Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 1.5. Принципы и методы исследования конфликтов




 

Для обеспечения результативности исследования конфликтов важно использо­вать общенаучные принципыих изучения.

Рис. 1.5.1. Общенаучные принципы исследования конфликтов

 

Принцип развитиятребует при изучении конфликтов выявлять тенденции в их эволюции - постепенном, длительном, непрерывном развитии конфликта от одних форм к другим, чаще от простых к более сложным.

Принцип всеобщей связиориентирует на то, что, изучая конфликт, нельзя ограничиваться рассмотрением отдельных элементов, а необходимо стремиться исследовать максимальное количество существенных связей конфликта с други­ми явлениями и между его подструктурами.

Принцип соблюдения законов диалектикитребует учета основных законов и парных категорий диалектики.

Закон единства и борьбы противоположностей показывает внутренний источник развития конфликтов: единство и борьбу противоположных сторон, сил, тенденций.

Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает способ эволюции и динамики конфликтов, ориентирует на поиск закономерностей, кото­рым подчиняется развитие конфликтного взаимодействия, определение качествен­ных и количественных изменений, происходящих при этом, выявление связей ме­жду ними.

Закон отрицания отрицания дает возможность прогнозировать направление развития конфликтов: от простого к сложному, от низшего к высшему, от одного к другому.

Парные категории диалектики, такие как материальное и идеальное, время и про­странство, качество и количество, единичное, особенное и всеобщее, сущность и яв­ление, содержание и форма, необходимость и случайность, причина и следствие и другие, позволяют определить общий подход к изучению конфликтов, ориенти­роваться в общей оценке правильности полученных выводов.

Принцип детерминизманастраивает конфликтолога на более строгий анализ конфликтного взаимодействия. Происходящее в социальном конфликте не просто реакция на внешние факторы, не просто их переработка под конкретную ситуацию, оно само становится причиной развертывающихся событий. Внешнее и внутреннее в конфликте требуют равнозначно серьезного отношения исследователя.

Принцип диалектического единства теории, эксперимента и практикираскры­вает диалектику движения знания к истине и определяющую роль практики в про­цессе познания. Нарушение оптимального соотношения логики взаимовлияния теории, эксперимента и практики приводит к снижению результативности работы конфликтолога, превращению ее в имитационную деятельность.

Принцип системного подходаориентирует конфликтолога в методологии по­иска причин позитивных или негативных тенденций в развитии того или иного конфликта. Необходимо рассматривать конфликты как сложно организованные объекты, состоящие из иерархически связанных подсистем и входящие в свою оче­редь в качестве подсистем в системы более высокого уровня.

Принцип конкретно-исторического подходапоказывает необходимость учета в процессе изучения конфликтов всех конкретных условий их развития. Нельзя ограничиваться в характеристике конкретного конфликта применением к нему знаний, уже имеющихся для конфликтов подобного вида.

Принцип объективноститребует минимизировать влияние личных и групповых интересов, установок, других субъективных факторов на процесс и результаты исследования конфликтов. Изучая конфликты, необходимо видеть их такими, ка­ковы они есть.

 

Кроме общенаучных принципов существуют методологические принципы конфликтологии.

Принцип междисциплинарностиориентирует конфликтолога на максимально широкое использование достижений всех отраслей конфликтологии. Изучая любой конфликт, важно как можно более полно ознакомиться с методологией, теорией, методами и результатами проведения исследований. Это многократно повысит эффективность работы специалиста. Опираясь на знания только одной науки - психологии, социологии или какой-либо другой, - конфликт ни глубоко изучить, ни тем более регулировать невозможно. Важнейшей стороной принципа междис­циплинарности является принцип равенства всех шестнадцати отраслей конфлик­тологии. Роль не главной, но системообразующей науки на данном этапе развития конфликтологии призвана выполнить и пока выполняет психология.

Принцип преемственноститребует максимально полного знания конфликтоло­гом всего основного, что сделано по проблеме конфликта в той науке, которую он представляет. Важной стороной принципа преемственности является необходи­мость знания российскими конфликтологами истории в первую очередь отечествен­ной конфликтологии. Западные теории конфликтов представляют для нас несо­мненную ценность. Однако не стоит рассчитывать на решение проблемы российских конфликтов на основе западных подходов. К тому же не может быть великой, даже самостоятельной, наука, не знающая своей отечественной истории, только лишь заимствуя исходные принципы, основные теоретические концепции.

Принцип эволюционизмаориентирует на учет основных закономерностей эво­люции конкретных видов конфликтов при их исследовании. Он требует от кон­фликтолога знания и учета основных макроэволюционных тенденций развития конфликтов при исследовании конфликтного взаимодействия вообще и анализа конкретных конфликтов в частности. Необходимо знать и учитывать основные тенденции изменений социальных и внутриличностных конфликтов в процессе истории развития человека и человечества. При изучении конкретных конфликтов важно выявлять не только динамику, но и эволюционные предпосылки и тенден­ции их возникновения и развития.

Принцип личностного подходаформулируется как необходимость выявления и учета конкретных личностных особенностей конкретных людей, выступающих центральным звеном конфликтов всех без исключения уровней. Реальные кон­фликты начинают и в них участвуют не среднестатистические индивиды или аб­страктные социальные группы, а конкретные люди, имеющие конкретные индиви­дуально-психологические особенности.

Принцип поиска скрытого содержания конфликтовориентирует конфликто­лога на изучение не только доступной информации, но и скрытых, глубинных при­чин конфликтов. Он означает: необходимость выявления неосознаваемых мотивов поведения людей в ходе возникновения, развития и завершения конфликтов; об­наружение осознаваемых, но скрываемых, часто основных целей; необходимость находить не только скрытые элементы в действиях людей, но и глубинные меха­низмы развития конфликтов в целом.

Принцип борьбы со зломне ограничивает, как может показаться на первый взгляд, позицию конфликтолога. Скорее, он подводит специалиста к необходимо­сти учета самого восприятия конфликтующими сторонами причин, самого процес­са и последствий конфликта. Именно оценка оппонентами конкретных фактов как зла для себя меняет картину взаимодействия, делая его более агрессивным.

 

Рис. 1.5.2. Методологические принципы конфликтологии

 

 

Процесс изучения конфликтов состоит из нескольких этапов. Соблюдение требо­ваний логики научного исследования позволяет повысить результативность рабо­ты конфликтолога.

Известно восемь основных этапов научного анализа конфликтов.

1. Составление программы изучения конфликтов - подробное, всестороннее и завершенное теоретическое обоснование методологических подходов и ме­тодических приемов анализа интересующего явления. Программа - страте­гический документ, его обязательный начальный этап. Она играет очень важ­ную роль в достижении поставленных конфликтологом целей.

2. Определение конкретного объекта изучения (выборка).Все множество конфликтов, являющееся объектом изучения, образует генеральную совокуп­ность. Выборка - часть генеральной совокупности, которая реально изучает­ся. В интересах сокращения времени и материальных затрат, которых потре­бует изучение, выборка должна быть наименьшей. Важным ее свойством является репрезентативность - способность воспроизводить характеристики генеральной совокупности, существенные для решения поставленных в ходе изучения задач.

3. Разработка методики анализа конфликтов- выработка системы методов и процедур для изучения конфликтов, которая должна соответствовать це­лям и задачам изучения, обеспечивать получение полной и достоверной ин­формации.

4. Пробное изучение конфликтовпроизводится на небольшой выборке и имеет целью оценку достоверности получаемой информации, доработку программы и методики. Это позволяет повысить достоверность полученной информации, уточнить и даже выдвинуть новые гипотезы, проверить организационную процедуру анализа, дать предварительную оценку эффективности приемов каче­ственного и количественного анализа.

5. Сбор первичной конфликтологической информации.На этом этапе важно изучить все то, что планировалось подвергнуть изучению. Важным элемен­том является контроль достоверности и надежности получаемых данных.

6. Качественная и количественная обработка собранных данныхреализуется за счет содержательного теоретического конфликтологического анализа. Она проводится в соответствии с выдвинутыми гипотезами, но может и выходить за их рамки. Использование математических методов расширяет возможно­сти конфликтолога.

7. Анализ и объяснение полученных результатовзаключаются в систематиза­ции собранных и обработанных данных, построении на этой основе описа­тельной и объяснительной модели исследуемого аспекта конфликта. На этом этапе желательно установить систему факторов, влияющих на развитие изу­чаемого конфликта, вскрыть наиболее существенные закономерности в его динамике.

8. Обоснование и формулировка выводов, практических рекомендацийтребует не только использовать информацию, полученную в ходе исследования, но и, опираясь на свой опыт, учитывать знания, имеющиеся по данной про­блеме во всех отраслях конфликтологии.

Сегодня качество исследования определяется качеством его программы: недоста­точно добросовестно разработанная программа неизбежно приведет к ложным выводам. Поэтому существует необходимость более подробного рассмотрения по­рядка разработки программы исследования конфликтов. Опыт показывает, что составление программы нередко вызывает наибольшие затруднения у исследова­телей.

Программа изучения конфликтного взаимодействия- изложение основных задач, методологических предпосылок и гипотез, анализа различных явлений с указанием правил, процедуры и логической последовательности операций про­верки гипотез.

Рис. 1.5.3. Основные этапы изучения конфликтов (по В.А. Ядову)

 

Обоснование и формулировка проблемы анализа.В процессе формулировки проблемы необходимо стремиться к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение проблемная ситуация и определяющее ее реальное противоре­чие. При этом важно избегать постановки мнимых, решенных и второстепенных проблем. Изучение нескольких проблем в рамках одного исследования обычно нецелесообразно.

Определение объекта и предмета исследования.Объектом изучения для конфликтолога обычно выступают отдельные люди и группы различного уровня. Предмет анализа включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наибо­лее полном виде выражают изучаемую проблему (скрывающееся в ней противоре­чие).

Определение цели исследования.Целью изучения должно быть познание конфликтов и выработка практических рекомендаций, направленных на их конструк­тивное регулирование.

Логический анализ основных понятийпредполагает всестороннее объяснение их содержания и структуры, уяснение на этой основе соотношения элементов и свойств изучаемого конфликта.

Выдвижение рабочих гипотез.Гипотеза (по В.А. Ядову) - это система умозаключений, посредством которой на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать абсолютно достоверным. Предварительное выдвижение гипотез может предопре­делить внутреннюю логику всего процесса изучения. Важно, чтобы при всей своей четкости гипотезы не сковывали мысли конфликтолога, заранее не предопределя­ли итоговые результаты его работы.

Определение задач исследования конфликтов - поиск ответов на основные вопросы: каковы пути и средства решения проблемы? Каковы цели, достигаемые на промежуточных этапах анализа?

Составление принципиального (стратегического) плана исследования.Реше­ние этой задачи необходимо для эффективной работы на следующих после состав­ления программы этапах. В процессе предварительного планирования можно вы­явить проблемы, которые легко решить в начале исследования, но трудно или вообще невозможно в ходе него.

Набросок основных процедур сбора и обработки первичных данных.Этот этап призван решить практически те же задачи, что и предварительное планирова­ние. Отличие заключается в том, что здесь предварительно планируется порядок сбора и анализа первичной конфликтологической информации. Это важно для определения выборки и разработки методики конкретного исследования.

 

Рис. 1.5.4. Программа изучения конфликтного взаимодействия (по В. А. Ядову)

 

 

Конфликтология использует для изучения конфликта методы, разработанные и в других отраслях знаний, изучающих конфликтное взаимодействие. Впрочем, это позволяет хорошо учиты­вать их достоинства и недостатки. Несколько отойдя от принятых подходов к вы­делению методов исследования, рассмотрим методы работы с полученными дан­ными и методы сбора данных.

 

Рис. 1.5.5. Классификация методов исследования в конфликтологии

 

Первая группа может быть представлена в следующем виде.

· Качественные методыявляются примером методов, используемых различ­ными науками. Они включают анализ, синтез, дедукцию и др. Учитывая многомерность такого объекта исследования, которым является социальный конфликт, они позволяют выходить на новый уровень знаний о нем.

· Анализ деятельности - метод исследования конфликта, использующий ана­лиз влияния конфликтной ситуации на процесс и результаты деятельности оппонентов.

· Анализ поведенияиспользует в качестве единицы анализа поведенческие акты оппонентов в конфликтной ситуации.

· Математическое моделирование - исследование конфликтов с помощью их реальных или идеальных математических моделей. Под моделью понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала.

· Системно-ситуационный анализ.

Вторая группа предоставляет нам возможность сбора данных. В ее составе следующие методы.

· Анализ документовиспользуется социологией и психологией для разностороннего анализа конфликтов на основе имеющихся документов.

· Наблюдение - метод исследования конфликта путем целенаправленного, организованного, непосредственного восприятия и фиксирования конфликт­ных событий. Применяется для изучения конфликтов различного уровня - от внутриличностного до межгосударственного.

· Эксперимент - метод научного познания, отличающийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя-конфликтолога, осуществ­ляющего планомерный и активный контроль за одной или несколькими пе­ременными и регистрацию происходящих изменений в изучаемом явлении.

· Опроспредлагает испытуемым согласиться или не согласиться с содержани­ем определенного набора предложений, подготовленных в виде стандартизированной анкеты. Используются анкетирование, беседы, массовые и эксперт­ные опросы.

· Социометрия,ставшая достаточно самостоятельным методом, применяется для оценки коммуникации и межличностных эмоциональных связей, в том числе степени их напряженности. Модульный социотест оценки межличност­ных взаимоотношений и конфликтов разработан на основе идей социометрии, однако более эффективен при изучении конфликтных явлений и позволяет оценить взаимоотношения персонала комплексно.

· Тесты,в основном предоставляемые психологией, направлены на определе­ние межличностной конфликтности, фиксацию степени выраженности ка­честв, свойств и состояний, свидетельствующих о повышенной конфликтно­сти личности.

Качественные методы исследования часто называют общими методами научного познания.

Анализ - один из ключевых методов в научных исследованиях. Он позволяет мысленно разделить изучаемый предмет на элементы, выделить интересующие признаки предмета. Примером могут служить структурные элементы конфликта, что позволяет рассматривать их в отдельности, вычленять связи между ними.

При синтезепроисходит мысленное объединение элементов предмета и его свойств, выделенных в результате анализа, и предмет изучается как единое целое. Синтез показывает место и роль элементов конфликта в единой системе.

Индуктивный методпозволяет сделать общий вывод на основе частных посы­лок. На этой основе раскрываются общие закономерности конфликта, когда ре­зультаты изучения отдельных фрагментов индуктивно обобщаются.

Дедуктивный метод,напротив, способствует частному выводу на основе истин­ных общих положений. С его помощью мы от общих знаний о конфликте перехо­дим к конкретному, но уже обогащенному знанием более общих посылок.

Обобщениесостоит в исследовании свойств, связей и отношений конфликта, которые характеризуют не отдельно взятый конфликт, а целый класс однородных в данном отношении конфликтов. При обобщении важно уметь выделять единич­ное, то, что свойственно только этой конфликтной ситуации, и общее, что присуще целому ряду конфликтов. Данный метод применяется в большинстве научных дис­циплин, изучающих конфликт.

Сравнительный методпредполагает сопоставление ряда аспектов конфликта и выяснение сходства или различия их проявлений в различных конфликтах. В ре­зультате сравнения устанавливаются различия в параметрах конфликта, что по­зволяет дифференцированно управлять конфликтными процессами.

Исторический методприменяется в политологических и исторических иссле­дованиях конфликтов. Он состоит в изучении временного хода развития кон­фликта, начиная от возникновения и заканчивая его завершением. Исторический метод позволяет изучить те конкретные условия и обстоятельства, в которых зарождался конфликт, оценить роль личностей, социальных групп в его разви­тии, проанализировать на основе различных примеров формы завершения по­добных конфликтов.

Логический методвключает средства и способы логического описания и объ­яснения конфликтов и основан на формах мышления и законах диалектической и формальной логики. Использование логических средств при описании и объяс­нении конфликтов позволяет избежать ошибок при определении направлений их предупреждения, реализовать логически правильную процедуру разрешения кон­фликта. Данный метод тесно связан с историческим методом, который не суще­ствует в отрыве от логического. Одних исторических фактов недостаточно для глубокого познания конфликта; факты необходимо систематизировать, обобщить и сделать из них выводы. Поэтому без логической обработки исторического ма­териала не обойтись при исследовании конфликтов.

Для исследования межгрупповых и межгосударственных конфликтов все чаще применяется метод математического моделирования. Его значимость связана с тем, что экспериментальные исследования таких конфликтов трудоемки и сложны.

Математическое моделирование межгрупповых конфликтов позволяет заме­нить непосредственный анализ конфликтов анализом свойств и характеристик их математических моделей. Математическое моделирование с привлечением средств вычислительной техники позволяет перейти от простого накопления и анализа фактов к прогнозированию и оценке событий в реальном времени.

Математическая модель конфликтапредставляет собой систему формализо­ванных соотношений между характеристиками конфликта, разделяемых на пара­метры и переменные. Параметры модели отражают внешние условия и слабо ме­няющиеся характеристики конфликта, переменные составляющие - основные характеристики. Содержательная и операциональная объясняемость используе­мых переменных и параметров - необходимое условие эффективности моделиро­вания.

На основании применяемого математического аппарата (дифференциальные уравнения, вероятностные распределения и т.п.) и объектов моделирования (меж­личностные конфликты, межгосударственные конфликты и т.д.) можно выделить наиболее типичные математические модели:

· вероятностные распределения - простейший способ описания переменных через указание доли элементов совокупности с данным значением перемен­ной;

· статистические исследования зависимостей - прежде всего это регрессион­ные модели, представляющие связь зависимых и независимых переменных в виде функциональных отношений;

· марковские цепи описывают такие механизмы динамики распределений, где будущее состояние определяется не всей предысторией конфликта, а только «настоящим». Основным параметром конечной цепи Маркова является веро­ятность перехода статистического индивида (в нашем случае оппонента) из одного состояния в другое за фиксированный промежуток времени. Каждое действие приносит частный выигрыш (проигрыш); из них складывается ре­зультирующий выигрыш (проигрыш);

· модели целенаправленного поведения - использование целевых функций для анализа, прогнозирования и планирования социальных процессов. Эти моде­ли обычно имеют вид задачи математического программирования с заданны­ми целевой функцией и ограничениями;

· теоретические модели предназначены для логического анализа тех или иных содержательных концепций, когда затруднена возможность измерения ос­новных параметров и переменных (возможные межгосударственные кон­фликты и др.);

· имитационные модели - класс моделей, реализованных в виде алгоритмов и программ для ЭВМ и отражающих сложные зависимости, не поддающиеся содержательному анализу. Этот способ моделирования применяется для ис­следования развития уже идущих конфликтов.

Для того чтобы предупредить возникновение деструктивных конфликтов между работниками, необходимо хорошо знать характер взаимоотношений в коллективе, иметь информацию о тенденциях в их развитии, видеть сотрудников, имеющих трудности в общении с сослуживцами, помогать им в налаживании отношений и т. д.

Модульный социотест Анцупова(МСА) предназначен для комплексной диаг­ностики взаимоотношений и межличностных конфликтов в группе. Он имеет модульную структуру и включает две базовые и несколько дополнительных изме­рительных шкал.

В зависимости от целей в опросный лист может включаться от одного до семи-девяти вопросов. Оценки выставляются на специальном бланке, разработанном таким образом, чтобы исключить всякое подозрение опрашиваемого относительно возможности его идентификации по почерку. При ответе на каждый вопрос отно­шение к другому члену группы может оцениваться любым баллом от +5 до -5 и от 0 до 10.

Длительность процедуры опроса с помощью МСА зависит от количества ис­пользуемых модулей и численности группы. Продолжительность опроса группы в 20 человек по четырем модулям составляет 20-35 минут. Практика показывает, что количество оценок, даваемых опрашиваемым в ходе одного опроса, не должно превышать 100-120. При необходимости дать большее количество оценок опра­шиваемые начинают работать формально.

Основные достоинства модульного социотеста связаны со следующими его особенностями:

· оцениваются реальная деятельность и реальные взаимоотношения каждого члена группы за достаточно длительный период, что повышает объективность оценки;

· учитываются абсолютно все взаимоотношения в группе;

· повышается точность оценок в результате использования достаточно «тон­кой» 10-балльной шкалы;

· повышается правдивость ответов путем определения самим опрашиваемым степени их анонимности;

· выявляются не только конфликты, но и общий характер взаимоотношений в группе, оцениваются возможности коллектива, определяются лидеры и аутсайдеры в разных сферах деятельности группы и др.;

· все взаимоотношения и конфликты оцениваются количественно, что позво­ляет стандартизовать данные;

· собирается достаточно разносторонняя информация, позволяющая не только диагностировать конфликты, но и определить некоторые их причины, оце­нить группу в целом и каждого из ее членов.

Основные недостатки МСА связаны с тем, что он ориентирован на диагностику взаимоотношений и конфликтов и не позволяет выявить их причины. Объяснение полученных данных требует от конфликтолога определенного опыта работы с ме­тодикой.

Исследование или диагностика межличностных конфликтов в группе, проведен­ные с помощью МСА, дают возможность собрать значительное количество инфор­мации.

Два первых базовых модуля позволяют оценить отношение к каждому сотруд­нику со стороны любого из коллег по работе. Сопоставление ответов на первые два вопроса дает возможность выявить не только реальные, но и потенциальные диадные конфликтные взаимоотношения в группе. Кроме того, два базовых модуля позволяют количественно оценить такие важные характеристики конфликтов, как их интенсивность, острота.

Дополнительные модули используются в зависимости от целей изучения кол­лектива и позволяют оценить качество работы каждого члена группы, его нрав­ственные качества, профессиональные знания, степень его помощи членам группы, усилия по достижению личных и общегрупповых интересов, характер выполнения данных обещаний, а также другие особенности группы и каждого ее члена. Прак­тика применения модульного социотеста позволила в настоящее время сформиро­вать 24 различных модуля.

Обработка полученной информации может идти по следующим направлениям.

· МСА позволяет выявить абсолютное и относительное число конфликтных и полуконфликтных диад. В принципе, конфликтной является диада опрашиваемых, находящихся в состоянии реального конфликтного взаимоотноше­ния, то есть когда оппоненты противодействуют и переживают при этом не­гативные эмоции по отношению друг к другу.

· С помощью МСА можно оценить среднюю интенсивность конфликтных диадных взаимоотношений в группе. Для этого по формулам вычисляется индивидуальный индекс конфликтности.

· МСА позволяет выявить сотрудников, имеющих наибольшее число конфликт­ных взаимоотношений.

· С помощью МСА можно выявить ранг каждого работника в коллективе по каждой из используемых шкал.

· МСА позволяет определить, насколько точно руководитель представляет положение дел в возглавляемом им коллективе.

· Среднее арифметическое всех оценок, полученных по каждому из вопросов в отдельности, позволяет количественно оценить общий характер взаимоотношений, профессиональную подготовленность, нравственный потенциал, ка­чество совместной деятельности и другие показатели.

· Периодическая, один-два раза в течение года, оценка состояния взаимоотношений в структурных подразделениях организации позволяет довольно точ­но выявить тенденции в динамике взаимоотношений и принять своевремен­ные меры по их совершенствованию.

· Использование МСА дает возможность выявить и корректировать неадек­ватное (завышенное или заниженное) представление сотрудников о месте, которое они занимают в коллективе.

Для повышения достоверности получаемой информации предусмотрено несколь­ко вариантов анонимности ответов, которые опрашиваемые могут выбрать по своему желанию.

 


 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных