Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Политическая система общества. Способность общества реагировать на растущие потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям своего функционирования обеспечивается политической




 

Способность общества реагировать на растущие потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям своего функционирования обеспечивается политической системой.

Благодаря деятельности политических институтов и структур, а также выполнению людьми политических ролей управляющего и управляемого политическая система оказывает целенаправленное воздействие на различные стороны жизни общества. Действие механизмов политической системы на социальные отношения основано на способности властным путём распределять ценности и ресурсы внутри общества, предписывать населению определённые стандарты и нормы поведения. В связи с этим политическая система включает в себя все существующие в обществе типы политических взаимодействий, т.е. все взаимодействия властвующего и подвластного.

Следовательно, понятие «политическая система» используется для характеристики взаимоотношений между государством и обществом, между различными социальными субъектами на негосударственном уровне.

Политическая система состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. По функциональному признаку можно выделить следующие подсистемы:

институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют политическую организацию общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству. Особое значение имеют церковь и средства массовой информации, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения;

нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан;

функциональная подсистема – это методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на обеспечение функционирования, преобразования и защиту механизма осуществления власти в обществе;

коммуникативная подсистема включает в себя все формы политического взаимодействия как внутри системы, так и с политическими системами других государств.

К функциям политической системы можно отнести следующие:

• функция политической социализации;

• функция регуляции (контроль и регулирование);

• функция реагирования;

• экстракционная функция (извлечение ресурсов из внешней среды);

• дистрибутивная функция (распределение ценностей и ресурсов);

• функция адаптации.

Многообразие политических систем, существующих в современном мире, указывает на то, что на процесс их формирования оказывает влияние множество факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зрелость гражданского общества и т.д. Типология политических систем осуществляется на основе учёта различных признаков (оснований).

1. Одна из первых классификаций исходит из характера их взаимоотношения с внешней средой. По этому критерию политические системы подразделяются на закрытые и открытые.

2. Распространена классификация политических систем по политическому режиму, т.е. на основе характера и способов взаимодействия власти, личности, общества. По этому критерию выделяются тоталитарные политические системы, авторитарные и демократические.

3. По содержанию и формам управления выделяют следующие основные разновидности политических систем: либеральные демократии, коммунистические системы (или авторитарно-радикальные), традиционные политические системы, популистские политические системы, авторитарно-консервативные политические системы.

4. В основу классификации политических систем может быть положен классовый принцип, т.е. интересы какого класса выражает политическая система. По этому принципу выделялись рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (социалистическая) политические системы.

 

8. Формы государства: понятие и составляющие.

 

Форма государства – это такая структура, которая включает не только организационные элементы (органы государства), но и связи между ними, а также элементы функциональные (методы деятельности).

Выделяют три главные формы государства: монократическая (единовластная), поликратическая (многовластная) и сегментарная (смешанная).

Для монократической формы характерно сосредоточение полноты власти в руках одного лица (например, монарха) или какой-либо коллегии (например, совета). При данной форме разделение властей отвергается, в государственном управлении существует «сверхцентрализация», местное самоуправление не признаётся законом или фактически отсутствует, в государственном режиме доминируют методы принуждения, права человека не признаются или нарушаются в массовом порядке.

Такая форма государства может иметь следующие разновидности: теократическая, экстремистская (фашистская), милитаристская (правление военного центра), монократическая в условиях тоталитарного социализма.

Прямая противоположность монократической государственной форме – поликратическая. При данной государственной форме существует разделение властей, действует местное самоуправление, в государственном режиме преобладают демократические методы управления, связанные с периодическими выборами, ведётся поиск консенсуса (согласия) и компромиссов, соблюдаются права граждан. Данная форма предполагает политический и идеологический плюрализм, светский характер государства.

Сегментарная государственная форма – промежуточная. Она предполагает известное разделение властей, ролей по управлению государством, но не имеет системы «сдержек и противовесов». Решающая роль принадлежит исполнительной власти, роль судов традиционно слаба, а парламент принижен. Местное самоуправление может быть предусмотрено в отдельных звеньях административно-территориального деления, но выборные органы находятся под жёсткой опекой назначенных чиновников. Права человека и гражданина провозглашаются конституциями, но они систематически нарушаются государственными органами, а в государственном режиме преобладают авторитарные методы управления.

Эта форма также имеет свои разновидности: в некоторых странах она сравнительно либеральная, в других – более авторитарная.

 

Форма правления.

 

Форма правления – это структура и взаимоотношения высших органов государства, а именно главы государства, парламента и правительства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных