнять просьбу или требование старших, а во втором — делает противоположное тому, что от него требует взрослый. Негативизм бывает эпизодическим или устойчивым, который постепенно становится чертой характера.

Негативная форма поведения в период кризисов возрастного развития может быть свойственна детям и как психологическая норма. Первый кризис отмечается уже в возрасте двух-трех лет, когда у ребенка возникает потребность в самостоятельности и самоутверждении. Негативизм проявляется в этот период на доступном ребенку уровне: он нарушает запреты, говорит «нет», если от него ждут «да», отказывается от излишней опеки («я сам!») и вообще делает многое наперекор.

Активные проявления протеста и своеволие присущи энергичным и самолюбивым детям.

У подростка негативные формы поведения отражают потребность в самоутверждении. Если родители не захотят признать его прав на самостоятельность и уважение, не смогут рационально изменить свое обращение с ним, негативизм сохранится надолго и именно в отношении к ним. Он может перейти и в привычное упрямство, т. е. немотивированное сопротивление вообще воздействиям извне.

O1Q

219

^^_ Раздел 3 шшшштштшшш^^^^ш^ш^^^^^шштшшшттшттт^^тш1шт^^

Негативизм может проявляться и как протест против несправедливости взрослых, как реакция на обиду. Чаще всего это происходит, когда ребенка повседневно балуют, захваливают, а потом вдруг предъявляют к нему строгие требования. Даже справедливые требования в таких случаях вызывают у ребенка обиду, а его негативное поведение выступает как психологическая защита.

У менее энергичных детей негативизм может наблюдаться как реакция на психологическую трудность. Например, непривычное внимание малознакомых людей для многих детей является сверхсильным раздражителем и вызывает состояние заторможенности, из которого их не могут вывести никакие просьбы, а тем более упреки и угрозы, пока не изменится ситуация. Эту заторможенность ошибочно считают упрямством. Негативизм здесь кажущийся: ребенок на время лишается способности выполнять требуемое действие, даже если оно для него привычно и желательно (спеть, прочесть стихи, сказать «спасибо», «простите» и т. д.). Однако эта ситуативная реакция торможения может стать началом избирательного негативизма, т. е. вызвать негативное отношение к лицам, действиям и явлениям, связанным именно с этой ситуацией, например, к тому, кто вызвал дискомфорт, с кем сравнивают не в пользу ребенка, внушая ему, что он хуже.

К числу наиболее распространенных причин негативизма относятся прежде всего педагогические ошибки родителей, неуважительное отношение к личности ребенка. Предъявляя требования к ребенку, родители не всегда учитывают его психическое состояние: перегруженность впечатлениями, переутомление, аффективные переживания, вызывающие заторможенность. Словесное воздействие в этих случаях теряет свою обычную силу: ребенок не реагирует на слова, тем более на окрик, угрозу. Проявления негативизма у ребенка должны служить для родителей сигналом о необходимости изменить прежнее отношение к нему в сторону утверждения и развития его самостоятельности. Однако часто взрослые пытаются исправить ребенка грубым подавлением его желаний и наказаниями. Это приводит к закреплению негативных форм поведения и дает начало формированию негативизма как черты характера.

Следует иметь в виду: негативное поведение всегда возникает на почве эмоционального неблагополучия, поэтому негативизм

Трудности семейного воспитания

не может быть устранен жестким требованием и наказаниями. Нужно время, чтобы ослабел след неблагоприятного воздействия и чтобы его ничто не подкрепляло. В дальнейшем нужно изменить направление и тактику воздействия на ребенка (подростка) с учетом его возможностей и возрастных особенностей.

К наиболее педагогически оправданным средствам предупреждения и преодоления негативизма следует отнести доброжелательные отношения в семье, чуткое, бережное отношение к переживаниям ребенка, устранение случаев несправедливости, разумную требовательность и уважительную форму обращения к нему в процессе взаимодействия.

Капризы

Своеобразной формой проявления детского негативизма являются капризы — особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, в необос-нованном противодействии и сопротивлении требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. Ребенок исполь-зует каприз как инструмент в регуляции взаимоотношений со взрослыми. Внешне капризы проявляются в недовольст-ве, раздражительности, плаче: это бурные проявления гнева и злости, когда ребенок кричит, топает ногами, катается по полу, швыряет вещи, пинается, кусается, царапается и даже пытается сделать больно самому себе. Чем болезненнее ребе-нок воспринимает отказ ему в чем-либо, тем более он склонен \*^ к капризам, и если ему удалось добиться своего, он будет при- JA \ бегать к этому способу все чаще и чаще. Неверная реакция М взрослых на капризы детей — наиболее частая причина, из-за V которой они повторяются. Причем ребенку не столь важно, что- f*. бы его желания исполняли, важен сам процесс подачи команд ' и приказов, чтобы все делали так, как он хочет. Его почти не интересует, дадут или не дадут ему предмет его желаний; он просто проявляет свое стремление руководить действиями и поведением взрослых. Капризный ребенок своими команда-ми и приказами утверждает себя. £

Капризы могут носить характер случайных, эпизодиче- ''/ ^ ских проявлений, но нередко закрепляются и превращают- ^ ся в привычную форму поведения ребенка, выражающуюся *'■*

1 £

221 ж-

__ Раздел 3 ^^ш^^яттшт^^^штттшяштяшштшшшяшяяяшшш1ШШШ^

в агрессивности, плаче. Они становятся отрицательной чертой личности. В тенденции к капризам в известной мере сказываются некоторые возрастные особенности детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста — неокрепшая нервная система (неспособность выдерживать сильные или длительные раздражители, преобладание процесса возбуждения над торможением), слабая воля, эмоциональная возбудимость, впечатлительность. Однако основная причина капризов — неправильное воспитание.

Строгой, четкой, пригодной на все случаи жизни методики предупреждения и преодоления капризов нет. Однако есть ряд воспитательных правил, следование которым поможет справиться с детскими капризами. Особенно важно исключить из арсенала родителей грубость, резкость, требовательность, выражающие их стремление сломить силой. Как только ребенок начинает капризничать, необходимо постараться отвлечь его от предмета каприза, так взбудоражившего его, причем делать это необходимо ласково, чтобы он чувствовал родительскую любовь и заботу. Однако вознаграждать малыша чем-либо в этом случае нежелательно. Если не удалось переключить внимание ребенка на другой объект, имеет смысл оставить его в покое и сдержанно игнорировать его каприз. Следует позволить ему отвести душу, потому что его гнев — это в определенной мере лишь попытка убедить окружающих в том, как «жестоко» с ним обращаются. Уступки ребенку могут иметь место только в том случае, если они педагогически целесообразны и оправданы логикой воспитательного процесса. Самыми эффективными способами лечения капризов являются те, которые «разоружают» ребенка, вынуждают понять, что взрослые никогда всерьез не отнесутся к его причудам, будут оставаться спокойными и равнодушными к его поведению, что бы он ни делал.

Главным направлением педагогической деятельности по профилактике капризов на всех возрастных этапах является укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон общения с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы.

Упрямство

Еще одна форма проявления детского негативизма — упрямство. Это и психическое состояние, и отрицательная черта

'-4'

Трудности семейного воспитания

поведения ребенка, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям других людей, вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов. Упрямство проявляется также в желании продолжать начатое действие даже в тех случаях, когда становится очевидным, что оно бессмысленно, иногда оно выражено в неадекватном стремлении к самостоятельности и независимости своего Я. Некоторые проявления упрямства выступают в качестве средства психологической защиты, носят избирательный характер: сказываются только в определенной обстановке (например, дома, но не в школе) Mb отношении определенных лиц (например, матери и бабуш- Шр, но не отца).

Ш Упрямство бывает стойким и ситуативным. Наиболее часты случаи его проявления у детей в возрасте 3, 11 и 17 лет, когда происходят качественные изменения в структуре личности (личностные кризисы). Упрямство в слабой форме — это всего лишь особенность поведения, которую нетрудно исправить, а в устойчивых формах оно является уже чертой характера. Поэтому очень важно заметить зарождение у ребенка этой черты и предотвратить ее формирование.

Первые признаки упрямства могут появиться у трехлетнего малыша, когда ребенок стремится к самостоятельности. Он постоянно твердит «я сам», не позволяет одевать себя, хотя еще не умеет это делать самостоятельно, отказывается идти по улице, держась за руку взрослого. В этот период от родителей требуется большое терпение, чуткость к изменению самосознания ребенка, своевременное переключение его на игру в большого. При этом не следует забывать, что претензии малыша еще не вполне соответствуют его реальным возможностям, что его еще многому надо обучить. В этом возрасте не нужно заострять внимание ребенка на упрямстве, обсуждать его поведение, укорять, а тем более наказывать. Попытки обращаться с ним по-старому, обсуждение упрямого поведения могут привести к закреплению отрицательных поведенческих реакций и развитию стойкого упрямства.

Что касается младшего школьного возраста, то проявления упрямства в поведении могут быть вызваны чувством обиды, досады, злости, мстительности и выражают протест против несправедливого отношения, подавления самостоятельности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных