ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
IX. ГеронтопсихиатрияГлава 65. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ Roberta M. Richardson, M.D. Веро
1. Каковы основные тенденции развития личности в последние годы жизни? Согласно Nemiroff и Colarusso (9), центральная тема личностного развития в пожилом возрасте — «кризис, вызванный растущим осознанием конечности отпущенного нам времени и неизбежности личной смерти». Этот кризис ведет к размышлениям и вопросам о смысле жизни, о достигнутом, о том, какой след мы оставили после себя в окружающем нас мире, и может вести к депрессивной настроенности, сопутствующей уходу из активной жизни, ухудшению в собственном здоровье. Эриксон определяет задачу развития личности в пожилом возрасте, как целостность против отчаяния. Он обращает нас к задаче пересмотра событий своей жизни и интеграции их в личную систему ценностей, которая должна наполнить нас ощущением завершенности и удовлетворения. Если эта задача не выполнена, то эмоции, которые связывают нас с этим периодом жизни, ближе всего к отчаянию, когда то, что мы считаем важным и необходимым, не завершено и уже нет времени сделать это. Юнг отмечает, что во вторую половину жизни мужчины в большей мере осознают свою «женскую» половину, а женщины — «мужскую». Другая важная часть личностного развития — непрекращающееся снижение самооценки по мере того, как человек обнаруживает падение своих перспектив на работе, ухудшения в физическом облике, сексуальной привлекательности и должен принять все увеличивающуюся степень зависимости от окружающих. Реальность старения размывает психологическую защиту многих людей, ведя к интенсивному чувству зависти, соперничества, ярости и, как следствие, к одиночеству. Психотерапия может быть особенно эффективной у этих пациентов, помогая им принять изменения, сопутствующие старости, и направляя их внимание на позитивные стороны жизни. 2. Как изменения во взаимоотношениях с окружающими могут стимулировать мировоззренчес Старение и смерть одного из родителей — одно из важнейших событий в жизни. Если родители становятся немощными, роли часто меняются. Это изменение в некоторой степени болезненно для большинства взрослых детей. Психологически дети уже не могут поддерживать свое убеждение в том, что родители могут дать им поддержку. Это может быть особенно трудно, если психологическое отделение от родителей состоялось не полностью, и детские воспоминания о своих родителях остаются амбивалентными. Мысли о смерти сильно обостряются со смертью родителей, и оставшиеся без них дети приходят к заключению, что их поколение уйдет следующим. Изменения во взаимоотношениях с выросшими детьми также могут привести к возрастному кризису у родителей. Классический синдром «пустого гнезда» встречается чаще, если воспитание детей слишком продолжительно и дети дольше остаются с родителями. Некоторые родители отказываются терять свою родительскую роль, видя свою старость и другие сопутствующие ей изменения. Они могут чувствовать зависть к собственным детям, так как видят, что «у них вся жизнь впереди». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|