ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Психотравмирующие последствияКонфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для супругов, их детей, родителей, в результате чего происходит формирование отрицательных свойств личности. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются отрицательные эмоции, появляются психотравмы, чаще проявляющиеся в виде переживаний, которые в силу выраженности, длительности или повторяемости негативно воздействуют на личность. Выделяют такие психотравмирующие переживания, как состояние полной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение и состояние вины.
Рис. 3.1.1. Основные причины супружеских конфликтов (по В.А. Сысенко)
Рис. 3.1.2. Психотравмирующие последствия супружеских конфликтов
Cемья - древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, то есть на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать различные трудности, конфликты и кризисы. Вычленение показателей, которые позволяют определить, что во взаимоотношениях членов семьи нарастают затруднения, носит не только важный теоретический, но и практический характер, позволяя достаточно точно локализовать проблему. Один из подходов к построению такой системы показателей, сформировавшийся на основе богатого исследовательского и терапевтического опыта, предложен А.Н. Харитоновым. Показателями семейных трудностей являются: · недостаточная психофизическая, сексуальная совместимость супругов; · недостаточная личностная зрелость родителей, детей (только супругов); · преобладание отрицательных социальных эмоций; · когнитивное рассогласование в восприятии членов семьи; · конфликтное поведение при взаимодействии; · несоразмерность затрачиваемых усилий в удовлетворении потребностей (внутриличностные конфликты); · затрудненный поиск методов решения семейных проблем. Особенности такой социальной группы, как семья, специфический характер построения взаимоотношений обусловливают особые закономерности и механизмы развития рассмотренных выше трудностей. Построение представленной системы позволяет с большой долей достоверности прогнозировать появления противоречий еще на ранних стадиях и предупреждать возможные конфликты. С другой стороны, чаще всего приходится сталкиваться с уже имеющимися конфликтами, но, учитывая механизмы развития трудностей, мы получаем инструмент управления и регулирования проблем, с которыми сталкивается семья. Анализ множества примеров, связанных с затруднениями в семейных отношениях, позволил определить несколько групп трудностей, определяющих их особенности. По мнению А.Н. Харитонова, закономерности и механизмы трудностей семейных отношений представляют собой систему из пяти групп: · общие социально-психологические, характерные для малой группы; · общие, характерные для межличностных отношений; · специфические семейные механизмы, закономерности; · специфические, характерные для межличностных семейных отношений; · объективные и субъективные механизмы, закономерности функционирования семейных трудностей. Особую роль здесь играют семейные механизмы защиты, механизм переноса-контрпереноса. Влияние (функционирование) трудностей на семейные отношения носит преимущественно негативный, деструктивный характер, хотя в редких случаях возможно позитивное, конструктивное влияние (только при позитивной динамике). Семейные трудности влияют на психическое здоровье личности и семьи, на межличностное и межсемейное общение, на эффективность профессиональной самореализации мужа, деятельности жены, учебы детей, на личностный рост родителей и детей, на воспитание детей, на семейную жизнь в целом.
Концепция А.Н. Харитонова включает три группы причин семейных трудностей. Несмотря на всю специфичность такого явления, как семья, говоря о причинах затруднений, возникающих во взаимоотношениях ее членов, было бы неправильно забывать, что составляющие ее члены имеют, с одной стороны, биологическую природу, что обусловливает первую группу причин. Основные биофизические причины: а) индивидуально-биофизические - соматические, нервные болезни, генетическая предрасположенность, физическая несовместимость, дефекты фигуры, лица, отдельных систем организма, органов, органов чувств, неправильный образ жизни и др.; б) природно-биологические - неподходящий климат, неблагоприятная экология, неблагоприятные особенности окружающий среды и др. Существование в социуме как каждого члена в отдельности, так и семьи в целом позволяет выделить еще одну группу причин, которая приводит к тем или иным затруднениям в семьях. Социальные причины представляют собой подструктуры следующих групп детерминант: а) социально-экономические; б) идеологические, политические; в) социально-правовые; г) социокультурные; д) религиозные; е) этнологические; ж) образовательные, педагогические. Психологические причины включают следующие компоненты: · базальные личностные факторы - это психологическая незрелость, эгоцентризм супругов, фиксации на фигурах прошлого, на ранних стадиях психосексуального развития, неадекватная идентичность, негативные эмоциональные качества личности (недоверие, зависть, вина, ревность, тревога, ненависть и др.), неуверенность, низкая самооценка, агрессивность, сильный внутренний конфликт, психотравмы раннего детства, подросткового возраста, завышенный уровень личных притязаний и др.; · основными межличностными факторами возникновения семейных трудностей являются: рассогласование неосознанных ожиданий о партнере с его реальным поведением; борьба в вопросах главенства; взаимные перенесения, несходство характеров; различия желаний, интересов, вкусов; неустойчивые, противоречивые стили воспитания в родительских семьях; неполное, полное непринятие партнера, собственного ребенка; интенсивные конфликты ранних объектных отношений в родительской семье; дистанцирование, затрудненность в общении; изменения ролевой структуры семьи; низкий уровень информированности о браке, семейной жизни; депривация родительской любви, заботы; противоречие между личностным развитием и групповым, семейными нормами; различие взглядов на семью, работу; различные подходы к решению трудных семейных ситуаций и др.; · объективные ситуативно-деятельностные факторы - это напряженный характер деятельности, жесткий распорядок, фактор вынужденных разлук с родными, фактор смены работы жены, учебы детей, неблагоприятное материально-бытовое обеспечение семьи и др. Субъективными ситуативно-деятельностными факторами являются: фактор гомогенного характера коллективов, фактор отношений доминирования - подчинения, фактор гиперкомпенсации агрессивных чувств на работе и пр.
Нарастание трудностей в семье может приводить к появлению следующих психотравмирующих последствий: · состояние полной семейной неудовлетворенности - результат заметного расхождения между ожиданиями индивида по отношению к семье и ее действительной жизнью; · семейная тревога проявляется после крупного семейного конфликта; · нервно-психическое напряжение - результат создания ситуаций постоянного психологического давления или препятствий для проявления важных чувств, удовлетворения потребностей; · состояние вины появляется, когда человек чувствует себя виновником любого конфликта и считает отношение других к себе обвиняющим. Особенности динамики развития этих процессов требуют отдельного рассмотрения. Динамика семейных трудностей имеет три основных варианта развития: позитивный, негативный, застревающе-перманентный. При позитивном варианте семейные трудности будут развиваться по следующим этапам: · первый этап - возникновение (в результате ряда причин), воздействия запускающей причины неудовлетворенности индивидуальными, семейными потребностями одного или двух членов семьи; · второй этап - усиление неудовлетворенности в отношениях двух членов семьи, вовлечение в них других; · третий этап - высшая точка в выраженности основных признаков семейных трудностей; · четвертый этап - открытое обсуждение причин семейных трудностей, ситуации, поиск путей преодоления; · пятый этап - выбор пути и методов психологической помощи, принятие их и преодоление семейных трудностей. Негативный вариант развития семейных трудностей приводит к конфликтному взаимодействию. На первых трех этапах он протекает аналогично предыдущему варианту, а далее: · четвертый этап - неудавшаяся попытка или уход от обсуждения ситуации, поиска причин, путей преодоления; · пятый этап - разрыв отношений, или новый виток усиления признаков семейных трудностей, переход их в семейное нарушение и застревание на данном уровне, или после усиления признаков семейных трудностей и перехода нарушения в конфликт, разрыв, прекращение отношений, распад семьи. При застревающе-перманентном варианте семейные трудности сначала развиваются также по сценарию первых трех этапов предшествующих вариантов, а потом идут: · четвертый этап - фиксация проявления признаков семейных трудностей, уход или неудачи в обсуждении причин, ситуации, ощущения у членов семьи отсутствия выхода, выбора пути преодоления; · пятый этап - переход семейных трудностей в латентное состояние, неконструктивное течение, поддержание отношений без выраженности признаков и без разрешения трудной ситуации.
Для семьи, испытывающей затруднения во взаимодействии ее членов, характерно длительное существование проблем, наносящих ощутимый удар стабильности брака. Поэтому всегда был и остается актуальным вопрос о возможностях противостояния семьи тем трудностям, с которыми она сталкивается на протяжении своего существования. В первую очередь следует говорить о компетентности самих членов семьи в этом вопросе. Обеспечение такой компетентности — достаточно сложный процесс, решаемый, в первую очередь, на основе усвоения знаний об особенностях взаимодействия в семье и постепенного приобретения навыков ее членами. Предупреждение (профилактика) семейных трудностей включает следующие содержательные элементы на уровне семейной группы: · успешный, ожидаемый выбор супруга; · установки на позитивное восприятие, переживание и преодоление нормативных личностных, семейных кризисов на протяжении жизненного цикла семьи; · установки, стремление, активность к конструктивному разрешению семейных трудностей; · наличие знаний в области психологии семьи, семейных отношений, знаний феноменологии типичных психологических семейных проблем; · наличие знаний и определенных навыков владения основными психологическими методами само- и взаимопомощи, знание правил стабилизации, гармонизации семейных отношений; · наличие информации о специалистах, местах оказания профессиональной помощи, методах преодоления семейных трудностей, других семейных проблем; · осознание своих ожиданий, представлений партнера о супруге, семейном общении, отношениях; стремление, установка, готовность к личностному росту самих супругов; · формирование стиля успешности вербального и невербального общения в семье. Преодоление семейных трудностей осуществляется посредством следующих способов и методов семейной психологической помощи: самопомощь, взаимопомощь членов семьи, специализированная помощь (семейная психодиагностика, просвещение, консультирование, психотерапия, психореабилитация). Механизм преодоления семейных трудностей включает: · осознание, понимание их супругами (членами семьи); · принятие и переработку глубинного конфликта, причин семейных трудностей; · появление идеи, мотивации к изменению; · перемену отношения к семейным трудностям; · поиск способов преодоления психологических и социально-психологических · достижение более полного удовлетворения базовыми индивидуальными, семейными потребностями; · гармонизацию семейных отношений (достижение качеств сопереживания, сотрудничества, взаимопонимания, взаимных побуждений, взаиморегуляции).
Тема 3.2. Конфликты в диаде «руководитель - подчиненный»
Проблема взаимоотношений руководителей и подчиненных актуальна для науки и практики. В центре внимания находятся вопросы эффективности управления, стиля руководства, авторитета руководителя, оптимизации социально-психологического климата в коллективе. Все они зависят от оптимизации отношений в звене «руководитель - подчиненный», то есть от конфликтов «по вертикали». Среди причин конфликтности отношений руководителя и подчиненного выделяют объективные и субъективные. К объективным причинам таких конфликтов относят следующие. 1. Субординационный характер отношений. Существует противоречие между функциональной (официальной, формальной) и личностной (неофициальной, неформальной) сторонами отношений руководителя и подчиненного, что порождает конфликты. 2. Деятельность в системе «человек - человек» конфликтогенна по своей природе. 3. Большая часть конфликтов «по вертикали» детерминирована предметно-деятельностным содержанием межличностных отношений (около 96 % конфликтов между руководителями и подчиненными). 4. Частота возникновения конфликтов по вертикали связана с интенсивностью совместной деятельности оппонентов. 5. Наиболее конфликтно звено «непосредственный руководитель - подчиненный»: на него приходится более 53 % конфликтов. 6. Разбалансированность рабочего места. Рабочим местом называют совокупность функций и средств, достаточных для их выполнения. Функции должны быть обеспечены средствами, и не должно быть средств, не связанных с какой-либо функцией. Обязанности и права должны быть взаимно уравновешены. 7. Рассогласованность связей между рабочими местами в организации. 8. Сложность социальной и профессиональной адаптации руководителя к должности управленца. 9. Недостаточная обеспеченность по объективным условиям управленческих решений всем необходимым для их реализации. Среди субъективных причин таких конфликтов обычно выделяют управленческие и личностные. 1. Управленческие причины: неоптимальные и ошибочные решения; излишняя опека и контроль подчиненных со стороны руководства; недостаточная профессиональная подготовка руководителей; низкий престиж труда управленцев среднего и низшего звеньев; неравномерность распределения служебной нагрузки среди подчиненных; нарушения в системе стимулирования труда. Личностные причины: низкая культура общения, грубость; недобросовестное исполнение своих обязанностей подчиненными; стремление руководителя утвердить свой авторитет любой ценой; выбор начальником неэффективного стиля руководства; отрицательная установка руководителя по отношению к подчиненным и наоборот; напряженные отношения между руководителями и подчиненными; психологические особенности участников взаимодействия (повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, завышенная самооценка, акцентуации характера и т. д.). Практика показывает, что бесконфликтному взаимодействию руководителя с подчиненными способствуют следующие условия: · психологический отбор специалистов в организацию; · стимулирование мотивации к добросовестному труду; · справедливость и гласность в организации деятельности; · учет интересов всех лиц, которых затрагивает управленческое решение; · своевременное информирование людей по важным для них вопросам; · организация трудового взаимодействия по типу «сотрудничество»; · оптимизация рабочего времени управленцев и исполнителей; · поощрение инициативы, обеспечение перспектив роста и др.
Рис. 3.2.1. Причины конфликтов «руководитель - подчиненный»
В целях правильного построения взаимоотношений с подчиненными, грамотной организации управленческой деятельности, а также предупреждения конфликтов «по вертикали» целесообразно руководствоваться следующими правилами: · ставьте подчиненным ясные, конкретные и выполнимые задачи. Не допускайте неопределенности, двусмысленности в содержании приказания. Задача должна соответствовать возможностям подчиненного; · обеспечьте выполнение задачи всем необходимым; · приказы, распоряжения, требовательность к подчиненному должны быть обоснованны в правовом отношении - не ущемляйте человеческое достоинство; · текущий контроль снижает вероятность возникновения конфликтов; · не спешите с однозначной негативной оценкой результатов деятельности подчиненного; · достигнутое подчиненным оценивайте исходя из начального положения дели успехов других работников; · не стремитесь в короткий срок перевоспитать нерадивого подчиненного; проводя воспитательную работу с подчиненными, не рассчитывайте на немедленные положительные результаты; · критикуйте после того, как похвалите, оценивайте не личность, а поступок, результаты служебной деятельности, указывайте при этом возможные пути исправления ошибок и просчетов. Критическую оценку подчиненного не переносите на всю социальную группу, к которой он принадлежит; · избегайте жестких, категоричных и безапелляционных по форме оценок поведения и деятельности подчиненных. Резкая оценка настраивает на возможное противодействие; · не делайте подчиненных козлами отпущения своих управленческих ошибок; · будьте справедливы и честны по отношению к подчиненным; · всеми силами боритесь с проявлениями негативных эмоций в общении с подчиненными; · не превращайте подчиненных в громоотвод ваших конфликтных отношений с вышестоящим руководством; · реже наказывайте и чаще помогайте подчиненным исправлять ошибки. Это может дать хорошие результаты: меньше проступков - меньше конфликтов, меньше наказаний - меньше проблем; · уважайте права подчиненных.
Рекомендации руководителю по конструктивному разрешению конфликтов с подчиненными: · учитывать заинтересованность подчиненного в том решении конфликта, которое предлагает руководитель. Изменить мотивацию поведения подчиненного можно различными способами - от разъяснения неправильности позиции до предложения определенных уступок; · аргументировать свои требования в конфликте, подкреплять их правовыми нормами; · совершенствовать умение слушать подчиненных в конфликте как возможность получить необходимую информации. Отсутствие такого умения серьезно затрудняет разрешение конфликта; · изучать состояние и характер забот подчиненного, упорядочить его деятельность; · избегать отсутствия стремления идти на эскалацию конфликта с подчиненным, так как это ухудшает взаимоотношения в коллективе; · избегать повышения голоса в конфликтном диалоге с подчиненным, так как это не лучший аргумент. Грубость является признаком того, что руководитель не способен владеть ситуацией и собой; · повышать культуру общения. В частности, учитывать, что переход с «Вы» на «ты» является фактическим унижением подчиненного, дает ему моральное право ответить тем же; · стремиться к демонстрации спокойствия в осуществлении необходимых действий, опираться на должностной статус, что усиливает в глазах подчиненного справедливость требований начальника; · использовать поддержку вышестоящих руководителей и общественности. Важно, чтобы поддержка была направлена не на усиление давления на подчиненного, а на решение противоречия; · умело использовать должностное положение, не озлобляя подчиненного, не делая его неуступчивым, не затруднять этим разрешение конфликта; · не затягивать конфликт с подчиненным. Помимо потери рабочего времени длительность конфликта чревата взаимными обидами и потерей преимущества правого, возрастанием вероятности победы подчиненного и уменьшения такой вероятности для руководителя; · быть готовым при необходимости идти на компромисс, особенно в тех случаях, когда правота руководителя вовсе не очевидна или он предвидит нежелательные последствия как для себя, так и для других; · при осознании собственной неправоты в конфликте лучше его не затягивать и уступить подчиненному, найти мужество признаться в этом самому себе, а при необходимости - извиниться перед подчиненным; · учитывать то, что конфликтный руководитель - это не всегда плохой руководитель. Главное быть справедливым, требовательным к себе и к подчиненным, решать проблемы, а не просто обострять отношения; · помнить о том, что конфликтный руководитель - всегда неудобный руководитель и упрочению авторитета руководителя будет способствовать его умение разрешать предконфликтные и конфликтные ситуации неконфликтными способами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|