ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 2.6. Динамика конфликта
Динамика конфликта представляет собой ход развития, его изменение под воздействием внутренних механизмов конфликта, а также внешних факторов и условий. В ней можно выделить ряд периодов и этапов. 1. Предконфликт (латентный период). Он включает следующие этапы: · возникновение объективной проблемной ситуации. Сущность данного этапа состоит в появлении противоречия, которое еще не осознано и конфликтных действий нет. Если не считать случаев, когда возникает ложный конфликт, то обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией; · осознание объективной проблемной ситуации. Реальность воспринимается как проблемная, возникает потребность принять меры для разрешения противоречия. Ряд объективных и субъективных причин способствуют искажению воспринимаемой ситуации; · попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Они заключаются в разного рода информировании противостоящей стороны - убеждении, разъяснении, просьбе и пр. В любом случае, на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции; · возникновение предконфликтной ситуации воспринимается как наличие непосредственной угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия или общественно важным интересам. 2. Собственно конфликт (открытый период), который включает в себя этапы: · инцидент - первое столкновение сторон, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться; · эскалация - резкая интенсификация борьбы оппонентов; та часть конфликта, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта; · сбалансированное противодействие. Здесь обнаруживается, что использование силовых методов не дает результата, интенсивность борьбы снижается, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются; · завершение конфликта - переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам. 3. Послеконфликтная ситуация (латентный период). Она включает в себя следующие этапы: · частичная нормализация отношений: негативные эмоции не исчезли, происходит осмысление своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру; · полная нормализация отношений. Данный этап наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствуют преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия. В конфликте можно выделить временной отрезок, который характеризуется дифференциацией сторон. Здесь конфликт развивается по восходящей, разногласия между сторонами усиливаются. Конфронтация продолжается до тех пор, пока дальнейшая эскалация не теряет смысл. С этого момента начинается процесс интеграции.
Рис. 2.6.1. Динамика конфликта
Под эскалацией конфликта понимается прогрессирующее во времени обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга по интенсивности выше, чем предыдущие. Для эскалации конфликта характерны: · сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности, переход к более примитивным формам отражения; · вытеснение адекватного восприятия «другого» «образом врага», который постепенно становится доминирующим. «Образ врага» как целостное представление об оппоненте начинает формироваться в ходе латентного периода конфликта в результате восприятия, детерминированного негативными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, образ врага носит очаговый характер; · рост эмоционального напряжения как реакция на рост угрозы возможного ущерба; · переход от аргументов к претензиям и личным выпадам; · рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризации; · применение насилия в целом провоцируется не только уже осуществленной угрозой, но и угрозой потенциальной; · потеря первоначального предмета разногласий - противоборство перерастает в столкновение, где первоначальный предмет конфликта уже не играет основной роли; · расширение границ конфликта, то есть переход к более глубоким противоречиям, возникновению множества разных точек столкновения; · увеличение числа участников, приводящее к изменению характера конфликта, расширению набора применяемых в нем средств. Обострение конфликта сопровождается регрессией психики, которая основывается на бессознательном и подсознательном уровнях психической деятельности, развивается поэтапно, воспроизводя онтогенез психики, но в противоположную сторону. Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации, рост психической напряженности. Принимаемые меры понимаются противоположной стороной как сигнал к эскалации. Третий этап - собственно начало эскалации. Стороны надеются путем нажима изменить позиции оппонента, при обоюдной неготовности уступить. Зрелый взгляд на реальность уступает упрощенному подходу, который легче поддерживать эмоционально. На четвертом этапе психика регрессирует приблизительно до уровня, соответствующего 6-8 годам. У человека еще присутствует образ «другого», но он больше не готов считаться с его мыслями, чувствами. На пятом этапе эскалации признаки поступательной регрессии проявляются в форме абсолютизации негативной оценки оппонента и позитивной - себя. На карту ставятся «священные ценности», убеждения и высшие моральные обязательства. Сила и насилие принимают обезличенные формы, восприятие противоположной стороны застывает в жестком «образе врага».
Конфликтное взаимодействие оппонентов (по Н.В. Гришиной) развивается на фоне ситуационного контекста, включающего общий кооперативный или конкурентный характер взаимодействия сторон, условия протекания конфликта, наличие «третьих сил», а также прежний опыт взаимодействия сторон и др. Прежний опыт отношений определяет формирование определенного отношения к ситуации, типа взаимодействия с партнером: · позитивный опыт отношений (разногласия успешно преодолевались или отсутствовали) - позитивная установка на достижение договоренностей; · оппонентам не всегда удавалось достичь соглашения и полностью преодолевать возникавшие противоречия (неопределенный опыт преодоления разногласий) - неопределенная установка, связанная с отсутствием уверенности в возможности договоренности; · опыт негативного эмоционального взаимодействия (в прежних конфликтных ситуациях непонимание оппонентами друг друга сопровождалось яркими негативными эмоциями) - нежелание договариваться, актуализация негативных эмоций. Сформировавшиеся установки начинают определять параметры взаимодействия сторон. Характеризуя их, важно учитывать целевые компоненты в решении возникших противоречий, которые они ставят перед собой в сложившейся ситуации. Это сказывается на различиях в восприятии каждым другого участника конфликта. В одном случае целью оппонентов по конфликтной ситуации будет стремление прийти к обоюдному взаимопониманию. В другом случае речь пойдет о простом решении проблемы, устранении ее причины, когда вовсе не обязательно понимать друг друга или искать согласие. Наконец, третий вариант развития событий может предусматривать еще одно направление - путь, связанный с соперничеством. Несмотря на то что предмет разногласий может казаться достаточно устойчивой составляющей конфликтной ситуации, объем рассогласований способен изменяться исходя из характера взаимоотношений с партнером. В зависимости от восприятия противостоящей стороны развивается само взаимодействие и происходит выбор средств воздействия, которые используют участники конфликта по отношению друг к другу. Они реализуются в конкретных типах взаимодействия: · сотрудничество - тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором его участники стремятся к разрешению возникшего между ними противоречия, ориентируясь на сохранение позитивных отношений и опираясь на них в процессе взаимодействия; · кооперация - тип взаимодействия, участники которого стремятся к разрешению возникшего противоречия независимо от фактора взаимоотношений между ними, опираясь на формальные возможности решения противоречий; · конкуренция - тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором участники в первую очередь стремятся не к разрешению существующих между ними противоречий, а к «победе» над противоборствующей стороной средствами, используемыми при борьбе с противником.
Рис. 2.6.2. Модели развития конфликтного взаимодействия (по Н.В. Гришиной)
Исследования, проведенные в социологии и психологии, показывают, что существуют различия в длительности конфликтов в зависимости от того, какие стороны в нем участвуют. В этих работах выявлено следующее: · большинство конфликтов «по вертикали» (более 78 %) длится не более трех месяцев; · половина из них (55,8 %) продолжается до одного месяца. Тогда как: · 71% конфликтов между руководителями первичного и среднего звена завершается в течение трех месяцев; · до одного месяца продолжается 49 % подобных конфликтов; · в то же время только 65 % конфликтов между госслужащими разрешаются в течение полугода. · В экстремальных условиях, которые выступают мощным катализатором процессов конфликтного взаимодействия, конфликты развиваются в «ускоренном» темпе: · в течение одной недели завершаются около 70 % конфликтов, происходящих в экстремальных условиях; · более 55 % разрешаются в течение первых трех дней. Существует зависимость длительности конфликтов и их итогов, в частности в отношении конфликтов «по вертикали». · Руководитель обычно добивается своих целей в скоротечных конфликтах. · Противоположным является соотношение длительности конфликта и его успешности для подчиненного. Чем справедливее требования руководителя к подчиненному, тем больше у него шансов на разрешение конфликта в свою пользу и тем скоротечнее конфликт. И наоборот, чем менее начальник прав, тем настойчивее подчиненный и тем длительнее конфликт, так как руководитель не настроен на уступку. В длительных конфликтах уменьшается деловая и увеличивается эмоционально-личностная его основа. При таком противоборстве объект, по поводу которого начался конфликт, отходит на второй план, борьба идет по поводу претензий, оскорблений, грубости, которые были допущены в ходе этого процесса, происходит замена деловой сферы конфликта личностной. Важной особенностью динамики криминальных конфликтов является быстрая эскалация конфликтного взаимодействия, завершающаяся применением насилия. В таких конфликтах количество циклов взаимодействия, состоящих из одноразового «обмена» реакциями, ограничено, и чем выше «стартовый уровень», тем меньше подобных циклов предшествует применению насилия. Помимо указанных характеристик, на исход конфликта всегда оказывают влияние временные параметры. Поэтому для изучения специфики конфликтного взаимодействия исследователям может быть интересна оценка зависимости динамики частоты конфликтов от циклических изменений характера совместной деятельности в течение года. Особенности того или иного временного периода накладывают свой отпечаток на эту сторону межличностного взаимодействия. В различных исследованиях уделяется большое внимание динамическим характеристикам, оказывающим влияние на конфликтное взаимодействие. Связано это с тем, что помимо индивидуальных характеристик, присущих каждому конфликту, на конструктивный или деструктивный его исход, на последствия для оппонентов и коллективов, в которых конфликт протекает, оказывают влияние временные параметры. Фактор времени — объективная характеристика, которая не просто сопровождает нас на протяжении жизненного пути или любого взаимодействия, но и, как показывает практика, оказывает значительное, порой решающее, влияние на развитие событий. Нас, естественно, в первую очередь будут интересовать особенности взаимодействия конфликтного характера. Как уже предполагалось несколько ранее, особенно показательны в этом плане результаты исследований, позволяющие рассмотреть и сравнить частоту возникновения конфликтов в течение года для коллективов, радикально отличающихся по виду деятельности. Частота конфликтов колеблется в зависимости от организации и особенностей совместной деятельности в течение года. Наиболее «конфликтным» временем года, например, для офицеров является весна (29,7 %), а месяцем - май. Основными причинами колебания частоты конфликтов в течение года являются: · цикличный характер воинской деятельности; · особенности психических состояний офицеров, связанные с весенним и осенним периодами - подведением итогов за полугодие. Наибольшее число конфликтов среди госслужащих происходит в феврале (17,8 %), марте и сентябре (по 12,3 %). Это обусловлено: · возрастанием рабочей нагрузки, связанной с распределением ресурсов; · исполнением бюджета в организациях; · завершением периода массовых отпусков. Две первые диаграммы демонстрируют сходные характеристики - цикличность в увеличении и снижении количества конфликтов в зависимости от месяца, в который они регистрируются, а также различия - пики конфликтов приходятся на разные периоды, что служит отражением специфики деятельности, вносящей свой вклад во взаимоотношения в коллективах. Анализ межличностных конфликтов учащихся закрытых учебных заведений показывает, что основные тенденции распределения конфликтов в течение года могут быть объяснены спецификой основного вида деятельности - учебы. Наиболее конфликтным является первый семестр учебного года и особенно период сдачи зачетной и экзаменационной сессий. Частота конфликтов в этот период возрастает примерно в 1,5 раза по сравнению со среднемесячным уровнем.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|