Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 1.4. Системная концепция конфликтов




 

Конфликты относятся к тому классу явлений, для исследований которых разрабо­тан системный подход.

Системный подход - направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Он ориен­тирует конфликтолога на раскрытие целостности конфликта как явления, на поиск в нем основных многообразных типов связей и сведение их в единую теоретиче­скую картину, разносторонне и глубоко отражающую реальные конфликты.

Научное знание и средства его достижения существуют в виде высокооргани­зованных систем. Именно такие системы являются основными формообразова­ниями в мире науки. Само понятие система (от греч. - «целое», «составленное из частей», «соединение») обозначает целое, составленное из элементов, находящих­ся в отношениях и связях друг с другом, и образующее определенную целостность, единство.

В современном научном знании к принципам системного подхода, как правило, относят: целостность (принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств ее элементов и наоборот; зависимость каждого элемента от места в системе; сохранение устойчивости), структурность (возможность описания системы через ее структуру, то есть связи и отношения элементов; обусловленность поведения системы свойствами исследуемой, а не отдельных элементов), взаимозависимость системы и среды (проявляет свойства в процессе взаимодействия со средой, явля­ется ведущим компонентом взаимодействия), иерархичность и многоуровневость (каждая система представляется как компонент более широкой и в то же время со своими ранжированными уровнями системой).

Системный подход включает различные средства изучения сложноорганизованных разнородных объектов действительности, каким и является конфликт, и под­разумевает, в первую очередь, возможность множественности их описания. В со­ответствии с данным подходом конфликт, будучи сложной системой, сам по себе находится в «разнопорядковых системах», поэтому о его появлении, развитии, завершении имеет смысл говорить как о полисистемном процессе.

Кроме того, объяснить, а тем более регулировать конфликты без использования системного подхода весьма затруднительно. В связи с этим ясна необходимость формирования на основе имеющегося научного знания системной концепции кон­фликтов, которая способна не только заложить основы исследования всей системы конфликтного взаимодействия, но и объединить имеющиеся в разных науках на­работки по этой проблеме, а значит, помочь конфликтологии окончательно выйти на междисциплинарный уровень.

Известно четыре основных вида системного анализа:

· системно-структурный;

· системно-функциональный;

· системно-генетический;

· системно-информационный.

Виды системного анализа перечислены в порядке возрастания сложности.

В инте­ресах исследования конфликтов разработаны еще три вида системного анализа:

· системно-содержательный;

· системно-ситуационный;

· междисциплинарный.

 

Рис. 1.4.1. Структура системной концепции конфликтов

 

Результаты системно-структурного анализа позволяют выявить всю совокуп­ность элементов, из которых состоит конфликт. Он характеризует статическую составляющую конфликта. Системно-структурный анализ проводится на четырех основных уровнях в следующей последовательности.

· Во-первых, вскрывается система элементов, составляющих конфликт. Она состоит из двух подсистем: объективной и субъективной.

· Во-вторых, определяется структура основных элементов конфликта, по­скольку знание этих подструктур облегчает понимание конфликта. Кроме того, на этом уровне возможен еще более глубокий анализ, если в этом есть необходимость.

· В-третьих, определяется полная структура надсистем, элементом которых является исследуемый конфликт.

· В-четвертых, выявляются существенные элементы, находящиеся вне надсистемы, с которыми конфликт находится во взаимосвязи.

Результаты системно-функционального анализа заключаются в демонстрации всех существенных взаимосвязей между элементами, определенными в резуль­тате системно-структурного анализа. Он характеризует динамическую состав­ляющую конфликта. Внешние функции конфликтов могут быть деструктивными и конструктивными. Конфликт, как правило, конструктивен.

Результаты системно-генетического анализа позволяют оценивать основные направления и движущие силы эволюции и динамики конфликтов, причинно-след­ственные связи между структурными элементами конфликта, фиксировать фак­торы объективного и субъективного характера, выстраивать иерархию указанных элементов. Таким образом, значение этого вида анализа в рамках системной кон­цепции конфликта достаточно велико.

Результаты системно-информационного анализа конфликтов позволяют по-новому оценить значение информации как в оценке наших представлений о кон­фликте, так и в работе с конфликтами. Люди ведут себя в конфликте исходя из своего информационного представления о нем, которое часто отличается от реаль­ности, причем существенно. Само воздействие на конфликт при его регулировании носит главным образом информационный характер.

Все это требует точной оценки информационного пространства конфликта со стороны как возникновения, так и движения информации по различным уровням всей системы конфликтного взаимодействия.

Результаты системно-ситуационного анализа конфликтов позволяют конфликтологам всесторонне представить само изучаемое явление и его основные элементы. В свою очередь, это требует одинаково внимательного отношения к кон­фликту как к системе элементов и к самим элементам, составляющим данную сис­тему, особенно с учетом их взаимовлияния, перспективных отечественных науч­ных методов эмпирического исследования конфликтов.

Значительный объем задач системно-ситуационного анализа решается с помо­щью ретроспективного анализа: создается «банк» конфликтных ситуаций, кото­рый позволяет, применяя методы математической статистики, выявить ряд зави­симостей, тенденций и закономерностей развития конфликта.

Системно-ситуационный анализ может быть успешно применен в интересах изу­чения конфликтов любого уровня, начиная от внутриличностных и заканчивая международными.

Результаты системно-содержательного анализа конфликтов обеспечат сис­темной концепции прочность за счет выработки общего подхода к системе понятий и категорий, описывающих конфликты в рамках 16 активно его изучающих наук. Этот фактор оказал бы серьезное влияние и на формирование конфликтологии как самостоятельной области знаний. Анализ публикаций во всех отраслях конфлик­тологии, собственные исследования авторов позволили предложить следующий вариант общей понятийно-категориальной схемы описания конфликтов: сущ­ность, классификация, структура, функции, динамика, эволюция, генезис, инфор­мация в конфликте, предупреждение, завершение, исследование и диагностика.

Важной частью системной концепции конфликтов являются требования, выте­кающие из междисциплинарного подхода к исследованию и регулированию кон­фликтного взаимодействия. Они ориентируют на то, чтобы при изучении кон­фликтов специалист не ограничивался, как это часто бывает, рамками одной-двух наук. Конфликтолог должен хорошо знать теорию и практику исследования кон­фликтов в трех основных отраслях конфликтологии: психологии, социологии и по­литологии конфликта. Кроме того, он должен иметь четкие представления об ос­новных результатах изучения конфликтов в исторических и юридических науках, социобиологии, педагогике и философии. Добавит профессионализма и умение ори­ентироваться в материалах остальных отраслей конфликтологии.

Регулирование любых конфликтов также необходимо проводить, опираясь на принцип междисциплинарности. Группы специалистов, разрабатывающих и реа­лизующих решения по урегулированию конфликтов, должны быть укомплектова­ны учеными, представляющими, как минимум, пять разных отраслей конфликто­логии.

Общая классификация конфликтов является одним из центральных элементов системной концепции. Она дает полную систему типов и видов конфликтов, вы­ступающих объектом исследования конфликтологии. Без изучения зооконфликтов нам никогда не объяснить все движущие силы убийств, совершаемых с особой жестокостью, конфликты, подобные чеченскому, и т.п. Основным препятствием в понимании важности изучения зооконфликтов является выраженный обыден­ный и научный антропоцентризм, присущий большинству людей.

Система принципов изучения конфликтов включает восемь общенаучных прин­ципов и шесть принципов конфликтологии.

К общенаучным относятся принципы:

1. развития;

2. всеобщей связи;

3. соблюдения законов и парных категорий диалектики;

4. детерминизма;

5. диалектического единства теории, эксперимента и практики;

6. системного подхода;

7. конкретно-исторического подхода;

8. объективности.

К специальным принципам конфликтологии относятся следующие:

1. междисциплинарности;

2. преемственности;

3. эволюционизма;

4. личностного подхода;

5. поиска скрытого содер­жания конфликтов;

6. борьбы со злом.

 

При исследовании конфликтов целесообразны следующие основные виды сис­темного анализа:

· системно-структурный анализ конфликта - рассмотрение его как целого, состоящего из системы подструктур, которые, в свою очередь, состоят из элементов, и в качестве подсистемы входящей в систему более высокого уровня;

· системно-функциональный анализ конфликта -определение всех основных взаимосвязей конфликта с внешней средой, в которой конфликт развивается, в выявлении характера и способов воздействия одних элементов и подструк­тур конфликта на другие;

· системно-генетический анализ конфликта - исследование движущих сил эволюции, развития и динамики конфликта. Он состоит в раскрытии обусловленности конфликтов факторами макро- и микросреды, зависимости от субъ­ективного мира участников конфликта, определении иерархии причин, порождающих конфликты;

· системно-информационный анализ конфликта - выявление роли информации, ее функций в зарождении, развитии и завершении конфликта. Он состо­ит в анализе закономерностей информационного обмена между основными подструктурами конфликта, динамики познавательных процессов в психике оппонентов и других участников конфликта, основных факторов, влияющих на полноту и объективность информационных моделей конфликтной ситуа­ции у ее субъектов.

Анализ практики современных исследований в стране и за рубежом с позиций системного подхода указывает на возможность выделить три дополнительных вида, имеющих теоретико-прикладное значение.

Системно-ситуационный анализ конфликта - один из перспективных научных методов эмпирического исследования конфликтов. При системно-ситуационном анализе конфликт рассматривается как социально обусловленная и динамичная система, не сводимая к простой сумме своих элементов, обладающая структурой, в которой свойства элемента определяются его местом в этой структуре. В качест­ве единицы системно-ситуационного анализа конфликта используется конфликт­ная ситуация, имеющая определенные содержательные и динамические характе­ристики, временные и пространственные границы.

Междисциплинарный анализ конфликта. Его необходимость вызвана уникальностью конфликта как явления, исследованием которого занимаются шестнадцать наук. Он требует, чтобы при изучении конфликта максимально полно использова­лись знания, полученные во всех отраслях конфликтологии.

Системно-содержательный анализ конфликта - изучение конфликта в соответ­ствии с универсальной понятийной схемой его описания.

Выделяемые в интересах изучения какого-либо явления единицы анализа редко бывают универсальными, позволяющими исследовать объект всесторонне. Выбор той или иной единицы анализа определяется целью конкретного исследования.

Единица анализа - минимальное, далее не разложимое образование, являющее­ся частью целого, обладающее всеми основными свойствами последнего.

Сущность ситуационного метода исследования заключается в выборе ситуации в качестве единицы анализа изучаемого явления.

Сегодня существует три основных подхода к анализу «ситуации».

Первый подход понимает под ситуацией часть объективного мира, в услови­ях и под воздействием которого человек осуществляет деятельность. В отечествен­ной психологии «ситуация» понимается как система объективных обстоятельств, в условиях которых разворачивается деятельность.

Представители второго подхода считают, что основным элементом в струк­туре ситуации является субъективный образ. Человек не отражает бытие, а создает ситуацию в своем сознании индивидуально. Это направление представлено западны­ми психологами, философскую основу воззрений которых составляет экзистенциа­лизм.

В третьем подходе ситуация понимается как единство объективного и субъ­ективного.

Единица анализа конфликтов должна быть системна. Как интегральное синте­тическое понятие, она позволяет описывать конфликтное противодействие более глубоко и конкретно, чем это можно сделать даже при детальном анализе. Крите­рием правильности выбора единицы анализа является то, насколько она позволя­ет выявить целостные свойства конфликта - его структуру, динамику развития, функции.

Конфликтная ситуация - это наименьшая целостная неделимая часть кон­фликта, обладающая всеми его основными свойствами. Использование ее в ка­честве единицы анализа дает возможность в известной степени стандартизиро­вать, хранить и накапливать информацию о реальных конфликтах. Ситуационный анализ позволяет изучать характеристики конфликтов не «вообще», а на основе систематизации конкретной информации о поведении конкретных людей и со­циальных групп, в конкретных конфликтах.

Структурные границы конфликтной ситуации определяются составом ее основ­ных и второстепенных участников. Важным компонентом ситуации являются соци­альная среда и объективная обстановка, в условиях и под воздействием которых развивается конфликт. Объект конфликта, функциональные взаимосвязи между его структурными элементами также входят в конфликтную ситуацию.

Временные границы конфликтной ситуации определяются промежутком време­ни, в течение которого не происходит качественных изменений в объекте конфлик­та, составе его основных участников и характере их взаимодействия. Как только хотя бы один из этих трех основных компонентов качественно изменился, начина­ется развитие новой конфликтной ситуации.

В проблеме изучения и регулирования конфликтов существуют четыре основные сферы. В каждой из них применение системно-информационного подхода имеет особенности.

Сфера реальных конфликтов, каждый из которых можно подвергнуть систем­но-информационному анализу. Центральным регулятивным звеном возникнове­ния, развития и завершения конфликта являются психические модели ситуации, сложившиеся у его участников. У каждого участника конфликта формируется свое собственное, субъективное представление об объекте конфликта, его модель. Един­ственным источником формирования моделей объекта конфликта является ин­формация. Участники конфликта строят свое поведение, не исходя из реального объекта конфликта, а опираясь на его информационные модели, формирование которых подчинено определенным закономерностям. Решить эту проблему позво­ляет системно-информационный анализ конфликта.

Сам процесс конфликтного взаимодействия представляет собой обмен инфор­мацией между всеми основными и второстепенными участниками конфликтной ситуации. Ключ к его пониманию лежит в исследовании информационной среды, в условиях и под воздействием которой они возникают, развиваются и заверша­ются.

Стереотипы поведения людей в конфликтах являются результатом информационного воздействия опыта предшествующей жизнедеятельности человека. Сформировавшиеся в процессе жизни стереотипы часто играют решающую роль в выборе способа поведения в конкретной ситуации. Каждая информация влияет на закрепление определенных стереотипов социального поведения. Личный жизнен­ный опыт человека оказывает значительное влияние на формирование стереотипов. Возможности для регулирования этих процессов предоставляет системно-информа­ционный анализ внешней по отношению к конфликтам среды, объективных и орга­низационно-управленческих причин возникновения конфликтных ситуаций.

Воздействие третьей стороны на конфликт с целью его конструктивного разрешения носит информационный характер. Вся деятельность руководителей, конфликтологов, других посредников по предупреждению и завершению конфликтов представляет собой информационное воздействие на их участников. Эффектив­ность управления конфликтами повышается, если знать, какую информацию, ко­гда, в какой форме, какому участнику конфликта сообщать с целью необходимой коррекции его поведения. Качественное информационное обеспечение управле­ния конфликтом - важное условие успешной работы конфликтолога.

Сама конфликтология представляет собой научные знания о конфликтах, развитие которых подчинено законам получения, передачи и хранения информа­ции. Системная работа с научной информацией в конфликтологии пока не ведется. Ценная информация, накопленная в социологии по проблеме методологии науч­ного исследования, его этапам и программе, используется незначительно.

Конфликт как объект исследования обладает в принципе бесконечным числом характеристик. Лишь очень незначительная часть из них имеет существенное зна­чение для решения конкретной задачи. Для того чтобы оценить эти характеристи­ки, необходимо, во-первых, знать их, во-вторых, обладать методами и методиками их оценки, в-третьих, иметь персонал, владеющий такими методиками. Решение этой проблемы в первую очередь требует наличия системы показателей, критери­ев и индикаторов оценки конфликта.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных