Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СТАНДАРТ 2: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА




 

Рамочные параметры программы последипломного медицинского образования

Медицинская организация образования должна определить образовательные рамочные параметры на основе установленных конечных результатов обучения по данной программе и квалификации выпускника-резидента, разработать их в соответствии с требуемыми результатами существующего базового медицинского образования и организовать системность и прозрачность обучения.

При описании стандарта ключевые моменты – рамочные параметры ОП, связь с бакалавриатом (интернатурой), связь с конечными результатами обучения, системность ОП, прозрачность при разработке.

КазҰМУ де «Оториноларингология, соның ішінде балалар» күндізгі оқу тәртібі бойынша арнайы мамандандырылған мамандар дайындалады, жоғарғы оқу миссиясының талаптарына сәйкес, жұмыс берушілердің сұраныстарын қанағаттандырады, оқыту уақыты 3 жыл құрайды.

Подготовка слушателя резидентуры по специальности 6R113800 «Оториноларингологэия, в том числе детская» осуществляется с целью обеспечения отрасли здравоохранения РК квалифицированными кадрами в области медицинского обслуживания детского населения и проводится согласно Приказу Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 января 2008 года № 27 «Об утверждении перечней клинических специальностей подготовки в интернатуре и резидентуре». Обучение проводится в соответствии с Государственными стандартами образования (далее – ГОСО 2009 и 2015 гг.), Типовой учебой программой (далее – ТУП, 2010 г.), Инструктивным письмом № 8 «По разработке учебно-методической документации в обучающих организациях РК, осуществляющих подготовку по резидентуре» (2010 г.), Положением о «Резидентуре» (2008 г.), утвержденными уполномоченным органом в области здравоохранения и «Квалификационными характеристиками выпускника резидентуры по специальности: «Оториноларингология» (КазНМУ, Алматы, 2013 г.).

Цель и задачи подготовки резидентов отражены в ГОСО (2009 г. и 2015 г.), ТУП - 2010 г., квалификационных характеристиках выпускника резидентуры по специальности: «Оториноларингология» (2013 г.), образовательной программе по резидентуре (2015 г.) и учебно-методических комплексах дисциплин (УМКД) (Приложения 1, 2).

С 2015 года образовательная деятельность в резидентуре в КазНМУ осуществляется по кредитной технологии в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152 «Об утверждении Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения».

Кафедра при разработке образовательных программ придерживается цели обеспечения непрерывности их содержания, учитывает логику академической взаимосвязи дисциплин, их последовательность и преемственность.

Образовательные программы резидентуры ориентированы на конечный результат обучения в зависимости от уровня и срока подготовки. Компетентностно-ориентированный подход обучения направлен на углубление полученных в бакалавриате и интернатуре знаний и пяти ключевых компетенций: знание, практические, коммуникативные и правовые навыки, непрерывное самосовершенствование.

Для достижения конечных результатов резиденты проходят обучение по базовым дисциплинам, профилирующим дисциплинам обязательного компонента (ОК) и профилирующим смежным дисциплинам и профилирующим дисциплинам компонента по выбору (КВ).

Программа подготовки резидентов содержит: 1) теоретическое обучение, включающее изучение циклов базовых, профилирующих дисциплин и компонента по выбору; 2) клиническую подготовку слушателей резидентуры; 3) промежуточные и итоговую аттестации.

Программы по резидентуре содержат запланированные методы обучения и преподавания, методы оценки для достижения конечного результата обучения. Методы обучения на кафедре направлены на значительный объем самостоятельной работы резидентом согласно ГОСО и квалификационным требованиям (2013 г.). Соотношение аудиторной и самостоятельной работы резидента составляет – 1:3.

Обучение в резидентуре проводится с учетом принципов преемственности с базовым медицинским образованием (бакалавриат, интернатура) и непрерывным медицинским образованием по выбранной специальности. В связи с этим в 2012 г. была создана Высшая медицинская Школа, в состав которой включены Деканат интернатуры и Деканат магистратуры, резидентуры и докторантуры PhD. Выполнив свою задачу по формированию образовательной траектории постдипломного обучения, а так же в целях обеспечения преемственности образования на уровне бакалавриата, интернатуры и резидентуры, с 2014 г. был организован Деканат интернатуры и резидентуры, который передан под курацию Проректора по учебно-воспитательной работе. В его ведение входит Отдел распределения и трудоустройства выпускников, обеспечивающих связь выпускников с работодателями и мониторинг трудоустроенности. Показатель трудоустройства ежегодно повышается и в 2014 г. составляет 96%. Деканат магистратуры, резидентуры и докторантуры PhD в сентябре 2014 г. преобразован в Отдел магистратуры и докторантуры PhD. Соблюдение преемственности в резидентуре осуществляется путем преподавания дисциплин в едином методологическом ключе, с единых методологических позиций и ориентиром конечный результат. Переход на трехуровневую образовательную модель в Казахстане требовало разработки принципиально новых образовательных программ, обеспечения преемственности всех уровней обучения, устранения излишнего дублирования содержания и усиления научной составляющей учебного процесса. Образовательные программы трех уровней строятся с учетом Дублинских дескрипторов. Образовательная программа по направлению оториноларингология направлена на совершенствование знаний и навыков, полученных в бакалавриате. В качестве результатов обучения определены базовые компетенции. Связь между образовательной программой и последующим этапом профессиональной подготовки и дальнейшей практической деятельностью осуществляется через привлечение к разработке и оценке образовательных программ представителей практического здравоохранения. Оценка учебных программ проводится путем рецензирования содержания программ представителями практического здравоохранения.

Организация обучения резидентов определена в УМКД, силлабусе дисциплины с указанием объема в кредитах и часах, продолжительности изучения в неделях, сроков сдачи заданий по СРР и выполнению заданий по СРРП и т.д., имеется полное методическое обеспечение лекций и семинаров, тестовые вопросы и ситуационные задачи, экзаменационные билеты и тестовые вопросы.

По каждому проводимому циклу имеется вся необходимая документация: расписание занятий, журнал успеваемости и посещаемости, индивидуальные планы работ резидентов.

Освоение дисциплины осуществляется через теоретический и практический курс обучения.

Теоретическое обучение проводится путем лекций, семинаров, которые обеспечивают качественное усвоение информации по наиболее актуальным проблемам оториноларингологии. Для успешного освоения образовательных программ используются в учебном процессе инновационные методы обучения в форме деловых и ролевых игр, имитационных тренингов, дискуссии, метод мозгового штурма, ситуационные игры, оформления слайд-шоу с применением интерактивных досок, мультимедийных проекторов, электронных учебников и т.д.

Помимо лекций, семинаров, конференций и практических занятий по специальности в теоретическую подготовку входят вопросы общественного здравоохранения, доказательной медицины, статистического анализ в здравоохранении, менеджмента научных исследований.

Практический курс обучения базируется на клинической работе во 2-м ЛОР-отделении ГКБ №5. Обязательным компонентом практической подготовки специалиста заключается в непосредственной работе с пациентами: курация пациентов в соответствии с учебным планом и программой. Одним из важных разделов практической подготовки резидента на кафедре участие резидентов в проведении клинических разборов трудных клинических случаев (ежедневные текущие обсуждения, консилиумы), хирургических оперативных вмешательствах различной степени сложности, участие в работе клинических, патологоанатомических конференций. В ходе клинической работы резидент осваивает необходимую для работы документацию, в соответствии с приказами и инструкциями МЗ РК (клинические протоколы и национальные руководства, приказы). Рациональным представляется обучение в виде ротации резидентов по основным подразделениям клинической базы кафедры в соответствии с индивидуальными планами резидентов и степени сложности практических навыков.

Самостоятельная работа реализуется в двух формах – самостоятельная работа резидента под руководством преподавателя (СРРП) и самостоятельная работа резидента (СРР). Объем самостоятельной работы по каждой учебной дисциплине определен в силлабусе специальности. СРР включает все формы организации – это и освоение теоретического материала по определенному перечню тем на самостоятельное изучение, тесты решение ситуационных задач, применение полученных знаний для анализа ситуации и принятия решений, формирования собственной позиции при работе с пациентами. На кафедре уделяется большое внимание самостоятельной работе резидента во внеучебное время в виде обязательных 4-х дежурств в месяц на клинических базах, участие во внутрибольничных и патологоанатомических конференциях, научных и практических конференциях, а также изучение дополнительной литературы в библиотеке и интернете. Каждому обучающемуся предоставлен доступ к информационно-образовательной среде КазНМУ, максимально созданы благоприятные условия для овладения знаниями, развития и проявления творческой индивидуальности.

Важным аспектом в дальнейшем совершенствовании профессиональной подготовки является вовлечение резидентов в научно – аналитическую работу, реализация итогов которой осуществляется в виде научных публикаций в изданиях различного уровня (Научно-практический журнал «Вестник КазНМУ», журнал «Практический врач», журнал «Медицина» и т.п.), участия в научно-практических конференциях (Республиканская межвузовская научно-практическая конференция; «Защита врача. Правовые основы и проблемы реализации», КазНМУ; Международная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Интерграция студенческой науки в международное пространство», КазНМУ; и т.д.).

Общедоступность содержания образовательных программ обеспечивается размещением на сайте университета ГОСО, ТУПов, РУПов, УМКД, наличием в библиотеке и раздачей резидентам на руки УМКД, силлабусов, КЭД. Информатизация образовательного процесса также реализуется через развитие АИС-КазНМУ, которая позволяет обучающимся дистанционно получать доступ к учебно-методическим материалам, контрольно-измерительным средствам, расписанию занятий, производить выбор преподавателей и элективных дисциплин.

Медицинская организация образования должна обеспечить соответствие содержания программы резидентуры требованиям ГОСО РК и обеспечивать широту подготовки специалистов в соответствии с наименованием программы и необходимую глубину подготовки в области, определяемой специальностью.

ТУП (2010) и Образовательная программа (2015) по специальности «Оториноларингология, в том числе детская», разработаны на основании ГОСО (2009 и 2015 гг.) и содержат полный перечень учебных дисциплин, сгруппированных в циклы базовых (БД), профилирующих дисциплин (ПД), как по обязательным, так и компонент по выбору, с указанием трудоемкости каждой учебной дисциплины в кредитах и академических часах.

В соответствии с ГОСО специальности, типовыми учебными планами отделом планирования и контроля учебного процесса (ОПиКУП) разрабатываются рабочие учебные планы (РУП) на весь период обучения. Ежегодно с учетом допустимого изменения за счет вузовского компонента РУПы пересматриваются и утверждаются Методическим и Ученым советом Университета.

Комитетом образовательных программ (КОП) по хирургии и Методическим советом Университета рассмотрены и утверждены структура, формы разработки образовательной программы и силлабусов, в которых указываются: код дисциплины, наименование дисциплины, распределение по семестрам, объем в часах и кредитах, распределение по видам работ: лекции, семинарские, СРРП, СРР; распределение этих видов работ по семестрам.

В соответствии с ГОСО 2009 РК в учебных планах выдерживается соотношение объема дисциплин циклов:

· объем БДО – 8,6% (594 часов), который состоит из обязательного компонента (594 часа).

· объем ПДО составляют 86,0% (5940 часов). Из них 5346 часов – дисциплины обязательного компонента и 378 часов – компонент по выбору.

В соответствии с ГОСО 2015 РК в учебных планах выдерживается соотношение объема дисциплин циклов:

· БДО - составляет 6,2% от общего объема или 8 кредита;

· ПДО – 86,2% от общего объема дисциплин типового учебного плана или 112 кредита,

· ПДВ – 7,6% от общего объема дисциплин или 10 кредитов отводится на дисциплины компонента по выбору.

Образовательная программа предусматривает последовательное изучение дисциплин.

Цикл базовых дисциплин направлен на формирование и понимание научных концепций и методов в области базовых биомедицинских наук, являющихся основополагающими для приобретения клинических научных знаний и применения их в практической деятельности.

Цикл профилирующих дисциплин направлен на формирование клинических знаний и навыков, необходимых для решения ключевых задач в профессиональной деятельности специалиста медицинского профиля, эффективного взаимодействия с пациентами и другими специалистами системы здравоохранения при оказании медицинской помощи населению, развитие клинического мышления, формирование навыков принятия решений, основанных на принципах доказательной медицины. Необходимым условием для обеспечения образовательного процесса по клиническим дисциплинам является наличие соответствующей клинической базы.

На основании типовой и образовательной программ по всем дисциплинам специальности разработаны учебно-методические комплексы дисциплин (УМКД), включающие: силлабусы, лекционный комплекс; контрольно-измерительные средства; карту учебно-методической обеспеченности дисциплины; формы отчетной документации. Учебно-методический комплекс дисциплины адаптирован к Модели медицинского образования КазНМУ и кредитной системе обучения, обсуждены на заседании кафедры, рассмотрены на заседании КОП, Методическом совете университета и утверждены проректором по учебно-воспитательной работе.

На основе действующих ГСО 2009 и ГОСО 2015 по специальности ежегодно разрабатываются и издаются Каталоги элективных дисциплин (КЭД) по каждому направлению подготовки внутри специальности. Утвержденный КЭД размещен в АИС – КазНМУ.

Резиденты формируют свою индивидуальную образовательную траекторию путем выбора элективных дисциплин в соответствии с выбранным направлением подготовки, что является отражением индивидуализации обучения. Помощь резидентам в формировании индивидуальной траектории оказывают кураторы, которые назначаются из числа преподавателей кафедр. Таким образом, реализуется системный компетентностный подход в подготовке специалистов различных направлений в рамках образовательной программы.

Медицинская организация образования должна использовать ориентированную на практику подготовку обеспечивая личное участие резидентов в оказания медицинской помощи и ответственности по уходу за пациентами.

Образовательные программы в резидентуре направлены на усиление практической подготовки врачей оториноларингологов.

Цикл профилирующих дисциплин по специальности направлен на совершенствование клинических зананий и навыков, необходимых для решения ключевых задач в профессиональной деятельности, эффективного взаимодействия с пациентами и другими специалистами системы здравоохранения при оказании медицинской помощи; развитие клинического мышления, формирования навыков принятия решений, основанных на принципах доказательной медицины. Компетенции резидента и перечень практических навыков отражены в ГОСО (2009, 2015), квалификационных характеристиках выпускника резидента (2013) согласно Модели профессиональной компетентности выпускника КазНМУ (Решение Ученого совета от 24.11.2009).

ГСО 2009 ж. сәйкес оториноларингология мамандығы бойынша резиденттерді оқыту бағдарламасы мамандық бойынша негізгі пәдерді қамтиды:

 

Амбулаторлы-емханалық ересектер оториноларингологиясы

Стационардағы ересектер оториноларингологиясы - 1

Стационардағы ересектер оториноларингологиясы - 2

Стационардағы ересектер оториноларингологиясы - 3

Амбулаторлы-емханалық балалар оториноларингологиясы

Стационардағы балалар отриноларингологиясы -1

Стационардағы балалар отриноларингологиясы -2

Стационардағы балалар отриноларингологиясы -3

Оториноларингологиядағы сәулелі диагностика

Анестезиология және реанимация

Сурдология

 

Резиденттерді оқыту аудториялық және өзіндік жұмыстар клиникалық базаларда олардың емдеу диагностикалық үрдісте өздерінің жеке қатысуымен жүреді.

Резиденттердің өз бетімен медициналық көмек көрсету қабілеттерін арттыру мақсатында оториноларингология кафедрасы Алматы қаласында 5 клиникалық базалары бар. (стандарт 6.2): кафедраның негізгі оқу-клиникалық базасы болып № 5-ші қалалық клиникалық аурухана болып саналады сонымен қатар ОКЦ, Ішкі аурулар клиникасы, ЖШС «САТР», №12 ҚБЕ. № 5 ҚКА 5 оқу бөлмелері және кафедра меңгерушісінің бөлмесі орналасқан. Сабақ өтетін бөлмелер муляждармен кестелермен жабдықталған. Студенттермен практикалық сабақ № 5 ҚКА-ның көлемі 45 төсектік 2-ші ЛОР бөлімшесінде, қабылдау бөлімшеде, аудиометриялық бөлмеде, операциялық блокта және тану бөлмелерінде өтеді.

В силлабусах по каждой дисциплине отражена «Политика кафедры», которая определяет требования к поведению резидента, как на территории кафедры, так и на клинической базе. Ежегодно на первом занятии преподаватели знакомят резидентов с данным документом, проводят разъяснительную работу с раздачей электронного варианта.

Практическая подготовка осуществляется путем ежедневного личного участия молодого специалиста в медицинской деятельности: курация больных, участие в оперативных вмешательствах, участие в консультации тяжелых больных, дежурство на клинических базах, освоение практических навыков, предусмотренных программой обучения, работа по пропаганде здорового образа жизни.

Таким образом, благодаря возможности работы в клиниках и самостоятельно заниматься лечебной работой, у резидентов повышается ответственность перед пациентом и коллегами.

Медицинская организация должна использовать соответствующие методы преподавания и обучения и гарантировать интеграцию компонентов по практике и теории, которые включают дидактические занятия и опыт по оказанию помощи пациенту также самостоятельное и активное обучение

Для совершенствования образовательного процесса: от передачи знаний к формированию профессиональных компетенций, кафедры, реализующие ОП резидентуры, применяют различные методы обучения, используемые для формирования определенной компетенции. При этом наряду с традиционными (пассивными) методами, активно внедряются инновационные методы обучения, носящие практико-ориентированный характер. Анализ методик обучения, экспертиза качества образовательных программ проводится регулярно кафедрой и профильным комитетом образовательных программ (КОП), путем взаимопосещения занятий, проведением открытых занятий, их обсуждением на заседаниях кафедр, участием ППС в научно-методических семинарах, конференциях.

Методы обучения резидентов по оториноларингологии включают:

1) пассивные методы теоретического обучения: лекции, семинары, научно-исследовательские работы, устные презентации, видеоконференции,

2) интерактивные методы теоретического обучения: кейс-стади, проблемно-ориентированное обучение (PBL); обучение, основанное на случае (CBL), командно-ориентированное обучение (TBL); обучение, основанное на симуляционных технологиях, ролевые игры, метод «мозгового штурма», метод групповой дискуссии, портфолио, комбинированный опрос, метод обучения в малых группах, симуляционные технологии, презентации, практическое занятие через научное исследование.

На практических занятиях широко используются методы активного обучения: «Кейс-стади», «Деловая игра», «Мозгового штурма», «дисскуссии», «Метод инцидента», «Метод разрешения проблемы».

На кафедре оториноларингологии внедрены в учебный процесс инновационные методы обучения (3 акта внедрения) по интерактивным методам преподавания: 1. «Деловая игра» по теме «Отогенные внутричерепные осложнения: абсцессы мозга, менингит, тромбоз сигмовидного синуса» для резидентов 2-го года обучения, интернов-хирургов 1-го года обучения, студентов 3 курса стоматологического факультета. 2. командный метод + «Кейс-стади» по теме «Заболевания носа и околоносовых пазух» и 3.«Практическое занятие через научное исследование по теме «Хронические заболевания околоносовых пазух. Риносинусогенные орбитальные и внутричерепные осложнения. Связь с заболеваниями зубов».

3) клиническое обучение (практические навыки): ведение оториноларингологических больных, дежурства по клинике, участие в клинических разборах сложных случаев и обходов профессоров и доцентов, в оперативных вмешательствах различной сложности, с последующим отчетом на утренних конференциях, подготовка отчета о деятельности отделений, организация и участие в тренингах с врачами практического здравоохранения, обучение в симуляционном Центре практических навыков им. К.Кожаханова, оснащенный интерактивными компьютерными манекенами.

Результаты НИР на кафедре оториноларингологии, внедренные в практическое здравоохранение

1. "Техника тимпанопластики с использованием аутопротеза из наковальни";

2. "Техника септопластики и редрессации носовой перегородки с использованием полупроникающего разреза";

3. «Ушивание отверстия после бесканюльной трахеостомии».

Оснащение клинических баз позволяет эффективно реализовывать активные методы обучения (разбор клинических случаев, ведение медицинской документации, экспертиза качества оказания медицинской помощи, ведение пациентов, обучение в клинике с участием реального пацента, обучение в условиях первичной медико-санитарной помощи, посещение врачебных конференции, консилиумов, преподавание с использованием web – технологий); обучение через исследование (участие в НСК).

Для широкого использования ППС интерактивных и активных методов обучения и преподавания в университете в 2011 г. создана Школа педагогического матерства им.Х.С.Насыбуллиной, где преподаватели обучаются данным методам. За 5 лет в Школе обучено 6 сотрудников кафедры. В рамках ежегодной Зимней Школы Департаментом по учебно-методической работе (ДУМР), также организовываются обучающие семинары по развитию педагогических компетенций ППС КазНМУ, по вопросам организации учебного процесса, учебно-методической, воспитательной и клинической работы. За период 2011-2015 года гг. по вопросам тестологии прошли обучение 2 сотрудника кафедры.

Таким образом, методы преподавания и обучения соответствуют содержанию и конечным результатам обучения, способствуют активному обучению и личному участию резидентов в оказании медиицинской помощи, развивают способности брать на себя ответственность за свой процесс обучения и определять свои потребности, способствовать обучению студентов на протяжении всей жизни.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных