Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЗАНЯТИЕ №34. ОСЛОЖНЕНИЯ САХАРНОГО ДИАБЕТА




1. Тема и ее актуальность. В течение последнего десятилетия в Республике Башкортостан, как и во всем мире растет заболеваемость детского населения сахарным диабетом I типа. Внедрение современных схем лечения (интенсифицированная инсулинотерапия), обучение больных в “Школе диабета”, проведение самоконтроля за заболеванием в амбулаторных условиях позволили существенно снизить частоту как поздних, так и острых осложнений сахарного диабета.

Вместе с тем педиатрам широкого профиля, наблюдающим детей с сахарным диабетом на педиатрическом участке, рано или поздно приходится сталкиваться с развитием декомпенсации заболевания и оказывать экстренную врачебную помощь на догоспитальном этапе.

Прогноз при выведении ребенка из состояния диабетической комы в первую очередь определяется адекватностью проводимых неотложных мероприятий, особенно инсулинотерапии. В настоящее время наиболее эффективным режимом инсулинотерапии при диабетической коме во всем мире признано почасовое внутривенное введение инсулина короткого действия, что позволяет предотвратить развитие такого тяжелого осложнения как отек головного мозга и переход в гипогликемическую кому.

Особую угрозу для жизни ребенка представляет собой гипогликемическая кома, которая может развиться в течение очень короткого времени после появления первых симптомов гипогликемии. Если при кетоацидотической коме вывести ребенка из данного состояния необходимо в течение 6 часов, то при гипогликемической коме необходимо купирование комы в течение ближайшего времени. В противном случае в результате нейрогликопении развиваются необратимые изменения со стороны коры головного мозга.

Учитывая вышеизложенное необходимо учитывать следующие правила:

· при развитии комы в течение короткого времени (в школе, на улице, в магазине) в первую очередь необходимо заподозрить гипогликемическую кому,

· при невозможности дифференцировать вид комы необходимо начинать лечение ex juvantibus введением 20-40% раствора глюкозы,

· каждый больной сахарным диабетом должен носить с собой легкоусвояемые углеводы (сахар-рафинад) для быстрого купирования гипогликемии.

2. Учебные цели: проводить диагностику и оказание экстренной врачебной помощи на догоспитальном и госпитальном этапах, определять тактику оказания дальнейшей медицинской помощи детям с различными видами диабетических ком.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

· анатомо-физиологические особенности эндокринной системы и обмена веществ,

· методику исследования эндокринной системы и различных видов обмена веществ,

· лабораторные и инструментальные методы,

· механизм действия препаратов (инсулиновые препараты, препараты калия, щелочные растворы, растворы для инфузионной терапии).

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

собрать анамнез и провести объективное обследование по всем органам и системам ребенка с сахарным диабетом в коматозном состоянии,

· выявить наличие клинических синдромов (кетоацидоз, судорожный синдром, синдром дегидратации) и определить ведущий синдром,

· оценить глубину комы,

· назначить план дополнительного лабораторного и инструментального обследования и оценить их результаты (гликемия, ацетонурия, ЭКГ, КЩС, электролиты),

· провести дифференциальный диагноз между различными видами диабетической комы,

· оказать экстренную врачебную помощь на догоспитальном и госпитальном этапах при диабетических комах,

· выявить поздние сосудистые осложнения сахарного диабета,

· назначить лечение.

3. Вид занятия: практическое занятие.

4. Продолжительность занятия: 6 часов, в т.ч. аудиторная СРС 4 часа.

5. Оснащение: ростомер, весы, тренинговая компьютерная программа, мультимедийные атласы, глюкометр, тест-полоски для определения ацетонурии, таблицы хлебных единиц, дневник самоконтроля больного сахарным диабетом.

6. Аудиторная самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.

· Проведите клиническое обследование больного сахарным диабетом с длительным сроком заболевания.

· Проведите тест на ограничение подвижности суставов (хайропатию). Для этого попросите больного сложить кисти ладонными поверхностями друг к другу (если ладонные поверхности всех пальцев плотно примыкают друг к другу – хайропатии нет; неполное смыкание 4-5 пальцев – хайропатия 1 степени; неполное смыкание всех пальцев – хайропатия 2 степени)

· Оцените наличие симптомов диабетической полинейропатии с помощью нейропатического симптоматического счета у больного сахарным диабетом:

Симптоматический нейропатический счет

Симптомы (вопросы больному) нет – 0, есть – 1, усиливаются ночью – 2
Покалывание  
Жжение  
Онемение  
Ноющая боль  
Судороги  
Раздражение в стопах и ногах при прикосновении к постельному белью (гиперестезия)  

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных