Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 3.5. Информационно-психологическая война в межгосударственных конфликтах




 

Психологическая война сегодня выступает инструментом борьбы в конфликтах на различных уровнях. Этот инструмент стал широко использоваться в последние годы. Если раньше в основном его применение было прерогативой государств раз­ных социальных систем в борьбе друг против друга, то сегодня психологическая война взята на вооружение политическими силами, террористическими организа­циями и др. Сам термин впервые был употреблен британским историком Дж. Фуллером в 1920 г.

Психологическая война - плановое использование пропаганды и другой деятельности для оказания влияния на мышление, чувства и поведение враждебных, нейтральных и дружественных групп населения иностранных государств, чтобы тем самым содействовать осуществлению целей своей национальной политики.

Анализ отечественных и зарубежных источников, проведенный Г.Г. Почепцовым, позволил выделить ряд существенных моментов в этой проблеме.

В качестве целей информационно-психологическая война видит два класса объ­ектов. Это современные 1) компьютерные сети и информационные системы, 2) индивидуальное и массовое сознание.

Задачи, по У. Швартоу, можно свести в три класса.

Идивидуальные - информационная война против личности, куда относятся и возможные манипуляции с хранящейся в компьютерах разнообразной информа­цией об индивидах.

Организационные - информационная война на уровне организации (любую современную компанию легко вывести из строя с помощью атаки на ее информаци­онную систему).

Глобальные - глобальная информационная война отражает самый высокий государственный и межгосударственный уровень.

Обратим внимание на оценку представлений российских аналитиков по данной проблеме, которая проводится в некоторых иностранных источниках:

· информационные ресурсы требуют той же защиты, что и ядерное оружие;

· информационные ресурсы нарушают равенство сил, то есть этот параметр значим при определении паритета;

· информационные операции менее заметны в своем начальном периоде, что затрудняет адекватную оценку начала информационной атаки;

· информационные операции не наносят экологического ущерба, то есть они предпочтительнее оружия массового поражения;

· информационные операции могут приводить к разрушению экономической системы;

· информационные операции могут быть направлены на ослабление национального духа;

· информационные операции могут приводить власти к неверным решениям, создавая неадекватное представление о действительности или нарушая циклы принятия решений;

· информационные операции и технологии существенным образом увеличивают эффективность вооруженных сил.

 

Рис. 3.5.1. Цели и задачи информационно-психологической войны

 

В условиях непрерывной психологической войны будет несправедливым говорить о ней лишь как о происках извне. Безусловно, соответствующее влияние оказыва­лось и будет оказываться в перспективе. Однако надо признать, что информаци­онное влияние основывается не только на ложных данных, а зачастую использует действительно имеющиеся недостатки, противоречия и т.п. Поэтому мало лишь знать о целях психологической войны. Задачей государства становится его инфор­мационная безопасность. На повестку дня выдвигаются анализ возможностей по противодействию негативному влиянию, система конкретных мер, анализ их ус­пешности. Первым шагом будет поиск внутренних источников, несущих в себе угрозу информационной безопасности.

Выделяют следующие основные внутренние источники угроз информационной безопасности России:

· критическое состояние отечественных отраслей промышленности;

· неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества;

· снижение степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере;

· недостаточная координация деятельности федеральных органов государствен­ной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

· недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика;

· неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка России;

· недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информацион­ной безопасности Российской Федерации;

· недостаточная экономическая мощь государства;

· снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информаци­онной безопасности;

· недостаточная активность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании общества о своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений, в формировании открытых государственных ресурсов и развитии системы до­ступа к ним граждан;

· отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, кредитнофинансовой сферы, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, сферы услуг и быта граждан.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных