ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 1.4. Системная концепция конфликтов
Конфликты относятся к тому классу явлений, для исследований которых разработан системный подход. Системный подход - направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Он ориентирует конфликтолога на раскрытие целостности конфликта как явления, на поиск в нем основных многообразных типов связей и сведение их в единую теоретическую картину, разносторонне и глубоко отражающую реальные конфликты. Научное знание и средства его достижения существуют в виде высокоорганизованных систем. Именно такие системы являются основными формообразованиями в мире науки. Само понятие система (от греч. - «целое», «составленное из частей», «соединение») обозначает целое, составленное из элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, и образующее определенную целостность, единство. В современном научном знании к принципам системного подхода, как правило, относят: целостность (принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств ее элементов и наоборот; зависимость каждого элемента от места в системе; сохранение устойчивости), структурность (возможность описания системы через ее структуру, то есть связи и отношения элементов; обусловленность поведения системы свойствами исследуемой, а не отдельных элементов), взаимозависимость системы и среды (проявляет свойства в процессе взаимодействия со средой, является ведущим компонентом взаимодействия), иерархичность и многоуровневость (каждая система представляется как компонент более широкой и в то же время со своими ранжированными уровнями системой). Системный подход включает различные средства изучения сложноорганизованных разнородных объектов действительности, каким и является конфликт, и подразумевает, в первую очередь, возможность множественности их описания. В соответствии с данным подходом конфликт, будучи сложной системой, сам по себе находится в «разнопорядковых системах», поэтому о его появлении, развитии, завершении имеет смысл говорить как о полисистемном процессе. Кроме того, объяснить, а тем более регулировать конфликты без использования системного подхода весьма затруднительно. В связи с этим ясна необходимость формирования на основе имеющегося научного знания системной концепции конфликтов, которая способна не только заложить основы исследования всей системы конфликтного взаимодействия, но и объединить имеющиеся в разных науках наработки по этой проблеме, а значит, помочь конфликтологии окончательно выйти на междисциплинарный уровень. Известно четыре основных вида системного анализа: · системно-структурный; · системно-функциональный; · системно-генетический; · системно-информационный. Виды системного анализа перечислены в порядке возрастания сложности. В интересах исследования конфликтов разработаны еще три вида системного анализа: · системно-содержательный; · системно-ситуационный; · междисциплинарный.
Рис. 1.4.1. Структура системной концепции конфликтов
Результаты системно-структурного анализа позволяют выявить всю совокупность элементов, из которых состоит конфликт. Он характеризует статическую составляющую конфликта. Системно-структурный анализ проводится на четырех основных уровнях в следующей последовательности. · Во-первых, вскрывается система элементов, составляющих конфликт. Она состоит из двух подсистем: объективной и субъективной. · Во-вторых, определяется структура основных элементов конфликта, поскольку знание этих подструктур облегчает понимание конфликта. Кроме того, на этом уровне возможен еще более глубокий анализ, если в этом есть необходимость. · В-третьих, определяется полная структура надсистем, элементом которых является исследуемый конфликт. · В-четвертых, выявляются существенные элементы, находящиеся вне надсистемы, с которыми конфликт находится во взаимосвязи. Результаты системно-функционального анализа заключаются в демонстрации всех существенных взаимосвязей между элементами, определенными в результате системно-структурного анализа. Он характеризует динамическую составляющую конфликта. Внешние функции конфликтов могут быть деструктивными и конструктивными. Конфликт, как правило, конструктивен. Результаты системно-генетического анализа позволяют оценивать основные направления и движущие силы эволюции и динамики конфликтов, причинно-следственные связи между структурными элементами конфликта, фиксировать факторы объективного и субъективного характера, выстраивать иерархию указанных элементов. Таким образом, значение этого вида анализа в рамках системной концепции конфликта достаточно велико. Результаты системно-информационного анализа конфликтов позволяют по-новому оценить значение информации как в оценке наших представлений о конфликте, так и в работе с конфликтами. Люди ведут себя в конфликте исходя из своего информационного представления о нем, которое часто отличается от реальности, причем существенно. Само воздействие на конфликт при его регулировании носит главным образом информационный характер. Все это требует точной оценки информационного пространства конфликта со стороны как возникновения, так и движения информации по различным уровням всей системы конфликтного взаимодействия. Результаты системно-ситуационного анализа конфликтов позволяют конфликтологам всесторонне представить само изучаемое явление и его основные элементы. В свою очередь, это требует одинаково внимательного отношения к конфликту как к системе элементов и к самим элементам, составляющим данную систему, особенно с учетом их взаимовлияния, перспективных отечественных научных методов эмпирического исследования конфликтов. Значительный объем задач системно-ситуационного анализа решается с помощью ретроспективного анализа: создается «банк» конфликтных ситуаций, который позволяет, применяя методы математической статистики, выявить ряд зависимостей, тенденций и закономерностей развития конфликта. Системно-ситуационный анализ может быть успешно применен в интересах изучения конфликтов любого уровня, начиная от внутриличностных и заканчивая международными. Результаты системно-содержательного анализа конфликтов обеспечат системной концепции прочность за счет выработки общего подхода к системе понятий и категорий, описывающих конфликты в рамках 16 активно его изучающих наук. Этот фактор оказал бы серьезное влияние и на формирование конфликтологии как самостоятельной области знаний. Анализ публикаций во всех отраслях конфликтологии, собственные исследования авторов позволили предложить следующий вариант общей понятийно-категориальной схемы описания конфликтов: сущность, классификация, структура, функции, динамика, эволюция, генезис, информация в конфликте, предупреждение, завершение, исследование и диагностика. Важной частью системной концепции конфликтов являются требования, вытекающие из междисциплинарного подхода к исследованию и регулированию конфликтного взаимодействия. Они ориентируют на то, чтобы при изучении конфликтов специалист не ограничивался, как это часто бывает, рамками одной-двух наук. Конфликтолог должен хорошо знать теорию и практику исследования конфликтов в трех основных отраслях конфликтологии: психологии, социологии и политологии конфликта. Кроме того, он должен иметь четкие представления об основных результатах изучения конфликтов в исторических и юридических науках, социобиологии, педагогике и философии. Добавит профессионализма и умение ориентироваться в материалах остальных отраслей конфликтологии. Регулирование любых конфликтов также необходимо проводить, опираясь на принцип междисциплинарности. Группы специалистов, разрабатывающих и реализующих решения по урегулированию конфликтов, должны быть укомплектованы учеными, представляющими, как минимум, пять разных отраслей конфликтологии. Общая классификация конфликтов является одним из центральных элементов системной концепции. Она дает полную систему типов и видов конфликтов, выступающих объектом исследования конфликтологии. Без изучения зооконфликтов нам никогда не объяснить все движущие силы убийств, совершаемых с особой жестокостью, конфликты, подобные чеченскому, и т.п. Основным препятствием в понимании важности изучения зооконфликтов является выраженный обыденный и научный антропоцентризм, присущий большинству людей. Система принципов изучения конфликтов включает восемь общенаучных принципов и шесть принципов конфликтологии. К общенаучным относятся принципы: 1. развития; 2. всеобщей связи; 3. соблюдения законов и парных категорий диалектики; 4. детерминизма; 5. диалектического единства теории, эксперимента и практики; 6. системного подхода; 7. конкретно-исторического подхода; 8. объективности. К специальным принципам конфликтологии относятся следующие: 1. междисциплинарности; 2. преемственности; 3. эволюционизма; 4. личностного подхода; 5. поиска скрытого содержания конфликтов; 6. борьбы со злом.
При исследовании конфликтов целесообразны следующие основные виды системного анализа: · системно-структурный анализ конфликта - рассмотрение его как целого, состоящего из системы подструктур, которые, в свою очередь, состоят из элементов, и в качестве подсистемы входящей в систему более высокого уровня; · системно-функциональный анализ конфликта -определение всех основных взаимосвязей конфликта с внешней средой, в которой конфликт развивается, в выявлении характера и способов воздействия одних элементов и подструктур конфликта на другие; · системно-генетический анализ конфликта - исследование движущих сил эволюции, развития и динамики конфликта. Он состоит в раскрытии обусловленности конфликтов факторами макро- и микросреды, зависимости от субъективного мира участников конфликта, определении иерархии причин, порождающих конфликты; · системно-информационный анализ конфликта - выявление роли информации, ее функций в зарождении, развитии и завершении конфликта. Он состоит в анализе закономерностей информационного обмена между основными подструктурами конфликта, динамики познавательных процессов в психике оппонентов и других участников конфликта, основных факторов, влияющих на полноту и объективность информационных моделей конфликтной ситуации у ее субъектов. Анализ практики современных исследований в стране и за рубежом с позиций системного подхода указывает на возможность выделить три дополнительных вида, имеющих теоретико-прикладное значение. Системно-ситуационный анализ конфликта - один из перспективных научных методов эмпирического исследования конфликтов. При системно-ситуационном анализе конфликт рассматривается как социально обусловленная и динамичная система, не сводимая к простой сумме своих элементов, обладающая структурой, в которой свойства элемента определяются его местом в этой структуре. В качестве единицы системно-ситуационного анализа конфликта используется конфликтная ситуация, имеющая определенные содержательные и динамические характеристики, временные и пространственные границы. Междисциплинарный анализ конфликта. Его необходимость вызвана уникальностью конфликта как явления, исследованием которого занимаются шестнадцать наук. Он требует, чтобы при изучении конфликта максимально полно использовались знания, полученные во всех отраслях конфликтологии. Системно-содержательный анализ конфликта - изучение конфликта в соответствии с универсальной понятийной схемой его описания. Выделяемые в интересах изучения какого-либо явления единицы анализа редко бывают универсальными, позволяющими исследовать объект всесторонне. Выбор той или иной единицы анализа определяется целью конкретного исследования. Единица анализа - минимальное, далее не разложимое образование, являющееся частью целого, обладающее всеми основными свойствами последнего. Сущность ситуационного метода исследования заключается в выборе ситуации в качестве единицы анализа изучаемого явления. Сегодня существует три основных подхода к анализу «ситуации». Первый подход понимает под ситуацией часть объективного мира, в условиях и под воздействием которого человек осуществляет деятельность. В отечественной психологии «ситуация» понимается как система объективных обстоятельств, в условиях которых разворачивается деятельность. Представители второго подхода считают, что основным элементом в структуре ситуации является субъективный образ. Человек не отражает бытие, а создает ситуацию в своем сознании индивидуально. Это направление представлено западными психологами, философскую основу воззрений которых составляет экзистенциализм. В третьем подходе ситуация понимается как единство объективного и субъективного. Единица анализа конфликтов должна быть системна. Как интегральное синтетическое понятие, она позволяет описывать конфликтное противодействие более глубоко и конкретно, чем это можно сделать даже при детальном анализе. Критерием правильности выбора единицы анализа является то, насколько она позволяет выявить целостные свойства конфликта - его структуру, динамику развития, функции. Конфликтная ситуация - это наименьшая целостная неделимая часть конфликта, обладающая всеми его основными свойствами. Использование ее в качестве единицы анализа дает возможность в известной степени стандартизировать, хранить и накапливать информацию о реальных конфликтах. Ситуационный анализ позволяет изучать характеристики конфликтов не «вообще», а на основе систематизации конкретной информации о поведении конкретных людей и социальных групп, в конкретных конфликтах. Структурные границы конфликтной ситуации определяются составом ее основных и второстепенных участников. Важным компонентом ситуации являются социальная среда и объективная обстановка, в условиях и под воздействием которых развивается конфликт. Объект конфликта, функциональные взаимосвязи между его структурными элементами также входят в конфликтную ситуацию. Временные границы конфликтной ситуации определяются промежутком времени, в течение которого не происходит качественных изменений в объекте конфликта, составе его основных участников и характере их взаимодействия. Как только хотя бы один из этих трех основных компонентов качественно изменился, начинается развитие новой конфликтной ситуации. В проблеме изучения и регулирования конфликтов существуют четыре основные сферы. В каждой из них применение системно-информационного подхода имеет особенности. Сфера реальных конфликтов, каждый из которых можно подвергнуть системно-информационному анализу. Центральным регулятивным звеном возникновения, развития и завершения конфликта являются психические модели ситуации, сложившиеся у его участников. У каждого участника конфликта формируется свое собственное, субъективное представление об объекте конфликта, его модель. Единственным источником формирования моделей объекта конфликта является информация. Участники конфликта строят свое поведение, не исходя из реального объекта конфликта, а опираясь на его информационные модели, формирование которых подчинено определенным закономерностям. Решить эту проблему позволяет системно-информационный анализ конфликта. Сам процесс конфликтного взаимодействия представляет собой обмен информацией между всеми основными и второстепенными участниками конфликтной ситуации. Ключ к его пониманию лежит в исследовании информационной среды, в условиях и под воздействием которой они возникают, развиваются и завершаются. Стереотипы поведения людей в конфликтах являются результатом информационного воздействия опыта предшествующей жизнедеятельности человека. Сформировавшиеся в процессе жизни стереотипы часто играют решающую роль в выборе способа поведения в конкретной ситуации. Каждая информация влияет на закрепление определенных стереотипов социального поведения. Личный жизненный опыт человека оказывает значительное влияние на формирование стереотипов. Возможности для регулирования этих процессов предоставляет системно-информационный анализ внешней по отношению к конфликтам среды, объективных и организационно-управленческих причин возникновения конфликтных ситуаций. Воздействие третьей стороны на конфликт с целью его конструктивного разрешения носит информационный характер. Вся деятельность руководителей, конфликтологов, других посредников по предупреждению и завершению конфликтов представляет собой информационное воздействие на их участников. Эффективность управления конфликтами повышается, если знать, какую информацию, когда, в какой форме, какому участнику конфликта сообщать с целью необходимой коррекции его поведения. Качественное информационное обеспечение управления конфликтом - важное условие успешной работы конфликтолога. Сама конфликтология представляет собой научные знания о конфликтах, развитие которых подчинено законам получения, передачи и хранения информации. Системная работа с научной информацией в конфликтологии пока не ведется. Ценная информация, накопленная в социологии по проблеме методологии научного исследования, его этапам и программе, используется незначительно. Конфликт как объект исследования обладает в принципе бесконечным числом характеристик. Лишь очень незначительная часть из них имеет существенное значение для решения конкретной задачи. Для того чтобы оценить эти характеристики, необходимо, во-первых, знать их, во-вторых, обладать методами и методиками их оценки, в-третьих, иметь персонал, владеющий такими методиками. Решение этой проблемы в первую очередь требует наличия системы показателей, критериев и индикаторов оценки конфликта.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|