Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 2.7. Внутриличностные конфликты




 

Проблема внутриличностного конфликта активно разрабатывалась и разрабатывается в западной психологии. Достаточно часто к ней обращаются различные психотерапевтические практики.

В зарубежных исследованиях внутриличностный конфликт рассматривается исходя из понимания личности, которое сложилось в рамках определенной психо­логической школы.

Психоаналитическое направление - биопсихологическая трактовка: столкнове­ние желаний (З. Фрейд); регресс на более низкий уровень психики (К. Юнг); столкновение стремлений к удовлетворению желаний и к безопасности и как про­тиворечие «невротических потребностей» (К. Хорни).

Бихевиоризм - плохая привычка, результат ошибочного воспитания (Б. Скиннер); фрустрация (Н. Миллер, Дж. Доллард).

Гуманистическая психология - противоречие между осознанными, но ложными самооценками (К. Роджерс); нереализованная потребность человека в самоактуа­лизации (А. Маслоу).

Когнитивная психология - когнитивный диссонанс как негативное состояние в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний (Л. Фестингер). Субъективно когнитивный диссонанс переживается как диском­форт. Поэтому личность стремится устранить его.

Теория поля - это ситуация, в которой на субъекта одновременно действуют противоположно направленные силы примерно одинаковой величины и субъект вынужден делать выбор между тенденциями: положительной и отрицательной; положительной и положительной; отрицательной и отрицательной (К. Левин).

Логотерапия - потеря смысла жизни (В. Франкл).

Интеракционизм - конфликт ролей (А. Голднер).

Психосинтез - острые противоречия внутри личности, снижающие цельность «Я» (Р. Ассаджоли).

Таким образом, в большинстве теорий внутриличностного конфликта, разрабо­танных зарубежными психологами, основу составляют:

· категория противоречия, внутренней борьбы;

· понятие психологической защиты (преодоления конфликта).

Протекание внутриличностного конфликта здесь связывается с негативными переживаниями.

Отечественные традиции психологии предлагают несколько иное видение про­блемы, связанное с тем, как понималась личность в советской, а затем в российской психологии.

Отечественная школа видит внутриличностный конфликт как столкновение двух сильных, но противоположно направленных тенденций (А. Лурия); «резуль­тат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений лич­ности» (В. Мерлин); столкновение двух внутренних побуждений, отраженных в сознании в виде самостоятельных ценностей (Ф. Василюк) и др.

Внутриличностный конфликт - острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее проти­воречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

Рис. 2.7.1. Подходы к пониманию внутриличностного конфликта (по А.И. Шипилову)

 

Рис. 2.7.2. Сферы внутриличностного конфликта

 

К сферам внутриличностного конфликта традиционно относят: когнитивную, эмоциональную, поведенческую сферы и интегральные показатели.

Внутриличностные конфликты возникают под влиянием на личность окружаю­щей среды, в том числе социальной. Можно выделить две группы противоречий, лежащих в основе конфликта:

· объективные противоречия, внешние по отношению к человеку, которые переходят во внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные и др.);

· противоречия внутреннего мира личности (мотивационные конфликты, конфликт неадекватной самооценки), которые отражают отношение личности к окружающей среде.

 

 

Рис. 2.7.3. Условия возникновения внутриличностных конфликтов

 

Выделяют три уровня развития психологического противоречия (Е. Донченко и Т. Титаренко):

· психологическое равновесие внутреннего мира личности;

· нарушение равновесия, осложнение, затруднение основных видов деятельно­сти, проекция психологического дискомфорта на работу, общение с окружа­ющими (внутриличностный конфликт);

· невозможность реализации планов и программ, «разрыв жизни», невозмож­ность выполнять свои жизненные функции до тех пор, пока не разрешится противоречие (жизненный кризис).

На каждом из этих уровней возможно разрешение противоречия. Это зависит от того, что человеку необходимо для осуществления нормальной жизнедеятель­ности, каким его потребностям грозит отказ. Может быть и так, что до внутрилич­ностного конфликта человек так и не доходит. Но нередко противоречие развива­ется дальше, перерастает во внутренний конфликт.

Для возникновения внутриличностного конфликта необходимо присутствие личностных и ситуативных условий.

Личностные условия:

· сложный внутренний мир и актуализация этой сложности;

· сложная и развитая иерархия потребностей и мотивов;

· высокий уровень развития чувств и ценностей;

· сложно организованная и развитая когнитивная структура, способности ин­дивида к самоанализу и саморефлексии.

К ситуативным условиям (по В.С. Мерлину) относят:

· внешние условия - удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и отношений личности становится вовсе невозможным или находится под угрозой:

1. уже в борьбе с природой возникают трудности и препятствия для удовле­творения мотивов и отношений личности;

2. удовлетворение одних мотивов с неизбежностью порождает возникнове­ние новых, еще не удовлетворенных мотивов;

3. общественная жизнь требует ограничения различных мотивов, иногда очень глубоких;

· внутренние условия - противоречия между различными сторонами личности:

1. эти стороны должны быть значимыми;

2. они должны иметь приблизительно равную значимость для личности;

3. личность осознает субъективную неразрешимость ситуации.

 

Для того чтобы построить типологию внутриличностного конфликта, нужно основание, которое объединяет разнообразие всех внутренних конфликтов. Принятие ценностно-мотивационной сферы личности за основание для построения единой типологии внутриличностного конфликта позволяет выделить основные структу­ры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт (А. Шипилов).

· Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребно­сти, интересы, желания, влечения и т. п.). Могут быть выражены понятием «хочу» («Я хочу»).

· Ценности, как принятые личностью, так и навязанные обществом, воплощающие в себе общественные нормы и выступающие как эталоны должного. Обозначаются как «надо» («Я должен»).

· Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Выражается как «могу» или «не могу» («Я есть»).

К основным видам внутриличностного конфликта относятся следующие.

1. Мотивационный конфликт: между бессознательными стремлениями (З. Фрейд); между стремлениями к обладанию и к безопасности (К. Хорни); между двумя положительными тенденциями (К. Левин); как столкновение различных моти­вов.

2. Нравственный конфликт - моральный или нормативный конфликт (В. Бакштановский, И. Арницане, Д. Федорина). Он рассматривается как конфликт между желанием и долгом, моральными принципами и личными привязан­ ностями (В. Мясищев); стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиями взрослых или общества (А. Спиваковская); долгом и сомне­нием в необходимости следовать ему (Ф. Василюк, В. Франкл).

3. Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности, между возможностью «хочу быть таким, как они» и невозможностью это реализовать (А. Захаров). К данному виду относятся и внутренние конфликты связанные с сексуальными патологиями (С. Кратохвил, А. Свядощ, А. Харитонов).

4. Ролевой конфликт - переживания невозможности одновременно реализовать несколько ролей, различное понимание требований самой личности к выпол­нению одной роли, конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.

5. Адаптационный конфликт - нарушение равновесия между субъектом и окружающей средой (в широком смысле), социальной или профессиональной адап­тацией (в узком смысле).

6. Конфликт неадекватной самооценки - между притязаниями и оценкой сво­их возможностей (А.В. Петровский, М.Я. Ярошевский); между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности (Т. Юферева); между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений; между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и понизить притязания, чтобы избежать неудачи (Д. Хекхаузен).

 

Рис. 2.7.4. Последствия внутриличностных конфликтов

 

 

Внутриличностные конфликты могут быть конструктивными (продуктивными, оптимальными) и деструктивными (разрушающими личностные структуры чело­века).

Конструктивным является конфликт, который характеризуется максималь­ным развитием конфликтующих структур и минимальными личностными затра­тами на его разрешение, - это один из механизмов гармонизации личностного развития.

Конфликты такого рода обладают рядом характеристик:

· усложняют психическую жизнь, способствуют ее переходу на новые уровни функционирования (В. Афонькова, Л. Божович);

· являются основой морального развития. Опорой совершения морального поступка является «больная совесть», которая побуждает человека действо­вать вопреки собственной выгоде и подниматься к высшим моральным цен­ностям;

· позволяют осознавать себя личностью на основе разрешения внутриличностных противоречий и конфликтов. Характеристика личности лежит в соот­ношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними;

· закаляют характер, способствуют формированию решительности, устойчиво­сти поведения, независимости от случайных обстоятельств, становлению стабильной направленности личности;

· могут способствовать формированию адекватной самооценки, что в свою очередь помогает самопознанию и самореализации личности.

Деструктивными считаются внутриличностные конфликты, которые усугуб­ляют раздвоение личности, перерастают в жизненные кризисы или ведут к разви­тию невротических реакций.

Такого рода конфликты обладают рядом следующих характеристик:

· угрожают эффективности деятельности;

· могут тормозить развитие личности;

· способны привести к утрате уверенности человека в своих силах, формиро­ванию устойчивого комплекса неполноценности, а иногда - и к потере смыс­ла жизни;

· как правило, приводят к деструкции существующих межличностных отноше­ний в семье, на работе. Они могут быть причиной повышенной агрессивности, тревожности, раздражительности в общении;

· имеют тенденцию перерастания внутриличностного конфликта в невротиче­ский. Присущие конфликту переживания становятся источником заболева­ния в том случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности. Человек не может изменить конфликт так, чтобы исчезло патоген­ное напряжение и был найден рациональный выход из сложившегося поло­жения.

Такой конфликт, несомненно, занимает ведущее место в жизни человека. Он оказывается для него неразрешимым и, затягиваясь, создает сильное аффективное напряжение. Это напряжение постоянно обостряет существующие противоречия, в значительной степени усиливает трудности, повышает неустойчивость и возбу­димость. В результате углубляются переживания личности, происходит болезнен­ная их фиксация, а значит, снижаются продуктивность и самоконтроль.

 

Разрешение (преодоление) внутриличностного конфликта — восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жиз­ненного качества.

 

Рис. 2.7.5. Механизмы разрешения внутриличностных конфликтов

 

 

Факторы конструктивного разрешения внутриличностных конфликтов:

· глубинные мировоззренческие установоки личности, содержание ее веры, опыт преодоления себя;

· развитость волевых качеств, способствующая успешному преодолению человеком внутренних конфликтов. Воля приводит в соответствие внешние требования и внутренние желания;

· тип темперамента, свойства которого влияют на динамическую сторону реше­ния внутриличностных противоречий: на скорость переживаний, их устойчи­вость, интенсивность и т. п.;

· половозрастные особенности личности.

Механизмы разрешения внутриличностных конфликтов (психологической защиты):

· отрицание - подмена принятия решения игнорированием конфликта;

· проекция - приписывание источнику трудностей негативных качеств как ос­нова для его неприятия и самопринятия на этом фоне;

· регрессия - возвращение к детским стереотипам поведения;

· замещение - снятие напряжения, обращение агрессии на более слабый объ­ект или на самого себя;

· подавление - сдерживание страха посредством забывания его источника, а так­ же обстоятельств, ассоциативно связанных с ним;

· изоляция - восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги;

· интроекция - присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угроз с их стороны;

· интеллектуализация - произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией;

· аннулирование - поведение, мысли, способствующие символическому сведе­нию на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, чувство вины;

· сублимация - удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства социаль­но одобряемыми альтернативами;

· рационализация - нахождение причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемыми чувствами;

· реактивное образование - выработка и подчеркивание в поведении противоположной установки;

· компенсация - сдерживание чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты и т. п.;

· идентификация - моделирование поведения другого лица для повышения самоценности;

· фантазия - уход от реальных проблем в воображение.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных