ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Этническая экологияЭтнос (греч. éthnos - племя, народ) - исторически сложившаяся группа людей, объединённая общим происхождением, языковыми и культурными признаками. Ещё древние греки пользовались словом «этнос», когда хотели обозначить другие народы, греками не являющиеся. В русском языке аналогом термина долгое время было понятие «народ». Однако в научный оборот понятие «этнос» было введено в 1923 г. русским учёным-эмигрантом С.М.Широкогоровым: «Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп». При таком понимании этноса учитывается общность культуры: этногенез, быт, традиции, язык. А всего этносов, по некоторым оценкам, более 5000. В одной только России их около тысячи. Этническая экология может быть определена как научная дисциплина, расположенная на стыке этнографии и экологии человека. Этническая экология учитывает особенности человека как социально-биологического существа и прежде всего ведущую роль социальных факторов в формировании этнопопуляционных групп, важность традиционной специфической культуры, являющейся основным средством внебиологической адаптации к среде обитания, огромное значение хозяйственной деятельности человеческих коллективов в их жизнеобеспечении и во все растущем преобразующем влиянии их на природу. Этноэкология (гр. ethnos - народ, oikos - дом и logos - слово, понятие учение) - пограничная между этнологией и экологией ветвь знаний, исследующая условия жизнеобеспечения этносов или этнических сообществ, ставящая целью их сохранение. Она тесно связана с географией, философией, историей, социологией, экономикой и другими науками. Объектами исследования этнической экологии являются этноэкосистемы, представляющие собой комплексы социальных, экономических, природных и экологических элементов в совокупности с народами, с которыми эти элементы взаимодействуют. Предмет исследования новой области знания - взаимоотношения и взаимосвязи в системе «этносы - природа», а также социально-психологические и этологические отношения как внутри отдельных этносов, так и этнических сообществ между собой. Этническая экология изучает не сами этносы, которыми занимается собственно этнология, и не окружающую среду, исследуемую геолого-географическими науками, а взаимоотношения и взаимосвязи между ними. Термин «этническая экология» был впервые использован в 1866 г. применительно к растительному и животному миру. Только к 20-м гг. XX в. относится первое упоминание об «экологии человека» (американский географ Г. Берроуз), ассоциировавшейся с «приспособлением людей к их природному окружению». По мнению ряда исследователей, этническую дифференциацию Homo sapiens можно считать характерной приспособительной реакцией на разнообразие природных условий. Основными терминами этноэкологии являются: жизнеобеспечение и адаптация. Термин «жизнеобеспечение» происходит от английского subsistence, который дословно переводится как «существование, пропитание, средство поддержания жизни». В отечественных исследованиях он расширился до понятия «система жизнеобеспечения», который можно определить как взаимосвязанный комплекс особенностей производственной деятельности, демографической структуры и расселения, трудовой кооперации, традиций потребления и распределения, т.е. экологически обусловленных форм социального поведения, которые обеспечивают человеческому коллективу существование за счет ресурсов конкретной среды обитания. «Официальный возраст» этнической экологии - несколько десятилетий, неофициальный - теряется в глубине веков. Ассоциирующиеся с этноэкологией идеи географического детерминизма высказывались еще мыслителями Древней Греции и Рима, просветителями – «медиевистами» и философами более поздних веков. Считалось, что многие проявления этнической психики (культура, психологический склад и т. д.) определяются природой стран, населенных разными этносами. Широко известны хрестоматийные взгляды представителей географической школы в социологии Ш. Монтескье, утверждавшего, что жаркий климат, оказывая влияние на физическую природу и духовный склад народов, приводит к развитию рабства, умеренный климат, благотворно воздействуя на интеллект, способствует формированию энергичных волевых натур и т. п. «Дайте мне карту какой-либо страны, ее конфигурацию, ее климат, ее внутренние воды, всю ее физическую географию; дайте мне ее естественные ресурсы, ее флору, ее фауну, и я обязуюсь сказать вам априори, каковы люди этой страны и какую роль играет эта страна в истории не случайно, а в силу необходимости, не в какой либо период, но во все времена», - вторил Монтескье французский философ В. Козен. Другой исследователь писал, что жители циклонических регионов изобретают и строят машины, возводят крупные электростанции и изготавливают промышленные товары. Они строят железные дороги... и гавани во всех странах мира. Сверх того, они правят миром. Своеобразным «манифестом» тех, кого сегодня назвали бы этноэкологами, можно считать вышедший в 1882 г. в Штутгарте труд Ф. Ратцеля «Antropogeographie», в котором были изложены основные идеи о тесной и неразрывной связи антропогенеза с географическими условиями. Этноэкологи рассматривали государство как биологический организм в связи со свойствами населяющего его этноса, частично - со свойствами Земли и природными условиями в целом. Наряду с местоположением этноса существенное значение для его развития имеет плотность населения. Некоторые исследователи полагали, что в большой густоте населения заключается не только прочность и залог энергичного развития народа, но и непосредственный стимул к росту культуры и т. д. Впоследствии географический детерминизм стал вызывать сомнения и даже подвергаться нападками. Можно вспомнить Г. Плеханова, отмечавшего, что нынешних итальянцев окружает, дескать, та же естественная среда, в которой жили древние римляне, а между тем темперамент современных «данников Менелика» (короля Эфиопии) вовсе не напоминает «суровых покорителей Карфагена». Плеханов отчасти был прав (духовный мир Homo sapiens не может быть «статичным»). Этническая экология - составная часть социальной экологии. Разработка идей в области этнической экологии связана с естественным стремлением изучить геополитические и экологические значимые свойства этносов и окружающей их среды. В известном смысле этноэкология выступает как составная часть экологии человека, исследующей общие законы взаимоотношения биосферы и антропосистемы. В качестве наиболее «родственных» ей дисциплин в данном случае можно рассматривать экологию личности, аутогенную экологию, популяционную экологию и экологию человечества в целом. Существенной (т.е. основной, определяющей) составляющей этнической экологии является культура. Несмотря на все многообразие человеческих экосистем, их структура зависит от геофизических и биологических взаимодействий между компонентами окружающей среды, от целей и потенциальных возможностей человека, управляющего этой средой, а также от привычек, обычаев, мотивов и потенциальных ресурсов общества. Цели отражают ценности и устремления общества и среда сама по себе оказывает наиболее значимое влияние на их формирование. Именно поэтому бессмысленно людям, принадлежащим к одному общественному укладу, критиковать цели другого общества. Один любопытный пример. 30 октября 1968 г. на берегу р. Манаус, притока Амазонки, индейцы атроари убили миссионера Кальяри и восемь его спутников исключительно за бестактность, с их точки зрения. Так, прибыв на территорию атроари, падре известил о себе выстрелами, что по их обычаям неприлично; входил в хижину-малоку, несмотря на протест хозяев; выдрал за ухо ребенка; запретил брать кастрюлю со своим супом. Из всего отряда уцелел только лесник, знавший обычаи индейцев и покинувший падре Кальяри, не внимавшего его советам и забывшего, что люди на берегах По совсем не похожи на тех, кто живет на берегах Амазонки [Гумилев, 1990]. Другой пример связан с символами. Формы символов различны, например, жесты – позы или телодвижения, которые обладают социальной значимостью. Если в знак отрицания русские качают головой, то жители Адмиралтейских островов для выражения негативной реакции быстро касаются носа пальцем правой руки, а турки демонстрируют отрицательное отношение к сказанному, отбрасывая голову назад и прищелкивая языком; ясно, что в европейской культурной среде эти жесты будут истолкованы неправильно. Такие предметы, как флаги, картины, иконы, эмблемы и форменная одежда, также приобретают функцию социальных символов. Еще один пример связан с типами брака в разных культурах. Взаимосвязи между мужем и женой могут строиться по четырем различным принципам: моногамия – один муж и одна жена; полигиния – один муж и две или большее число жен; полиандрия – два или более мужей и одна жена; групповой брак – два или большее число мужей и две или большее число жен. Моногамия наблюдается во всех обществах, хотя другие формы могут быть не только допустимыми, но и предпочтительными. Поскольку в результате брака в тесный семейный круг входит новый член, родителей жениха или невесты очень волнует вопрос, кто станет женой или мужем их детей. Случайный брак может нарушить их интересы. Если разрешить детям влюбляться «в кого попало», они могут сделать неподходящий выбор. Хотя слово «любовь» многозначно, обычно считают, что романтическая любовь – это чувство сильного физического и эмоционального притяжения, возникающее между мужчиной и женщиной. Древние греки называли подобное чувство «воспаленной истерией». Наиболее показательным примером может служить отношение различных стран к дикой природе. Высокоразвитые страны уделяют первостепенное значение сохранению территорий с дикой природой в виде национальных парков, заповедников, научно-исследовательских или охраняемых территорий и т.д. Создание и охрана подобных территорий обусловливается эстетическими или научно-исследовательскими мотивами, а также возможностью использования их для развития туризма. Организация национального парка представляет собой яркий пример так называемого экологического типа мышления. Однако что касается развивающихся стран, то там природоохранные мотивы не являются столь популярными. Например, в африканских странах, за исключением Восточной Африки, где туризм является основной статьей национального дохода, сохранение естественных природных мест обитания даже для биологических видов, находящихся под угрозой вымирания, обладает меньшим приоритетом по сравнению с разработкой земель для непосредственного использования человеком, например для организации производства продуктов питания. В Южной и Юго-Восточной Азии на территориях с обедненными почвами множество видов животных и растений находятся на грани вымирания, поскольку их природные места обитания интенсивно используются для нужд человека. Если кто-то из политиков в развивающейся стране с обедненными почвами примет решение об организации заповедника, что является весьма распространенным для Северной Америки или Европы, то это будет для него равнозначно политическому самоубийству, поскольку это приведет к потере сельскохозяйственных угодий и голоду большого числа людей. Возможности удовлетворять основные человеческие потребности населения в странах мира неодинаковы, и это определяет различия политических целей. Несмотря на то, что дикая природа, чистый воздух и вода и т.п. важны для всех людей, в настоящее время многие страны просто не могут себе позволить определять их как вещи первостепенной важности, даже если руководители этих стран осознают всю их важность с учетом будущих перспектив [Чубик, 2006]. Большая часть культурного разнообразия планеты сохранилась благодаря коренным народам. По своему особому образу жизни они значительно отличаются друг от друга в зависимости от места жительства. Из примерно 6 тыс. культур 4 - 5 тыс. являются культурами коренных народов. Примерно три четверти из 6 тыс. языков в мире - это языки коренных народов. Многие районы, отличающиеся самым большим биологическим разнообразием на планете, населены коренными народами. «17 биологически богатых стран» - это 17 государств, на которые приходится более двух третей биологических ресурсов Земли. Они также являются традиционными территориями проживания большинства коренных народов мира. (В «17 биологически богатых стран» входят: Австралия, Бразилия, Венесуэла, Демократическая Республика Конго, Индия, Индонезия, Китай, Колумбия, Мадагаскар, Малайзия, Мексика, Папуа Новая Гвинея, Перу, Соединенные Штаты Америки, Филиппины, Эквадор и Южная Африка). При рассмотрении расселения коренных народов в мире бросается в глаза корреляция между районами высокого уровня биологического разнообразия и районами высокого уровня культурного разнообразия. Эта связь особенно четко прослеживается в тропических лесных районах, например, расположенных вдоль Амазонки и в Центральной Америке, Африке, Юго-Восточной Азии, на Филиппинах, в Новой Гвинее и Индонезии. Из девяти стран, где бытует 60 процентов языков, шесть стран также являются местом обитания исключительно большого количества растительных и животных видов, которые можно найти только в этих местах. Широко признается, что биологическое разнообразие невозможно сохранить, не обеспечив сохранность культурного разнообразия, и что в долгосрочном плане обеспечение населения планеты продовольствием и лекарствами зависит от поддержания этой сложной взаимосвязи. Все шире также осознается тот факт, что культурное разнообразие имеет столь же важное значение для развития цивилизации, что и биологическое разнообразие - для биологической эволюции. Поощрение однородных культур чревато серьезной угрозой для выживания человека с обеих точек зрения. Языки - вместилища интеллектуального наследия народов и отражение уникального восприятия жизни каждым обществом - считаются одним из важнейших показателей культурного разнообразия; в то же время с учетом темпов исчезновения языков культурное разнообразие находится в небывалой опасности. В течение одного столетия мир потерял примерно 600 языков. Почти 2 500 языков находятся в опасности немедленного исчезновения; даже большее количество языков утрачивает «экологический контекст», который поддерживает их в качестве «живых» языков. Если нынешние темпы сохранятся, то в XXI в. будет утрачено 90 процентов языков; большинство из них - это языки коренных и традиционных народов. Эти языки и связанные с ними экологические знания утрачиваются все быстрее и быстрее в связи с расширением рынков, распространением средств связи и других аспектов глобализации, которые стимулируют распространение доминирующих языков за счет родных языков. Связь между культурой и окружающей средой четко осознается коренными народами. Все коренные народы поддерживают духовные, культурные, социальные и экономические связи со своими традиционными землями. Традиционные законы, обычаи и виды практики отражают как их привязанность к земле, так и ответственность за сохранение традиционных земель для будущих поколений. В Центральной Америке, долине Амазонки, Азии, Северной Америке, Австралии, Азии и Северной Африке физическое и культурное выживание коренных народов зависит от защиты их земель и ее богатств. Состоявшаяся в Рио-де-Жанейро, Бразилия, в июне 1992 г. Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию стала важным событием для коренных народов, в том числе с точки зрения защиты их прав, связанных с окружающей средой. Участники Конференции или, как ее еще называют, Встречи на высшем уровне «Планета Земля», признали, что коренные народы и их общины призваны играть важнейшую роль в рациональном использовании и освоении окружающей среды. Было признано важное значение традиционных знаний и практики коренных народов, и международное сообщество обязалось поощрять, укреплять и защищать права, знания и практику коренных народов и их общин.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|