Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Трудные бытийные ситуации.




Ситуации неизвестности характерны для человека, попавшего в неизвестную обстановку или обстоятельства бытового плана, в которых индивид не знает, как ему поступить.

Ситуации опасности сопровождаются возникновением непосредственной угро­зы (действительной или мнимой) здоровью или жизни человека.

Ситуации потери отличаются от предыдущего типа тем, что личность пережи­вает понесенный ущерб, пытается не допустить увеличения потерь.

 

Таблица 2.1.1.

Типы конфликтных личностей (по С. М. Емельянову)

Тип конфликтной личности Поведенческие характеристики
Демонстративный Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя хорошо
Ригидный Подозрителен. Прямолинеен и негибок. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоя­тельств. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Выражение недоброжелательности со стороны окружающих воспринимает как обиду. Малокритичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям
Неуправляемый Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Отличается плохо предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно. Может не обращать внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. В неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать деятельность, последовательно претворять планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта извлекает мало уроков
Сверхточный Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, создавая впечатление придирок. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Может разорвать отношения с друзьями из-за кажущейся обиды. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь болезнями (бессонница, головные боли и т.п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе
Бесконфликтный Неустойчивая оценка в мнениях. Внутренне противоречив. Обладает легкой внушаемостью. Зависит от мнения окружающих. Характерна некоторая непоследовательность в поведении. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Почти не задумывается над причинами и последствиями поступков, как своих, так и окружающих.

 

Существуют различные подходы как к описанию типологии конфликтных лично­стей, так и к описанию их поведения в конфликтах. Тем не менее, общим является признание наличия особенностей в проявлениях определенных типов личности в трудных межличностных ситуациях и непосредственно в ситуациях конфликт­ного взаимодействия.

Одной из наиболее часто встречающихся личностных причин конфликтов яв­ляется наличие у человека акцентуаций характера,которые проявляются в чрез­мерной выраженности отдельных черт или их сочетания и представляют крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

Другой, не менее частой личностной причиной конфликтов является тип темперамента.В частности, холерический тип темперамента человека может приво­дить к разрешению им противоречивых ситуаций конфликтным способом. Это связано с тем, что холерик отличается неустойчивым, подвижным типом нервной системы. В то же время он быстрее остывает и переходит к неконфликтному типу взаимодействия.

Завышенный или заниженный уровень притязанийтакже способствует возникновению межличностных и внутриличностных конфликтов. Уровень притязаний характеризует:

· во-первых, уровень трудности, достижение которого является об­щей целью серии будущих действий (идеальная перспективная цель);

· во-вторых, выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате успеха или неудачи прошлых действий;

· в-третьих, желаемый уровень самооценки лично­сти.

Человек нередко переживает внутриличностные конфликты, связанные с завышенными желаниями и недостаточными возможностями для их удовлетворения. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окру­жающих. Заниженная оценка имеет следствием повышенную тревожность, неуве­ренность в своих силах, тенденцию избегать ответственности и т. д.

Представленные выше характеристики встречаются наиболее часто. Однако они не дают полного представления обо всех возможных типах конфликтной лич­ности.

Психологом В.В. Синеоком исследовано влияние акцентуации характера на кон­фликтность курсантов-летчиков. Установлено, что выраженной формой акцентуа­ции характера конфликтной личности курсанта является эксплозивная форма. Для бесконфликтных курсантов характерна психастеническая форма акцентуации личности. Психастеникам свойственна высокая тревожность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждениям, неуверенность в себе, быстрая утомляемость, фиксация на неудачах.

 

 

Рис. 2.1.1. Поведение человека в трудной ситуации

 

Можно выделить основные стратегии и составляющие их компоненты различных способов реагирования человека на трудные ситуации.

Активная стратегияреагирования на трудную ситуацию рассматривается как деятельная форма адаптации субъекта к трудной ситуации, активное преобразова­ние среды. Однако эта активность может носить различный характер:

· конструктивный - повышение уровня поисковой деятельности, расширение спектра возможных вариантов решения проблемы, мобилизация сил на реше­ние задачи - в целом повышение эффективности деятельности и общения;

· деструктивный - дезорганизация деятельности, спонтанные и импульсив­ные поиски выхода, разрушительные действия по отношению к другому или самому себе, ухудшение функционирования и т. д., нервные вспышки, исте­рические реакции.

Пассивная стратегияповедения, деятельности и общения в трудной ситуации может быть реализована также в двух формах:

· приспособление - рассматривается как отказ от отстаивания интересов и це­лей, снижение уровня претензий, уступка обстоятельствам, снижение эф­фективности деятельности до уровня, который соответствует изменившим­ся условиям, и др.;

· уход от ситуации - реализуется в таких поведенческих проявлениях, как избегание взаимодействия, отказ от выполнения задачи, уход в фантазии, употребление алкоголя, наркотиков и т. д.

С проблемой поведения личности в трудной ситуациисвязана такая категория, как психическая напряженность, характеризующая психическое состояние лично­сти в трудной ситуации. Это состояние позволяет осуществить переход от одного уровня регуляции к другому, более адекватному сложившейся обстановке. Психи­ческая напряженность характеризуется активной перестройкой и интеграцией пси­хических процессов в направлении доминирования мотивационных и эмоциональ­ных компонентов.

В структуре психической напряженности выделяют следующие компоненты:

· побудительно-регуляционный (мотивационный, эмоциональный и волевой);

· исполнительно-регуляционный (познавательный и моторный).

В зависимости от характера влияния напряженности на психические функции выделяют следующие ее формы (Б.Я. Шведин):

· перцептивную (возникающую при затруднениях в восприятии);

· интеллектуальную (когда человек затрудняется решить стоящую перед ним задачу);

· эмоциональную (когда возникают эмоции, дезорганизующие поведение и деятельность);

· волевую (когда человек не может управлять собой);

· мотивационную (связанную с борьбой мотивов).

Для психической напряженности свойственны повышенный уровень актива­ции и значительные эмоциональные затраты. Воздействие напряженности в наи­большей степени сказывается на интеллектуальных и вербальных функциях лич­ности.

 

Рис. 2.1.2. Структура конфликтоустойчивости личности

Психологическая устойчивость - характеристика личности, состоящая в сохра­нении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Это свойство личности форми­руется одновременно с ее развитием и зависит:

· от типа нервной системы человека;

· опыта человека, профессиональной подготовки;

· навыков и умений поведения и деятельности;

· уровня развития основных познавательных структур личности.

Показателем устойчивости является вариативность. Вариативность рассматривается как гибкость, быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности, высокая мобильность психики при переходе от задачи к задаче.

Конфликтоустойчивость личности - специфическое проявление психологиче­ской устойчивости. Она рассматривается как способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми.

Конфликтоустойчивость имеет свою структуру, которая включает ряд компонентов.

Эмоциональный компонент отражает состояние личности в трудной ситуации, уровень и характер возбудимости психики, влияние на успешность общения. За­ключается в умении управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликт-ных и конфликтных ситуациях, способности открыто выражать эмоции, не перехо­дить в депрессивные состояния при затягивании или проигрыше в конфликте.

Волевой компонент - способность личности к сознательной мобилизации сил в ситуации взаимодействия, к сознательному контролю и управлению собой, сво­им поведением и психическим состоянием. Позволяет регулировать свое эмоцио­нальное возбуждение в конфликтной ситуации. Он обеспечивает толерантность, терпимость к чужому мнению, самоконтроль, умение дать объективную оценку конфликта, прогнозировать развитие и возможные последствия, способность вы­делять главную проблему, выдвигать и обосновывать альтернативные решения проблемы.

Познавательный компонент - устойчивость функционирования познавательных процессов, невосприимчивость к провокационным действиям оппонента. Включа­ет умение определить начало предконфликтной ситуации, анализ причин возник­новения конфликта, умение сводить к минимуму искажение восприятия ситуации и личности оппонента, а также своего поведения и т. п.

Мотивационный компонент - состояние внутренних побудительных сил, способствующих оптимальному поведению в трудной ситуации взаимодействия. Обес­печивает адекватность побуждений складывающейся ситуации.

Психомоторный компонент обеспечивает правильность поведения и действий, их четкость и соответствие ситуации.

Высокий уровень конфликтоустойчивости предполагает грамотные действия и поведение в конфликтных ситуациях, оптимизацию взаимодействия в конфлик­те, недопущение втягивания себя в его эскалацию, сосредоточение усилий на кон­структивных действиях.

 

Подход, в котором стратегии могут быть выделены на основе соотношения таких базовых параметров поведения, как жесткость позиции и модальность отношения к оппоненту, предложен А.И. Шипиловым.

 

Рис. 2.1.3. Выбор стратегии поведения в конфликте (по А.И. Шипилову)

 

Жесткость позицииимеет два полюса: жесткость и мягкость предъявления и отстаивания своих интересов. Первый рассматривается как напористое, энергичное воздействие на оппонента путем требований, указаний и других форм социально­го, физического и психологического регулирования. Мягкая позиция чаще всего трактуется не как пассивность, вялость воздействий, а как тонкие, не прямолиней­ные, в определенной мере косвенные средства воздействия, учитывающие нюансы личностного характера оппонента, опора на психологизм ситуации.

Модальность отношения к оппоненту - параметр поведения, отражающий сте­пень уважительного отношения к оппоненту, который может рассматриваться как объект воздействия или как субъект взаимодействия. В первом случае на оппонен­та можно воздействовать силовыми методами, а также средствами, не соответ­ствующими общепринятым нормам морали. К объекту выказывается неуважение как в прямом, так и в косвенном виде. Отношение к оппоненту как к субъекту взаимодействия предполагает признание психологического равенства с ним и реа­лизацию уважительного отношения, предусматривает учет и реализацию право­вых и нравственных норм взаимодействия.

Различное сочетание проявлений рассмотренных параметров в виде системы координат дает возможность выделить четыре основные стратегии поведения в кон­фликте:

· противоборство («борьба»);

· отстаивание своей позиции на основе существующих норм и правил («пра­во»);

· манипуляция другим («хитрость»);

· открытый разговор («диалог»).

Нормативная стратегия - линия поведения, в основе которой лежит опора на нормативность позиции в сочетании с уважением к личности оппонента. Подроб­но излагается в различных правовых документах (инструкциях, распоряжениях, кодексах и т.п.).

Конфронтационная (или агрессивная) стратегия - конфликтный тип поведе­ния. Активное использование угроз, психологического давления, блокирующих действий, физического и морального насилия. Слабый контроль над своими эмо­циями. Зачастую конфликтные действия из средства достижения поставленных целей превращаются в конечную цель - нанесение максимального ущерба оппо­ненту.

Манипулятивная стратегия - достижение поставленных целей путем косвенно­го психологического воздействия на оппонента, в результате которого он вынужден уступить или действовать в нужном для манипулятора направлении. В социально-психологических исследованиях манипулятивное решение проблем рассматрива­ется как психологическое воздействие, нацеленное на неявное изменение направ­ленности активности другого человека.

Переговорная стратегия- реализация стремления к поиску компромисса, к обсуждению проблемы, к разрешению противоречия путем уступок (односторонних или обоюдных), а также поиска такого решения, которое устраивает обе стороны. В переговорной стратегии реализуется установка на совместный поиск решения.

Конфликтное поведениезаключается в противоположно направленных действи­ях, в которых реализуются процессы мыслительной, эмоциональной и волевой сфер оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет види­мую социальную реальность конфликта. Поскольку действия оппонентов в кон­фликтной ситуации в большой степени влияют друг на друга, а также вытекают из предыдущих действий оппонента, то есть взаимообусловливаются, то в любом кон­фликте они обязательно приобретают характер взаимодействия.

Конфликтное поведение как особый тип поведения вполне естественно имеет свои принципы, стратегии (способы) и тактики (приемы). Среди основных прин­ципов конфликтного противоборства выделяют: концентрацию сил; координацию сил; нанесение удара по наиболее уязвимому пункту в расположении противника; экономию сил и времени и др.

Стратегия поведения в конфликте- ориентация личности (группы) по отно­шению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.

В основе выделения стратегий лежит концепция о «силовом поле» - определя­ющей мотивации руководителя, ориентированного либо на решение стоящих перед ним задач, например на производство, либо на человека, производителя. Первая «силовая линия» (на производство) ведет к максимально высоким объемам прибы­ли и рассматривается как напористость. Вторая направлена на человека, на то, чтобы условия труда в наибольшей степени отвечали его потребностям и запросам. Она рассматривается как кооперативность.

В конфликтологии и за ее пределами такой подход используется достаточно широко, а сама схема получила название двухмерной модели стратегий поведения личностиК. Томаса и Р. Киллмена, хотя чаще упоминается первый из авторов. Как правило, в конфликте мы не встретим случаев, когда используется только лишь одна стратегия. Скорее можно говорить о доминировании одной из них. Эти веду­щие стратегии могут быть представлены следующим образом:

· избегание(бездействие) - участник находится в ситуации конфликта, пробле­ма осознается, но ни личная заинтересованность, ни интересы партнера (оппо­нента) не становятся стимулом для активных действий по его разрешению;

· приспособление(уступка) свидетельствует о выходе на первый план в построении взаимодействия интересов оппонента;

· соперничество(конкуренция) предусматривает исключительную заинтересованность в достижении собственных целей, как правило, за счет навязыва­ния другой стороне предпочтительного для себя решения;

· компромисспредполагает взаимодействие на основе равного учета интересов
обеих сторон конфликта и некоторого отхода от первоначальных позиций на основе обоюдности;

· сотрудничество(проблемно-решающая стратегия), признавая равную цен­ность интересов сторон, направляет на поиск решения, удовлетворяющего их и лежащего порой за пределами исходной ситуации.

В конфликте нет случаев, когда используется одна стратегия. Можно говорить о до­минировании одной из них. Часто приходится сталкиваться с комбинациями страте­гий. Соперничество - наиболее часто применяемая стратегия. Конфликт заключается в противоборстве, и личность (группа) идут на него, не имея других способов договориться с оппонентом. Поэтому тактические приемы соперничества наиболее разнообразны и совершенствовались в большей степени.

 

 







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2022 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных