| Этапы развития детского коллектива
| Основные события
| Социально-психологические характеристики коллектива
| Проявления социально-психологических характеристик коллектива
| Педагогические задачи по управлению развитием детского коллектива
|
| 1. «Песчаная россыпь» (с момента организации до «колки дров»)
|
|
|
| Организация жизнедеятельности в коллективе (предъявление основных требований)
|
| 2. «Мягкая глина» (с момента «колки дров» до первых форм организации коллектива)
|
| Дифференциация коллектива преобладает над интеграцией
|
| Объединение в единый коллектив (в том числе, через организацию совместной деятельности)
|
| 3. «Мерцающий маяк» (с создания первых форм организации коллектива до задержания и опыта Макаренко)
|
| Сплочение коллектива
|
| Предъявление социально значимых ценностей, целей, перспектив развития коллектива.
Организация совместной деятельности, направленной на достижение этих целей.
|
| Благоприятный социально-психологический климат коллектива
|
|
| «Индивидуальность» коллектива
|
|
| 4. «Алый парус» (с обыска до вступления в комсомол, до переселения в Трепке)
|
| Структура и самоорганизация коллектива
|
| Стимулирование внутри групповой и межгрупповой активности
|
| 5. «Горящий факел» (с активизации интереса крестьян до переселения в Куряж)
|
| Коллективное принятие жизненно важных решений.
|
|
|
| Появление новых перспектив.
|
|
|
| Распространение опыта
|
|
|
| Творческий уровень деятельности
|
|
|