ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 3.5. Информационно-психологическая война в межгосударственных конфликтах
Психологическая война сегодня выступает инструментом борьбы в конфликтах на различных уровнях. Этот инструмент стал широко использоваться в последние годы. Если раньше в основном его применение было прерогативой государств разных социальных систем в борьбе друг против друга, то сегодня психологическая война взята на вооружение политическими силами, террористическими организациями и др. Сам термин впервые был употреблен британским историком Дж. Фуллером в 1920 г. Психологическая война - плановое использование пропаганды и другой деятельности для оказания влияния на мышление, чувства и поведение враждебных, нейтральных и дружественных групп населения иностранных государств, чтобы тем самым содействовать осуществлению целей своей национальной политики. Анализ отечественных и зарубежных источников, проведенный Г.Г. Почепцовым, позволил выделить ряд существенных моментов в этой проблеме. В качестве целей информационно-психологическая война видит два класса объектов. Это современные 1) компьютерные сети и информационные системы, 2) индивидуальное и массовое сознание. Задачи, по У. Швартоу, можно свести в три класса. Идивидуальные - информационная война против личности, куда относятся и возможные манипуляции с хранящейся в компьютерах разнообразной информацией об индивидах. Организационные - информационная война на уровне организации (любую современную компанию легко вывести из строя с помощью атаки на ее информационную систему). Глобальные - глобальная информационная война отражает самый высокий государственный и межгосударственный уровень. Обратим внимание на оценку представлений российских аналитиков по данной проблеме, которая проводится в некоторых иностранных источниках: · информационные ресурсы требуют той же защиты, что и ядерное оружие; · информационные ресурсы нарушают равенство сил, то есть этот параметр значим при определении паритета; · информационные операции менее заметны в своем начальном периоде, что затрудняет адекватную оценку начала информационной атаки; · информационные операции не наносят экологического ущерба, то есть они предпочтительнее оружия массового поражения; · информационные операции могут приводить к разрушению экономической системы; · информационные операции могут быть направлены на ослабление национального духа; · информационные операции могут приводить власти к неверным решениям, создавая неадекватное представление о действительности или нарушая циклы принятия решений; · информационные операции и технологии существенным образом увеличивают эффективность вооруженных сил.
Рис. 3.5.1. Цели и задачи информационно-психологической войны
В условиях непрерывной психологической войны будет несправедливым говорить о ней лишь как о происках извне. Безусловно, соответствующее влияние оказывалось и будет оказываться в перспективе. Однако надо признать, что информационное влияние основывается не только на ложных данных, а зачастую использует действительно имеющиеся недостатки, противоречия и т.п. Поэтому мало лишь знать о целях психологической войны. Задачей государства становится его информационная безопасность. На повестку дня выдвигаются анализ возможностей по противодействию негативному влиянию, система конкретных мер, анализ их успешности. Первым шагом будет поиск внутренних источников, несущих в себе угрозу информационной безопасности. Выделяют следующие основные внутренние источники угроз информационной безопасности России: · критическое состояние отечественных отраслей промышленности; · неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества; · снижение степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере; · недостаточная координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; · недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика; · неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка России; · недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации; · недостаточная экономическая мощь государства; · снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности; · недостаточная активность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании общества о своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений, в формировании открытых государственных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан; · отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, кредитнофинансовой сферы, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, сферы услуг и быта граждан.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|