Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Десять заповедей содержат всё, относящееся к любви к Богу, и всё, относящееся к любви к ближнему




 

329. Восемь из Десяти заповедей — первая, вторая, пятая, шестая, седьмая, восьмая, девятая и десятая — не содержат упоминания о любви к Богу и любви к ближнему. Они не говорят нам, что нужно любить Бога, хранить в святости имя Божье, что нужно любить ближнего и обходиться с ним честно и справедливо; они просто говорят: «Нет другого Бога пред моим лицом; не произноси имени Божьего напрасно; не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не желай того, что у ближнего твоего». Вообще, они предписывают не хотеть, не замышлять и не делать зла ни Богу, ни ближнему. Причина того, почему нам не указано делать непосредственно работу любви и милосердия, а только избегать их противоположностей, заключается в том, что, насколько человек остерегается зла как греха, настолько он хочет добрых дел любви и милосердия. В главе о милосердии (глава 7) мы увидим, что первая цель любви к Богу и любви к ближнему — не делать зла и уже вторая цель — делать добро.

Есть две противоречивых любви: любовь желать и делать добро и любовь желать и делать зло. Вторая любовь есть любовь адская, первая — небесная. Весь ад обладает любовью делать зло, все небеса обладают любовью делать добро. Так что поскольку люди от рождения склонны ко всякого рода злу и с рождения тяготеют к адским занятиям, не имея возможности попасть в небеса, если не родятся заново, то есть не возродятся, то сначала должно быть устранено зло, принадлежащее аду, прежде чем человек сможет хотеть добрых дел, принадлежащих небесам. Ибо никто не может быть принят Господом, пока не разлучён с дьяволом. Способ устранения зла и побуждения человека делать добро будет показан в двух главах: о Покаянии (глава 9) и о Преобразовании и возрождении (глава 10).

Господь учит у Исаии, что сначала нужно устранить зло, прежде чем добрые дела человека станут добрыми в глазах Бога:

Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро. Тогда, если будут грехи ваши, как багряное, — они станут белыми, как снег; если будут красными, как пурпур, — будут как шерсть.

Исаия 1:16—18

Есть подобный отрывок и у Иеремии:

Стань во вратах дома Иеговы и провозгласи там слово сие и скажи: так сказал Иегова Саваоф, Бог Израиля: исправьте пути ваши и деяния ваши. Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Иеговы, храм Иеговы, храм Иеговы» [то есть Его церковь]. Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянётесь во лжи, и потом приходите и становитесь передо Мной в доме сём, над которым наречено имя Моё, и говорите: «мы были выведены», чтобы впредь делать все эти мерзости. Не сделался ли вертепом разбойников дом сей? Вот, Я видел это, говорит Иегова.

Иерем. 7:2—4, 9—11

 

У Исаии мы также научены, что до омывания или очищения от зла молитвы, обращенные к Богу, не будут услышаны:

Увы, народ грешный, народ обременённый беззакониями, — вернулись в своё изгнание. Когда оттуда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои. И даже когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу.

Исаия 1:4, 15

 

Соблюдающему Десять заповедей и избегающему зла сопутствуют любовь и милосердие; это подтверждается словами Господа у Иоанна:

Иисус сказал: кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам; и мы с ним сотворим себе обитель.

Иоанн 14:21, 23

 

Заповеди здесь означают в первую очередь Десять заповедей, которые утверждают, что нельзя ни делать, ни желать зла, и что, таким образом, любовь человека к Богу и Бога к нему приходит, вслед за добром, после того, как зло устранено.

 

330. Мы сказали, что насколько кто избегает зла, настолько он по-настоящему хочет добрых дел. Причина в том, что зло и добро — противоположности; ведь зло исходит из ада, а то, что хорошо — с небес. Так что в той степени, до которой ад, то есть зло, удалён, в той степени приближаются небеса, а человек устремлён к добру. Истина этого становится совершенно ясной при рассмотрении восьми из Десяти заповедей в свете сказанного. Итак: 1) Всякий, насколько он не поклоняется другим богам, настолько же поклоняется истинному Богу. 2) Всякий, насколько он не употребляет имени Божьего напрасно, настолько же любит исходящее от Бога. 3) Всякий, насколько он не хочет совершать убийства и действовать из ненависти или мести, настолько же желает ближнему добра. 4) Всякий, насколько он не хочет прелюбодействовать, настолько же хочет жить непорочно со своей женой. 5) Всякий, насколько он не хочет красть, настолько же старается вести себя честно. 6) Всякий, насколько он не хочет лжесвидетельствовать, настолько же хочет размышлять об истине и говорить её. 7) и 8) Всякий, насколько он не желает того, что есть у его ближнего, настолько хочет, чтобы его ближний услаждался тем, что у него есть.

Это доказывает, что Десять заповедей содержат всё, относящееся к любви к Богу и любви к ближнему. Вот почему Павел говорит:

Любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай, и все другие заключаются в сём слове: люби ближнего своего, как самого себя. Милосердие не делает ближнему зла; итак милосердие есть исполнение закона.

Рим. 13: 8—10

 

К этому необходимо добавить два правила, предназначенные для новой церкви: 1) Никто не может сам по себе избегать зла как греха и делать добрые дела, которые благи в глазах Бога; но всякий, насколько он избегает зла как греха, настолько делает добрые дела, не сам по себе, а от Господа. 2) Нужно избегать зла как греха и бороться против него, как будто самому по себе. Если кто-то избегает зла не потому, что это грех, а по какой-либо иной причине, то он не избегает его, а только устраивает так, чтобы оно не было заметно для глаз мира.

 

331. Зло и добро не могут существовать вместе, и в той степени, в которой удалено зло, ощущают добро и стремятся к нему. Это потому, что в духовном мире от каждого излучается сфера его любви. Она распространяется вокруг и так действует на окружающих, что человек нравится или не нравится им. Благодаря этим сферам и происходит разделение добрых и злых. Есть много параллелей в природном мире, указывающих на то, что нужно прежде удалить зло, чтобы затем узнать, ощутить и полюбить добро. Например, никто не может подступиться к тому, кто держит в доме леопарда или пантеру и живёт с ними в безопасности, потому что кормит их, если сначала не уберёт этих диких животных.

Бывает ли, чтобы кто-то, будучи приглашён на обед к королю или королеве, не вымыл лицо и руки перед появлением на приеме? Бывает ли, чтобы кто-то, женившись, вошёл в брачный чертог, не приняв ванну и не облачившись в брачный наряд? Бывает ли, чтобы кто-то не воспользовался сначала огнём, чтобы очистить минералы и отделить их от шлака, прежде чем получит чистое золото или серебро? Бывает ли, чтобы кто-то не отделил плевелы от своего урожая пшеницы, прежде чем сложит его в амбары? Или кто не вымолачивает шелуху из урожая ячменя молотилкой, перед тем как собрать его и отнести домой?

Бывает ли, чтобы кто-то не готовил сырое мясо, пока оно не станет съедобным, прежде чем подать к столу? Всякий отрясает личинки с листьев деревьев своего сада, не то листья будут поедены и потеряны плоды, не так ли? Найдётся ли кто-то, кто не испытывает отвращения к грязи в домах и во дворах и не убирает их, тем более если ждут прин­ца или принцессу в качестве невесты? Полюбит ли кто-нибудь девушку, собираясь на ней жениться, если она заражена пагубной болезнью или покрыта пятнами и прыщами, как бы она ни красилась, ни одевалась в изысканные вещи и ни пыталась сделаться привлекательной, расточая комплименты?

Надо очищать себя от зла, а не ждать, когда Господь сделает это за тебя разом, что можно увидеть из сравнения с тем слугой, который, с лицом и одеждой, измазанными сажей и навозом, подошёл, войдя в дом, к хозяину и сказал: «Господин, помойте меня, пожалуйста». Не скажет ли ему хозяин: «Ты чего возомнил, дурак? Вот вода, мыло и полотенце. У тебя что, нет рук, или они у тебя не действуют? Мойся сам». Так и Господь Бог скажет: «Средства очищения Я дал тебе, твоя воля и способность действовать также даны были Мною; так что используй эти Мои дары и таланты, как если бы они были твоими, и будешь очищен», и так далее. Господь учит нас, что надо очистить внешнего человека, но посредством внутреннего: см. Матфей, глава 23 от начала до конца.

 

 

* * *

332. Здесь я приведу четыре воспоминания, из которых первое — вот это.

Однажды я услышал какие-то возгласы, пробивающиеся из нижних областей как будто через воду. Одно восклицание, слева, было: «Как справедливо!»; другое, справа: «Как умно!»; а третье, позади меня: «Как мудро!» Это удивило меня: неужели даже в аду есть праведные, учёные и мудрые люди? Голос с небес сказал мне: «Ты увидишь и услышишь».

Затем, в духе, я покинул дом и увидел перед собой расщелину в земле; подойдя и заглянув в неё, я увидел ступени и стал спускаться. Достигнув нижней поверхности, я увидел равнины, покрытые кустарником вперемежку с колючками и крапивой. Я спросил, не ад ли это. «Это нижняя земля, — сказали мне, — прямо над адом». Тогда я подошёл по очереди в направлении к каждому из возгласов, первым туда, откуда было: «Как справедливо!» Я увидел собрание тех, которые в мире были судьями, поддающимися влиянию собственных пристрастий и подкупа. Затем я направился в сторону другого выкрика: «Как умно!», и увидел собрание тех, кто в мире любил логику; а потом на третий выкрик: «Как мудро!», и увидел собрание тех, кто в мире увлекался доказательством всего подряд.

Однако покинув остальных, я вернулся к первой группе, к судьям, находившимся под влиянием пристрастности и подкупа, тем, которых славили за справедливость. С одной стороны я увидел нечто вроде амфитеатра, сложенного из кирпичей, с крышей из черной черепицы; мне сказали, что это их здание суда. У него имелось три входа с северной стороны и три с западной, но ни одного с южной и с восточной стороны; это указывало на то, что их суды были не беспристрастными, а своевольными. Посреди амфитеатра был виден очаг, на который истопники бросали пропитанные серой и полные смолы факелы. От их света, падавшего на стены, покрытые штукатуркой, получались образы вечерних и ночных птиц. Но и очаг, и мерцавший свет его, образующий эти картины, были изображением их судов, указывающим на их способность расписать истину любого вопроса ложными цветами и показать её с выгодой для стороны, которой они отдают предпочтение.

Полчаса спустя я увидел входящих один за одним пожилых и молодых людей в мантиях и судейских тогах; они сняли свои шляпы и расселись на стулья за столы, чтобы провести заседание. Послушав, я понял, с каким искусством и изобретательностью они склонялись на сторону, которой они благоволили, и изворачивались в своих суждениях, чтобы выставить их беспристрастными. Они до того уже дошли, что даже сами несправедливость могли видеть справедливой, а справедливость, наоборот, несправедливой. Что у них были такого рода заблуждения, было видно по их лицам и слышно в звуке их голоса. Затем мне было дано озарение с небес, чтобы я мог понимать, какое утверждение правомочно, а какое нет. Далее я увидел, как усердно они вуалировали несправедливость и придавали ей вид справедливости, выбирая из законов один, наиболее подходящий для их случая, и пользуясь ловкими доводами для того, чтобы обойти остальные. Когда суд был окончен, их приговоры передали их клиентам, друзьям и сторонникам, находившимся снаружи, и те, чтобы вознаградить их за проявленное к ним предпочтение, ушли далеко по улицам, крича: «Как справедливо, как справедливо!»

После того я беседовал об этих судьях с некоторыми ангелами с небес и рассказал им нечто из того, что видел и слышал. Ангелы сказали, что такие судьи кажутся наделёнными острейшей силой разума, на деле же они неспособны видеть и крупицы правосудия и справедливости. «Если у них отнять их пристрастность, — сказали они, — они сидели бы в суде как статуи и говорили бы только: «Я не против, я согласен с суждением, что так-то и так-то или то-то и то-то». Причина в том, что их суды основаны на предвзятости, а предвзятость разбирает дело от начала до конца пристрастно. Следовательно, они не могут видеть никакой другой стороны дела, кроме стороны своих друзей; если появляется что-то противостоящее ей, они отводят глаза и смотрят на это искоса. Если всё же они возвращаются к рассмотрению противостоящего вопроса, то опутывают его доводами, как паук связывает паутиной свою жертву, и проглатывают его. Так что они никакую точку зрения не могут видеть правомерной, если она не укладывается в паутину их предубеждения. Их испытывали, могут они, или нет, и оказалось, что не могут. Жители твоего мира будут удивлены этим, но ты можешь сказать, что это утверждение истинно, оно проверено ангелами небесными. Поскольку эти судьи не могут видеть какой бы то ни было справедливости, мы в небесах не считаем их за людей, но за чудовищные подобия людей, головы которых сделаны из пристрастия, туловища — из несправедливости, ноги и руки — из доказательств, ступни же ног — из справедливости, чтобы, если она не поддержит их друзей, можно было бы наступить на неё ногами и растоптать её. На что они похожи в действительности, ты скоро увидишь, поскольку близок их конец».

Затем земля неожиданно расступилась, столы попадали друг на друга, и вместе со всем амфитеатром люди были поглощены землёй и брошены в тюрьмы внутри пещер. Тогда меня спросили, не хочу ли я посмотреть на них там. У них оказались лица из блестящей стали, тела от шеи до икр — как изваяния в леопардовых шкурах, и ступни, похожие на змей. Я увидел, что книги законов, которые они положили на столы, превратились в игральные карты; и теперь вместо судопроизводства им было дано задание делать из красной краски румяна, чтобы мазать лица блудниц и делать их похожими на красавиц.

Увидев это, я захотел посетить две другие группы, одну, которая состояла из людей, не любящих ничего, кроме логики, и другую, из тех, которым требовалось доказывать всё подряд. «Подожди немного, — сказали мне, — и тебе дадут сопровождающих из ангелов ближайшего к ним общества. С их помощью ты получишь озарение от Господа и увидишь поразительные зрелища».

 

333. Второе воспоминание.

Некоторое время спустя я снова услышал крики с нижней земли, те же, что и раньше: «Как умно, как умно!» Осмотревшись вокруг, нет ли кого, я обнаружил, что нахожусь в окружении ангелов небесных прямо над людьми, кричащими: «Как умно!»

Когда я заговорил с ними о кричавших, они сказали, что это — учёные люди, которые лишь спорят, существует что-либо или нет, и редко приходят к мысли, что оно есть. «Поэтому они как ветер, который подует и проходит, или как кора дерева, лишённого сердцевины, или как миндальная скорлупа без ядра, или кожица плода без мякоти внутри. Ибо их умы лишены внутреннего суждения и прямо соединены с телесными чувствами. Так что, если сами чувства неспособны судить, то они не могут прийти ни к какому заключению. Короче, они — создания своих чувств, и мы зовём их торговцами логикой. Мы зовём их так потому, что они никогда не приходят ни к каким заключениям, а подхватывают всё, что слышат, и спорят, существует ли это, непрерывно высказываясь „за“ или „против“. Ничто не дает им большего удовольст­вия, чем нападать на истины и, делая их предметом дискуссий, разрывать их в клочья. Таковы люди, считающие себя учёными превыше всех в мире».

Услышав это, я просил ангелов проводить меня к ним. Они отвели меня к углублению, откуда ступени вели вниз, на нижнюю землю. Мы спустились и пошли на звук возгласов: «Как умно!» Там мы обнаружили несколько сот человек, стоявших на одном месте и топавших ногами о землю. Я был удивлён этим и спросил: «Зачем они вот так стоят и топают о землю? Так же можно, — добавил я, — проделать такую же дыру в земле, как та».

Ангелы на это улыбнулись и сказали: «Кажется, что они стоят на месте, потому что они никогда не думают о чём-то, как о существующем, а только существует оно или нет, и об этом спорят. Раз мысль не имеет дальнейшего развития, то и кажется, что они только вытаптывают и опустошают один и тот же клочок земли без продвижения».

Ангелы продолжали: «Прибывающие в этот мир из природного, коим сказано, что они в другом мире, образуют группы во многих местах и пытаются выяснить, где небеса и ад, а равно где Бог. Однако даже когда их научат этому, всё равно начинают рассуждать, обсуждать и спорить, существует ли Бог. Так происходит оттого, что очень много людей в настоящее время в мире поклоняются природе, и когда беседа заходит о религии, то именно этот вопрос они обсуждают между собой и с другими. Такие предположения и споры редко кончаются заявлением веры в существование Бога. Впоследствии эти люди общаются всё больше и больше с дурными; так происходит из-за того, что никто не может делать ничего хорошего из любви к добру иначе как с Божьей помощью».

После этого меня привели в собрание, и там я увидел недурных лицом и хорошо одетых людей. «Так они выглядят, — сказали ангелы, — в своём собственном свете, но если пролить небесный свет, то произойдёт перемена в их лицах и одежде». Так и случилось, и лица их стали темнокожими, а одеты они оказались в черную мешковину. Но как только этот свет прекратился, они вернулись в свой первоначальный вид.

Немного позже я беседовал с некоторыми из собравшихся и сказал им: «Я слышал, что толпа вокруг вас кричала „Как умно!“ Поэтому я хотел бы, если можно, принять участие в разговоре с вами на тему, которая является предметом наиболее глубокой учености». «Спроси о чём угодно, — ответили они, — и мы удовлетворим тебя».

«Какого рода религия, — спросил я, — приведёт к спасению людей?»

«Мы разобьём этот вопрос, — сказали они, — на несколько и не сможем дать ответ, пока не решим все. Порядок обсуждения будет такой: 1) имеет ли религия какое-либо значение; 2) есть ли такое явление, как спасение, или нет; 3) может ли одна религия быть более действенной, чем другая; 4) существуют ли небеса и ад; 5) есть ли вечная жизнь после смерти; и ещё много вопросов».

Тогда я спросил мнения по первому вопросу, имеет ли религия какое-либо значение; и они начали обсуждение со множеством выкладок. Я предложил им обратиться с этим к собравшимся, что и было сделано. Последовал единогласный ответ, что утверждение это требует настолько длительного изучения, что оно может быть не окончено к вечеру. «А сможете ли вы, — спросил я, — закончить его в течение года?» Один из них сказал, что этому не кончиться и в сто лет. «Таким образом, — сказал я, — всё это время у вас не будет религии, а поскольку на ней основано спасение, у вас не будет ни понятия о спасении, ни веры в него, ни надежды на него».

«Не дашь ли ты нам, — ответил он, — сначала убедиться, существует ли религия, что она такое, и имеет ли она какое-либо значение? Если она существует, то будет и для мудрых тоже; если нет, будет только для простых людей. Хорошо известно, что религия называется узами; но можно задать вопрос: „Для кого?“ Если только для простых людей, то действительно, она не имеет никакого значения; но если для тех, кто мудр, — тогда имеет».

Услышав это, я сказал: «Вы кто угодно, только не учёные, раз вы не можете думать о чём-то иначе, как: существует ли это, и спорите об этом с разных сторон. Разве не тот учёный, кто знает что-то наверняка, продвигаясь к этому выводу точно так же, как продвигаются шаг за шагом вперёд при ходьбе, и должным порядком достигает мудрости? В противном случае вам даже не удастся коснуться истин кончиками пальцев, а будете только отгонять их дальше и дальше от глаз. Поэтому рассуждения только о том, существует ли нечто, подобны спорам о шляпе, которую не носят, или о туфле, которую не надевают. Что может получиться из этого, кроме неведения, существует ли что-либо является ли оно чём-то большим, чем просто понятие, и, таким образом, существует ли спасение, или вечная жизнь после смерти, лучше ли одна религия другой, или существуют ли небеса и ад? У вас не может быть ни одной мысли на эти темы, до тех пор пока вы завязли на первом шагу и месите песок, не в силах поставить одну ногу вперёди другой и продвинуться вперёд. Позаботьтесь же, пока ещё ваши умы находятся под открытым небом, а не в зале суда, чтобы они не окостенели внутренне и не превратились в соляные столбы».

С этими словами я ушёл от них, а они были столь разгневаны, что кидались камнями мне вслед. Они виделись мне тогда похожими на изваяния, полностью лишённые человеческого рассудка. Я спросил ангелов, какова их судьба. Они сказали, что худших из них погружают в бездну, и там они находят пустыню, где их принуждают таскать тяжести. Поскольку они тогда уже не могут произнести ничего разумного, они только болтают и делают праздные замечания. С расстояния они выглядят вьючными ослами.

 

334. Третье воспоминание.

Затем один из ангелов сказал: «Пойдём со мной туда, где кричат: „Как мудро!“ Там ты увидишь чудовищных людей, с лицами и телами человеческими, хотя это и не люди».

«Что же они тогда — животные?» — спросил я.

«Нет, — ответил он, — они не животные, а звериные люди. Это те, которые окончательно неспособны видеть, является истина истиной или нет, хотя могут выдать за истину всё, что пожелают. Мы зовем таких людей торговцами доказательствами».

Мы пошли на звук выкриков и пришли к их источнику. Там мы нашли группу людей, окруженную толпой. В толпе было несколько человек благородного происхождения, которые, услышав, что они доказали всё, что сказали, и таким образом явно согласны в поддержке друг друга, обернулись и сказали: «Как мудро!»

Но ангел сказал мне: «Давай не будем приближаться к ним, а позовём кого-нибудь из группы». Мы так и сделали, и отвели его в сторону; мы обсудили множество разнообразных вопросов, и каждый пункт он доказывал так, что он выглядел совершенно как истинный. Тогда мы спросили его, не может ли он также доказать и обратное. Он ответил, что может, и не хуже предыдущих пунктов. Тут он заговорил открыто и от души: «Что есть истина? Есть ли какая-то другая истина в природе, кроме того, что кто-либо сделает истинным? Скажите что угодно, и я сделаю это истинным».

«Тогда установи, — сказал я, — истину следующего утверждения: вера есть всё, что нужно для церкви». Он сделал это с таким умом и искусством, что присутствовавшие учёные люди захлопали, выражая своё восхищение. Затем я попросил его установить истину утверждения, что милосердие есть всё, что нужно для церкви; и это он сделал. Тогда я спросил его об утверждении, что милосердие бесполезно для церкви; и он так нарядил каждое из утверждений и так украсил их внушающими доверие доводами, что стоявшие рядом переглянулись и сказали: «Ну разве он не мудр?»

«Разве ты не знаешь, — сказал я, — что жить доброй жизнью — это милосердие, а иметь правильные убеждения — это вера? Разве живущий доброй жизнью не имеет также и правильных убеждений? Следовательно, вера является частью милосердия, а милосердие — частью веры? Разве не видишь, что это истинно?»

«Я установлю истину этого, — сказал он, — и тогда увижу». Он сделал это, а затем заметил: «Вот теперь я вижу». Но чуть позже он установил истину обратного и сказал при этом: «Я вижу, что и это истина». Мы улыбнулись этому и сказали: «Но не противоположности ли это? Как же два противоположных утверждения могут оба представляться истинными?» Он был возмущён этим и возразил: «Ты не прав. Оба утверждения истинны, потому что нет другой истины, чем то, что кем-нибудь установлено как истинное».

Рядом стоял человек, бывший в мире послом высшего ранга. Он был изумлён этим и сказал: «Я допускаю, что нечто подобное и бывает в мире, но всё равно ты сумасшедший. Установи, если можешь, истину утверждения, что свет — это тьма, а тьма — это свет».

«Нет ничего проще, — ответил он. — Что есть свет и тьма, если не состояния глаза? Не превращается ли свет в тень, когда глаз отходит от яркого солнечного света, или если пристально смотреть прямо на солнце? Каждый знает, что тогда состояние глаза меняется, и свет кажется подобным тени; а в обратном случае, когда глаз возвращается в своё нормальное состояние, эта тень кажется светом. Не видит ли сова тьму ночи как ясный день, а дневной свет как тьму ночи? Ведь тогда она действительно видит само солнце как тёмный и тусклый шар. Если у человека были бы глаза совы, то что он назвал бы светом, а что тьмой? Так что же такое свет, как не состояние глаза? А если так, то не является ли свет тьмой, а тьма — светом? Итак, как одно, так и другое утверждение верно».

Но видя, что это доказательство смутило некоторых людей, я сказал: «Я заметил, что этот торговец доказательствами не осведомлён о существовании истинного света и ложного света. Обе эти формы света кажутся светом; но ложный свет не является в действительности светом, а по сравнению с истинным светом тьма. Сова действует в ложном свете, ибо глаза её наполнены жаждой преследования и пожирания птиц; этот свет дает её глазам способность видеть ночью совершенно так же, как глазам кошек, мерцающим, как свечи в погребах. В этом случае ложный свет возникает из жажды преследования и пожирания мышей, которая наполняет их глаза и действует таким образом. Отсюда ясно, что свет солнца — это истинный свет, а свет желания — ложный свет».

Вслед за тем посол попросил торговца доказательствами установить истину утверждения, что ворон бел, а не чёрен. «Тоже лёгкая задача, — ответил он. — Возьми иголку или острое лезвие и открой перья и пух ворона; или удали перья и пух и посмотри на голую кожу ворона, не белая ли она? Что чернота, окружающая её, как не тень, которую нельзя использовать в суждении о цвете ворона? Справься у знатоков оптики, и они скажут тебе, что чернота — это просто тень; или размели в порошок чёрный камень или чёрное стекло, и ты увидишь, что порошок белый».

«Но когда ты смотришь на ворона, — сказал посол, — он ведь кажется чёрным?» Но торговец доказательствами отвечал: «Будучи человеком, хочешь ли ты мыслить о чём-то по внешнему виду? Конечно, ты можешь говорить по видимости, что ворон черный, но не можешь же ты так действительно думать. Например, ты можешь говорить по видимости, что солнце встает и садится; но как человек ты не можешь думать, что так и происходит, потому что солнце остаётся неподвижным, а двигается земля. То же самое и с вороном: видимость есть видимость. Что ни говори, а ворон совершенно и вполне белый. Он к тому же становится белым, когда стареет, это я сам наблюдал».

При этом окружающие посмотрели на меня. Тогда я сказал, что это правда, что перья и пух ворона имеют изнутри белесый оттенок и кожа тоже. Но это истинно не только для воронов, а и для всех птиц во всём мире; и каждый различает птиц по их окраске. Если не так, то мы должны сказать, что всякая птица белая, а это нелепо и бессмысленно.

Затем посол спросил, не может ли он установить истину утверждения, что он сам не в своём уме. «Да, — сказал он, — могу, но не хочу. Все мы не в своём уме».

Тогда его попросили говорить чистосердечно и сказать, шутил ли он, или он действительно верит, что нет истины, а есть только то, что кто-либо установил, как истинное. Он ответил: «Клянусь, я так и верю».

В дальнейшем этого торговца какими угодно доказательствами отослали к каким-то из ангелов, чтобы те испытали его природу. Проделав это, они сказали, что у него нет и крупицы разумения. «Причина та, — пояснили они, — что в этом случае всё, что выше рассудочного уровня, закрыто, и только то, что ниже, открыто. Духовный свет выше этого уровня, а природный — ниже, и именно природный свет позволяет доказать всё, что захочется. Но если в природный свет не вливается духовный, то невозможно увидеть, истинна ли какая-либо истина, а следовательно также — ложна ли ложь. Способность видеть и то и другое происходит от присутствия духовного света в природном свете, а духовный свет исходит от Бога небес, а это Господь. Поэтому этот торговец какими угодно доказательствами — ни человек, ни животное, а зверочеловек».

Я спросил ангелов о судьбе таких людей; как же могут они находиться в обществе живущих, раз духовный свет — источник жизни людей; и он же — источник их разума. Они сказали, что, до тех пор пока такие люди в одиночестве, они не могут думать или говорить о чём бы то ни было, а стоят бессловесные, как машины, или как будто крепко уснули. Но они разом просыпаются, как только их уши уловят любой звук. Они добавили, что те, которые становятся такими, внутренне злы. Духовный свет свыше не может втекать в них, а только некоторая духовность посредством мира; она-то и даёт им способность выдумывать доказательства.

Когда они закончили говорить, я услышал, как один из ангелов, испытывавших его, сказал: «Сделай общий вывод из того, что ты слышал». Мой вывод был таков: не то признак разумного человека, что он может доказать всё, что пожелает; но способность видеть, что истина истинна, а ложь ложна, и доказывать это — вот признак разумного человека.

Затем я взглянул в сторону собрания, где стояли торговцы доказательствами в окружении толпы, кричащей: «Как мудро!»; и вот, внезапно их заслонило темное облако с мечущимися в нём совами и летучими мышами. И мне было сказано: «Совы и летучие мыши в этом облаке — это соответствия для демонстрации их мыслей. Доказательство лжи для того, чтобы она казалась истиной, в духовном мире представляется в виде птиц ночного образа жизни, чьи глаза внутренне освещены ложным светом; это позволяет им видеть предметы в темноте как будто при свете дня. У тех, кто доказывает ложные утверждения до той степени, что они кажутся истинными и впоследствии считаются истинными, есть подобный духовный ложный свет. Все они способны хорошо видеть позади себя, но вообще ничего — впереди себя».

 

335. Четвёртое воспоминание.

Однажды утром я проснулся, хотя ещё не рассвело, и наблюдал как бы видения разного рода, появлявшиеся перед моими глазами. Затем, когда наступил полный рассвет, я увидел различного вида блуждающие огни. Некоторые из них напоминали покрытые письменами листы бумаги, сложенные во столько раз, что, в конце концов, стали похожи на падающие звёзды, попадающие в атмосферу и исчезающие. Некоторые выглядели, как отрытые книги, из которых одни блестели, как маленькие луны, другие горели, как свечи. Среди них были книги, которые взлетали ввысь и исчезали высоко в небе; другие падали на землю и рассыпались в пыль. Видя всё это, я предположил, что под этими видимостями в воздухе находятся люди, спорящие о воображаемых вещах, считая, что они имеют большую важность. Ведь в духовном мире приходится видеть такие явления в атмосфере, возникающие от рассуждений тех, кто под ними.

Немного позже зрение Моего духа было открыто, и я заметил множество духов, с венками из лавровых листьев на голове и в цветастых одеяниях. Это был знак того, что духи эти в природном мире были знамениты своей учёностью. Будучи в духе, я подошёл и присоединился к собранию. Тогда я услышал, что они увлечены ост­рым и ожесточенным спором о врождённых понятиях, то есть, есть ли у человека какие-нибудь понятия с самого рождения, как у животных.

Те, кто отрицал это, постоянно отодвигались от тех, кто подтверждал, и в конце концов они оказались разделёнными на две части, стоя, как ряды двух армий, готовых драться на мечах. Но за неимением мечей они сражались словесными выпадами.

Вдруг между ними очутился ангельский дух и громким голосом воскликнул: «Я заслышал, находясь невдалеке от вас, что вы с обеих сторон участвуете в неистовом споре, есть ли у людей какие-нибудь врождённые понятия, как у животных. Я говорю вам, что у человека нет врождённых понятий, а у животных нет понятий вообще. Так что ваша перебранка — ни о чём или, как говорится, о козлиной шерсти или о бороде века сего»[62].

Услышав это, все они пришли в бешенство и завопили: «Вышвырните его! То, что он говорит, противоречит общепринятому мнению». Но когда они попытались вышвырнуть его, они увидели, что его окружает небесный свет, сквозь который им было невозможно проникнуть, ибо то был ангельский дух. Тогда они отступили и держались от него на небольшом расстоянии. Когда свет прекратился, он сказал им: «Зачем вы приходите в бешенство? Сперва послушайте и примите доводы, которыми пользовался я, и сделайте затем собственное заключение по ним. Я вижу наперед, что те, у кого есть хорошие способности к суждениям, согласятся и успокоят бурю, возникшую у вас в умах». В ответ на это они сказали, хоть и с раздражением в голосе: «Ладно, говори, а мы послушаем».

Тогда он начал говорить: «Вы верите, что у животных есть врождённые понятия, и делаете такой вывод из того, что их действия кажутся происходящими от мысли. Однако у них нет ровно никакой способности к мышлению, а мы можем говорить о понятиях только благодаря мышлению. Признаком мышления является именно то, что действуют так-то и так-то по той или иной причине. Так что судите сами, думает ли паук своей крошечной головкой, когда плетет свою такую хитроумно устроенную паутину: „Я натяну нити вот так и соединю их поперечными нитями, чтобы моя паутина выдержала напор воздуха, которому она будет подвергаться. А там, где встретятся внутренние концы нитей, образуя центр, я сделаю себе место, где буду сидеть, чтобы узнавать о том, что попадает в паутину, и бежать к нему. Так что, если муха залетит в неё, тут-то и попадётся, а я немедленно накинусь и опутаю её, и будет она мне пищей“? Опять-таки, разве думает пчела своей крошечной головкой: „Полечу-ка я. Я знаю, где есть цветущие луга, и там я с одних цветов наберу воска, с других — мёда; и из воска я построю ряды смежных ячеек, оставляя нечто вроде улиц, чтобы мне и моим товарищам можно было свободно входить и выходить. Затем мы запасём в ячейках много мёда, которого хватит на будущую зиму, чтобы нам не умереть“? Есть много других удивительных деталей, в которых пчёлы не только сравнимы по общественной и экономической предусмотрительности с людьми, но в некоторых действиях даже превосходят их (см. выше, 12).

Опять-таки, разве шершень думает своей крошечной головкой: „Мы с моими товарищами построим жилище из тонкой бумаги, внутренние стены которого будут изогнуты так, что образуют лабиринт; а в середине мы сделаем нечто вроде площадки, со входом и выходом, но так искусно придуманными, что ни одна тварь, кроме нашей разновидности, не найдёт пути к середине, где мы проводим свои собрания“? Или шелковичный червь, пока он ещё на стадии личинки, думает ли своей крошечной головкой: „Пришло время мне готовиться прясть шёлк, чтобы, когда спряду, можно было мне вылететь, и в воздухе, в той стихии, которая раньше была недоступна мне, играть с подружками и обзавестись потомством“? Подобно тому и остальные гусеницы, когда проползают сквозь стены и превращаются в нимф, куколок, коконы и, наконец, в бабочек? Есть ли у одной мухи понятие о том, чтобы встретить другую в одном месте, а не в другом?

Почти то же самое у больших животных, что и у тех насекомых; например, у птиц и летающих тварей разного рода, которые знают, когда встретиться, когда готовить гнезда, откладывать в них яйца, сидеть на них и высиживать птенцов, приносить им еду, выращивать их, пока не научатся летать, и затем прогонять их из гнезда, как если бы они не были их потомством, и многое другое. Почти то же самое с наземными животными, змеями и рыбами. Есть ли среди вас тот, кто не может видеть из сказанного мной, что их самопроизвольные действия — не следствия процесса мышления, того единственного контекста, в котором мы можем говорить о понятиях? Ошибочная вера в то, что у животных есть понятия, возникла единственно из того ложного представления, что животные мыслят точно так же, как человек, и единственное различие — это дар речи».

После этой речи ангельский дух осмотрелся вокруг, и поскольку увидел, что они всё равно колеблются относительно того, есть ли у животных мыслительный процесс или нет, то продолжил выступление, говоря: «Я понял, что сходство действий людей и животных не даёт вам расстаться с мечтой об их мыслительном процессе. Поэтому я расскажу вам об источнике их действий. Каждое животное, каждая птица, рыба, каждое пресмыкающееся и насекомое имеет собственную природную, чувственную и телесную любовь; она располагается в их головах, а в них — в мозгах. Этим путём духовный мир воздействует непосредственно на их телесные чувства, и ими он направляет их действия. Вот почему их телесные чувства намного более восприимчивы, чем человеческие. Это побуждение из духовного мира — то, что мы называем инстинктом, и ему дано такое название именно потому, что оно возникает без посредства мышления. Есть также вторичные инстинкты, возникающие из привычки. Но их любовь, с помощью которой побуждение из духовного мира направляет их действия, касается только питания и воспроизводства вида, а не какого-либо знания, разумения и мудрости, средств, которыми любовь постепенно развивается в людях.

И у человека нет врождённых понятий, что ясно доказывается тем, что у него нет врождённого мыслительного процесса, а в отсутствие мыслительного процесса не может существовать никакого понятия, ведь одно обусловлено другим. Об этом можно заключить по новорождённым младенцам, которые неспособны ничего делать, только сосать молоко и дышать. Их способность сосать молоко не оттого что они рождены с нею, а оттого что они постоянно делали сосательные движения в материнской утробе. Их способность дышать — следствие того, что они живы, ибо это нечто наиболее общее у живых созданий. Даже телесные чувства их крайне слабы и мало помалу вырабатываются из этого состояния путём взаимодействия с окружающими предметами; подобно тому и двигаться они учатся путём тренировки. Мало-помалу они как бы учатся издавать неразборчивые звуки, вначале произнося их без всякого понятия, но нечто смутное уже возникает перед их умственным взором; по мере того как он становится яснее, возникает некоторое смутное воображение, а из него такого же рода мышление. Пропорционально образованию такого состояния возникают понятия, которые, как было уже сказано, неотделимы от мышления, а размышление развивается от наставления, и не от чего иного. Вот как у людей получаются понятия; они не врождённы им, а образованы, и из них уже получаются речь и действия».

О том, что у человека нет от рождения ничего, кроме способности знать, понимать и быть мудрым, и склонности любить не только эти способности, но также своего ближнего и Бога, смотри воспоминание, приведённое выше (48), и одно из последующих.

Вслед за тем я посмотрел вокруг и увидел рядом Лейбница и Вольфа[63], сосредоточенно слушавших доводы, выдвигаемые ангельским духом. При этом Лейбниц подошёл и выразил своё одобрение и согласие; а Вольф отошёл, и соглашаясь и не соглашаясь, так как ему не хватало внутренней силы суждения, бывшей у Лейбница.

 

 

Глава 6

Вера

 

336. Мудрость древних была источником учения о том, что вселенная и всё, что в ней есть, относятся к добру и истине; и потому всё, что касается церкви, относится к любви, или милосердию, и к вере, потому что всё, происходящее от любви, или милосердия, называется добром, а всё, происходящее от веры, называется истиной. Так вот, поскольку совершенно ясно, что милосердие и вера раздельны, но должны объединиться в том, кто собирается стать членом церкви, то есть иметь церковь в себе, то древние обсуждали и спорили о том, что из двух идёт первым, и что, таким образом, правильно называть старшим. Некоторые из них говорили, что это истина, и потому вера; другие говорили, что это добро, и потому милосердие. Ведь они наблюдали, как после рождения человек сразу начинает учиться говорить и думать; это постепенно развивает его разум путём накопления знаний, и так он изучает и понимает, что такое истина; а с помощью неё он позже изучает и понимает, что такое добро. Так что он сначала постигает, что такое вера, и уж затем — что такое милосердие. Те, которые так понимали суть дела, приходили к заключению, что истина веры первородна, а добро милосердия родилось позже. По этой причине они оставляли за верой привилегированное положение и права первородства. Однако эти люди так завалили свой разум кучей доводов в пользу веры, что не смогли увидеть, что вера — это не вера, если не объединена с милосердием, а милосердие — не милосердие, если не объединено с верой, составляя с ней одно целое. Если это не так, то они не представляют никакой ценности для церкви. На следующих страницах будет показано, что они составляют совершенно единое целое.

Но в качестве вступления я коротко раскрою, как, или каким путём, они составляют единое целое. Это важно, поскольку прольет некоторый свет на всё дальнейшее. Вера, которая также подразумевает истину, является первой по времени, но милосердие, подразумевающее также и добро, является первым в намерении. То, что первое в намерении, — на самом деле первое, поскольку оно первично, а посему и первородно. То, что первое по времени, — на самом деле не первое, а лишь кажется таковым.

Чтобы это было понятным, проведем сравнение со строительством церкви и дома, устройством сада и подготовкой поля. Первое по времени в строительстве церкви — это заложить фундамент, построить ­стены, укрыть крышей, а затем поместить внутри алтарь и возвести кафедру; но первое в намерении — поклоняться в этой церкви Богу, та причина, по которой делалось всё остальное. Первое по времени в строительстве дома — это сделать его внешний остов и снабдить его всем необходимым для жизни; но первое в намерении — это удобная жизнь для себя и для всех, кто будет жить в доме. Первое по времени в устройстве сада — это уровнять землю, подготовить почву, посадить деревья и посеять семена, чтобы вырастить полезные растения; но первое в намерении — это та польза, которую извлекают из всех этих вещей. Первое по времени в подготовке поля — это уровнять землю, вспахать, взборонить, а затем посеять; но первое в намерении — это урожай, а также всякое применение, которое он находит. Эти сравнения позволят любому сделать вывод, что по сути первое. Не правда ли, каждый, кто хочет построить церковь или дом, или устроить сад, или возделывать поле, прежде всего имеет в виду пользование ими и постоянно держит это в уме, сообразуясь с этим, пока ищет средства, чтобы это осуществить? Значит, мы заключаем, что истина веры — это первое по времени, но добро милосердия — это первое в намерении, а раз оно поэтому играет ведущую роль, то на самом деле оно первородно в уме.

Но нам необходимо знать, что есть в сущности вера и милосердие, а знать это невозможно, если вопрос не разделить на отдельные утверждения, причём свой ряд утверждений будет и для веры, и для милосердия. К вере относится следующее:

 

(I) Спасительная вера — в Господа Бога Спасителя Иисуса Христа.

(II) Вера вкратце состоит в том, что тот, кто живёт доброй жизнью и придерживается правильных убеждений, спасается Господом.

(III) Веру приобретают, обращаясь к Господу, обучаясь истинам из Слова и живя по ним.

(IV) Множество истин, связанных как бы в пучок, достигает уровня веры и доводит её до совершенства.

(V) Вера без милосердия — это не вера, а милосердие без веры — это не милосердие, и то и другое безжизненно, если Господь не даёт им жизни.

(VI) Господь, милосердие и вера составляют одно, точно так же, как в человеке жизнь, воля и разум; если их разделять, то каждое в отдельности разрушается, как жемчужина, которая крошится в пыль.

(VII) Господь — милосердие и вера в человеке, а человек — милосердие и вера в Господе.

(VIII) Милосердие и вера вместе присутствуют в добрых делах.

(IX) Бывает истинная вера, поддельная вера и лицемерная вера.

(X) У злых нет веры.

 

Теперь надо объяснить эти утверждения одно за другим.

 

 

I






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных