Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Евреи в духовном мире 2 страница




Служение (usus). Предназначение, смысл существования предмета, явления или существа. По Сведенборгу, мироздание есть совокупность служений. То, что никакой цели не служит и никакой пользы не приносит, не существует. В зависимости от контекста переводится и иначе, например «польза», «предназначение».

Собственное (proprium). To, что у человека есть от себя, а не от Бога. Откровение, переданное через Сведенборга, учит нас, что собственное человека есть лишь его наследственное зло, любовь к себе и к миру. А. Н. Аксаков ввёл термин «собь», который автоматически повторяют все, кто «воспитан» на его переводе «О небесах, о мире духов и об аде». Между тем слово это взято Аксаковым из народной речи и никогда широко не употреблялось.

Соответствие (correspondentia). Основополагающий термин всего откровения, поскольку «весь природный мир соответствует духовному миру не только в общем, но и в каждой своей частности, поэтому обо всём, что в природном мире получает существование от духовного мира, говорится как о соответствующем», — подробно о роли соответствий в мироздании можно прочесть в книге «О небесах, о мире духов и об аде» (87 — 115).

Ум (mens). См. воля, разум, дух. Этот термин не следует понимать в привычном значении, иначе получится, что тот, кто лишился ума, уже не просто больной, а вовсе не человек. В обыденном значении слово «ум» ближе к термину «разумение» или «рассудок», тогда как в контексте откровения оно означает собственно человека, пока он живёт в этом мире и пользуется материальным телом.

Человеческое (humanuт). Употребляется почти исключительно в сочетании «человеческое Господа», что означает унаследованное Господом от Марии и затем сделанное Божественным путём прославления (glorificatio).

Цитаты из Ветхого и Нового Заветов. Сведенборг в своё время старательно изучил древнееврейский, древнегреческий и латинский языки. Кроме того, он знал Священное Писание, можно сказать, вдоль и поперёк. То есть он не только тщательно прочитал Библию в подлиннике, но и обладал непосредственным постижением духовного смысла Слова Божьего, данным ему с небес. Поэтому цитаты, которые приводит Сведенборг, часто в значительной степени отличаются от текста, например, Вульгаты. Синодальный перевод Библии также во многих случаях оказывается далёким от истинного прочтения Слова. По этим причинам при переводе цитат синодальный перевод использовался только там, где его буква и смысл не противоречили переводу Сведенборга; в остальных же случаях приведён по возможности близкий русский эквивалент латинских цитат. Кроме того, устаревшие слова, употребление которых не имеет смысла, были заменены современными.

Известно, что христианская церковь заменила в переводе Ветхого Завета имя Иегова на слово «Господь». Это было сделано в целях отмежевания от умершей израильской церкви. Сведенборг, цитируя Ветхий Завет, употребляет имя Иегова там, где оно было употреблено. Удивительно, но в русских переводах Сведенборга встречаются попытки переводить «Иегова» как «Сущий». Объяснить такой подход можно только неуместной старательностью переводчика. Сведенборг не переводил имя Иегова (Jehovah), например как Ens (Сущий), очевидно, имея для этого веские основания, о которых мы можем пока только догадываться. Возможно, само написание и звучание (исследователи полагают, что надо читать «Йехоуа») этого слова важны для сообщения с духовным смыслом. Во всяком случае, нет никаких оснований переводить это имя Бога в цитатах Священного Писания.

Станислав Пшеничный

 

Список сокращений [176]

 

Для указания работ Сведенборга в сносках использованы приведённые ниже сокращения. Названия работ не переведённых на русский язык, даны условно. Если ссылка не содержит буквенного обозначения, она указывает на раздел этой книги. Имеющаяся в тексте ссылка на «Дополнение, помещённое в конце книги» относится к работе, которая не была включена в первое издание этой книги, но опубликована посмертно (Coronis seu Appendix ad Veram christianam religionem). Это дополнение не включено в настоящее издание.

 

АО — «Апокалипсис открытый» (Apocalypsis revelata).

ДТ — «О сообщении души и тела» (De commercio animae et corporis).

КИУ — «Краткое изложение учения новой церкви, которая понимается под Новым Иерусалимом в Апокалипсисе» (Summaria expositio doctrinae novae ecclesiae, quae per Novam Hierosolymam in Apocalypsi intelligitur).

ЛМ — «Мудрость ангельская о Божественной любви и Божественной мудрости» (De Divino amore et de Divina sapientia).

НА — «О небесах, о мире духов и об аде» (De caelo et inferno).

НИ — «Новый Иерусалим и его небесное учение» (De Nova Hierosolyma et ejus doctrina caelesti).

ПC — «О последнем суде» (De ultimo judicio).

СЛ — «Супружеская любовь» (De amore conjugiali).

TH — «Тайны небесные» (Arcana caelestia).

УВ — «Учение Нового Иерусалима о вере» (Doctrina Novae Hierosolymae de fide).

 

Новая Господня церковь [177]

 

Новая церковь (полное название — новая Господня церковь, которая есть Новый Иерусалим) является духовным христианским движением, основанным на религиозных трудах учёного, философа, богослова и мистика XVII столетия Эммануила Сведенборга. Сам Сведенборг никакой религиозной организации не учреждал и в своих религиозных трудах обращался ко всей общности христианского мира, вне различия между его церквями, конфессиями и сектами. Новая церковь им определялась как внутреннее духовное соединение всех христиан в Господе Иисусе Христе, вне конфессионального различия их между собою. Согласно определению, приводимому им в Учении (Небесное Учение или же Новый Иерусалим — основное содержание богословских работ Сведенборга), церковь есть не человеческое учреждение, а внутреннее духовное соединение верующих в Господе, образующее единое тело, животворный дух которого — наполняющий это мистическое тело Господь Иисус Христос.

Именно по этой причине понятие церкви в Небесном Учении кардинальным образом отличается от того, который господствует во всех остальных учениях христианства, что накладывает существенный отличительный отпечаток как на внешнюю организационную структуру новой церкви, так и на её отношение к другим христианским сообществам и даже к нехристианским религиям.

Тут мне хотелось бы отметить, что исторически, к сожалению, среди последователей Господних, или же христиан, повсеместно утвердилось несколько плотское и мирское восприятие духовного понятия «церковь», вызывающее противоестественное разделение нынешних христиан на бесконечно враждебные друг другу секты, ветви и конфессии.

Ибо духовное понятие церкви (от древнегреческого ecclesia — община) согласно Священному Писанию заключается именно в понятии единого мистического тела Христова, или же единого духовного организма, где всякий верующий в Него и соблюдающий Его заповеди есть лишь какой-либо определённый член этого тела (не по плотскому восприятию, но по духовному — член не по внешнему образу, но по соответствующему своём духовному служению в этом теле). Как об этом сказано было в Новом Завете: «Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12:11—26).

И тело это, согласно Писанию, соединяется воедино и образует единый организм Господнего телесного присутствия в мире именно духовной любовью к Господнему добру, проявляемой во плоти различными делами милосердия в мире, а отнюдь не какими-либо чисто внешними предметными атрибутами, которые сами по себе могут быть лишь видимыми символическими выражениями этой духовной любви. И единственным подлинным православным и кафолическим учением в христианской церкви может быть лишь учение милосердия (или же учение о делах, совершаемых в милосердии верующим христианином), заимствуемое из Священного Писания.

Небесное Учение о таком внутреннем соединении говорит следующее: «Учение о милосердии, которое есть учение о жизни согласно догматам веры, было главнейшим учением веры в древних церквях. Это учение связывало все церкви таким образом, что из многих образовывалась одна, ибо принадлежащими к церкви признавались все те, которые жили в добре милосердия, и называли их братьями, как бы они при этом ни различались в истинах, называемых ныне истинами веры. У них один наставлял другого и наставление считалось одним из дел милосердия. Также они не раздражались, если один не принимал мнения другого, ибо знали, что каждый приемлет истину постольку, поскольку он внутренне обретается в соответствующем добре» (НИ 9).

Церковь, как мистическое тело Господнее, по сути есть духовное царство на земле или небеса Господни в мире. Именно посредством церкви небеса незримо присутствуют на земле или же обретаются в человеке, находящемся в мире природном, и присутствие это есть внутреннее единение в человеке Господнего добра жизни с истинами веры из Господнего Слова. Небеса, или же духовное Господне царство, как впрочем и церковь, согласно Писанию есть не что иное, как определённое внутреннее духовное состояние у человека — «Царство Божье внутри вас есть» (Лука 17:21). Поэтому-то, как говорит Небесное Учение, «никак нельзя сказать о ком-нибудь, что небеса находятся вне его, но до`лжно сказать, что они внутри его. …Из этого ясно, сколько ошибается тот, кто думает, что ему только стоит перенестись в среду ангелов, чтобы войти в небеса, какова бы ни была его внутренняя жизнь, и что поэтому небесная жизнь даруется каждому по непосредственной милости Господа, — тогда как ничто небесное, находящееся вне человека, не может влиять на него и не принимается им, если внутри его самого нет небес. …Так как все принимают небеса, находящиеся вне их, по качеству небес, находящихся внутри их, то подобным же образом они принимают и Господа, потому что Божественное Господа образует небеса. Вот почему когда Господь является какому-нибудь обществу, то Его видят по качеству добра этого общества, то есть не везде одинаково; не потому, чтобы эта разность была в Господе, но потому, что она в тех, которые видят Его по качеству своего добра. Даже самый вид Господа проникает их по качеству любви их к Нему: любящие Господа от всего сердца проникнуты Им до самой глубины души, а кто любит Его менее, тот и менее проникнут Им; для злых же, находящихся вне небес, присутствие Господа есть мучение. …Небеса находятся везде, где признают Господа, где верят в Него и любят Его; разнообразие поклонения Ему и разнообразие добра в том и другом обществе не предосудительно, а полезно, потому что из этого разнообразия слагается совершенство небес. Трудно объяснить это, не прибегнув к принятым и обычным в науке выражениям, которыми толкуют, каким образом совершенство единства образуется из разнообразия частей. Всякое единство, говорит наука, состоит из различных частей, ибо единство, в котором их нет, само есть ничто, не имеет формы, следовательно, не имеет качества; но когда единство состоит из различных частей и когда эти части составляют образ совершённый, в котором каждая из них дружно и стройно присоединяется к другой, тогда единство, по качеству своему, совершенно. Таким же образом и небеса составляют единст­во, состоящее из разнообразных частей, расположенных в совершеннейшем образе, ибо небесный образ (форма) есть совершеннейший из всех образов. Что в этом состоит всякое совершенство, ясно видно по всему прекрасному и приятному, что поражает одинаково и внеш­ние чувства и дух; ибо все прекрасное существует и происходит не от чего иного, как от сочетания различных, стройно составленных и согласованных частей, расположенных в совокупном или последовательном порядке; никогда это качество прекрасного не принадлежит единству, неразнообразному в своих частях. На этом основании говорят, что разнообразие приятно, и известно, что от качества этого разнообразия зависит и его приятность. Из всего этого видно, каким образом совершенство, даже небесное, происходит от разнообразия частей… Сказанное выше о небесах может быть одинаково сказано и о церкви, ибо церковь есть небеса Господни на земле. Церквей несколько, и, несмотря на то каждая из них называется церковью и подлинно есть церковь настолько, насколько добро любви и веры царствует в ней. Господь и тут из различных частей составляет одно целое, то есть одну церковь из нескольких. О каждом человеке церкви можно сказать в частности то же, что о церкви вообще, а именно, что церковь внутри человека, а не вне его и что каждый человек, в котором Господь присущ в добре любви и веры, есть также церковь» (НА 54—57).

Согласно Учению, даже и язычники не обязательно прокляты. Ибо Господь, по бесконечной милости Своей, для всякого народа предусмотрел какую-нибудь религию, посредством которой всякий из народа этого мог бы спасаться от жизни во зле, а также и от безбожия, и восходить к каким-либо своим небесам, ибо Господь не хочет гибели во зле ни единого человека на свете.

По этой-то причине, согласно Учению, и бессмысленно спрашивать, какая религия самая истинная, а нужно спрашивать — истинная для кого?

Другое дело, что, согласно Учению, в Господе существует иерархия религий и соответствующая иерархия откровения истины, ибо в едином Господнем теле, каковым является церковь всеобщая (или же все богоспасаемые в нашем человечестве), церковь Господня исполняет служение сердца и лёгких, всё же другие церкви исполняют служения, относящиеся к иным органам (вплоть до волос и ногтей). Ясно, что тело гораздо спокойнее перенесёт удаление ногтей или волос, или даже руки или ноги, чем лёгкого и уж тем более сердца. Поэтому и служение сердца для организма в целом, куда как важнее служения, скажем, пальца и уж тем более ногтей или волосяного покрова.

Но из этого вовсе не следует, что дух, наполняющий всё тело, пренебрегает его волосами, ибо, согласно Учению, полнота бытия целого заключается в совершенстве всех частей в нём.

Из вышесказанного можно увидеть, почему Небесное Учение в своих основах изначально не придавало определяющего значения каким-либо исключительно внешним, организационным формам учреждения новой Господней церкви в мире (каковое учреждение и есть, однако, главная цель этого Учения), но образование церкви мыслилось как перерождение всей общности Христиан в духе внутреннего истолкования Священного Писания христианской церкви, и в духе новой жизни согласно новому истолкованию заповедей Божественного Слова.

Достаточно легко также увидеть и то, что новая церковь, согласно Учению, есть прежде всего именно духовное движение, основанное на достаточно универсальном богословско-мистическом фундаменте, а вовсе не род обыкновенной христианской секты, обычно не выходящей за рамки организационно-отделительного процесса. И насколько личность и судьба Сведенборга принципиально отличаются от классических образцов организаторов различных сект, движений и расколов в христианстве, настолько же и новая церковь, как организованное сообщество человеческое, отличается от тривиальной практики разного рода сектантских организаций. Поэтому в этой статье мне хотелось бы познакомить читателей не только с частностями новой церкви, как определённой христианской позиции и особой клерикальной организации, но прежде всего именно с теми общими религиозными принципами, которые составляют самую суть Небесного Учения, и поэтому основу новой церкви именно как духовного движения, которое часто находит своих последователей и почитателей далеко за границами тех религиозных организаций, которые относят себя непосредственно к Господней церкви Нового Иерусалима.

 

Небесное Учение, которое излагается в книгах объёмом более 30 толстых томов, в своих основах является собранием текстов очень высокого интеллектуального уровня. Нужно учитывать, что тексты эти вышли из-под пера человека, всю жизнь свою посвятившего изучению практически всех натурфилософских дисциплин своего времени вкупе с глубоким проникновением в учения философских и религиозных доктрин. Для более полного понимания того, что собой представляла личность человека, имя которого стоит на первой странице этого многотомного собрания (которое включает в себя наряду с чисто богословскими трактатами также многочисленные философские тома и видения духовидца), читателю стоит познакомится более подробно с его биографией. Здесь я приведу краткое жизнеописание, составленное мною по различным источникам.

Эммануил Сведенборг родился 29 января 1688 года. Его отец Эспер Сведберг был профессором богословия в Уппсальском университете и настоятелем собора. Позднее он стал епископом в Скаре. Так как достоинство епископского сана требовало перехода в дворянское сословие, то фамилия семьи Сведберг была изменена на Сведенборг.

В доме епископа за семейным столом, за которым часто собиралось представительное собрание наиболее влиятельных и известных священнослужителей шведской короны, постоянно велись беседы на разнообразнейшие религиозные темы. Как писал впоследствии сам Сведенборг, вспоминая о своих детских годах: «Я с самого своего раннего возраста постоянно был охвачен мыслями о Боге, спасении и духовных страданиях людей». Но особенно интересным фактом из биографии его семьи является то, что его отец, лютеранский епископ, воспитывал детей лишь в общих принципах христианской веры, выбор же конфессии он оставлял за ними самими до достижения ими сознательного возраста.

В 1699 году юный Эммануил поступил на философский факультет Упсальского университета. Несмотря на свои религиозные наклонности (а возможно и благодаря им), он выбрал не богословский факультет, ибо ни одна из существовавших тогда в христианском мире теологических школ не смогла предоставить ему хоть сколько-нибудь удовлетворительного ответа на занимавшие тогда его сознание вопросы о сути Бога, вселенной и человеческого бытия.

После университета, где Сведенборг получил прекрасное образование (в частности, в совершенстве изучив латынь, греческий и древнееврейский), он всю первую половину своей жизни интенсивно занимался самообразованием. Ему удалось либо самостоятельно, либо под руководством опытных преподавателей изучить физику, астрономию и главные из естественных наук. Позднее он занимался космологией, механикой, математикой, анатомией, физиологией, политикой, экономикой, металлургией, геологией, горным делом и химией. Его труды по обработке металлов принципиально изменили положение дел в этой отрасли производства и не потеряли своей актуальности даже в настоящее время. Историки науки считают его отцом таких дисциплин, как, скажем, минералогия или физиология мозга. Его натурфилософские работы поднимались до уровня аналогичных опытов Ньютона, а некоторые его блестящие прозрения предвосхитили выводы о сути материи, к которым физика приблизилась лишь в XX веке посредством квантовой механики.

Но какие бы научные дисциплины не доводилось постигать и развивать Сведенборгу на протяжении многолетней его научной карьеры, красной нитью через всю его жизнь проходил завет, который дал ему отец, покидая Упсалу для исполнения пастырского своего долга в другом приходе: «Молю тебя, дабы ты боялся и любил Бога превыше всего остального в мире, ибо без страха Божьего все науки и все занятия ничего не стоят, но способны причинить один лишь вред». Неизменным спутником всей его жизни и неизменным маяком и вдохновителем любых его размышлений, поисков, философских или же научных выводов и заключений в любых обстоятельствах оставалась священная книга его детства — Библия, и сквозь все свои научные занятия, опыты и обобщения Сведенборг неизменно стремился узреть и постигнуть абсолютное Божественное основание вселенной и ту связующую нить, посредством которой и содержится всё творение в неизменном единстве со своим Творцом.

И однако же, невзирая на все удивительнейшие прозрения его, подчас намного превосходящие в областях натурфилософской и естественнонаучной даже самые высшие пределы современной ему науки, Сведенборг чувствовал, что постижение Божественного основания вселенной непрестанно ускользает от ума его и что он настолько же ещё далёк от понимания Божественной сути бытия нашего в конце своей научной карьеры, насколько он был далёк от понимания этого и в самом её начале. Все его научные занятия, все его усилия на этом поприще и все напряжения ума его в области постижения законов материального мира лишь подвели его под конец к уразумению им полной и совершенной невозможности оставаться хоть сколько-нибудь долее в рамках той простой и по-детски наивной христианской веры, в которой он был рождён и воспитан.

И затем для него наступает исключительно тяжкий период метаний, лихорадочных раздумий и тяжёлых духовных искушений, в которых его единственной опорой, единственной надеждой и единственным утешением оставалась лишь неизменная и простая вера его дет­ских лет во всемогущество и милость Господа нашего Иисуса Христа, заключённая для него отныне лишь в простых и незатейливых церковных песнопениях, которые память его хранила всю его сознательную жизнь как свою самую величайшую драгоценность и величайшее услаждение для своей души.

На протяжении 1744-го и 1745 годов сознание Сведенборга смущено и взволновано было различными видениями. Дух его то повергался в пучины страха, то возносился к вершинам восторга и счастья. Нечто таинственное и необоримое свершалось в сознании старого учёного, нечто совершенно не зависевшее ни от его воли, ни от его желания, нечто, что увлекало утлый кораблик его слабого человеческого сознания в неизведанные и непостижимые для простых смертных глубины океана Божественных провидений и прозрений, унося его туда стремительно и неостановимо, и ему как кормчему, попавшему в самую пучину урагана, лишь оставалось следовать по ветру совершенно неведомым для него курсом, вцепившись из последних сил в штурвал, стараясь только сохранить остойчивость своего корабля и не дать ему опрокинуться в бушующую пучину водной стихии.

Несомненно, сильнейшим из тех событий, которые довелось ему пережить в эти годы, было непосредственное посещёние Господне, которого он удостоен был 6 апреля 1744 года.

Вечером того дня Сведенборг долго и напряжённо работал, а затем прилёг и постепенно начал погружаться в состояние, промежуточное между бодрствованием и сном. И тут, как он позднее рассказывал сам, с ним произошло следующее:

«Спустя полчаса я услыхал над головою стук, после чего я испытал при продолжающемся шуме сильное потрясение с головы до ног. Мне показалось, будто надо мной находится нечто священное, потом я уснул. Примерно между 12 и 2 часами по мне снова пробежала дрожь с головы до ног, причём слышался такой шум, как если бы столкнулось множество ветров. Это привело меня в сильнейшее сотрясение и повергло ниц. В то мгновение, когда я был сброшен, я был в полном сознании, и видел, что сброшен, и дивился, что бы это могло значить. И затем я заговорил, как если бы слова извне были вложены в уста мои, и произнёс: «О всемогущий Иисус Христос, то, что Ты по Твоей великой милости соизволяешь явиться к столь великому грешнику, делает меня достойным Твоей милости! — Я сложил свои руки, и тогда показалось рука, которая крепко охватила мои руки — Ты обещал оказывать милость всем грешникам, Ты не можешь не сдержать Своего слова!» И в то же мгновение я уже был на Его лоне и видел Его лицом к лицу, и это был облик со святейшим выражением, которого нельзя и описать. Облик Его был совершенно такой же, какой носил Он, живя в мире».

Затем Господь заговорил со Сведенборгом и спросил его, имеет ли он «удостоверение о здоровье» (по-шведски sundhetsbetyg — это документ, выдаваемый соответствующими чиновниками команде судна при оставлении кораблём порта). Сведенборг ответил Ему: «Господи, Ты знаешь это лучше, чем я». «Хорошо, тогда начинай» — ответствовал Господь. И затем Он произнёс нечто, что Сведенборг истолковывал позднее как «люби Меня подлинно» или как «делай то, что пообещал». На что тот ответствовал: «О Боже, даруй мне благодать для этого! Я уразумел, что это выше моих сил!» После чего Сведенборг проснулся, содрогаясь.

Размышляя в полусне о случившемся с ним только что, он думал с изумлением: «Что это всё могло бы значить? Был ли это Христос, Сын Божий, Тот, Кого я увидел?» Он осознавал, что было бы величайшим грехом впасть в сомнение. «Но ведь нам заповедано испытывать духов», — думал он. Сведенборг начал просматривать всю свою прошлую жизнь, как он был очищаем и приуготовляем, как он пал на лицо своё и как слова молитвы были вложены в уста его. И затем — «я уразумел, что ко мне явился Сам Сын Божий, нисшедший в таких громах, который поверг меня ниц против воли моей и вложил мне молитву в уста мои; после чего я воскликнул: „Это был сам Иисус!“ И затем я молился о благодати и любви, ибо это было дело Иисуса Христа, а не моё собственное. При этом я постоянно обливался слезами, не слезами печали — но слезами счастья и радости, оттого что Господь наш соизволил явить благодать Свою такому недостойному грешнику как я».

Жизнь Сведенборга постепенно, но неотвратимо преобразовывалась все эти годы, меняя, ступень за ступенью, само качество бытия своего. Господним наитием в глубины сознания его вводилось постепенно особое Божественное постижение внутреннего духовного, в свете которого и Священное Писание, и материальный мир постепенно приобретали для него совершенно новые, скрытые доселе от любого смертного духовные очертания подлинной, Божественной реальности.

И наконец, наступил для Сведенборга тот день, когда завершилось начатое по воле Господней преобразование ума его природного, который достиг степени просветления, предопределённой ему самим провидением Господним. И тогда Господь, явившись вновь к нему уже при полной ясности его сознания, возгласил ему: «Я Господь Бог, Творец и Искупитель, Я избрал тебя для объяснения людям внутреннего духовного смысла Священного Писания и Сам буду внушать тебе то, что ты должен писать».

Как записал сам Сведенборг впоследствии: «В эту же ночь открылся и мой внутренний взор, так что я получил возможность видеть обитателей мира духов, небеса и ад и благодаря этому множество скрытых аспектов бытия. После этого я совершенно оставил мои занятия в земных науках и посвятил себя исключительно духовным постижениям, и Господь Сам руководил моими записями об этом».

Вся вторая половина жизни Сведенборга в мире была затем посвящена уже исключительно написанию разного рода теологических сочинений, в основном комментариев к Библии, которые составляют более 20 томов. Его религиозная деятельность решительно отличалась от практики сектантов, так как он, по свидетельству современников, не стремился вербовать прозелитов и навязывать своё мнение окружающим. Несмотря на это, он весьма часто подвергался ожесточенным нападкам со стороны некоторых богословов, и были попытки даже пресечь его деятельность административными мерами, впрочем потерпевшие полный крах.

Вплоть до 1759 года Сведенборг публиковал свои книги анонимно, но в том году произошло событие, которое привлекло к имени его всеобщее внимание и побудило читающую публику задуматься о возможной связи анонимно публикуемых книг, содержащих описания видений из потустороннего мира, с личностью почтенного шведского барона.

В июле этого года Сведенборг как-то был приглашён на обед к богатому купцу Вильяму Кастелю, жившему в городе Готтенберге (который удалён от Стокгольма на расстояние более 70 километров). Около шести часов вечера он внезапно вышел из комнаты в сад, откуда вернулся очень бледный и встревоженный, говоря что в Стокгольме сильный пожар и что пламя охватило уже значительную часть города. В беспокойстве он несколько раз после того оставлял комнаты и объявил наконец, что дом такого-то его знакомого уже обратился в пепел и что его собственный дом находится в большой опасности. Выйдя ещё раз около восьми часов, он возвратился уже с лицом совершенно спокойным, говоря: «Слава Богу, пожар погашен, огонь остановлен за три дома до моего». Всё это произвёло большое впечатление в городе, и дошло до сведения губернатора, который на другой день пригласил Сведенборга к себе и получил от него подтверждение всего сказанного им накануне, с описанием малейших подробностей пожара. Лишь на третий день в город прибыл гонец Стокгольмской торговой палаты с подробностями пожара в столице. Вести, доставленные гонцом и рассказ Сведенборга совпали даже в мельчайших деталях.

Случай этот принёс Сведенборгу европейскую известность, и в дальнейшем ему достаточно часто докучали разнообразные посетители, умолявшие его разрешить ту или иную их проблему, для чего была необходима помощь от кого-либо, пребывающего уже в потустороннем мире.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных