Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теория стресса Г. Селье




 

Термин «стресс», получивший в наши дни столь широкое распространение, впервые был введен в научное употребление применительно к техническим объектам. (В английском языке «стресс» означает напряжение. Этот термин относится к области физики, и им обозначают механическое напряжение, давление или совокупность сил, приложенных к системе). В XVII в. английский ученый Роберт Гук применил этот термин для характеристики объектов (например, мостов), испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. Эта историческая аналогия интересна тем, что понятие «стресс» в современной физиологии, психологии, медицине (базирующейся на клинических исследованиях Г. Селье) включает в себя представления о связях стресса с нагрузкой на сложные системы (биологические, психологические, социально-психологические) и с сопротивлением этой нагрузке. В соответствии с этими представлениями стресс рассматривается как физиологический синдром, слагающийся из совокупности неспецифически вызванных изменений, как неспецифическая реакция организма на предъявляемые к нему требования. Характер этого синдрома относительно независим от вызвавших его факторов (стрессоров), что позволило Селье говорить об общем адаптационном синдроме.

Согласно автору стресс - это общая неспецифическая нейро-гормональная реакция организма на любое предъявленное ему требование. При любом воздействии различных экстремальных факторов, как физических (жара, холод, травма и др.), так и психических (опасность, конфликт, радость), в организме возникают однотипные биохимические изменения, направленные на преодоление действия этих факторов путем адаптации организма к предъявленным требованиям.

В 1936 г. Селье опубликовал результаты первых наблюдений за лабораторными крысами, заложившие фундамент учения о стрессе. При введении крысам гормонов яичников у них наблюдалось разрастание коры надпочечников, угнетение и повреждение вилочковой железы (тимуса) и появление язв желудка. Оказалось, что такие же изменения в организме подопытных животных вызывали практически любые токсические вещества, физические повреждения или вредные воздействия окружающей среды. Эти изменения получили название «классическая триада стресса». Во многих случаях при продолжительных экспериментах животные погибали. Позже Селье показал, что реакции, возникающие в организмах животных и человека при таких воздействиях, имеют общую природу.

Различают стресс физический и эмоциональный. При физическом стрессе реакция организма направлена на защиту от физических воздействий внешних факторов (вызывающих ожоги, травмы, отравления, заболевания и т.д.), а эмоциональный стресс является защитной реакцией на действие психических факторов, вызывающих сильные эмоции. Селье считал, что человек всегда находится в состоянии стресса и отсутствие стресса равносильно смерти. У человека одинаковый по интенсивности стресс может быть вызван как серьезной опасностью, так и творческой удачей.

Без некоторого уровня стресса никакая активная деятельность невозможна, и полная свобода от стресса, по утверждению Селье, равнозначна смерти. Таким образом, стресс может быть не только вреден, но и полезен для организма (так нназываемый эустресс), он мобилизует его возможности, повышает устойчивость к отрицательным воздействиям (инфекциям, кровопотере и др.), может приводить к облегчению течения и даже полному исчезновению многих соматических заболеваний (язвенная болезнь, аллергия, бронхиальная астма, ишемическая болезнь сердца и др.). Вредный стресс (дистресс) снижает сопротивляемость организма, вызывает возникновение и ухудшение течения этих заболеваний. Селье полагал, что болезни, возникающие вследствие стресса, обусловлены либо его чрезмерной интенсивностью, либо неадекватной реакцией гормональной системы на действие стрессора. Иногда дистресс возникает даже при низком уровне воздействия стрессоров. Природа различий эустресса и дистресса во многом неясна.

Важное значение для характера последствий (положительного или отрицательного) действия стресса на организм имеют поведенческие реакции на стрессовую ситуацию. Активный поиск способов ее изменения способствует устойчивости организма и не ведет к развитию заболеваний. При отказе от активного поиска фаза сопротивления адаптационного синдрома переходит в фазу истощения и в тяжелых случаях может привести организм к гибели. Индикатором этих типов поведения и важным механизмом их регуляции является уровень катехоламинов в мозге. Таким образом, нервная система определяет характер реагирования организма на стресс.

В опытах на животных для вызова стресса используются такие воздействия, как иммобилизация разной продолжительности, эфирная анестезия, охлаждение, гипоксия, хирургическая травма, эмоциональные раздражения типа зритель-жертва или изъятие партнера из группы крыс, находящихся в одной клетке. Используются и комбинации болевых и эмоциональных раздражителей или сочетания иммобилизации с сильным звуком и др. Как бы ни были разнообразны стрессорные факторы, они вызывают состояние, для которого характерен комплекс реакций, служащих адаптации, противостоянию вредоносным воздействиям, сохранению гомеостаза.

Факторы, вызывающие стресс, Селье назвал стрессорами. Совокупность же изменений в организме, вызванных стрессором, он назвал общим адаптационным синдромом (ОАС), который фактически является клиническим проявлением стресса. При длительном стрессе или при неадекватной реакции организма на внешние воздействия возникают психические или соматические расстройства, которые квалифицируются как заболевания и в тяжелых случаях могут приводить к гибели пациента.

Стресс – это состояние психофизиологического напряжения, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики. Понятие «стресс» введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. Различается эустресс – нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. В обыденном сознании закрепилось в основном второе представление о стрессе.

Эустресс - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм»; дистресс — негативный тип стресса, разрушающий моральное здоровье человека, с которым человек справиться не может; способен привести к тяжелым психическим заболеваниям.

Таким образом, стресс – это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение.

Среди признаков стрессового напряжения выделяются: невозможность сосредоточиться; частые ошибки в работе; ухудшение памяти; частое возникновение чувства усталости; быстрая речь; мысли часто улетучиваются; довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка); повышенная возбудимость; работа не доставляет прежней радости; потеря чувства юмора; резкое возрастание количества выкуриваемых сигарет; пристрастие к алкогольным напиткам; постоянное ощущение недоедания или пропадание аппетита; невозможность вовремя закончить работу.

В результате психологическое напряжение, спровоцированное стрессом, накапливается в организме и проявляется широким спектром симптомов. Основные из них выглядят следующим образом: угнетенное настроение; головные боли; бессонница, переутомление, упадок сил; сексуальные нарушения; тревожность; потеря аппетита; учащенное сердцебиение.

Раздражители повышенной интенсивности или возникающие в чрезмерном количестве могут вызвать дистресс и повлечь соматическое заболевание, деформации психики и даже гибель.

Ганс Селье - основоположник учения о стрессах и нервных расстройствах - определил следующие стадии стресса как процесса (рис. 45):

1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

2) максимально эффективная адаптация (стадия резистентности);

3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

Стадия тревоги, как правило, возникает через несколько часов после воздействия внешнего раздражителя и может длиться до двух суток. Стадия резистентности значительно длиннее по времени и может длиться от нескольких суток до нескольких месяцев, что зависит от состояния организма и силы стрессирующего фактора. Если стрессирующий фактор действует сильно и длительно, то постепенно развивается третья стадия стресса - стадия истощения. В широком смысле все три стадии характерны для любого адаптационного процесса.

Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции.

Молодёжь более адаптивна и менее подвержена воздействию внешней тревоги, чем люди старшего поколения. Из этого вытекает вывод о том, что чем гибче выстроена нервно-психическая система человека, чем он моложе и имеет сознание, свободное от предрассудков, тем легче происходит процесс адаптации и менее болезненно переносятся стрессовые ситуации.

Стрессовая ситуация часто ведет к резким колебаниям веса. Человек может заметно поправиться. Связано это с изменениями в эндокринной системе: во время стресса в повышенном количестве начинают вырабатываться гормоны, способствующие формированию жировых отложений. «Стрессовые» запасы жира «дислоцируются», в основном, в районе живота и талии. Изменения в гормональной сфере оказывают также травмирующее действие на гипоталамус – мозговой центр, отвечающий за энергобаланс в организме человека, а следовательно, контролирующий процессы насыщения.

 

 

Рис. 45. Динамика развития стресса [wsyachina.narod.ru]

 

Особенно опасен для людей, склонных к полноте, длительный стресс умеренной интенсивности. В этом случае человек испытывает практически непрерывное желание перекусить. Именно в этом состоянии вес может существенно увеличиваться в течение нескольких лет.

Стресс оказывает разрушительное действие и на физиологическую, и на психологическую составляющие сексуальности. Стрессовое напряжение всегда сопровождается гормональными изменениями в организме человека. Так уровень половых гормонов снижается: при длительном стрессе это может привести не только к уменьшению сексуального влечения, сексуальной активности человека, но и к бесплодию. Уровень же адреналина и норадреналина – гормонов стресса – резко увеличивается. Эти и другие гормоны оказывают отрицательное влияние на все показатели тела, включая работу сердца, желудка, печени и иммунной системы. Половая сфера также страдает. Адреналин, к примеру, сужает кровеносные сосуды, следствием чего, безусловно, станут проблемы в достижении полноценной эрекции у мужчин.

 
 

Исследования, проведенные в США, показывают, что от 75 до 90% визитов к врачам в какой-то мере вызваны стрессами. Каждую неделю 112 млн. американцев принимают различные медикаменты для избавления от вызванных стрессом симптомов. Это не удивительно, так как стресс задевает практически все органы и части тела (рис. 46) [Элкин, 2006].

 

 

Рис. 46. Воздействие стресса на организм человека

 

Мышцы - главная мишень для стресса. Состояние стресса вызывает напряжение в мышцах, которое может негативно ска­заться на нервах, кровеносных сосудах, органах тела, коже и костях. Хроническое напряжение может привести к спазмам мышц, судорогам, боли в желваках, бруксизму (скрежетанию зубами), дрожи в теле и т.д. Очень часто результатом вызван­ного стрессом напряжения в мышцах становятся головные боли и боли в груди и спине.

Стресс может участвовать и в развитии заболеваний крове­носной системы (коронарной болезни, сердечных приступов). Это неудивительно, так как стресс может вызвать аритмию, повышение кровяного давления, сужение кровеносных сосу­дов, подъем уровня холестерина в крови и ускорение процесса сворачивания крови. Среди виновников сердечных заболева­ний стресс стоит на том же месте, что и курение, ожирение и низкая физическая активность.

Стресс – синоним болезненного напряжения, разрушающего не только человеческий организм, но и мир вокруг человека. Под угрозой оказывается не только здоровье человека, но и его личные и профессиональные отношения с окружающими людьми.

Работа в наше время является одним из самых больших источников стресса. Психологи утверждают, что о степени профессиональной нагрузки свидетельствует особое явление, получившее название «профессионального выгорания». Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Оно возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», освобождения от них.

Ход времени остановить невозможно, как невозможно изменить «паспортный» возраст человека. На сегодняшний день – это аксиома. Все остальное – гипотезы. Поль Брэгг, известный популяризатор оздоровительного голодания и рационального питания, в девяносто лет ежедневно совершал многокилометровые пробежки, плавал, играл в теннис, танцевал, ходил в горы. Его жизнь трагически прервалась в 95-летнем возрасте: он погиб, катаясь на доске (серфинг в 95!) у побережья Флориды, его накрыла гигантская волна. Вскрытие показала, что сердце, сосуды и все внутренние органы этого человека были абсолютно здоровы. В своей книге «Чудо голодания» П. Брэгг писал: «Я верю в то, что каждый человек имеет право и обязан жить до 120 лет и более. Я сам заработал здоровье своей жизнью. Я здоров 365 дней в году, у меня не бывает никаких болей, усталости, дряхлости тела. И вы можете добиться таких же результатов!»

Кстати, Г. Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что старение - итог всех стрессов, которым подвергался организм в течение своей жизни. Оно соответствует «фазе истощения» общего адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой ускоренную версию нормального старения.

Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обусловливает признаки старения в тканях. Особенно тяжёлые последствия вызывает поражение мозговых и нервных клеток. Но успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения. Следовательно, говорит Селье, Вы можете долго и счастливо жить, если выберете подходящую для себя работу и удачно справляетесь с ней.

Рост сердечно-сосудистых заболеваний в современном обществе (ишемическая болезнь сердца, гипертония), как и возникновение язвенной болезни, связывают с возросшими эмоциональными перегрузками, с увеличением стрессовых воздействий, которым подвергается человек в наше время. До 80 % заболеваний человека являются стрессогеннозависимыми.

Как правило, стрессу больше подвержены женщины, так как они эмоциональнее мужчин. Также легкими жертвами стресса становятся пожилые люди, дети и люди с заниженной самооценкой.

Известно, что длительная и напряженная борьба человека за желанную цель, даже при временных неудачах, как правило, не только не приводит к истощению сил организма, но, наоборот, способствует сохранению психического и физического здоровья. С другой стороны, описаны так называемые болезни достижения, или «синдром Мартина Идена» (героя одноименного романа Дж. Лондона). Такие состояния возникают обычно тогда, когда после достижения желанной цели у субъекта не появляется новая «сверхзадача». Практика показывает, что лучше испытывать неприятные переживания, связанные с настойчивым поиском выхода из затруднительного положения, чем находиться в расслабленном состоянии пассивного удовлетворения собой и миром («синдром Обломова»).

Как правило, у меланхоликов стрессовые реакции чаще всего связаны с возбуждением конституции, например тревогой или испугом, фобией или невротической тревожностью. У холериков – типичная стрессовая реакция – гнев. Вот почему они чаще страдают гипертонией, язвой желудка, язвенным колитом. У флегматиков под действием стресса снижается активность щитовидной железы, замедляется обмен веществ и может повышаться содержание сахара в крови, что приводит к преддиабетическому состоянию. В стрессовых ситуациях они «нажимают» на еду, в результате чего могут становиться тучными. Сангвиники со своей сильной нервной системой легче всего переносят стрессы.

Общественные науки выделяют социальный стресс: социальное напряжение, требующее многообразных приспособительных реакций, сложного уравновешивания в системах социального поведения, взаимодействия и т.д.

Социальный стресс – одна из распространенных причин ухудшения состояния здоровья. В то же время ограничение социальных контактов также может быть источником серьезных заболеваний, в частности, сердечно-сосудистых. Взаимоотношение сердечно-сосудистых заболеваний и социальной среды наиболее изучено при негативном влиянии социальных факторов. Вместе с тем следует ожидать, что существуют и какие-то социальные факторы, способные предохранять от заболеваний и сохранять здоровье. Чрезмерный стресс снижает сопротивляемость организма и может вызвать развитие характерных патологических изменений. Чаще всего возникают язвенная болезнь, ишемическая болезнь сердца, нарушение сердечного ритма, аллергические реакции, включая бронхиальную астму.

Специфическая причина возникновения социального стресса заключается в утрате населением эффективной трудовой мотивации. Для преодоления в России социального стресса и медико-демографического кризиса необходимо создание у трудоспособного населения сильной трудовой мотивации, основанной на возможности честным трудом обеспечить достойное существование себе и своей семье. Проблема трудовой мотивации существует во всех странах мира.

В развитых странах основным фактором стало формирование более эффективной трудовой мотивации, основанной на повышении привлекательности как самого труда, так и его оплаты. Г. Форд первым установил, что его рабочие должны получать столько, чтобы могли покупать машины, которые они производят. Имел значение и переход от преимущественно физического труда к механизированному и автоматизированному производству, поскольку изнуряющий физический труд вызывает ускоренное биологическое старение организма и раннюю смертность.

Наилучшим оружием в борьбе со стрессом являются успокаивающие препараты на основе натуральных растительных компонентов. Прекрасно помогает справиться со стрессом препарат на основе экстрактов валерианы лекарственной, мелиссы (мяты лимонной) и мяты перечной, которые обладают общеукрепляющими и успокаивающими свойствами. Экстракты всех этих растений содержат эфирные масла (основные действующие вещества - терпеноиды), а экстракт валерианы содержит также комплекс валепотриатов, что обусловливает комплексное фармакологическое действие препарата.

Важное преимущество успокоительных средств на основе растительных компонентов в том, что они не вызывают побочных эффектов. При приеме синтетических седативных средств риск возникновения побочных эффектов довольно высок. Препараты же, в состав которых входят экстракты растений, показаны к длительному применению в силу отсутствия нежелательных реакций со стороны организма.

 

Акклиматизация

 

Акклиматиза́ция - приспособление живых организмов к непривычным климато-географическим условиям. Акклиматиза́ция является частным случаем адаптации к комплексу факторов среды обитания. Акклиматизация биологических объектов происходит постоянно на всех уровнях жизни, начиная с молекулярного и кончая биоценотическим, по мере изменения природных условий или ареала обитания. Она может достигаться путем приобретения новых морфологических признаков (например, развития подкожного жирового слоя), перестройки функциональных систем организма, изменения поведенческих реакций. При этом главными показателями эффективности акклиматиза́ция являются выживаемость вида, воспроизведение полноценного потомства и расширение среды обитания.

Акклиматизация человека имеет принципиальные отличия от акклиматиза́ции других биологических объектов. Ее рассматривают как социально-биологическую проблему, где социальное приобретает ведущее значение, причем сущностью социального компонента является целенаправленное преобразование среды, непосредственно окружающей человека. Ограниченность возможностей биологического приспособления у человека компенсируется рациональной организацией труда, быта, питанием и искусственной микросредой (одежда, жилище, различные устройства, предохраняющие от вредного воздействия климатических факторов), что составляет гигиеническую основу акклиматизации современного человека. В СССР проблема акклиматиза́ции приобрела особую актуальность в связи с народнохозяйственным освоением районов Крайнего Севера и Юга, горных областей и прибрежного шельфа.

Процесс акклиматизации длительный, он продолжается в течение ряда лет, варьирует в зависимости от особенностей окружающей среды, социально-гигиенических условий и индивидуальных качеств организма.

Пребывание человека в непривычных климатогеографических зонах нередко вызывает характерные психосоматические расстройства: раздражительность, вспыльчивость, тревожное состояние, эмоциональную неустойчивость, подавленность, повышенную утомляемость, нарушения сна, разбитость, боли различной локализации (головные, в области сердца, артралгии). Это состояние получило название «синдром психоэмоционального напряжения». При нем снижается пропускная способность анализаторных систем, уменьшается надежность интегративных функций головного мозга. Причинами нервного напряжения являются как стрессовые воздействия физических факторов окружающей среды, так и специфические особенности обитания ограниченных коллективов: длительная изоляция, гиподинамия, сенсорная недостаточность, дефицит информации, однообразие социального окружения, быта, ландшафта. Однообразное окружение является причиной состояния, называемого монотонней (снижение работоспособности, сонливость, индифферентность).

Наряду с объективными факторами большое значение приобретают психологическая совместимость людей, взаимоотношения в коллективе, проблемы формального и неформального лидерства. Недостаточная профессиональная квалификация может порождать неуверенность в себе и различные невротические состояния. К негативным проявлениям психофизиологической динамики личности относят депрессию, неряшливость, медлительность, нарушения аппетита, обостренную чувствительность к физическим и моральным раздражителям.

Акклиматизация человека в приполярных (области высоких широт), горных (высокогорье и среднегорье), аридных (пустыни и полупустыни), юмидных (влажный тропический климат) климатических зонах имеет ряд особенностей [http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/1697/Акклиматизация].

Приполярная зона. Для этой зоны характерны низкая температура воздуха, нарушение суточных ритмов, УФ недостаточность, неустойчивость электромагнитных полей. В таких условиях перестройка механизмов терморегуляции в ряде случаев выражается усилением обменных процессов. Энерготраты возрастают не только из-за работы в тяжелой одежде, ночью, в пургу, но и за счет усиленной теплопродукции, не связанной с сократительной активностью мышц (несократительный термогенез). У лиц, работающих в этой зоне, происходят изменения функции органов дыхания и кровоснабжения, способствующие усилению газообмена. Часто наблюдаемая одышка является проявлением гиповитаминоза (С, В1, Е). Наиболее характерно формирование «северного гипоксического синдрома», на фоне которого развиваются остальные приспособительные процессы.

Аридные зоны характеризуются высокой температурой воздуха и почвы, интенсивной прямой и отраженной солнечной радиацией, низкой влажностью, резкими сезонными и суточными перепадами температуры. Надежной защитой от экзогенного нагревания служит экранирование (навесы, плотная одежда). Терморегуляция осуществляется за счет снижения основного обмена и теплообразования во внутренних органах, снижения функции щитовидной железы. Усиление теплопотерь с поверхности тела за счет гиперемии кожи имеет значение лишь при температуре воздуха, не превышающей температуру тела. При более высокой температуре единственным механизмом теплоотдачи является испарение воды посредством потоотделения, прямой перспирации кожи и дыхания. Сердечно-сосудистая система осуществляет перенос тепла от внутренних органов к коже и транспорт воды к коже. Сгущение крови и уменьшение объема циркулирующей крови, истощение резервных возможностей миокарда способствуют развитию циркуляторно-дыхательной гипоксии. Адаптированный к аридной зоне человек даже при температуре тела 39°С сохраняет удовлетворительные самочувствие и работоспособность.

Юмидные зоны характеризуются высокой температурой и влажностью воздуха без существенных сезонных колебаний. Это предъявляет к организму большие требования. Терморегуляторные реакции во многом схожи с таковыми в аридной зоне, но требуется значительно большее напряжение из-за слабого испарения влаги с кожи и отсутствия ночных интермиссий. Пота выделяется больше, чем может испариться. Даже небольшие напряжения нарушают тепловой баланс, нормализация которого весьма затруднена. В связи с крайне ограниченными возможностями физической терморегуляции особое значение в поддержании гомеостаза приобретают частые перерывы во время работы, ограничение нагрузок, компенсация потерь соли и воды. Нельзя допускать перегревания тела выше 39°С, так как снижение активности потовых желез может привести к катастрофическим последствиям.

Горные районы. При всем разнообразии патофизиологических сдвигов в организме в горных районах постоянно отмечаются явления гипоксии. Видимо, гетеростатическое приспособление структур организма к полноценной деятельности при таком изменении гомеостаза лежит в основе повышения неспецифической резистентности организма как наиболее экономной и совершенной формы акклиматизации.

Физико-географические условия в новом районе воздействуют на популяцию в двух аспектах. Первый из них собственно физико-географический: определенное сочетание ландшафтных и климатических условий, характерное для данной местности, благоприятно или неблагоприятно влияющее на человеческий организм, адаптированный к другим физико-географическим условиям. Второй аспект медико-географический в узком смысле сочетание болезней с природной очаговостью, локализующееся в данном районе и сообщающее ему как среде обитания определенную медико-географическую специфику.

В районах Центральной и Западной Африки, например, европейцы попадают в условия чрезвычайно интенсивной инсоляции и повышенной влажности воздуха. Специфические отличия африканских негроидов от представителей других расовых типов как раз заключаются в развитии морфологических особенностей, способствующих наиболее оптимальной в этих условиях терморегуляции и защите от повышенного действия солнечных лучей. Такими особенностями их являются темная пигментация кожи, курчавоволосость, расширение носа, увеличение поверхности слизистой оболочки губ, уменьшение ширины и увеличение высоты черепа, удлинение пропорций тела. У европейцев нет этих морфологических особенностей, поддерживающих оптимум терморегуляции, и поэтому они чаще местного населения страдают от перегрева и тепловых ударов и отличаются пониженной работоспособностью. Кроме того, европейцы попадают в особую ситуацию и в отношении эндемичных заболеваний.

 

Адаптогены

 

Адаптоге́ны - фармакологическая группа препаратов природного или искусственного происхождения, способных повышать неспецифическую сопротивляемость организма к широкому спектру вредных воздействий физической, химической и биологической природы. Термин «адаптоген» является производным от слова «адаптация».

Понятие адаптоген было введено в медицинскую практику выдающимся отечественным ученым Н.В. Лазаревым. Адаптогены облегчают приспособление организма к разнообразным неблагоприятным условиям: физическим нагрузкам, жаре, холоду, жажде, голоду, стрессу, кислородному голоданию, ядам, радиации. Кроме того, адаптогены способны предупредить многие заболевания или облегчить их течение. Но это совсем не значит, что их нужно принимать постоянно. Они необходимы только в ситуациях, когда человек сталкивается с реальной угрозой заболеть. Например, в холодное время года или при эпидемиях гриппа. Адаптогены не лечат болезни. Но они укрепляют организм до такой степени, что он сам становится в состоянии справиться со многими заболеваниями.

После приема элеутерококка или женьшеня количество ошибок в тексте у машинисток уменьшается в два раза. В одном из соревнований спортсмены-велогонщики, принимавшие элеутерококк в течение 12 дней, заняли первые 6 мест из 10. Адаптогены могут свободно применяться в спорте, так как не являются допингом. Эффект в некоторых случаях наступает уже через несколько часов после первого употребления.

Адаптогены особенно полезны пожилым людям. Недаром их называют препаратами, продлевающими молодость. Они усиливают действие лекарств, применяемых для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, анемии, сахарного диабета.

В отличие от классических психомоторных стимуляторов типа кофеина, адаптогены даже при передозировке не вызывают истощения резервов нервной системы. При длительном приеме адаптогенов нервная система не только не истощается, но, наоборот, повышает свои резервы и запас прочности.

В зависимости от происхождения различают адаптогены:

- растительного происхождения: родиола розовая, женьшень, элеутерококк, аралия, астрагал, золототысячник, лимонник, облепиха, имбирь и др.;

- минерального происхождения: мумиё;

- животного происхождения (в том числе препараты продуктов жизнедеятельности животных): панты северного оленя (цыгапан, пантокрин), продукты жизнедеятельности пчёл (апилак и др.);

- синтетические (трекрезан).

Промышленностью выпускаются различные лекарственные формы адаптогенов: спиртовые настойки и экстракты, таблетки, капсулы, порошки и др.

Насчитывается более пяти десятков адаптогенов. Самые известные - это женьшень, элеутерококк, золотой корень, лимонник, кола, зеленый кофе, цветочная пыльца, пантокрин, маточное молочко.

Самыми мощными адаптогенами являются левзея, элеутеpококк и женьшень, следом за ними следуют лимонник и аpалия.

Любопытно, что практически все растительные адаптогены содержат вещества, очень напоминающие по структуре половые гормоны. Вероятно, главный путь действия адаптогенов на организм - это влияние на центральную нервную систему и через неё - на клетки, ткани и органы.

Адаптогены нельзя применять: при повышенной нервной возбудимости, гипертонии, инфаркте миокарда, острых инфекционных заболеваниях, лихорадке. В жаркую погоду нужно быть особенно осторожным: адаптогены повышают температуру тела. Детьми до 16 лет адаптогены должен назначать только доктор, поскольку они ускоряют половое созревание.

В некоторых странах очень распространенно внелечебное, профилактическое употребление адаптогенов. Адаптогены добавляются в спортивные продукты питания, в кондитерские изделия - шоколад, конфеты и т.д.; в прохладительные напитки, жевательную резинку и т.д. Особенно широко профилактическое употребление адаптогенов в Японии. В стране восходящего солнца из растений - адаптогенов готовят салаты и другие блюда, на крупных заводах стоят автоматы, которые бесплатно выдают всем работающим газированную воду с сиропом из адаптогенов (это окупается снижением заболеваемости и простоев), производится большое количество комбинированных продуктов, содержащих сразу несколько адаптогенов. Отчасти этим объясняется такая высокая продолжительность жизни японцев. В большинстве развитых стран адаптогены выращиваются на специальных плантациях, где культивируются высокоурожайные сорта.

В тех случаях, когда правильный режим и рациональ­ное питание не дают эффекта, прибегают к фармакологи­ческим средствам. Большое значение в данном случае приобретает глюкоза, незаменимые аминокислоты (¡-масляная, глютаминовая, метионин), витамины. Для времен­ной стимуляции работоспособности используются кофеин и в особых, крайне редких случаях, психостимуляторы. Предпочтение должно быть отдано дибазолу, женьшеню, элеутерококку левзее и некоторым другим фармакологическим средствам, которые при длительных приемах могут способствовать сохранению работоспособности даже в сложных и экстремальных условиях. Эти препараты обладая мягким стимулирующим действием, практически лишены нежелательных побочных эффектов или отрицательно последствия; при длительном применении стимулирующий эффект не снижается [Брехман, 1976].

 

Вопросы для самоконтроля

1. Приведите основные гипотезы происхождения человека.

2. В чем принципиальное отличие человека от других животных?

3. Как рассчитывается «индекс церебрализации» (ИЦ)?

4. В чем главная отличительная черта антропоэкологических систем?

5. Что является предметом изучения экологии человека?

6. Какое место занимает экология человека в системе наук?

7. Перечислите цель и задачи экологии человека.

8. Какими методами пользуется наука «экология человека»?

9. Границы биосферы.

10. В чем заключается суть принципа конкурентного исключения (принципа Гаузе)?

11. Какой формулой описывается зависимость плотности популяции от средней массы тела?

12. В чем суть закона незаменимости биосферы?

13. Закон Эшби.

14. Закон (правило) 1%.

15. Закон физико-химического единства живого вещества В.И. Вернадского.

16. Правило 10%.

17. Закон минимума Ю. Либиха. Приведите примеры.

18. Закон толерантности В. Шелфорда. Приведите примеры.

19. Перечислите законы экологии Б. Коммонера. Приведите примеры.

20. Как рассчитывается экологический фактор (Е-фактор) А. Шелдона? Что он характеризует?

21. Где расположен Восточный мусорный континент?

22. Сформулируйте принцип Ле Шателье-Брауна. Поясните примерами.

23. Перечислите виды потребностей по А. Маслоу. Проиллюстрируйте каждую потребность примерами.

24. В чем суть принципов сбалансированного питания?

25. Какова норма питания в энергетическом эквиваленте для одного человека в день по оценкам ФАО?

26. Чем обусловлено заболевание квашиоркор?

27. Чем обусловлено заболевание алиментарный маразм?

28. Какие Вам известны оценки несущей способности Земли?

29. Что такое сомнология?

30. Что Вам известно о «глобальной эпидемии ожирения»?

31. Как рассчитывается «индекс массы тела»?

32. Что такое эффективная температура? Как она рассчитывается по модели Стидмана?

33. Какая наука изучает пространственное поведение человека?

34. Что такое одмихнионы?

35. В чем суть «эффекта информационного голода»?

36. Опишите элементы матрицы Эйзенхауэра.

37. Проиллюстрируйте графически закон Еркеса-Додсона.

38. Что означает определению здоровье человека по определению Всемирной организации здравоохранения?

39. Оттавская хар­тия промоции.

40. Какие факторы определяют формирование популяционного здоровья?

41. Как рассчитывается «относительная летальная токсичность»?

42. Перечислите основные пути поступления химических элементов в организм человека.

43. Перечислите известные вам абиотические факторы среды.

44. Что относится к биотическим факторам среды?

45. Что такое антропогенные факторы среды?

46. Чем обусловлены эндемические заболевания? Приведите примеры эндемических заболеваний.

47. Приведите спектр биологических ответов на воздействие вредных веществ.

48. Перечислите основные группы приоритетных ксенобиотиков.

49. Болезнь Минамата. Источник этой болезни.

50. Чем обусловлена «болезнь итаи-итаи»? Как проявляется эта болезнь?

51. В чем заключается пантропное действие диоксинов на организм человека?

52. Что характерно для хлорорганических соединений?

53. Перечислите формы воздействия токсичных веществ в двухкомпонентной системе. Что такое аддитивное действие, антагонизм, синергизм, сенсибилизация?

54. Что дает нам оценка риска здоровью? В чем ее пре­имущество по сравнению с остальными подходами?

55. Перечислите типы воздействия вредных веществ на организм человека.

56. В чем заключается суть концепции приемлемого риска?

57. Перечислите классы опасности вредных веществ.

58. В чем различие между терминами «погода» и «климат»?

59. Что такое фотодерматит?

60. Наиболее распространенный источник городского внешнего шума.

61. При какой частоте инфразвук вызывает чувство страха?

62. Чем обусловлена «вибрационная болезнь»?

63. В чем суть за­кона радиочувствительности Бергонье – Трибондо?

64. Как радон проникает в жилые помещения? В чем его опасность?

65. Перечислите известные Вам постоянно действующие очаги чумы на территории России.

66. Что изучает хронобиология?

67. Кто автор наук «космобиология» и «биоорганоритмология»?

68. Перечислите основные биологические и их периодичность.

69. В чем причины «арктической истерии» у эскимосов?

70. В чем различие между физиологическими и экологическими биоритмами?

71. Перечислите основные хронотипы человека.

72. Приведите формулу для расчета чисел Вольфа.

73. Что характеризует «комплекс короля Лира»?

74. В чем заключается предмет исследования науки «этноэкологии»?

75. Что характеризует коэффициент фертильности?

76. Что такое урбанизация и рурализация?

77. Кто такие «экологические мигранты»? Перечислите шесть типологических факторов экологических миграций.

78. В каком направлении снижаются уровни смертности населения России?

79. Перечислите типы и источники загрязнения воздуха в помещении.

80. Что такое «алкогольный делирий»? Когда он возникает?

81. Что такое «абстинентного синдром»?

82. Каковы причины распространения наркотиков?

83. Перечислите состав табачного дыма и вызываемые им заболевания.

84. Признаки отравления никотином.

85. Что означает термин «адаптация»? Адаптация биологическая и адаптация социально-психологическая.

86. Поясните различие между морфологическими, физиологическими и поведенческими адаптациями.

87. Что такое стресс? Эустресс и дистресс. В чем сущность теории стресса Г. Селье?

88. Перечислите основные стадии динамики стресса.

89. Какова основная причина возникновения социального стресса?

90. Перечислите главные показатели эффективности акклиматиза́ции.

91. Какие вещества называют «адаптогенами»? Назовите наиболее мощные адаптогены.

 

Литература

 

Основная

1. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. Учебное пособие. М.: МНЭПУ, 1998. – 191 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. – 288 с.

3. Андреев С.С. Экология человека. Курс лекций. Ростов-на-Дону: РГГМУ, 2007. – 248 с.

4. Батян А.Н., Фрумин Г.Т., Базылев В.Н. Основы общей и экологической токсикологии. Учебное пособие. СПб.: СпецЛит, 2009. – 352 с.

5. Вишняцкий Л.Б. Человек в лабиринте эволюции. М.: Издательство «Весь Мир», 2004. – 156 с.

6. Владимирова Е.В. Введение в экологию человека: конспект лекций. Омск: Издательство ОмГУ, 2007. – 80 с.

7. Горелов А.А. Социальная экология. М.: Институт философии РАН, 1998. – 262 с.

8. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. – 528 с.

9. Делюсто Л.Г. Прошлое, настоящее и будущее человечества. Мифы и реальность. СПб.: Политехника, 2009. – 240 с.

10. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. СПб.: ЧеРо-на-Неве, Петроглиф, 2004. – 352 с.

11. Дубров А.П. Экология жилища и здоровье человека. Уфа: Слово, 1995. – 96 с.

12. Ильиных И.А. Экология человека. Курс лекций. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2005. – 136 с.

13. Киселев А.В., Фридман К.Б. Оценка риска здоровью. СПб.: Международный институт оценки риска здоровью, 1997. – 104 с.

14. Кокорин А.О. Изменение климата: 100 вопросов и ответов. М.: WWF России, 2010. – 120 с.

15. Коммонер Б. Замыкающийся круг. Природа. Человек. Технология. Л.: Гидрометеоиздат, 1974. – 280 с.

16. Крымская И.Г. Гигиена и основы экологии человека. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 342 с.

17. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экология: учебник для вузов. М.: Дрофа, 2006. – 622 с.

18. Орлов С.В. Человек и его потребности: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. – 160 с.

19. Плюснин Ю.М. Пространственное поведение человека (методы проксемических исследований). Новосибирск: Институт философии и права Сибирского отделения РАН, 1990. – 45 с.

20. Прохоров Б.Б. Экология человека: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.

21. Прохоров Б.Б. Социальная экология: учебник для студентов вузов. М.: Академия, 2010. – 416 с.

22. Ревич Б.А., Авалиани С.Л., Тихонова Г.И. Окружающая среда и здоровье населения. Региональная экологическая политика. Проект пособия. М.: ЦЭПР, 2003. – 149 с.

23. Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М.: Мир, 1990. – 368 с.

24. Хаскин В.В., Акимова Т.А., Трифонова Т.А. Экология человека: Учебное пособие. М.: ЗАО «Издательство «экономика», 2008. – 367 с.

25. Хильдебрандт Г., Мозер М., Лехсфер М. Хронобиология и хрономедицина. М.: Арнебия, 2006. – 144 с.

26. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М.: Мысль, 1976. – 367 с.

27. Чубик М.П. Введение в экологию человека: учебное пособие. Томск: ТПУ, 2006. – 147 с.

28. Элкин А. Стресс для «чайников». М.: Вильямс, 2006. – 320 с.

29. Ягодинский В.Н. Ритм, ритм, ритм! Этюды хронобиологии. М.: Знание, 1985. – 192 с.

Дополнительная

 

30. Алибеков К. Осторожно! Биологическое оружие! М.: ООО «Городец-издат», 2003. – 176 с.

31. Балякин В.А. Токсикология и экспертиза алкогольного опьянения. М.: Медгиз, 1962. – 265 с.

32. Баранцев Р.Г. Синергетика в современном естествознании. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 160 с.

33. Барденштейн Л.М., Герасимов Н.П., Можгинский Ю.Б., Беглянкин Н.И. Алкоголизм, наркомании, токсикомании: учебное пособие. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 64 с.

34. Белозерский Г.Н. Введение в глобальную экологию. Учебник. СПб.: СПбГУ, 2002. – 464 с.

35. Бердников В.А. Эволюция и прогресс. Новосибирск: Наука, 1991. – 192 с.

36. Билич Г.Л., Божедомов В.А. Репродуктивная функция и сексуальность человека. СПб.: Деан, 1999. – 368 с.

37. Бондарев В.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Альфа-М, 2003. – 464 с.

38. Брехман И.И. Человек и биологически активные вещества. Л.: Наука, 1976. – 112 с.

39. Васильев Н.Т., Тарасов М.Ю., Поклонский Д.Л. Биологический терроризм: прошлое, настоящее, будущее // Химическая и биологическая безопасность. № 6, 2002, с.3-10.

40. Венгеров А. Синергетика и политика // Общественные науки и современность. № 4, 1993, с.55-69.

41. Венцюлис Л.С., Скорик Ю.И., Флоринская Т.М. Система обращения с отходами: принципы организации и оценочные критерии. СПб.: ПИЯФ РАН, 2007. – 207 с.

42. Гиляров А.М. Популяционная экология: Учебное пособие. М.: Издательство МГУ, 1990. – 191 с.

43. Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека. М.: ВЛАДОС, 2005. – 112 с.

44. Данилин А.Г. LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости. М.: ЗАО Центрполиграф, 2002. – 521 с.

45. Дмитриев В.В., Фрумин Г.Т. Экологическое нормирование и устойчивость природных систем. СПб.: СПбГУ, РГГМУ, 2004. – 294 с.

46. Ершов Ю.А., Попков В.А., Берлянд А.З., Книжник А.З. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. М.: Высшая школа, 2000. – 560 с.

47. Исаева В.В. Синергетика для биологов: вводный курс: учебное пособие. Институт биологии моря ДВО РАН; Дальневосточный государственный университет. М.: Наука, 2005. – 158 с.

48. Капица С.П. Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле. М.: Институт физических проблем им. П.Л. Капицы, 1999. – 134 с.

49. Кайгородцев А.А. Глобальная продовольственная проблема // Вестник КАСУ, №4, 2006. – С.169-175.

50. Киршенблат Я.Д. Телергоны – химические средства взаимодействия животных. М.: Наука, 1974. – 128 с.

51. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб.: Алетейя, 2002. - 414 c.

52. Козлов А.И. Пища людей. Фрязино: «Век 2», 2005. – 272 с.

53. Кон И.С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989. – 336 с.

54. Коротаев А.В., Комарова Н.Л., Халтурина Д.А. Законы истории: Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. М.: КомКнига, 2007. – 256 с.

55. Кропоткин П.А. Взаимопомощь среди животных и людей как двигатель прогресса. М.: Голос труда, XIII, 1922. - 342 c.

56. Кряжимский Ф.В. Экологическая демография человека. Екатеринбург: Уральский государственный университет им. А.М. Горького, 2007. – 74 с.

57. Куклев Ю.И. Физическая экология. М.: Высшая школа, 2001. – 357 с.

58. Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика – новые направления. М.: Знание, 1989. – С.56.

59. Кучер Т.В., Колпащикова И.Ф. Медицинская география: Учебник для 10-11 классов профильных школ. М.: Просвещение, 1996. – 160 с.

60. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1989. – 256 с.

61. Леони Д., Берте Р. Анатомия и физиология человека в цифрах. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. – 128 с.

62. Лисовский В.А., Зандукели З.Я., Мухин И.М., Грухин Ю.А., Голощапов О.Д., Мироненко А.Н. Экология питания. Аппетите с едой приходит, а здоровье? СПб.: Лениздат, 1998. – 254 с.

63. Логинов А.А. Очерки по общей физиологии. Основные свойства и закономерности живых систем. Минск: «Вышэйш. школа», 1976. – 240 с.

64. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. – 144 с.

65. Малинецкий Г.Г. Режимы с обострением. Эволюция идеи: законы коэволюции сложных структур. М.: Наука, 1998.

66. Медведев Ю.Э. В первом приближении. М.: Советская Россия, 1975. – 272 с.

67. Назаретян А.П. Модели самоорганизации в науках о человеке и обществе // Синергетика и образование. М.: Гнозис, 1997. – С.95-104.

68. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб.: Речь, 2003.- 296 с.

69. Одум Ю. Основы экологии. М.: Мир, 1975. – 741 с.

70. Оксенгендлер Г.И. Яды и организм. СПб.: Наука, 1991. – 320 с.

71. Парк Р. Экология человека. Введение в науку социологии. М.: Директ-Медиа, 2007. – 106 с.

72. Полинг Л. Витамин С и здоровье. М.: Наука, 1975. – 81 с.

73. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986. – 431 с.

74. Ревич Б.А. «Горячие точки» химического загрязнения окружающей среды и здоровье населения России. М.: Акрополь, Общественная палата РФ, 2007. – 192 с.

75. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. – 637 с.

76. Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). М.: Издательство журнала «Россия Молодая», 1994. – 367 с.

77. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1978. – 528 с.

78. Руководство по специализированному климатологическому обслуживанию экономики. Под ред. Н.В. Кобышевой. СПб.: «ГГО», 2008. – 336 с.

79. Саноцкий И.В., Уланова И.П. Критерии вредности в гигиене и токсикологии при оценке опасности химических соединений. М.: Медицина, 1975. – 328 с.

80. Смирнов Н.П. Геоэкология. Учебное пособие. СПб.: РГГМУ, 2006. – 307 с.

81. Татура Ю.В. Наркомания: Тонкости, хитрости и секреты. М.: Бук-пресс, 2006. – 352 с.

82. Фарб П. Популярная экология. М.: Мир, 1971. – 192 с.

83. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М. Смирнова. М.: Медицина, 2002. – 608 с.

84. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. М.: Медицина, 2003. – 656 с.

85. Фрейдин Я.В., Бочков В.Г. Тепловой датчик – структура воды // Химия и жизнь. № 9, 1976, с. 80-82.

86. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннер Дж., Барникот Н., Рейнолдс В. Биология человека. М.: ИЛ, 1979. – 613 с.

87. Харрисон К. Странности нашей эволюции. М.: РИПОЛ классик, 2010. – 240 с.

88. Холл Д., Рао К. Фотосинтез. М.: Мир, 1983. – 134 с.

89. Хопкинс Д. Экстремальная кухня: причудливые и удивительные блюда, которые едят люди. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 336 с.

90. Хофельманн К. Катастрофы вселенной. М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 281 с.

91. Шапарь В.Б. Занимательная психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 431 с.

92. Шпорк П. Сон. Почему мы спим и как нам это лучше всего удается. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 234 с.

93. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни: Учебник. М.: Медицина, 2001. – 624 с.

94. Элкин А. Стресс для «чайников». М.: Вильямс, 2006. – 320 с.

95. Cohen J. How many people can the world support? N/Y.: Norton, 1995.

96. Holdren J. Population and the energy problem // Population and Environment J. Interdiscipl. Stud. 1991. Vol. 12. №3.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение  
Глава 1. Предмет, цели, задачи и методы экологии человека  
1.1. Предмет экологии человека  
1.2. Цель и задачи экологии человека  
1.3. Методы экологии человека  
Глава 2. Основные понятия и законы экологии  
2.1. Основные понятия экологии  
2.2. Законы экологии  
Глава 3. Человек и его потребности  
3.1. Физиологические потребности  
3.1.1. Потребность в воде  
3.1.2. Потребность в пище  
3.1.3. Недостаточность и избыточность питания  
3.1.4. Потребность в сне  
3.1.5. Потребность в кислороде  
3.1.6. Потребность в сексуальности  
3.1.7. Потребность в эффективной температуре  
3.2. Потребность в пространственном комфорте  
3.3. Потребность в информации  
3.4. Потребность в движении  
3.5. Потребность в безопасности  
3.6. Потребность в любви и принадлежности к социальной группе  
3.7. Потребность в уважении  
3.8. Потребность в смысле жизни и самоактуализации  
Глава 4. Влияние природных и антропогенных химических факторов среды на человека  
4.1. Экология общественного здоровья  
4.2. Геохимические факторы и здоровье  
4.3. Биогеохимические провинции и связанные с ними эндемические заболевания  
4.4. Приоритетные загрязняющие вещества  
4.4.1. Тяжелые металлы  
4.4.2. Полициклические ароматические углеводороды  
4.4.3. Хлорорганические пестициды  
4.4.4. Полихлорированные бифенилы  
4.4.5. Диоксин и диоксиноподобные соединения  
4.5. Комбинированное действие ксенобиотиков  
4.6. Количественная оценка риска здоровью  
Глава 5. Влияние природных и антропогенных физических факторов среды на здоровье человека  
5.1. Климат и погода  
5.2. Шум  
5.3. Вибрация  
5.4. Ионизирующее излучение  
Глава 6. Влияние природных и антропогенных биологических факторов на здоровье человека  
Глава 7. Хронобиология  
Глава 8. Социальные аспекты экологии человека  
8.1. Социальные факторы и здоровье  
8.2. Этническая экология  
8.3. Демографическая информация, урбанизация и здоровье  
8.4. Образ жизни и здоровье  
8.4.1. Алкоголизм  
8.4.2. Наркомании и токсикомании  
8.4.3. Табакокурение  
Глава 9. Адаптация человека к условиям окружающей среды  
9.1. Общие закономерности адаптации человека  
9.2. Теория стресса Г.Селье  
9.3. Акклиматизация  
9.4. Адаптогены  
Вопросы для самоконтроля  
Литература  

 

CONTENTS

 

Introduction….
Chapter 1. The subject matter, aims, objectives and methods of Human Ecology…
1.1. The subject matter of Human Ecology….
1.2. The aim and objectives of Human Ecology….
1.3. Methods of Human Ecology….
Chapter 2. Basic concepts and laws of ecology….
2.1. Basic concepts of ecology….
2.2. Laws of ecology….
Chapter 3. Man and his needs ……….
3.1. Physiological needs………..
3.1.1. The need for water………..
3.1.2. The need for food……..
3.1.3. Deficiency and excess of food………..
3.1.4. The need for sleep……….
3.1.5. The need for oxygen………..
3.1.6. Sexual need………..
3.1.7. The effective temperature need……….
3.2. The need for spatial comfort……..
3.3. The need for information……..
3.4. The need for movement………
3.5. The need for security……….
3.6. The need for love and belonging to a social group………..
3.7. The need for respect………
3.8. The need for meaning of life and self-actualization………..
Chapter 4. Influence of natural and anthropogenic chemical factors of the environmental on humans…….
4.1. Environmental public health……….
4.2. Geochemical factors and health ………
4.3. Biogeochemical provinces and related endemic diseases
4.4. Priority pollutants………
4.4.1. Heavy metals………..
4.4.2. Polycyclic aromatic hydrocarbons………..
4.4.3. Organochlorine pesticides…………
4.4.4. Polychlorinated biphenyls……..
4.4.5. Dioxin and dioxin-like compounds……
4.5. Combined effects of xenobiotics ……………
4.6. Quantitative assessment of health risk………….
Chapter 5. Influence of natural and anthropogenic physical environment factors on human health……………
5.1. Climate and weather………..
5.2. Noise…….
5.3. Vibration………..
5.4. Ionizing radiation………….
Chapter 6. Influence of natural and anthropogenic biological factors on humans …
Chapter 7. Chronobiology ……..
Chapter 8. Social aspects of human ecology……..

8.1. Social factors and health……………..

8.2. Ethnic ecology………….
8.3. Demographic information, urbanization and health……………
8.4. Lifestyle and health…………
8.4.1. Alcoholism…………
8.4.2. Drug addiction and toxic substance abuse …………
8.4.3. Tobacco smoking …….
Chapter 9. Human adaptation to environmental conditions…………….
9.1. General patterns of human adaptation………..
9.2. The stress theory of G.Selye…………
9.3. Acclimatization…………
9.4. Adaptogens………….
self - check questions ……..
References………..

 

Frumin, G.T. Human ecology (anthropoecology). - St. Petersburg, RSHU Publishers. A manual. – St.Petersburg, RSHU Publishers, 2012. - pp.

 


The manual deals with the basic problem of human ecology, the science in which the regularities and characteristics of interaction of humans and human communities with the natural and social environment are studied. The book describes the subject matter, objectives and methods, major historical periods and ecological features of anthropogenesis. The problems of adaptation, acclimation, health and risk factors, environmental aspects of human ontogenesis are considered.

The manual is designed for undergraduate and graduate students of higher educational institutions specializing in ecology and related fields. It can be useful for a wide range of experts in the field of ecology, environmental management and environmental protection.

 

 

Учебное издание

 

Григорий Тевелевич Фрумин

 

Экология человека (Антропоэкология)

 

Учебное пособие

 

Редактор О.с. Крайнова

 

Компьютерная верстка

 

ЛР № 020309 от 30.12.96

 

Подписано в печать …..

 

Тираж 300






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных