ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Германцы в духовном мире
813. Известно, что жители любого царства, разделённого на множество провинций, не одинаковы по своему характеру и различаются между собой в частностях точно так же, как жители разных климатических поясов земли различаются в общем. Тем не менее у людей, находящихся в подчинении у одного царя и имеющих общий свод законов, имеется в характере нечто общее. Что касается Германии, то она раздроблена на самостоятельные области в значительно большей степени, чем соседние государства. Это империя, и все находятся в общем подчинении ей; но при этом есть правитель и у каждой области, пользующийся неограниченной властью на своей земле, ведь в этой стране есть большие и малые герцогства, и каждый правитель в своём владении — своего рода монарх. Более того, религия у них также разделена. В одних герцогствах — так называемые евангелисты, в других — реформированная церковь, в третьих — римские католики. При таком разнообразии правления и религий описать дух, склонности и образ жизни германцев из того, что можно видеть в духовном мире, более трудно по сравнению с другими народами. И всё же, поскольку среди людей, которые разговаривают на одном языке, царит общий дух, в некоторой степени это можно видеть и описать, если собрать воедино отдельные представления.
814. Поскольку германцы в любом из герцогств находятся под деспотической властью, у них нет такой свободы говорить и писать, как у голландцев и британцев, а когда свобода говорить и писать ограничивается, то и свобода мышления, то есть свобода исследовать предметы во всей их полноте, также держится под запретом. Этот запрет подобен берегам водоёма вокруг источника, из-за которых уровень воды достигает устья этого источника, так что вода не может уже струиться из него. Мышление подобно потоку воды, а речь, происходящая от него, подобна водоёму. Словом, приток соразмерен истечению, и точно так же разум на высшем уровне соразмеряется со свободой высказываться и выражать свои мысли. Потому-то этот славный народ расположен не к суждениям, а к предметам, принадлежащим памяти. По той же причине они предпочитают письменное наследство и в своих книгах полагаются на своих известных и образованных людей, приводя множество цитат и следуя мнению одного из них. Это их состояние изображается в духовном мире человеком, держащим под рукой книги; когда кто-либо спорит с ним о чём-либо, относящемся к суждению, он говорит: «Я дам тебе ответ», — и тут же достаёт из-под руки одну из книг и зачитывает из неё.
815. Многое является следствием такого их состояния, в частности то, что духовные предметы церкви они сохраняют начертанными в памяти и редко вводят их в более высокую область разума, допуская их только в низшую его область, из которой они и рассуждают о них, то есть совершенно иначе, нежели свободные народы. Эти народы в отношении духовных предметов церкви, которые называются богословскими, подобны орлам, взлетающим на любую высоту, тогда как несвободные народы подобны лебедям в реке. Свободные народы подобны величественным оленям с высокими рогами, вольно бегающим по лугам, рощам и лесам; а несвободные народы подобны оленям в зверинцах для забавы правителя. Далее, свободные народы подобны летающим коням, которых древние называли Пегасами, которые летали не только над морями, но и над горами, называвшимися Парнасскими, и над жилищами муз под ними; а народы, которым свобода не дана, подобны пышно экипированным благородным лошадям в царских конюшнях. Вот чему подобны различия в их суждениях о тайных богословских предметах. Духовенство там, будучи ещё студентами, записывают в учебных заведениях за своими учителями то, что те говорят, и хранят затем эти записи как свидетельства своей учёности. Когда их посвящают в священники или назначают преподавателями в школы, они по большей части основывают свои публичные речи, произносимые с кафедр или с трибун, на упомянутых выше записях. Те священники, которые отступают от общепринятого учения в своих проповедях, обычно проповедуют о Святом Духе и Его чудесном действии, пробуждающем благочестие в сердцах. Те, что следуют в своих проповедях общепринятому теперь учению о вере, предстают перед ангелами как бы в венках из дубовых листьев. А те, что учат по Слову о милосердии и его делах, предстают перед ангелами в душистых венках из лавровых листьев. Их евангелические христиане в спорах об истинах с реформированными представляются разрывающими свои одежды по той причине, что одежды означают истины.
816. Я попытался выяснить, где мне найти в духовном мире жителей Гамбурга, и мне было сказано, что нет такого общества, а тем более государства, где они были бы собраны вместе, и что они разбросаны среди германцев и смешаны с ними в разных областях. Когда я попросил объяснений, мне было сказано, что причиной этому — их постоянные умственные искания, как бы путешествия за пределы своего города и очень редко внутри него; ибо каково состояние ума человека в природном мире, таково же состояние этого человека в духовном мире. Ум человека есть его дух, или посмертный человек, живущий после того как покидает своё материальное тело.
816а[172]. Положение, выдвинутое неким германским курфюрстом, занимавшим, помимо того, высшую должность в церкви. Однажды я видел в духовном мире некого германского курфюрста, занимавшего, помимо того, высшую должность в церкви. С ним были двое епископов и двое министров, и я слышал издали, о чём они между собой беседовали. Курфюрст спросил спутников, знают ли они, в чём состоит главное положение религии в христианстве. «Главное в религии христианства, — ответили епископы, — это одна вера, оправдывающая и спасающая». Тот снова спросил: «А знаете, что скрывается в глубине этой веры? Откройте её, загляните внутрь и скажите мне». Они ответили, что внутри неё скрывается не что иное, как заслуга и праведность Господа Спасителя, на что курфюрст сказал: «Разве не скрывается тогда в ней Господь Спаситель в Своём человеческом, в котором Он зовётся Иисусом Христом, поскольку только Он в Своём человеческом есть праведность?» На это они сказали: «Да, такое следствие определённо и несомненно». Курфюрст продолжал с настойчивостью: «Откройте эту веру и ещё раз загляните в неё; поищите тщательно, нет ли внутри неё ещё чего-нибудь?» Министры ответили: «В ней скрыта также милость Бога Отца». На это курфюрст сказал: «Поразмыслите и уясните себе как следует, и вы увидите, что это — милость Сына у Отца, ведь это Сын просит и заступается. Поэтому я говорю вам: раз вы исповедуете, почитаете и высоко цените эту вашу одну веру, то должны будете исповедовать, почитать и высоко ценить одного Господа Спасителя в Его человеческом, поскольку, как было сказано, Он в Своём человеческом был и есть праведность. В Священном Писании я увидел, что Он в Своём человеческом есть также Иегова и Бог, из следующего: Вот, придут дни, когда Я восставлю Давиду отрасль праведную, которая будет царствовать как царь, и будет жить безопасно. И вот имя Его, которым будут называть Его: Иегова праведность наша. Иерем. 23:5, 6; 33:15, 16
У Павла: В Иисусе Христе вся полнота Божества обитает телесно. Кол. 2:9
И у Иоанна: Иисус Христос — истинный Бог и вечная жизнь. 1 Ин. 5:20 Поэтому Его также называют «Бог веры». (Фил. 3:9).
VI Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|