ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Теоретическая часть. Вопросы для обсуждения:Вопросы для обсуждения: 1. Новые слова и трудности их употребления. 2. Заимствованные слова. 3. Ошибки в употреблении синонимов, антонимов, омонимов. 4. Смешение паронимов. 5. Лексическая сочетаемость слов, правила лексической сочетаемости. 6. Особенности употребления эмоционально окрашенной лексики. 7. Лексическая избыточность и лексическая недостаточность: а) тавтология, пути ее преодоления; б) плеонастические сочетания слов, причины их возникновения. 8. Искажение фразеологических оборотов.
Лексические нормы – это правила употребления слов и фразеологических оборотов в точном соответствии с их значением, а также с учетом сочетаемости слов. Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию, но тождественные или близкие по смыслу, нередко отличающиеся стилистической окраской. Антонимы – слова одной части речи, различные по звучанию, противоположные по значению. Омонимы – слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению. Паронимы – однокоренные слова одной части речи, близкие по звучанию, но различающиеся по значению. Тавтология – неоправданное повторение однокоренных слов. Плеоназм – неоправданное повторение слов, содержащих одинаковые смысловые компоненты. Фразеологизм – единица языка (словосочетание или предложение), целостная по своему значению и устойчивая в своём составе и структуре. Практическая часть Задание 1. Определите значение следующих слов. Составьте с ними предложения. Хара́ктерный – характе́рный, ви́дение – виде́ние, языково́й – языко́вый, кру́гом – круго́м, безо́бразный – безобра́зный, о́рган – орга́н, па́рить – пари́ть, переносно́й – перено́сный, бро́ня – броня́, стоя́щий – сто́ящий. Задание 2. Найдите устаревшие слова, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы в предложенных отрывках. Объясните их значения. 1. С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. (М. Лермонтов)
2. Прокофий отстроился скоро: плотники срубили курень, сам пригородил базы для скотины и к осени увёл на новое хозяйство сгорбленную иноземку-жену. Шёл с ней за арбой с имением по хутору – высыпали на улицу все от мала до велика. (М. Шолохов)
3. Светят зелено в сутёмы Под росою тополя. Я – пастух; мои хоромы – В мягкой зелени поля. (С. Есенин)
4. Любые конкретные терапевтические приёмы окажутся эффективными, если удастся активизировать лежащие в основе патологических симптомов соответствующие когнитивные констелляции и сопутствующие им эмоции. (Т.Е. Соколова)
5. Я с вами разлучён, деревья, Кругом ненужный мне Париж, А там, где вы, вдали кочевья, Звенящих пчёл улыбка девья И солнце – праздник каждодневья, Зеленовейность, воля, тишь. (К. Бальмонт)
6. …Прибежит в лавку, ровно с цепи сорвавшись, какой-нибудь паренёк и, ни с кем не здороваясь, никому не поклоняясь, крикнет хозяину: - Хлябышь и дудоргу хандырит, пельмиги шишлять!.. И хозяин вдруг встревожится, бросится в палатку и почнёт там наскоро подальше прибирать, что не всякому можно показать. Кто понял речи прибежавшего паренька, тот, ни слова не молвив, сейчас же из лавки вон… (П.И. Мельников-Печерский) 7. И не отточишь Никаких лопат, Чтоб все пласты поднять вот эти снова, Где происходит атомный распад Неуловимых элементов слова. (П. Антакольский)
Задание 3. К следующим словам подберите синонимы (учитывая особенности многозначных слов). Укажите, чем различаются синонимы в составленных синонимических рядах (оттенком значения, стилистической окраской, способностью сочетаться с другими словами и др.). Составьте предложения с каждым из слов синонимического ряда. Армия, аромат, бедный, бежать, ругать, быстрый, волшебник, враг, глаза, грустить, громкий, знаменитый, иногда, красивый, ласковый, недостаток.
Задание 4. Определите, являются ли синонимами следующие слова? Если есть различия в их значениях, то объясните, какие. Конфессия – вероисповедание; ликвидный – легитимный; суицид – самоубийство; масс-медиа – средства массовой информации; меценат – спонсор; холдинг – хоспис; вестерн – триллер; локальный – лояльный; компиляция – плагиат; корректив – поправка; корректный – вежливый; маркетинг – менеджмент; субсидия – заработная плата; промоушен – консалтинг.
Задание 5. Подберите синонимы и антонимы к следующим прилагательным. Талантливый, краткосрочный, ленивый, правдивый, искренний, дружелюбный, откровенный, нежный, временный, бережливый, внимательный. Задание 6. Подберите к словамантонимы, если можно. Лицемерный, расточительный, грядущий, железный, заяц, уставший, отказываться, нежность, два, ты, без, во сне, игрушка, под, рассеянный, разногласие, далеко, шутя, ох, идти, откровенный, вредный, логичный, мяу. Задание 7. Составьте словосочетания со следующими омонимами: наряд (одежда) − наряд (распоряжение) среда (день недели) − среда (окружающая обстановка) мина (выражение лица) − мина (взрывной снаряд) горн (кузнечный) − горн (духовой инструмент) баранка (булочное изделие) − баранка (рулевое колесо автомобиля) ласка (животное) – ласка (проявление нежности)
Задание 8. Выберите из предложенных в скобках паронимов наиболее подходящий по смыслу. 1. Предвыборная (компания, кампания) была в самом разгаре. 2. Эта шутка не совсем (удачная, удачливая). 3. (Этикетные, этические) нормы не позволяют оставить просьбу дамы без внимания. 4. Любой (проступок, поступок) заслуживает наказания. 5. Недовольные своими результатами абитуриенты могут подать (эпиляцию, апелляцию). 6. Мы всей группой совершили (экскурс, экскурсию) по лермонтовским местам. 7. Он (надел, одел) костюм и отправился на деловую встречу. 8. Это мероприятие осуществляется под (патронажем, патронатом) правительства Санкт-Петербурга. 9. Многие русские фильмы получают (признательность, признание) за границей. 10. Слово (представляется, предоставляется) кандидату филологических наук Ивановой. 11. Регистрация (командировочных, командированных) производится в бухгалтерии. 12. Мы принимаем Вас на работу с (испытательным, испытательским) сроком.
Задание 9. Придумайте примеры, которые позволяли бы увидеть различия между паронимами. 1) Удачный – удачливый; 2) тормоз – торможение; 3) демократичный – демократический; 4) критичный – критический; 5) выборный – выборочный; 6) гнездо – гнездовье; 7) командированный – командировочный; 8) уплатить – оплатить; 9) опасный – опасливый; 10) царский – царственный; 11) великий – величественный; 12) предоставить – представить; 13) освоить – усвоить; 14) советник – советчик; 15) геройский – героический; 16) нестерпимый – нетерпимый. Задание 10. Какие из нижеприведенных словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме? Свободная вакансия, прейскурант цен, другая альтернатива, монументальный памятник, биография жизни, моя автобиография, ответная контратака, демобилизоваться из армии, написать свой автопортрет, планы на будущее, топтать ногами, старый ветеран, памятные сувениры, сувениры на память, период времени, реальная действительность, информационное сообщение, в конечном итоге, вернуться назад, портрет в анфас, хвалебные дифирамбы, необычный феномен, движущий лейтмотив, мизерные мелочи, ведущий лидер.
Задание 11. Сформулируйте значения данных слов. Хакер, спам, чат, он-лайн, флэш, винт, ноут-бук, веб-сайт, инет, логин.
Задание 12. Укажите, в сочетании с какими словами возможно употребление данных слов. Гнетущий, скоропостижный, трескучий, отъявленный, кубарем, мозолить, потупить, кромешный, щекотливый, беспросыпный, затронуть, навострить, постичь, скороспелый. Задание 13. Найдите предложения, в которых нарушены нормы лексической сочетаемости. Исправьте речевые ошибки. 1. Андрей является признанным лидером в классе. 2. Вы должны туда собственноручно сходить. 3. Данной проблеме необходимо уделить серьезное значение. 4. Он работал без выходных, поэтому львиная часть его проекта уже выполнена. 5. Этот товар пользуется большим интересом у покупателей. 6. Он нанёс ему большую неприятность. Задание 14. Найдите случаи плеоназма и тавтологии, исправьте речевые недочеты. 1. Разрешите Вам вручить этот сувенир на память! 2. К тому же право подписи под данным документом – исключительное право директора, что исключает возможность подписания договора. 3. Ностальгия по родине не давала нам покоя. 4. Я лично не согласен с его мнением. 5. Во время уборки в классе ребята работали молча, без слов. 6. Он рассказал всю автобиографию своей жизни. 7. Министерство высоко позитивно оценивает результаты единого государственного экзамена. 8. Молодые юноши и девушки придут в школу на практику и продемонстрируют свое мастерство. 9. Они больше всего любят варить на костре рыбную уху. 10. Я прошел по набережной метров двадцать, а потом вернулся назад. 11. Раздели яблоко на две равные половины и угости товарища. 12. В этот день на площади собрались большие массы людей. 13. В 2005 году вновь возобновилось строительство школы в селе Ивановка. 14. Руководитель проекта внес в документ свои коррективы и поправки. 15. Индивидуальный подход к обучению в недавнем прошлом не просто игнорировался, а вообще не принимался во внимание. 16. Сейчас мы зримо видим эти черты в нашем молодом поколении. 17. Учитель говорил громко, сильно жестикулируя руками. 18. Я заранее предчувствовал, что день сложится неудачно. 19. Осталось только соединить воедино все детали этого прибора. 20. На празднике исполнялись произведения народного фольклора.
Задание 15. Определите, какие ошибки допущены в предложениях. 1. Давайте быстрее, а то не успеем успеть то, что хотели. 2. Каждое представление проходит при полном аншлаге. 3. Все произошло из-за этих пятиста тысяч рублей. 4. Я ему аплодирую всеми руками. 5. Речь идет более чем о двухсот детях. 6. Мы хотим в этом проекте показать о том, как живут люди в регионах. 7. – Что пожелаете? Чай? Кофе? – очертя голову встретила посетителей Алина. («Русский язык в школе» 2009). Задание 16. Что обозначает фразеологизм?
1. Притча во языцех а) то, что помогает найти выход из затруднительного положения; б) предмет общих разговоров, постоянных пересудов; в) крайний пессимизм, разочарование; г) постоянно угрожающая кому-либо опасность.
2. Альфа и омега а) и то и сё; б) ни то ни сё; в) начало и конец какого-нибудь дела; г) кульминационный момент.
3. Жёлтая пресса а) лживая, продажная печать, гоняющаяся за дешевой, низкопробной сенсацией; б) печатные издания на общественно-политические темы; в) печатные издания с желтыми страницами; г) любые издания печатной прессы, доступные по цене.
4. Между Сциллой и Харибдой а) устойчивое положение; б) между двух огней; в) лучше не придумаешь; г) хуже некуда.
5. Двуликий Янус а) общительный человек; б) агрессивный человек; в) двуличный человек; г) рубаха-парень.
6. Прокрустово ложе а) мягкая постель; б) мерка, под которую насильственно подгоняют что-либо; в) жёсткая постель; г) царское ложе.
Задание 17. Исправьте ошибки, допущенные в употреблении фразеологизмов. 1. Четвёртого числа вышел в свет искусственный спутник. 2. Патруль нёс службу, охраняя родину как зеницу. 3. На ветер выбрасываются не слова, а ценные материалы. 4. Рабочие совхоза не жалеют труда и пота, чтобы удобрить землю, обеспечить её влагой. 5. И не мудрствуя долго, приведу цитату из отчёта. 6. Над этой темой мы трудились в поте лиц. 7. Память покойного была почтена вставанием и гробовым молчанием. 8. Он испугался, хотя был и не из робкой десятки. 9. Он не думал, что эти слова сбудутся в его жизни с полной мерой. 10. Начальство почему-то на эти безобразия смотрит спустя рукава.
Задание 18. Припомните фразеологизмы-термины из следующих отраслей науки: 1) из химии со словами: реакция, кислота, соль, раствор, газ; 2) из физики со словами: вес, энергия, сила, замыкание, поле; 3) из анатомии со словами: система, обмен, клетка, пузырь, связки; 4) из ботаники со словами: опыление, размножение, свёкла, капуста, горошек.
Задание 19. Являются ли синонимичными выделенные выражения? Да я не очень-то горевал, потому что не раз слышал, что этого добра (ума) не доставало не только мне, но и взрослым. И у них тоже отчего-то выскакивали клёпки, терялись ключи от разума, не варил котелок, вместо мозгов росла капуста, не родило в черепке, ум как-то умещался аж в пятках, а на плечах торчала макитра… (М. Стельмах. Гуси-лебеди летят).
Задание 20. Установите соответствие между вариантами слов и видами лингвистических словарей, к которым следует обратиться для выбора правильного варианта.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|