Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






IX. Геронтопсихиатрия





Глава 65. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ

Roberta M. Richardson, M.D.


Веро


 


1. Каковы основные тенденции развития личности в последние годы жизни?

Согласно Nemiroff и Colarusso (9), центральная тема личностного развития в пожилом

возрасте — «кризис, вызванный растущим осознанием конечности отпущенного нам време­ни и неизбежности личной смерти». Этот кризис ведет к размышлениям и вопросам о смыс­ле жизни, о достигнутом, о том, какой след мы оставили после себя в окружающем нас мире, и может вести к депрессивной настроенности, сопутствующей уходу из активной жизни, ухудшению в собственном здоровье.

Эриксон определяет задачу развития личности в пожилом возрасте, как целостность про­тив отчаяния. Он обращает нас к задаче пересмотра событий своей жизни и интеграции их в личную систему ценностей, которая должна наполнить нас ощущением завершенности и удовлетворения. Если эта задача не выполнена, то эмоции, которые связывают нас с этим периодом жизни, ближе всего к отчаянию, когда то, что мы считаем важным и необходимым, не завершено и уже нет времени сделать это.

Юнг отмечает, что во вторую половину жизни мужчины в большей мере осознают свою «женскую» половину, а женщины — «мужскую».

Другая важная часть личностного развития — непрекращающееся снижение самооценки по мере того, как человек обнаруживает падение своих перспектив на работе, ухудшения в физиче­ском облике, сексуальной привлекательности и должен принять все увеличивающуюся степень зависимости от окружающих. Реальность старения размывает психологическую защиту многих людей, ведя к интенсивному чувству зависти, соперничества, ярости и, как следствие, к одино­честву. Психотерапия может быть особенно эффективной у этих пациентов, помогая им принять изменения, сопутствующие старости, и направляя их внимание на позитивные стороны жизни.

2. Как изменения во взаимоотношениях с окружающими могут стимулировать мировоззренчес­
кий кризис
у пожилых людей?

Старение и смерть одного из родителей — одно из важнейших событий в жизни. Если родите­ли становятся немощными, роли часто меняются. Это изменение в некоторой степени болезнен­но для большинства взрослых детей. Психологически дети уже не могут поддерживать свое убеж­дение в том, что родители могут дать им поддержку. Это может быть особенно трудно, если психо­логическое отделение от родителей состоялось не полностью, и детские воспоминания о своих ро­дителях остаются амбивалентными. Мысли о смерти сильно обостряются со смертью родителей, и оставшиеся без них дети приходят к заключению, что их поколение уйдет следующим.

Изменения во взаимоотношениях с выросшими детьми также могут привести к возраст­ному кризису у родителей. Классический синдром «пустого гнезда» встречается чаще, если воспитание детей слишком продолжительно и дети дольше остаются с родителями. Некото­рые родители отказываются терять свою родительскую роль, видя свою старость и другие со­путствующие ей изменения. Они могут чувствовать зависть к собственным детям, так как ви­дят, что «у них вся жизнь впереди».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных