ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 2.7. Внутриличностные конфликты
Проблема внутриличностного конфликта активно разрабатывалась и разрабатывается в западной психологии. Достаточно часто к ней обращаются различные психотерапевтические практики. В зарубежных исследованиях внутриличностный конфликт рассматривается исходя из понимания личности, которое сложилось в рамках определенной психологической школы. Психоаналитическое направление - биопсихологическая трактовка: столкновение желаний (З. Фрейд); регресс на более низкий уровень психики (К. Юнг); столкновение стремлений к удовлетворению желаний и к безопасности и как противоречие «невротических потребностей» (К. Хорни). Бихевиоризм - плохая привычка, результат ошибочного воспитания (Б. Скиннер); фрустрация (Н. Миллер, Дж. Доллард). Гуманистическая психология - противоречие между осознанными, но ложными самооценками (К. Роджерс); нереализованная потребность человека в самоактуализации (А. Маслоу). Когнитивная психология - когнитивный диссонанс как негативное состояние в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний (Л. Фестингер). Субъективно когнитивный диссонанс переживается как дискомфорт. Поэтому личность стремится устранить его. Теория поля - это ситуация, в которой на субъекта одновременно действуют противоположно направленные силы примерно одинаковой величины и субъект вынужден делать выбор между тенденциями: положительной и отрицательной; положительной и положительной; отрицательной и отрицательной (К. Левин). Логотерапия - потеря смысла жизни (В. Франкл). Интеракционизм - конфликт ролей (А. Голднер). Психосинтез - острые противоречия внутри личности, снижающие цельность «Я» (Р. Ассаджоли). Таким образом, в большинстве теорий внутриличностного конфликта, разработанных зарубежными психологами, основу составляют: · категория противоречия, внутренней борьбы; · понятие психологической защиты (преодоления конфликта). Протекание внутриличностного конфликта здесь связывается с негативными переживаниями. Отечественные традиции психологии предлагают несколько иное видение проблемы, связанное с тем, как понималась личность в советской, а затем в российской психологии. Отечественная школа видит внутриличностный конфликт как столкновение двух сильных, но противоположно направленных тенденций (А. Лурия); «результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности» (В. Мерлин); столкновение двух внутренних побуждений, отраженных в сознании в виде самостоятельных ценностей (Ф. Василюк) и др. Внутриличностный конфликт - острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. Рис. 2.7.1. Подходы к пониманию внутриличностного конфликта (по А.И. Шипилову)
Рис. 2.7.2. Сферы внутриличностного конфликта
К сферам внутриличностного конфликта традиционно относят: когнитивную, эмоциональную, поведенческую сферы и интегральные показатели. Внутриличностные конфликты возникают под влиянием на личность окружающей среды, в том числе социальной. Можно выделить две группы противоречий, лежащих в основе конфликта: · объективные противоречия, внешние по отношению к человеку, которые переходят во внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные и др.); · противоречия внутреннего мира личности (мотивационные конфликты, конфликт неадекватной самооценки), которые отражают отношение личности к окружающей среде.
Рис. 2.7.3. Условия возникновения внутриличностных конфликтов
Выделяют три уровня развития психологического противоречия (Е. Донченко и Т. Титаренко): · психологическое равновесие внутреннего мира личности; · нарушение равновесия, осложнение, затруднение основных видов деятельности, проекция психологического дискомфорта на работу, общение с окружающими (внутриличностный конфликт); · невозможность реализации планов и программ, «разрыв жизни», невозможность выполнять свои жизненные функции до тех пор, пока не разрешится противоречие (жизненный кризис). На каждом из этих уровней возможно разрешение противоречия. Это зависит от того, что человеку необходимо для осуществления нормальной жизнедеятельности, каким его потребностям грозит отказ. Может быть и так, что до внутриличностного конфликта человек так и не доходит. Но нередко противоречие развивается дальше, перерастает во внутренний конфликт. Для возникновения внутриличностного конфликта необходимо присутствие личностных и ситуативных условий. Личностные условия: · сложный внутренний мир и актуализация этой сложности; · сложная и развитая иерархия потребностей и мотивов; · высокий уровень развития чувств и ценностей; · сложно организованная и развитая когнитивная структура, способности индивида к самоанализу и саморефлексии. К ситуативным условиям (по В.С. Мерлину) относят: · внешние условия - удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и отношений личности становится вовсе невозможным или находится под угрозой: 1. уже в борьбе с природой возникают трудности и препятствия для удовлетворения мотивов и отношений личности; 2. удовлетворение одних мотивов с неизбежностью порождает возникновение новых, еще не удовлетворенных мотивов; 3. общественная жизнь требует ограничения различных мотивов, иногда очень глубоких; · внутренние условия - противоречия между различными сторонами личности: 1. эти стороны должны быть значимыми; 2. они должны иметь приблизительно равную значимость для личности; 3. личность осознает субъективную неразрешимость ситуации.
Для того чтобы построить типологию внутриличностного конфликта, нужно основание, которое объединяет разнообразие всех внутренних конфликтов. Принятие ценностно-мотивационной сферы личности за основание для построения единой типологии внутриличностного конфликта позволяет выделить основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт (А. Шипилов). · Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т. п.). Могут быть выражены понятием «хочу» («Я хочу»). · Ценности, как принятые личностью, так и навязанные обществом, воплощающие в себе общественные нормы и выступающие как эталоны должного. Обозначаются как «надо» («Я должен»). · Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Выражается как «могу» или «не могу» («Я есть»). К основным видам внутриличностного конфликта относятся следующие. 1. Мотивационный конфликт: между бессознательными стремлениями (З. Фрейд); между стремлениями к обладанию и к безопасности (К. Хорни); между двумя положительными тенденциями (К. Левин); как столкновение различных мотивов. 2. Нравственный конфликт - моральный или нормативный конфликт (В. Бакштановский, И. Арницане, Д. Федорина). Он рассматривается как конфликт между желанием и долгом, моральными принципами и личными привязан ностями (В. Мясищев); стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиями взрослых или общества (А. Спиваковская); долгом и сомнением в необходимости следовать ему (Ф. Василюк, В. Франкл). 3. Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности, между возможностью «хочу быть таким, как они» и невозможностью это реализовать (А. Захаров). К данному виду относятся и внутренние конфликты связанные с сексуальными патологиями (С. Кратохвил, А. Свядощ, А. Харитонов). 4. Ролевой конфликт - переживания невозможности одновременно реализовать несколько ролей, различное понимание требований самой личности к выполнению одной роли, конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни. 5. Адаптационный конфликт - нарушение равновесия между субъектом и окружающей средой (в широком смысле), социальной или профессиональной адаптацией (в узком смысле). 6. Конфликт неадекватной самооценки - между притязаниями и оценкой своих возможностей (А.В. Петровский, М.Я. Ярошевский); между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности (Т. Юферева); между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений; между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и понизить притязания, чтобы избежать неудачи (Д. Хекхаузен).
Рис. 2.7.4. Последствия внутриличностных конфликтов
Внутриличностные конфликты могут быть конструктивными (продуктивными, оптимальными) и деструктивными (разрушающими личностные структуры человека). Конструктивным является конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными личностными затратами на его разрешение, - это один из механизмов гармонизации личностного развития. Конфликты такого рода обладают рядом характеристик: · усложняют психическую жизнь, способствуют ее переходу на новые уровни функционирования (В. Афонькова, Л. Божович); · являются основой морального развития. Опорой совершения морального поступка является «больная совесть», которая побуждает человека действовать вопреки собственной выгоде и подниматься к высшим моральным ценностям; · позволяют осознавать себя личностью на основе разрешения внутриличностных противоречий и конфликтов. Характеристика личности лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними; · закаляют характер, способствуют формированию решительности, устойчивости поведения, независимости от случайных обстоятельств, становлению стабильной направленности личности; · могут способствовать формированию адекватной самооценки, что в свою очередь помогает самопознанию и самореализации личности. Деструктивными считаются внутриличностные конфликты, которые усугубляют раздвоение личности, перерастают в жизненные кризисы или ведут к развитию невротических реакций. Такого рода конфликты обладают рядом следующих характеристик: · угрожают эффективности деятельности; · могут тормозить развитие личности; · способны привести к утрате уверенности человека в своих силах, формированию устойчивого комплекса неполноценности, а иногда - и к потере смысла жизни; · как правило, приводят к деструкции существующих межличностных отношений в семье, на работе. Они могут быть причиной повышенной агрессивности, тревожности, раздражительности в общении; · имеют тенденцию перерастания внутриличностного конфликта в невротический. Присущие конфликту переживания становятся источником заболевания в том случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности. Человек не может изменить конфликт так, чтобы исчезло патогенное напряжение и был найден рациональный выход из сложившегося положения. Такой конфликт, несомненно, занимает ведущее место в жизни человека. Он оказывается для него неразрешимым и, затягиваясь, создает сильное аффективное напряжение. Это напряжение постоянно обостряет существующие противоречия, в значительной степени усиливает трудности, повышает неустойчивость и возбудимость. В результате углубляются переживания личности, происходит болезненная их фиксация, а значит, снижаются продуктивность и самоконтроль.
Разрешение (преодоление) внутриличностного конфликта — восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества.
Рис. 2.7.5. Механизмы разрешения внутриличностных конфликтов
Факторы конструктивного разрешения внутриличностных конфликтов: · глубинные мировоззренческие установоки личности, содержание ее веры, опыт преодоления себя; · развитость волевых качеств, способствующая успешному преодолению человеком внутренних конфликтов. Воля приводит в соответствие внешние требования и внутренние желания; · тип темперамента, свойства которого влияют на динамическую сторону решения внутриличностных противоречий: на скорость переживаний, их устойчивость, интенсивность и т. п.; · половозрастные особенности личности. Механизмы разрешения внутриличностных конфликтов (психологической защиты): · отрицание - подмена принятия решения игнорированием конфликта; · проекция - приписывание источнику трудностей негативных качеств как основа для его неприятия и самопринятия на этом фоне; · регрессия - возвращение к детским стереотипам поведения; · замещение - снятие напряжения, обращение агрессии на более слабый объект или на самого себя; · подавление - сдерживание страха посредством забывания его источника, а так же обстоятельств, ассоциативно связанных с ним; · изоляция - восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги; · интроекция - присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угроз с их стороны; · интеллектуализация - произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией; · аннулирование - поведение, мысли, способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, чувство вины; · сублимация - удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства социально одобряемыми альтернативами; · рационализация - нахождение причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемыми чувствами; · реактивное образование - выработка и подчеркивание в поведении противоположной установки; · компенсация - сдерживание чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты и т. п.; · идентификация - моделирование поведения другого лица для повышения самоценности; · фантазия - уход от реальных проблем в воображение. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|