Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 2.4. Причины конфликта




Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

 

Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин:

· собственно объективных;

· организационно-управленческих;

· социально-психологических;

· личностных.

Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвертая - главным образом субъективный.

К числу объективных причин конфликтовможно отнести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т. п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки - объективного компонента предконфликтной ситуации.

Субъективные причины конфликтовсвязаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к выбору именно конфликтного, а не какого-либо другого способа разрешения создавшегося объектив­ного противоречия. В любой ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения. Причины, в силу действия которых человек выбирает конфликт, способ реагирования субъективны в контексте сказанного выше.

При рассмотрении характера взаимосвязей между объективными и субъектив­ными причинами конфликтов можно отметить следующее:

· во-первых, жесткое разделение объективных и субъективных причин конфликтов, а тем более их противопоставление, по-видимому, неправомерно;

· во-вторых, нет ни одного конфликта, который в той или иной степени не был бы обусловлен помимо субъективных и объективными причинами.

Поэтому практически у любого конфликта существует комплекс объективно-субъективных причин.

Объективные причинынастолько разнообразны, что пока не поддаются строгой классификации. К числу наиболее часто встречающихся причин такого рода мож­но отнести:

· естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности;

· слабую разработанность правовых и других нормативных процедур разре­шения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей;

· недостаток и несправедливое распределение значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;

· образ жизни многих россиян;

· достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений граждан России, бывшего СССР, способствующие возникновению кон­фликтов.

Кроме названных существует еще ряд объективных причин, влияние которых на конфликтность человека пока не изучено. Это заметные отклонения от эколо­гических нормативов в среде обитания людей, различные стрессовые ситуации, в которые попадает человек, и т. п. Список этот будет расширяться с изменением материальных и социальных аспектов нашей жизни.

 

Рис. 2.4.1. Классификация причин конфликтов

 

Рис. 2.4.2. Факторы возникновения конфликтов

 

Организационно-управленческие причины конфликтов - обстоятельства, связанные с созданием, развитием и функционированием организаций, коллективов, групп. Можно выделить четыре типа подобных причин.

1. Структурно-организационные - несоответствие структуры организации требованиям той деятельности, которой она занимается. Структура организа­ции должна определяться целями и задачами, которые эта организация будет решать или решает. Вместе с тем добиться идеального соответствия струк­туры организации задачам, которые она постоянно решает, практически не­возможно.

Чем больше структура организации не соответствует требованиям деятель­ности, которой она занимается, тем менее эффективно функционирование организации, тем больше межличностных и межгрупповых конфликтов воз­никает в ее коллективах. Несоответствие структуры организации решаемым задачам может быть вызвано:

· ошибками при проектировании структуры организации. Трудно точно спрогнозировать все и создать структуру, которая до деталей отражала бы требования будущей деятельности;

· непрерывно изменяющимися задачами и деятельностью организации. Чем менее гибка структура организации в этих условиях, тем более вероятно возникновение большого количества конфликтов.

2. Функционально-организационные причины конфликтов вызваны неоптималь­ностью функциональных связей организации с внешней средой; между раз­личными структурными элементами организации; между отдельными работ­никами. Внешние функциональные связи организации должны максимально соответствовать решаемым задачам и обеспечивать их выполнение. Любая организация является элементом системы более высокого порядка. Эффек­тивная работа организации невозможна без отлаженных функциональных связей с внешней средой. Нарушение этих связей приводит к конфликтам.

3. Личностно-функциональные - несоответствие или неполное соответствие работника требованиям занимаемой должности по его профессиональным, нравственным и другим качествам. Существенные требования к личностным качествам работника предъявляют деятельность и характер взаимодействия с окружающими. Если человек не соответствует этим требованиям, то воз­можны конфликты между ним и руководителями, подчиненными, сослужив­цами.

4. Ситуативно-управленческие обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других за­дач. Принятие ошибочного управленческого решения объективно создает возможность конфликтов между авторами решения и его исполнителями. Не­ выполнение работниками задач, поставленных руководством, также вызыва­ет опасность конфликта по этому поводу.

В результате исследования производственных конфликтов установлено, что по вине конфликтогенных решений руководителей возникает 52 % конфликтных си­туаций, по причине социально-психологической несовместимости работников - 33 %, из-за неправильного подбора кадров - 15 % (В. Рубахин, А. Филиппов). Данные показывают, что организационно-управленческие факторы могут высту­пать причиной 67 % конфликтов в трудовых коллективах.

Рис. 2.4.3. Организационно-управленческие причины конфликтов

 

Рис. 2.4.4. Социально-психологические причины возникновения конфликтов

 

Социально-психологические причины конфликтовобусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включенности в социальные группы. К их числу относят следующие варианты.

1. Возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации. Человек не может без существен­ных искажений в общении передать всю информацию, касающуюся пробле­мы, обсуждаемой с партнером. Партнер в свою очередь оценивает ее и делает свои выводы.

2. Несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. В ситуации межличностного общения партнеры могут играть не те роли, которых ожидает от них
противоположная сторона.

3. Непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы несовпадение пози­ций может быть вызвано не принципиальным расхождением во взглядах, а под­ходом к проблеме с различных сторон. Проблемы, обсуждаемые людьми, слож­ны, имеют много оттенков. Мы иногда болезненно относимся к точкам зрения, отличным от нашей, что может быть причиной конфликтов.

4. Различия в способах оценки результатов деятельности и личности друг друга. Основные способы - сравнение с возможным идеальным положением дел; с требованиями к данной деятельности нормативных документов; со степе­нью достижения цели деятельности; с результатами, достигнутыми другими людьми; с положением дел в начале деятельности. Таким образом, деятель­ность может быть оценена по-разному и даже противоположно.

5. Психологическая несовместимость. Известны четыре уровня психологиче­ской несовместимости: психофизиологический, индивидуально-психологиче­ский, социально-психологический и социальный. Индивидуально-психологи­ческая несовместимость проявляется в неудачном сочетании темпераментов и характеров взаимодействующих людей. При социально-психологической несовместимости фиксируется противоречие в жизненных ценностях и идеа­лах, мотивах, целях деятельности. Социальная несовместимость может прояв­ляться в несовпадении убеждений, мировоззрений, идеологических установок и т.п. Очень часто социальная несовместимость связана с большими разли­чиями в образовании, социальной принадлежности и т. п.

6. Напряженные межличностные отношения. Конфликты в организациях чаще возникают между работниками, отношения которых характеризуются напря­женностью, взаимными негативными установками и т. п. Возникает пороч­ный круг: чем хуже отношения, тем чаще конфликты, а чем чаще конфликты, тем хуже отношения.

7. Внутригрупповой фаворитизм, то есть предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп.

8. Конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами.

9. Ограниченные способности человека к децентрации, то есть к умению поста­вить себя на место другого человека и понять его интересы, к изменению соб­ственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей.

10. Стремление к власти.

 

 

 

Рис. 2.4.5. Личностные причины возникновения конфликтов

 

Личностные причины конфликтасвязаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, проис­ходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с окружающими.

К причинам, которые в большей степени являются психологическими, можно отнести следующие.

1. Оценка поведения другого как недопустимого. Ожидаемое поведение, обще­ние, деятельность со стороны другого человека, являющегося партнером по взаимодействию, представлены желательными, допустимыми, нежелатель­ными и недопустимыми вариантами. Характер поведения зависит от индиви­дуально-психологических особенностей человека, его психического состоя­ния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию, особенностей актуальной ситуации взаимодействия. Если реальное поведение партнера укладывается в рамки желательного или допустимого, то взаимодействие продол­жается бесконфликтно.

2. Низкий уровень социально-психологической компетентности. Конфликтная ситуация - это трудная ситуация социального взаимодействия. К конфликту приводит неподготовленность людей к эффективным действиям в подобных ситуациях. Человек может не иметь представления о том, что существует не­сколько способов и десятки приемов бесконфликтного выхода из предконфликтных ситуаций без ущерба для собственных интересов. Он может иметь представление об этих приемах и способах, но не иметь умений и навыков их применения на практике.

3. Недостаточная психологическая устойчивость к отрицательному воздейст­вию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия. Важней­шим направлением профилактики разрешения межличностных конфликтов является содержательная и психологическая подготовка людей к оптималь­ным действиям в предконфликтных и конфликтных ситуациях.

4. Плохо развитая у человека способность к эмпатии, то есть к пониманию эмоционального состояния другого человека, сопереживанию и сочувствию. Недостаточность эмпатийных личностных качеств приводит к тому, что человек ведет себя в ситуации социального взаимодействия не так, как ожидают парт­неры по общению, или не понимает чувств партнера по взаимодействию.

5. Завышенный или заниженный уровень притязаний также способствует возникновению межличностных и внутриличностных конфликтов. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих. Заниженная оценка имеет следствием повышенную тревожность, неуверен­ность в своих силах, тенденцию избегать ответственности и т.д.

6. Холерический тип темперамента человека относительно чаще может при­водить к разрешению им противоречивых ситуаций конфликтным спосо­бом. Одной из наиболее часто встречающихся личностных причин конфлик­тов являются также различные акцентуации характера. Они проявляются в чрезмерной выраженности отдельных черт характера или их сочетаний у конкретного человека и представляют крайние варианты нормы, гранича­щие с психопатиями.

Потенциальной причиной конфликтов выступают потери и искажения информа­циине только при общении оппонентов, но и в самом восприятии людьми окружаю­щего мира. Человек достаточно избирательно воспринимает бесконечно многооб­разную информацию об окружающем. Роль фильтра играют ценности, мотивы, цели, которые зависят от мировоззрения человека, его образованности, профессионализ­ма, нравственности, культуры, жизненного опыта. Рассмотрим основные причины.

1. Часть информации, которая в принципе может быть выражена словами, не высказывается человеком из-за ограниченности его словарного запаса. Обога­щение словарного запаса человека способствует предупреждению конфликтов, вызванных трудностями в понимании людьми друг друга.

2. По причине недостатка времени в процессе общения теряется существенное количество информации. Чем насыщеннее жизнь человека, тем больше време­ни у него уходит на деятельность, тем меньше времени он может посвятить общению. Это затрудняет понимание людьми друг друга.

3. В ситуациях межличностного общения значительная часть информации, касающейся предмета разговора, существует на уровне бессознательного и в прин­ципе словами выражена быть не может. На уровне бессознательного и подсоз­нания в психике человека содержится значительное количество существенной информации. Часть этой информации может восприниматься собеседником с помощью невербальных средств коммуникации.

4. Многое из того, что человек может выразить словами, он не считает нужным говорить. Причина может быть следующей: часть того, что он думает, вслух высказывать не принято, часть информации он не высказывает потому, что она характеризует его самого с негативной стороны, а часть информации он считает для данного разговора незначимой. Хотя на самом деле она может быть значима для собеседника.

5. Часть словесной информации слушающий не усваивает потому, что просто ее не слышит, так как отвлекается, думает о своих проблемах и т. п.

6. Не все, что говорит один человек, бывает сразу понятно другому. Информа­ция теряется из-за того, что собеседник не успевает сразу понять все то, о чем идет речь. Вот почему устная речь должна быть более простой и понятной по сравнению с речью письменной.

7. На основании одной и той же информации разными людьми могут быть сдела­ны не только разные, но и противоположные выводы о позиции говорящего. Ин­формация, которая исходит от кого-либо, может быть оценена как положи­тельная одними людьми и как отрицательная другими. Каждая из этих групп может аргументировать свою оценку. Это происходит в силу разного жизнен­ного опыта слушающих, в силу разного знания ими проблемы, о которой идет речь, в силу их разного отношения к говорящему и других причин.

 







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2022 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных