ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 3.6. Отдельные виды конфликтовГоворя о конфликтах, невозможно обойти вниманием такую сферу, как образование. Как и для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям. В сфере образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. Они образуют основные конфликтные диады. Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми является обычной составной частью реальности. Психолог М. Рыбакова выделяет следующие конфликты между учителем и учеником: · конфликты деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий и проявляющиеся в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда и неудачное замечание учителя; · конфликты поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее. Один и тот же поступок может вызываться различными мотивами. Учитель корректирует поведение учеников путем оценки их поступков при недостаточной информации об их подлинных причинах; · конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей. Они приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие. Основные рекомендации учителям по управлению конфликтами могут быть следующими: · контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, выпустить пар; · не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на «я» -высказывания (не «ты меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутым»); · не оскорблять ученика (все последующие «компенсирующие» действия могут не исправить ситуацию); · стараться не выгонять ученика из класса; · по возможности не обращаться к администрации; · не отвечать на агрессию агрессией (это принизит и ваше достоинство), не затрагивать его личность, семью, давать оценку только его конкретным действиям; · независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношения (высказать сожаление по поводу конфликта); · не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения. Рис. 3.6.1. Конфликты в педагогической деятельности Новое всегда приходит на смену старому в природе и в обществе. Поэтому противоречия между новым и старым вполне естественны и вечны. Нередко эти противоречия приводят к конфликтам. На разных этапах развития явления скорость и масштабы изменений могут заметно различаться. Чем радикальнее изменения, чем более они скоротечны и масштабны, тем чаще возможно возникновение конфликтов. Межличностный инновационный конфликт - это противодействие между сторонником и противником нововведения, сопровождаемое переживанием ими негативных эмоций по отношению друг к другу. Причины межличностных инновационных конфликтов можно объединить в пять групп. Объективные причины - естественное столкновение интересов новаторов и консерваторов. Сторонники и противники нововведений всегда были, есть и будут независимо от каких-либо других факторов. Организационно-управленческие причины - несовершенство политических, социальных, управленческих механизмов бесконфликтной оценки, внедрения и распространения новшеств. Инновационные причины связаны с характеристиками самого нововведения. Различные новшества порождают различные по количеству и остроте конфликты. Личностные причины заключаются в индивидуально-психологических особенностях участников инновационного процесса. Типичной личностной причиной инновационных конфликтов является наличие у многих работников выраженной негативной установки на изменения вообще и на нововведения в конкретной деятельности в частности. Ситуативные причины состоят в конкретных особенностях единичной инновационной ситуации. Основные проблемы разрешения межличностных инновационных конфликтов состоят в следующем: · внедрение любых новшеств в большей мере не технический, а социальный и психологический процессы; · чем более существенны негативные эмоции оппонентов по отношению друг к другу, тем менее конструктивен конфликт; · консерватор меньше нервничает в инновационных конфликтах по сравнению с новатором; · чем более конструктивна позиция оппонента, тем больше вероятность его победы в конфликте; · поддержка со стороны коллег повышает шансы оппонента разрешить конфликт в его пользу; · чем лучше члены коллектива информированы о сущности и особенностях нововведения, тем меньше вероятность и острота инновационных конфликтов; · поспешно внедряемые нововведения вызывают большее сопротивление по сравнению с новшествами, вводимыми постепенно.
Рис. 3.6.2. Причины инновационных конфликтов Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|