Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Голландцы в духовном мире




 

800. В книге «Небеса и ад» я рассказал о том, что христиане, у которых читают Слово, знают и признают Господа Искупителя и Спасителя, находятся посредине всех остальных племён и народов, составляющих духовный мир. Объясняется это тем, что у них самый яркий духовный свет, а он распространяется как бы из середины на все окружающие области, до самых отдаленных. Как это происходит, показано в главе о Священном Писании (выше, 267—272). В этой средней христианской области членам реформированных церквей отведены места в соответствии с их способностью принимать духовный свет от Господа. Поскольку у голландцев этот свет наиболее глубоко и полно проникает в их природное просвещение и поэтому они более других расположены к восприятию разумных соображений, им дано жить в этом христианском центре на юго-востоке. Помещению их к востоку служит их способность воспринимать духовное тепло, а помещению к югу — способность воспринимать духовный свет. Стороны света в духовном мире не таковы, как в природном мире, и места обитания зависят от того, как принимаются вера и любовь: восточные жители отличаются любовью, южные — умом («Небеса и ад», 141—153).

 

801. Голландцы находятся в этой части христианского центра ещё и потому, что торговля — цель их любви, а любовь к деньгам является средством, служащим этой цели; такая любовь — духовная. Но когда цель любви — деньги, а любовь к торговле — средство для этой цели, как у евреев, то любовь эта — природная, поскольку она замешана на алчности. Любовь к торговле, как цели, потому является духовной, что задача её — служить благу общества. Личное благо неотделимо от него и кажется человеку первостепенным, поскольку он мыслит из своего природного человека. Однако, когда торговля является целью, духовная любовь также присутствует, а в небесах всякого рассматривают с точки зрения цели его любви. Любовь эта — как правитель царства, или хозяин дома, тогда как остальные виды любви — её подданные или слуги. Любовь к цели, кроме того, располагается в высших и самых внутренних областях ума, а все виды любви, служащие средством, находятся ниже и в стороне от неё, подчиняясь её повелениям. У голландцев такой духовной любви больше, чем у других; евреи же — в любви противоположной, поэтому у них любовь к торговле совершенно природна, коль скоро не имеет в себе никакой заботы об общественном благе, но лишь о собственном.

 

802. Голландцы крепче других народов держатся своих религиозных основ, от которых их не отклонить. Даже когда им доказывают, что какое-либо положение противоречиво, они не принимают этого и возвращаются к своему, оставаясь непоколебимыми. По этой же причине они избегают внутреннего рассмотрения истины, держа свою способность к рассуждению в строжайшем подчинении. Ввиду такой их природы, после смерти, по прибытии в духовный мир, их особым образом готовят к принятию духовности небесной, которая состоит из Божественных истин. Их не учат, поскольку к учению они не восприимчивы; им описывают, каковы небеса, а затем позволяют войти в небеса, чтобы посмотреть, что они собой представляют. При этом всё, что согласно с их природой, передается им, и, когда они возвращаются обратно к своим собратьям, ими всецело овладевает желание небес.

Если затем они не принимают истину, что Бог один в личности и сущности, что Он — Господь Искупитель и Спаситель, и в Нём Божественная Троица, а равно, что бесполезно знать и говорить о вере и милосердии, не ведя при этом жизнь веры и милосердия, которую дарует нам Господь после того, как мы исследуем себя и покаемся, — если они отвращаются от этих истин, которым их учат, и продолжают думать о Боге, что он в трёх лицах, и о религии, как об отвлечённом предмете, они доводятся до крайней бедности и лишаются своей торговли, до того что оказываются в крайней нужде. Затем их приводят к людям, которые, обладая Божественными истинами, пребывают в изобилии и ведут процветающую торговлю, и там им внушается мысль разузнать, отчего эти люди так преуспевают. Вместе с тем их наводят на размышления о вере и образе жизни этих людей, при которых те отвращаются от зол, как грехов. И так до тех пор пока они не исследуют и не уяснят, насколько это согласуется с их собственными мыслями и представлениями. Эти состояния сменяются одно другим, и в конце концов они начинают сами думать, что для избавления от своей нищеты им нужно перенять подобную веру и подобный образ жизни. Затем, насколько они принимают веру и ведут милосердную жизнь, настолько они получают богатство и жизненное счастье.

Подобным образом прожившие в мире жизнь с некоторой долей милосердия сами собой исправляются и готовятся к небесам. Они потом становятся до такой степени непоколебимыми, сравнительно с остальными, что их можно назвать воплощениями постоянства. Они не дают сбить себя с толку никакими рассуждениями, заблуждениями и неясностями, происходящими от софистики или от голых доказательств, основанных на неверном взгляде на предмет; ибо они видят теперь яснее, чем прежде.

 

803. Их доктора, преподающие в высших школах, прилежно изучают таинства современной веры, в особенности те, которые известны в Голландии, как кохеанцы[168]. Поскольку неизбежным следствием этих таинств является учение о предопределении, которое к тому же было утверждено на Дортрехтском синоде, то предопределение было посеяно и насаждено, подобно тому, как на поле сеют семя из плода любого дерева. Из-за этого миряне много говорят между собой о предопределении, но все по-разному. Некоторые хватаются за него обеими руками, некоторые — только одной, и то с усмешкой, а некоторые отбрасывают его прочь от себя, как раненую змею[169]; ведь они ничего не знают о тех таинствах веры, из которых была высижена эта змея. Причина такого незнания кроется в том, что они поглощены своим делом; таинст­ва этой веры касаются их разума, не проникая внутрь него. Таким образом, учение о предопределении является для мирян, да и для духовенства, чем-то вроде стоящего на скале среди моря изваяния человека с огромной раковиной, блестящей, будто золото, в его руке. Увидев его, некоторые из капитанов проплывающих мимо судов приспустят паруса в знак почёта и уважения, некоторые просто подмигнут ему и поприветствуют, а иные освищут, как нечто нелепое. Ещё оно подобно незнакомой птице из Индии, сидящей на высокой башне; кто клянётся, что это голубь, кто предполагает, что это петух, а некоторые подтверждают под присягой, что это сова.

 

804. Голландцев в духовном мире легко отличить от других, потому что они являются там одетыми в ту же одежду, какую они носят в природном мире, с той лишь разницей, что принявшие духовную веру и духовный образ жизни одеты более изящно. Они носят похожую одежду из-за строгой приверженности своим религиозным основам, от которых и зависит, во что одеваются люди в духовном мире. Оттого все обладающие Божественными истинами одеты там в белые наряды и одежду из виссона[170].

 

805. Города, в которых живут голландцы, особым образом защищены. Улицы снабжены крышами и дверями, чтобы нельзя было ничего высмотреть на них с окрестных гор и холмов. Причиной тому — их врождённое стремление скрывать свои замыслы и оставлять свои намерения при себе. А в духовном мире всё это открывается разглядыванием. Если кто-либо приходит к ним с намерением разузнать, в каком они состоянии, то его, прежде чем он уйдёт, приводят к запертым воротам улицы, затем уводят обратно, затем снова к другим воротам и так пока ему это не надоест до крайности, а тогда уже окончательно отпускают. Это делается для того, чтобы он больше не приходил.

Жёны, цель которых властвовать над своими мужьями, живут все в одной части города и встречаются со своими мужьями исключительно по приглашениям, причём учтиво составленным. Затем мужья ведут их в дома, где живут супружеские пары, в которых нет подчинения одного из супругов другому. Им показывают, насколько хорошо обставлены и опрятны их дома и как приятна их жизнь, говоря, что причиной тому — взаимная любовь супружеской пары. Те женщины, которые принимают всё это во внимание и сохраняют в себе, не пытаются больше властвовать и живут вместе с мужьями. Затем им даётся жилище ближе к центру города и называют их ангелами, потому что истинная супружеская любовь — это небесная любовь, лишённая желания властвовать.

 

 

IV






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных