Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 1.2. Объект и предмет конфликтологии




 

В настоящее время можно выделить весомый вклад в изучение проблемы шестнадцати частных конфликтологических наук. Естественно, что речь идет о той части каждой из наук, которая имеет в общем для этих наук объекте свой пред­мет - «социология конфликта», «психология конфликта» и т.п.

Одна из проблем формального и содержательного развития конфликтологии как науки - это проблема выстраивания ее функций, то есть получение ответа на во­прос о том, что связывает ее с социумом, стоящими перед ним проблемами, на­сколько эта связь сложна и всеобъемлюща.

Само понятие функция (от лат. function - совершение, исполнение) представ­ляет собой отношение объектов, в котором изменению состояния и свойств одно­го из них соответствует изменение другого или других. Функция может рассмат­риваться с точки зрения взаимосвязи объектов, явлений в границах целостного образования (строения, функционирования). При системном подходе понятие «функция» используется для определения направленного, избирательного воз­действия, на основе которого устанавливаются связи между объектами, явления­ми, их частями и свойствами.

Говоря о функциях конфликтологии, определенный ответ можно найти в самой методологии науки. Философский анализ функций науки в целом позволил выде­лить к сегодняшнему дню в качестве ключевых - описание, объяснение, предви­дение и понимание. Безусловно, что каждая отдельная наука, конкретизируя эти положения, формирует свой блок функций, позволяющих решать проблемы тео­ретического и прикладного характера.

Определение функций конфликтологии позволяет во многом определить ее место среди других наук, ее значение для развития знания о человеческом обществе, ее практический потенциал.

В современных источниках, отражающих взгляды представителей различных направлений, можно найти достаточно широкий спектр подходов. К функциям конфликтологии чаще всего относят следующие: мировоззренческую, познавательную, гуманистическую, прогностическую, управленческую, прикладную, инструментальную, просветительскую и др. С одной стороны, все они отражают представление о функциях, выполняемых конфликтологией, с другой - часто сужают их до част­ных задач.

В связи с этим вполне логичным будет выделение базовых функций конфликтологии, которые определяются основными сферами ее взаимосвязи с окружающим миром. К ним отнесем:

· познавательную функцию, в рамках которой реализуется познание одной из форм социального взаимодействия, а именно сущности социального кон­фликта, выстраивается своя понятийная система, развиваются возможности получения информации и ее анализа;

· прогностическую функцию, позволяющую формировать на основе сущест­вующих представлений научно обоснованные прогнозы о тенденциях разви­тия социальных противоречий и вероятных изменениях, связанных с управ­лением социальными конфликтами;

· прикладную функцию, которая обеспечивает применение разработанных форм и методов управления конфликтным взаимодействием;

· просветительскую функцию, расширяющую представления о социальном конфликте, управлении им и возможностях социального взаимодействия в решении возникающих противоречий.

 

Возможность связать в систему исследования конфликта, которые ведутся в рам­ках психологии, социологии, правоведения, искусствоведения, истории, матема­тики, педагогики, политологии, социобиологии, философии, военных и других наук (например, в психиатрии и экономике), базируется на том, что в основе любого конфликта лежит противоречие, играющее системообразующую роль как для раз­личных видов конфликта, так и для различных уровней их изучения. Ее создание крайне необходимо, поскольку люди, органы управления, различные организации имеют дело с целостными реальными конфликтами, а не с отдельными их психо­логическими, правовыми, философскими, социологическими и другими аспектами и последствия их носят чаще всего деструктивный характер.

Эти соображения обосновывают необходимость выделения самостоятельной науки - конфликтологии.

Конфликтология - наука о закономерностях возникновения, развития, завер­шения конфликтов, а также о принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования.

Объектом конфликтологии являются конфликты в целом.

Конфликтологию, по всей видимости, должны интересовать два типа конфлик­тов: с участием человека (внутриличностные и социальные) и зооконфликты.

Центральным объектом конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром - межличностные.

Исследование межличностных конфликтов, менее сложных среди других соци­альных конфликтов, может вскрыть основные причины конфликтного взаимодей­ствия, изучить процессы, которые происходят в психике и предшествуют кон­фликтному поведению человека, дать возможность прогнозировать последствия.

Предметом конфликтологии являются общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов, а также принципы, способы и приемы управ­ления ими.

Ядро предмета конфликтологии формулируется в понятийной схеме описания конфликтов.

Здесь важно выделить имеющиеся на сегодня толкования термина «понятие». Анализ различных словарных источников позволяет сделать вывод, что наиболее приемлемым в данной ситуации является его философское понимание как формы мышления, отражающей существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений путем выделения общего и отвлечения от частного.

Само слово «конфликт» пришло из латыни и означает столкновение сторон, мнений, сил. С течением времени исследователи стремились дополнить первона­чальную характеристику. Например:

Л. Козер: конфликт есть один из видов социального взаимодействия, «борьба за цен­ности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрали­зуют, наносят ущерб или устраняют своих соперников».

А. Здравомыслов: важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, … форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального дей­ствия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Д. Майерс: конфликт - воспринимаемая несовместимость действий или целей.

Перечисленные примеры - только малая часть различных подходов к опреде­лению того, чем является конфликт. Неоднократные попытки выявления общих подходов позволяют выделить следующие признаки конфликта:

· предельный случай обострения социальных противоречий;

· форма отношений между субъектами социального действия по поводу разре­шения острых противоречий;

· поведенческий антагонизм;

· открытая борьба социальных субъектов, способ взаимодействия;

· воспринимаемая несовместимость действий или целей и др.

Противоречия и противодействие так или иначе проходят через все варианты определений. Учитывая многообразие наук, вносящих вклад в изучение этих про­блем, в наиболее общем виде конфликт можно определить как способ развития и завершения противоречий.

Рассматривая его в системе социального взаимодействия, требуется указать на сознательный характер совершаемых действий, на восприятие противоречий субъ­ектами конфликта и самой ситуации в целом.

В таком случае социальный конфликт можно определить как наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов кон­фликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к дру­гу. Следуя ему, противоречие, оставаясь главным движущим элементом, должно приобрести в восприятии оппонентов именно высокозначимый характер, чтобы стороны перешли к такому способу, как противодействие (в общении, поведении, деятельности), при том, что иные способы исчерпали себя или не могут быть реа­лизованы. Переживаемые негативные эмоции становятся связующим элементом, отражением отношения субъектов к проблеме, оппоненту, ситуации и характеру взаимодействия.

Системный подход к исследованию конфликта, позволяющий объединить усилия специалистов, изучающих его, предполагает выход на определение универсальной для различных наук понятийной схемы описания конфликтного взаимодействия.

Разработка собственного развернутого понятийно-категориального аппарата яв­ляется, наверное, одной из важнейших задач развития современной конфликтоло­гической теории и практики.

Развитие общей и частных теорий конфликта выражается главным образом в рас­ширении и углублении понятийных схем описания этого явления, в переходах от одних понятий к другим, фиксирующим более глубокую сущность конфликта, а так­же ранее не изученные его стороны.

В сущности, задача заключается в формировании системы общих категорий опи­сания конфликта. При этом принципиальным становится понимание настоятель­ной необходимости выделения оснований для определения понятий в качестве необходимых и достаточных, с учетом потребностей и специфики различных на­учных направлений. На сегодняшний день в каждой из отраслей конфликтологии разработаны и развиваются свои понятийные схемы описания конфликта. Их ка­чество определяется временем и интенсивностью исследования конфликта в той или иной науке. Однако развитие конфликтологии как самостоятельной дисцип­лины требует формирования общих представлений с возможностью последующе­го уточнения с учетом специфических задач.

Таким образом, для всех наук, изучающих конфликт, можно предложить сле­дующий вариант понятийно-категориальной схемы его описания. Она включает одиннадцать основных категориальных групп: сущность; классификация; струк­тура; функции; динамика; эволюция; генезис; системно-информационное описание; предупреждение; завершение конфликта; диагностика и исследование.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных