Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 1.1. Предпосылки конфликтологических идей




 

Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления и длительное время не были объектом научного ис­следования, хотя отдельные гениальные мысли о них имеются в самых древних источниках, дошедших до нас. Со временем менялись условия жизни, видоизме­нялись и конфликты. Не оставалось неизменным и отношение к ним общественной мысли. Античная эпоха оставила нам детальное описание войн и первые оценки конфликтов подобного рода. В Средние века и в Новое время были предприняты попытки осмыслить сущность этого явления. Целая плеяда мыслителей-гумани­стов высказывала свои представления о конфликтах, пагубности их роли в разви­тии человечества, об устранении войны из жизни общества и установлении вечно­го мира.

Проблему отношения к миру и войне, согласию и насилию не могли не ставить различные религиозные учения. Вопрос об отношении христианства к проблеме насилия сложен, а в некоторых аспектах неразрешим, поскольку в различных христианских культах позиции по данному вопросу оказывались противополож­ными. Ислам, при всей своей опоре на концепцию многовариантности мирового устройства, которая обусловлена всемогущей волей Аллаха, также не исключает насилия, в том числе и между единоверцами. Наиболее последовательными в оцен­ке силовых и ненасильственных средств в мировоззрении и политике являются буддизм и индуизм. Основывающиеся на всеобщей любви людей, они не прием­лют насилие, особенно войну, в то же время здесь стирается противопоставление добра и зла.

Конфликт как явление, играющее ключевую роль в жизни человека и общества, во все времена находил свое место в художественно-образных формах отражения действительности. Литература, живопись, скульптура, музыка, танец, кино, театр и другие виды искусства всегда отражали конфликты с помощью соответствующих художественных средств, влияли на формирование отношения к ним у зрителей, читателей, слушателей. С момента своего появления искусство стало служить мощ­ным фактором духовно-практического освоения людьми конфликтов, влиять на их определение своего поведения. Художественное осмысление реальности не про­тивостоит, а дополняет, усиливает и облегчает научный анализ проблемы кон­фликтов. Очевидно, что использование искусства, литературы, средств массовой информации является одним из весьма перспективных направлений повышения конфликтологической культуры российского общества. Включение данной про­блематики в сферу интересов конфликтологии намного повышает практические возможности науки по изучению и регулированию, прежде всего, социальных кон­фликтов.

Еще одним из важных источников конфликтологических идей являются прак­тические знания. Практические конфликтологические знания содержатся в инди­видуальном житейском опыте каждого человека. Именно они, как правило, опре­деляют, какую стратегию поведения выберет человек в конкретном конфликте. Эти знания представляют собой накапливаемые в процессе жизни опытным путем и частично передаваемые от поколения к поколению сведения о принципах, спо­собах и приемах поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Инди­видуальный и коллективный жизненный опыт, дающий рецепты оптимального поведения в конфликтах, безусловно должен быть объектом изучения конфликто­логической науки.

Раскроем основные направления в зарубежной и отечественной конфликтологии.

Рис. 1.1.1. Основные направления развития западной конфликтологии (по А. И. Шипилову)

 

Зарубежная психологияимеет значительные традиции в изучении внутриличностных и социальных конфликтов. Можно условно выделить два этапа в истории изучения конфликтов: начало XX в. - 1950-е гг. (конфликт рассматривался как составная часть более широких концепций) и конец 1950-x гг. - настоящее время (непосредственное исследование конфликта как такового).

Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине XX в. выделяются:

· психоаналитическое (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);

· социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.);

· этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);

· теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);

· фрустрационно-агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер);

· поведенческое (А. Басс, А. Бандура, Р. Сирс);

· социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич);

· интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).

 

Современныеподходы:

· теоретико-игровой (М. Дойч);

· теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);

· теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер,
У. Юри).

 

В истории изучения конфликта в западной социологиивыделяются три этапа:

· вторая половина XIX в. - социал-дарвинизм (Г. Спенсер и др.), описавший проявления социальной борьбы при столкновении интересов, унаследован­ных норм и новых идей, привлекшие внимание к проблеме конфликта, и тео­рия Маркса, где классовый конфликт рассматривался без теоретического ана­лиза его разнообразных поведенческих форм;

· первая половина XX в. - функциональная теория конфликта (Г. Зиммель) и структурный функционализм (Т. Парсонс), ставивший задачу найти эф­фективные методики разрешения конфликтных ситуаций в организациях, на производстве. При этом конфликты оценивались как негативные процес­сы, сдерживающие развитие общества;

· вторая половина XX в. - теория позитивно-функционального конфликта (Л. Козер), конфликтная модель общества (Р. Дарендорф), общая теория конфликта (К. Боулдинг), рассматривавшая конфликт в виде всеобщей ка­тегории, присущей всему живому и неживому миру, служащей базой для анализа любых процессов.

В отличие от психологии и социологии, где концепции конфликта стали уже классическими, в политологиисобственно конфликтологические теории выделить сложно. Правомернее говорить о взглядах политологов на роль конфликтов в об­ществе, управление политическими конфликтами.

Политологические исследования конфликта связаны с направлениями:

· теории политических групп (В. Парето и Г. Моска, Ж. Сорель, Ф. Оппенгеймер, А. Бентли);

· теории политической стабильности (Дж. Блондел, Д. Истон, С. Липсет, Д. Сан­дерс);

· этнополитические теории (И. Гектер, Т. Нейрн, Дж. Ротшильд).

 

Как отмечает Б. И. Хасан, в традиции культурно-исторической психологии кон­фликт занимает достаточно весомое место, но не является предметом исследования.

Можно выделить три основания, по которым этот термин исполь­зуется в культурно-исторической концепции.

Конфликт как диагностическая ситуация - в этом контексте он используется не в качестве привычного в психологии понятия, применяемого для выявления особенностей и закономерностей, а как понятие, позволяющее фиксировать опре­деленные достижения. В ситуациях, представленных в виде столкновения так на­зываемых натуральной и культурной форм поведения ребенка, видны возможно­сти его обращения к противоречивым способам поведения.

Конфликт как диагностический и формирующий приемрассматривает конст­руктивную и продуктивную функцию как само собой разумеющееся педагогиче­ское и психологическое построение, указывается необходимость конфликта для успешности учения.

Конфликт как механизм развития - позитивный смысл состоит в раскрытии для ребенка его собственных возможностей. Как только сложившиеся формы по­ведения перестают соответствовать связке «потребности и мотивы - конкретный объект», так сразу же появляются детские конфликты, для решения которых ис­пользуются новые специфические детские способы.

Б.И. Хасан делает ряд выводов, существенных для понимания конфликта и его инструментальных функций в культурно-историческои концепции.

· Конфликт представлен в виде противоречий возраста (Л.С. Выготский) или в виде реальных противоречий учения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). И в том и в другом случае противоречия рассматриваются как движущие силы в столкновении натуральной и культурной форм поведения ребенка.

· Отношение к конфликту строится как искусственное, то есть его необходимо проектировать, инициировать и разрешать для решения задач развития.

· Предметом конфликта в культурно-исторической концепции является разрыв (пустота) в виде противопоставленности натуральной и культурной форм по­ведения.

· Природа конфликта позитивна, то есть конфликт является продуктивной основой культурного развития, особенно в детском возрасте.

· Культурно-историческая концепция изучает внутренние конфликты, име­ющие внешний конфликт своей генетически исходной формой при неопре­деленности самого понятия (структурных и динамических характеристик) конфликта.

· Феноменально конфликт представлен как противоречивость в одном поведе­нии способов его организации.

· Урегулирование и разрешение конфликта происходят за счет овладения поведением и построения его на новом уровне (Л.С. Выготский).

 

В истории отечественной конфликтологии можно выделить три периода развития:

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных