ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПЛАЧ СТАРУХИ ИЗ БЕРРИ
Как море в отлив, мелею; меня изжелтила старость; что погибающей — горе, то пожирающей — сладость.
Мне имя — Буи из Берри; прискорбны мои потери, убоги мои лохмотья, стара я душой и плотью.
А было — до пят я наряд носила, вкушала от явств обильных, любила щедрых и сильных.
Вы, нынешние,— сребролюбы, живете вы для наживы; зато вы сердцами скупы и языками болтливы. [306] А те, кого мы любили, любовью нас оделяли, они дарами дарили, деяньями удивляли. Скакали по полю кони, как вихрь, неслись колесницы; король отличал наградой того, кто первым примчится!..
Уж тело мое иного устало взыскует крова; по знаку Божьего Сына в дорогу оно готово. Взгляните на эти руки, корявые, словно сучья: нехудо они умели ласкать героев могучих. Корявые, словно сучья, — увы! им теперь негоже по-прежнему обвиваться вокруг молодцов пригожих. Осталась от пива горечь, от пира — одни объедки, уныл мой охрипший голос, и космы седые редки. Пристало им нищее покрывало — взамен цветного убора в иную, лучшую пору. Я слышу, море бушует, холодная буря дует; ни знатного,ни бродягу сегодня к себе не жду я. За волнами всплески весел, плывут они мимо, мимо... Шумят камыши Атх-Альма сурово и нелюдимо. Увы мне! — дрожу я в гавани зимней; не плыть мне по теплым волнам, в край юности нет пути мне. [307] О, время люто и злобно! — в одежде и то ознобно; такая стужа на сердце — и в полдень не обогреться. Такая на сердце холодь! я словно гниющий желудь; о, после утехи брачной очнуться в часовне мрачной! Ценою правого ока я вечный надел купила; ценою левого ока я свой договор скрепила. Бывало, я мед пивала в пиру королей прекрасных; пью ныне пустую пахту среди старух безобразных. Взгляните, на что похожа: парша, лишаи по коже, волосья седые — вроде как мох на сухой колоде. Прихлынет прибой — и назад уйдет; так все, что прилив приносит, отлив с собой унесет. Прихлынет прибой — и отхлынет вспять; я все повидала в мире, мне нечего больше ждать. Прихлынет прибой — и вновь тишина; я жажду тьмы и покоя, насытилась всем сполна. Когда бы знал сын Марии, где ложе ему готовлю! — немало гостей входило под эту щедрую кровлю. Сколь жалок тварь бедная — человек! он зрит лишь волну прилива, отлива не зрит вовек. [308]
Блаженна скала морская: прилив ее приласкает, отлив, обнажив, покинет — и снова прилив прихлынет.
Лишь мне не дождаться, сирой, большой воды — после малой; что прежде приливом было, отливом навеки стало*. Существует древняя история, рассказывающая о печальной любви и напоминающая трагическую историю Абеляра и Элоизы. Она также датируется IX веком. Лидан и Куритир были любовниками, и Лидан ушла в монастырь. Ее любимый последовал за ней, и их наставником стал св. Куммине Высокий. Сначала он позволил им общаться, но не глядеть друг на друга. Позднее он разрешил им спать вместе, с ребенком между ними, чтобы они не совершили дурного. Это пример mulieris consortium, являвшегося известной формой аскезы в ранней Ирландии и Европе. Они не выдержали этого испытания, и Куритир был отправлен в другой монастырь, а позже отправился в изгнание за море. Вот: ПЛАЧ ЛИДАН Дурное содеяно это дело: любимый обижен мною. Дороже он был мне всего на свете: о, если бы не страх божий! Мытарства решил он избыть земные, стяжать небесное царство. Не знала о том я, любя нелживо, как жалит малое жало. Я — Лидан; любим был Куритир мною и мною печали выдан. [309] Была я недолгой ему утехой: промчалась радость былая. Со мною он слушал пение леса, воинственный шум прибоя. Досады, казалось, ждать невозможно от той, что дарит услады. Доселе, не скрою, он мне желанней всех в мире благ и веселий. Пылает, как в пламени лютом, сердце; житья без него не чает*. Можно процитировать еще один пример интимной поэзии за его ироническое и трогательное описание человеческих страстей. Монах жалуется на вещи, отвлекающие от молитвы: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|